Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт

имени А.П. Гайдара»

А.Г. Сидорский

Д.М. Кривоногов
Методические рекомендации к семинарским занятиям

по дисциплине «ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ»

Арзамас


АГПИ,

2009


УДК 576.1 (075.8)

ББК 28.02 я 73

С 34

Печатается по решению редакционно-издательского совета



ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

Сидорский А.Г., Кривоногов Д.М.

С 34 Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Теория эволюции»: - Арзамас: АГПИ, 2009. - 36 с.

Издание второе, исправленное и дополненное

В работе представлены методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу эволюционной теории для студентов биологических факультетов очной форм обучения.

УДК 576.1 (075.8)

ББК 28.02 я 73


 Сидорский А.Г., 2007

 Кривоногов Д.М., 2009

 Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2009




ОГЛАВЛЕНИЕ:




стр.

Введение …………………………………………………………………………...

4

Основная литература……………………………………………………………..

4

О необходимости изучения теории эволюции ………………………………...

5

Содержание дисциплины

Раздел I История развития эволюционных идей……………………………..

5




Занятие 1 Место теории эволюции в системе биологических наук. История развития эволюционных идей…………………………………...

5




Занятие 2 Учение Дарвина. Этапы развития эволюционной теории……

6

Раздел II Органическая эволюция – объективный процесс………………...

8




Занятие 3 Эволюция и жизнь………………………………………………

8




Занятие 4 Доказательства и методы изучения эволюции………………..

9

Раздел III Микроэволюция………………………………………………………

10




Занятие 5 Популяция – элементарная единица эволюции. Мутации…...

10




Занятие 6 Элементарные факторы эволюции…………………………….

11




Занятие 7 Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции…………………………………………………………………….

12




Занятие 8 Возникновение адаптаций – результат действия естественного отбора ………………………………………………............

14




Занятие 9 Вид – основной этап эволюционного процесса. Видообразование …………………………………………………...............

15

Раздел IV Макроэволюция………………………………………………………

16




Занятие 10 Эволюция онтогенеза …………………………………............

16




Занятие 11 Эволюция филогенетических групп ………………................

17




Занятие 12 Антропогенез ………………………………………………….

18

Самостоятельная работа студентов

Список основных терминов .…….........................................................................

19

Темы мультимедийных презентаций и рефератов..........................................

23

Вопросы контрольной работы к межсессионной аттестации……………….

26

Вопросы к курсовому экзамену по теории эволюции......................................

26

Вопросы к государственному экзамену по биологии ......................................

29

Список рекомендуемой дополнительной литературы и ресурсов Интернета……………………………………………………………………….....

30


ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие предназначено для студентов педагогических институтов, специализирующихся в области преподавания биологии и химии. С небольшими модификациями оно может быть использовано студентами других биологических специальностей педвузов. Пособие рассчитано на 24 часа семинарских занятий, которые могут делиться на два семестра.

Дисциплина изучается на 5 курсе биологических факультетов, основу для изучения теории эволюции составляют знания по специальным биологическим дисциплинам, накопленные за пять лет обучения.

Формами самостоятельной работы студентов являются создание презентаций, написание рефератов по частным темам эволюционной теории и составление словарей основных терминов в рамках развития понятийного аппарата. Кроме того, после плана каждого семинара приведены вопросы и задания для самостоятельной работы студентов. Мы рекомендуем студентам обязательно выполнять эту работу, так как подобные вопросы встречаются в электронных тестовых материалах.

Контроль знаний студентов осуществляется посредством выполнения электронных тестовых заданий на каждом семинарском занятии. Примерно в середине курса проводится контрольная работа к межсессионной аттестации студентов. Завершением изучения дисциплины можно считать успешную сдачу курсового экзамена по теории эволюции.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Яблоков А.В. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – 6-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006. – 310 с.
Базовым учебником является прекрасно систематизированная и иллюстрированная, написанная в доступном, но вместе с тем в строго научном стиле, а также наиболее современная работа А.В. Яблокова и А.Г. Юсуфова «Эволюционное учение» (2006). После плана каждого семинарского занятия указаны страницы в этом учебнике, на которых изложены минимальные знания по теме семинарского занятия.

Кроме основного опорного учебника в конце пособия приведён список дополнительной и рекомендуемой специальной литературы, а также адреса электронных ресурсов для углубленного изучения темы.

Однако не следует забывать и о лекционном курсе по дисциплине «Теория эволюции». Материалы лекций, учебников, специальной литературы и Интернета должны взаимно дополнять друг друга. Все знания по дисциплине необходимо синтезировать и привести в единую систему.
О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ
Теория эволюции, несомненно, является квинтэссенцией всей биологии. Именно в её рамках проводится обобщение, анализ и синтез на самом высоком уровне всех биологических знаний. Поэтому теория эволюции изучается на последнем курсе института, когда студенты обладают достаточными знаниями по всем частным биологическим наукам, а также знаниями генетики и экологии. Теория эволюции выполняет интегративную функцию, объединяя всё более социализирующиеся в настоящее время частные биологические науки в единое и стройное здание биологии. В отличие от частных биологических наук, которые в большей степени носят описательный характер, теория эволюции отвечает на вопросы происхождения и исторического развития той или иной биологической структуры, системы или процесса, описывает механизмы развития, тенденции и направления.

Эволюционная парадигма занимает важнейшее положение в системе естественно-научных знаний о биологической форме движения материи. Любое биологическое исследование считается завершённым, если оно рассмотрено с эволюционных позиций.

Кроме того, эволюционная теория выполняет и важную мировоззренческую функцию, материалистически разрешая вопрос о возникновении и развитии жизни на Земле, в том числе и вопрос о происхождении человека. Справедливо, чётко и направленно критикуя и отвергая такие лженаучные течения как расизм и социал-дарвинизм, теория эволюции служит идеалам гуманизма, альтруизма и пацифизма, борется со всевозможными проявлениями ксенофобии.

Студентам не следует забывать о том, что эволюционные вопросы составляют значительную долю в составе вопросов государственного экзамена по биологии. К тому же при ответе на любой биологический вопрос в качестве дополнительного может быть задан вопрос о происхождении, эволюции той или иной биологической структуры, системы или процесса.

В составе школьной программы по общей биологии эволюционная теория занимает центральное место в 10-м и 11-м классах. Настоящим биологом по праву может называться лишь тот учитель, который в совершенстве знает пути, тенденции и движущие силы исторического развития живого на нашей планете.

Содержание дисциплины

Раздел I «История развития эволюционных идей» - 6 часов
Занятие 1

Тема: «Место теории эволюции в системе биологических наук. История развития эволюционных идей» - 2 часа
Вопросы к семинару:


  1. Место теории эволюции в системе биологических наук (введение)

  2. Основные разделы теории эволюции (введение)

  3. Эволюционные идеи в древнем мире (1.1)

  4. Эволюционные взгляды в Средневековье и в эпоху Возрождения (1.1)

  5. Развитие эволюционных взглядов в XVII – начале XIX вв (1.2)

  6. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка (2.1)

  7. Краткая биография Ч.Дарвина (3.1)

  8. Кругосветное путешествие Ч.Дарвина на корабле Бигль, противоречия его наблюдений с системой креационизма (3.1)


Самостоятельная работа

Вопросы и задания

  • Какие идеи о развитии живой природы господствовали в Древности и Средневековье? В чем различие в подходах к познанию
    природы в эти периоды?

  • В чем состоят характерные черты развития биологии в эпоху
    Возрождения?

  • Перечислите наиболее крупные достижения биологии XVIII - начала XIX в., сыгравшие определяющую роль в обосновании идеи
    эволюции органического мира.

  • Охарактеризуйте (с фактами и аргументами) главные направления борьбы вокруг идеи исторического развития живой природы в XVII-XIX вв.

  • В чем заключаются основные положения эволюционной кон­цепции Ж.Б. Ламарка? Оцените их с естественнонаучной и методо­логической точек зрения.

  • Какой класс наземных позвоночных животных совершенно отсутствует на океанических островах? Почему?

  • Фауна каких островов богаче океанических или материковых? Почему?

  • Назовите разделы эволюционной теории и соответствующий объект исследования.

  • Приведите примеры частных биологических наук и соответствующий объект исследования.

  • Каким образом теория эволюции отвечает на два важнейших мировоззренческих вопроса о происхождении жизни на Земли и о возникновении человека?


Основная литература:

Яблоков А.В. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – 6-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006. – С. 4-18.



Занятие 2

Тема: «Учение Дарвина. Этапы развития эволюционной теории» - 2 часа
Вопросы к семинару:

  1. Происхождение домашних животных и культурных растений

  2. Бессознательный и методический отборы

  3. Изменчивость. Классификация изменчивости

  4. Теория естественного отбора Ч.Дарвина (3.2)

  5. Дивергенция – расхождение признаков

  6. Основные этапы развития эволюционной теории (3.2)

  7. Формирование классического дарвинизма (3.3)

  8. Кризис классического дарвинизма. Основные антидарвиновские концепции (3.3)

  9. Синтез генетики и классического дарвинизма. Переход к популяционному мышлению (3.3)

  10. Формирование синтетической теории (3.3)

  11. Современная критика дарвинизма. Дарвинизм и креационизм сегодня (3.3)


Самостоятельная работа

Вопросы и задания

  • В чем состояла принципиальная новизна подхода Ч. Дарвина к
    изучению процесса эволюции органического мира?

  • Какие группы фактов заставили Ч. Дарвина убедиться в реаль­ности процесса эволюции во время путешествия вокруг света?

  • Каково значение практики селекции в обосновании эволюци­онной теории?

  • Как оценивал Ч. Дарвин учение Ж.Б. Ламарка? В чем принципиальное различие в подходах Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка к объяс­нению механизма процесса эволюции?

  • Каковы основные затруднения, которые встретила теория естественного отбора? Пути их преодоления, предложенные Ч. Дар-
    вином (по материалам гл. 6 «Происхождения видов...»)?

  • Что противопоставил Ч. Дарвин возражениям Ст. Майварта
    «о недостаточности принципа отбора для объяснения начальных
    стадий возникновения полезных уклонений» (по материалам гл. 7
    «Происхождения видов...»)?

  • В чем суть «Кошмара Дженкина» и почему Ч. Дарвин не смог
    его развеять?

  • Какие основные пять этапов в развитии дарвинизма можно
    выделить?

  • Что с чем было синтезировано в синтетической теории эво­люции?

  • В чем заключаются основные черты современного этапа раз­вития дарвинизма?

  • Можно ли сказать, что дарвинизм «устарел» во второй половине XX в.?


Основная литература:

Яблоков А.В. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – 6-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006. – С. 18-26.


Раздел II «Органическая эволюция – объективный процесс» - 4 часа
Занятие 3

Тема: «Эволюция и жизнь» - 2 часа
Вопросы к семинару:

  1. Основные свойства живого. Пять аксиом теоретической биологии (4.1)

  2. Уровни организации живой материи (4.3)

  3. Предпосылки и этапы возникновения жизни. Химическая эволюция живого (5.1)

  4. Начальные этапы биологического обмена. Коацерватная гипотеза (5.1)

  5. Другие гипотезы возникновения жизни на Земле. Хиральная чистота живого (5.1)

  6. Геохронологическая шкала (5.3+геология)

  7. Основные этапы эволюции растений (5.2)

  8. Основные тенденции и направления эволюции растений (5.2)

  9. Основные этапы эволюции животных (5.2)

  10. Основные тенденции и направления эволюции животных (5.2)

  11. Основные этапы эволюции биосферы (5.3)

  12. Основные тенденции и направления эволюции биосферы (5.3)


Самостоятельная работа

Вопросы и задания

  • Сопоставьте предполагаемые пути возникновения жизни на
    Земле. В чем состоят нерешенные вопросы разных гипотез происхождения жизни?

  • Почему приходится говорить о неизбежности эволюционного
    развития жизни? В чем состоит геохимическая функция жизни на
    Земле?

  • Перечислите характерные особенности жизни, выделяя наибо­лее важные для протекания процесса эволюции.

  • В чем проявляются системность и организованность жизни на
    Земле?

  • Охарактеризуйте основные уровни организации жизни на
    Земле и докажите их несводимость друг к другу.

  • В чем нереальность в описании строения жизни на планете
    Солярис в фантастическом романе Ст. Лема «Солярис»?

  • Как можно доказать объективность процесса эволюции жизни
    на Земле?

  • Какие немногие особенности организации живого на Земле
    необходимы и достаточны для моделирования процесса эволюции?

  • Можно ли предсказать направления эволюции жизни на Зем­ле в будущем, опираясь на ее результаты в прошлом? Каковы здесь
    предполагаемые подходы и перспективы?

  • Перечислите характерные черты эволюции растений и животных, выделяя общие и специфические моменты.

  • Покажите взаимосвязь эволюции растений и животных на
    примере развития жизни в каком-либо геологическом периоде.


Основная литература:

Яблоков А.В. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – 6-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006. – С. 27-58.


Занятие 4

Тема: «Доказательства и методы изучения эволюции» - 2 часа
Вопросы к семинару:

  1. Палеонтологические методы: ископаемые переходные формы (6.2)

  2. Палеонтологические методы: палеонтологические ряды (6.2)

  3. Биогеографические методы: сравнение флор и фаун (6.2)

  4. Биогеографические методы: особенности распространения близких форм (6.2)

  5. Биогеографические методы: островные формы, прерывистое распространение (6.2)

  6. Биогеографические методы: реликты (6.2, 15.6)

  7. Эмбриологические методы: выявление зародышевого сходства, рекапитуляция (6.2)

  8. Методы систематики (6.2)

  9. Экологические методы (6.2)

  10. Генетические методы (6.2)

  11. Методы биохимии и молекулярной биологии (6.2)


Самостоятельная работа

Вопросы и задания

  • В чем состоит существо метода тройного параллелизма и значение этого и подобных методологических подходов для решения
    спорных вопросов филогенеза отдельных групп (с примерами)?

  • Какими методами можно изучать эволюционные события в
    масштабе миллиардов лет? миллионов лет? десятков лет? В чем
    различие между методами изучения макро- и микроэволюционных
    процессов?

  • Приложим ли общенаучный принцип дополнительности
    Н. Бора к изучению эволюции?

  • Перед нами находятся лошадь, мышь, черепаха, бабочка, со­
    сна. Какими методами наиболее надежно можно установить филогенетические взаимоотношения (родство) этих форм?

  • Какие эволюционные процессы поддаются изучению методами популяционной биологии?

  • Можно ли с помощью методов молекулярной биологии изу­чать эволюционные процессы внутривидового масштаба?

  • Можно ли палеонтологическими методами изучать микроэволюцию? Какова разрешающая сила современных палеонтологических методов?

  • Какими биогеографическими методами можно изучать про­цессы микроэволюции?

  • Как доказать, что сравниваемые структуры гомологичные или
    аналогичные в случае их значительного внешнего сходства (напри­
    мер, вибриссы у млекопитающих и щетинки на теле насекомых, ко­лючки у шиповника и колючки у барбариса)?

  • В чем принципиальное отличие рудиментов от атавизмов?

  • Оцените вклад методов разных наук в изучение процесса эво­люции и возможные изменения в этом направлении в будущем.

  • Какова связь развития методов изучения эволюции с доказательствами объективности эволюционного процесса в живой при­
    роде?


Основная литература:

Яблоков А.В. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – 6-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006. – С. 59-94, 210-211.


Раздел III «Микроэволюция» - 10 часов
Занятие 5

Тема: «Популяция – элементарная единица эволюции. Мутации» - 2 часа
Вопросы к семинару:

  1. Главная особенность изучения микроэволюции (7.1)

  2. Понятие «популяция» (7.2)

  3. Популяционный ареал (7.3)

  4. Численность особей в популяции и её изменение (7.3)

  5. Половой состав популяции (7.3)

  6. Возрастной состав популяции (7.3)

  7. Генетическая гетерогенность популяций (7.3)

  8. Популяция – элементарная единица эволюции (7.4)

  9. Изменчивость – свойство органической природы (8.1)

  10. Классификация мутаций (8.2+Генетика)

  11. Частота возникновения мутаций. Встречаемость мутаций в природных популяциях. (8.2, 8.3)

  12. Внутрипопуляционный полиморфизм (8.4)

  13. Гомологическая изменчивость (8.5)


Самостоятельная работа

Вопросы и задания

  • В чем состоят существенные черты популяционного мышления
    в современной биологии?

  • Приведите примеры популяций разных видов, размеры ареала которых различаются в сотни раз.

  • Почему ни особь, ни надвидовые таксоны не могут считаться
    элементарными единицами эволюционного процесса?

  • В каком отношении к современным взглядам на изменчивость
    находятся представления Ч. Дарвина об определенной и неопределенной изменчивости?

  • Приведите примеры видов, радиусы индивидуальной активности которых различаются в сотни раз.

  • Роль внешних условий в изменении организмов в ходе эволю­ции признается многими. В чем состоят принципиальные различия
    в оценке разными исследователями роли внешних условий в эволю­ции?

  • В чем состоит вклад генетики в развитие теории естественного
    отбора?

  • В чем состоит методологическое значение выделении микроэволюционного уровня исследования процесса эволюции? В чем
    главное отличие между исследованием микро- и макроэволюционных процессов?

  • Приведите примеры видов, репродуктивный и трофический ареал которых не совпадают.

  • Какая популяция более устойчива, состоящая из 90 женских особей и 10 мужских или из 10 женских и 90 мужских? Почему?

  • Приведите примеры популяций одного вида, размеры ареала которых различаются в сотни раз.


Основная литература:

Яблоков А.В. Эволюционное учение: Учеб. для биол. спец. вузов / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – 6-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2006. – С. 95-116.


Занятие 6


следующая страница>


Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «теория эволюции»

С 34 Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Теория эволюции»: Арзамас: агпи, 2009. 36 с

584.89kb.

25 12 2014
4 стр.


Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей Гродно 2011 (076. 1) Ббк 65. 01 Я73

Экономическая теория : методические рекомендации к практическим занятиям для студентов неэкономических специальностей / А. И. Ганчар, Л. Ю. Герасимович, С. С. Захорошко, О. О. Янюк

2826.31kb.

07 10 2014
13 стр.


Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Управление персоналом»
16.05kb.

18 12 2014
1 стр.


Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы
403.89kb.

14 12 2014
4 стр.


Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы
653.49kb.

10 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям

«Теория «рациональной бюрократии М. Вебера» («Теория рациональной бюрократии и ее современные интерпритации») относится к группе дисциплин специализации по специальности «Документо

1217.3kb.

15 12 2014
9 стр.


Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь

Методические указания к лабораторным и семинарским занятиям, задания по выполнению

788.46kb.

11 10 2014
3 стр.


Экзаменационные вопросы по курсу "Теория эволюции"

Понятие эволюции. Теория биологической эволюции. Предмет и цели. Этапы становления эволюционной теории. Современные проблемы теории эволюции

54.7kb.

14 12 2014
1 стр.