
Структура программы
-
Пояснительная записка
-
Стандарт основного общего образования по геометрии:
-ОМСО по классам (7,8,9 класс),
-требования к уровню подготовки
-
Методические рекомендации для педагога
-
Календарно-тематическое планирование
-
Критерии оценивания разных видов заданий по геометрии
-
Список литературы
Пояснительная записка
Статус документа.
Примерная рабочая программа по геометрии является нормативным документом в деятельности педагога. Рабочая программа – это документ, составленный на основе
-
Федерального и национально-регионального компонентов государственного стандарта основного общего образования,
-
Примерных программ по математике для общеобразовательных учреждений Российской федерации,
-
Примерных программ по математике для общеобразовательных учреждений Свердловской области,
-
Авторской программы по геометрии (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.)
Рабочая программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, даёт распределение учебного времени по разделам курса, отражает структурирование учебного материала, последовательность его изучения, раскрывает пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Данная рабочая программа рассчитана на обучение учащихся общеобразовательных классов общего типа наполняемостью 25-30 человек.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Цели и задачи обучения геометрии определяются общими целями и задачами обучения математике.
Содержание курса математики и его место в системе других школьных предметов обосновано значимостью науки математики в создании и развитии человеческой цивилизации, ролью собственной математической деятельности человека, в формировании его интеллектуальной и эмоциональной сфер, значимостью приобретаемых знаний в повседневной жизни, их необходимостью для изучения других предметов.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
-
формирование навыков самообразования посредством развития познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении математических задач, использования современных информационных технологий;
-
формирование и развитие основных умений использования различных источников получения информации (сообщений СМИ, научно-популярных статей, монографий, сети Интернет и т. д.)
Целью изучения курса геометрии в УП-1Х классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Задачи обучения геометрии:
-
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
-
развить общеучебные умения, навыки и способы деятельности, представленные в примерной программе по математике средствами предмета
Основные принципы обучения геометрии:
-
единства обучения и воспитания, позволяющее обеспечить целостное соединение знаний, ценностных ориентаций и развитие личности,
-
деятельностный подход (никакое знание не может быть усвоено или использовано без действия), формирование общих приемов учебной и поисково-исследовательской деятельности,
-
компетентностный подход, заключающийся в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни,
-
преемственности,
-
реализации требований личностно-ориентированного подхода к организации обучения математике,
-
опора на наглядность,
-
дополнительности (использование программ вариативных курсов для 5-11 классов, обеспечивающих школьный компонент УП).
Общая характеристика учебного предмета.
-
Геометрия, давно став языком науки и техники, всё шире проникает в повседневную жизнь. Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Без конкретных геометрических знаний затруднено, например, понимание принципов устройства и использования современной техники. Каждому человеку в повседневной жизни приходится использовать знания и практические приёмы геометрических измерений и построений. Геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин в школе.
-
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе изучения геометрии в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения. Курс геометрии характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных умозаключений. В нём рационально сочетается логическая строгость и геометрическая наглядность, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, тем самым обеспечивает развитие логического мышления школьников.
-
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
-
Ведущая роль принадлежит геометрии и в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
-
В курсе геометрии задачам отводится чрезвычайно важная роль. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
-
Геометрическое образование вносит свой вклад и в формирование общей культуры человека. Необходимым проявлением общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания, представление о предмете и методе геометрии, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения геометрии для решения научных и прикладных задач. Изучение геометрии развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о геометрии как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития геометрической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
-
Использование в геометрии наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
-
Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии и пропорциональности. Геометрия - наука эстетическая, точная, красивая. Она требует трудолюбия, предрасположенности, озарения, тонкого ума, оригинальности мыслительных конструкций. Геометрия, бесспорно, организует ум, способствует умственному воспитанию, она позволяет не расплывчато, а точно определять количественные и качественные показатели процессов и явлений, происходящих в природе, общественной, экономической и политической жизни страны, региона, города. Через любую привлекательную для детей деятельность, через диалог и выработку каждым ребенком своей, сообразной с интересами лучшей части общества, жизненной позиции, можно достичь важных воспитательных целей.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.
Рабочая программа рассчитана на 875 учебных часов. Содержание распределено по трём основным курсам:
-
математика в 5-6 классах, 5 часов в неделю,
-
алгебра 7, 8, 9 класс – 3 часа в неделю,
-
геометрия 7, 8, 9 класс – 2 часа в неделю
Предлагаемое в программе распределение учебного времени по разделам курса соответствует реализации подходов авторов УМК, способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических приёмов с учетом условий и особенностей Уральского региона.
Основные подходы к реализации компонентов ГОСа.
Основываясь на приоритетных направлениях развития образования Свердловской области и целях математического образования естественно выделить приоритетную линию содержания образования – информационная компетентность.
-
Информационная культура формируется комплексно, являясь предметом учебно-познавательной деятельности на уроках математики, во внеурочной деятельности. В процессе обучения геометрии формируются навыки изучения источников получения информации, приобретаются умения пользоваться различными носителями информации, развивается умение отбирать необходимую для решения практических задач информацию из различных источников. Вырабатываются критерии критического отношения к различной информации, отбора достоверной, развитие навыков самообразования, совершенствование способов подачи информации, в том числе при взаимодействии с другими людьми.
Средствами предмета Геометрия при изучении отдельных разделов, тем, при решении задач формируются элементы:
-
социально-экономической культуры (решение задач на построение, задач с экономическим содержанием),
-
художественной культуры через изучение тем «Симметрия», «Подобие фигур", " Золотая пропорция", истории математики на Урале.
-
Организуя учебно-воспитательный процесс, учитель математики формирует элементы экологической культуры, правовой культуры, культуры здоровья, в том числе культуру умственного труда, общей культуры обучающегося, формирует ценностные ориентации, формирует и при необходимости корректирует сложившиеся отношения к учебной деятельности, к себе и к другим.
-
На уроках геометрии систематически осуществляется работа по развитию речи. Систематически осуществляется работа с общенаучными и математическими терминами, идёт обучение связной речи.
-
Рассматривая решение задач как средство и условие реализации деятельностного и компетентностного подхода в обучении средствами предмета в соответствии с областным образовательным проектом учителя математики начинают включать задачи, которые требуют осуществления значительно более широкого спектра действий, чем традиционные школьные задачи по математике. Они сформулированы на “бытовом” языке и требуют самостоятельного доопределения (уточнения) условий, привлечения знаний, полученных учениками на занятиях по другим учебным предметам или в их внешкольном жизненном опыте. Задачи предлагаемого типа не заменяют, а дополняют традиционные школьные задачи. Они направлены на выработку у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях. Тем самым полученные знания и навыки приобретают для школьников смысл, становятся средством решения широкого круга жизненных и научных проблем. Сама же отработка навыков и алгоритмов может более эффективно осуществляться на материале стандартных школьных задач.
-
В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, делается акцент на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, из которых приоритетными являются познавательная, информационно- коммуникативная и рефлексивная.
Рабочая программа направлена на то, чтобы учащиеся приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учителя математики организуют:
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки;
- владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- развернутое обоснование суждения, умение давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- формирование навыков редактирования текста, создания собственного текста;
- публичные выступления (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), обучение следованию этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
- объективное оценивание своих учебных достижений;
- формирование навыков организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения;
- конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Эти виды деятельности способствуют становлению образованности учащихся как совокупности просвещенности через предметно – информационную составляющую регионального компонента государственного образовательного стандарта, обученности через деятельностно-коммуникативную составляющую стандарта, воспитанности через его ценностно-ориентационную составляющую.