Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Горно-Алтайский государственный университет

Кафедра ботаники и фитофизиологии

Польникова Е. Н.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С РЕЛИКТОВЫМИ ВИДАМИ РАСТЕНИЙ

СЕМ. НОРИЧНИКОВЫХ - SCROPHULARIACEAE

(Методические рекомендации для студентов и учителей биологов)

Горно-Алтайск

2005

Печатается по решению методического совета биолого-химического факультета Горно-Алтайского госуниверситета

Польникова Е.Н. Организация и проведение опытнической работы с реликтовыми видами растений сем. Норичниковых - Scrophulariaceae: Методические рекомендации для студентов и учителей биологов. Горно-Алтайск, 2005.

В работе излагаются литературные данные о некоторых реликтовых видах, их биологических особенностях и распространении; приводятся итоги собственных исследований по интродукции и методические рекомендации по организации опытнической работы с некоторыми реликтовыми видами Южной Сибири.

Предназначена для студентов и учителей биологов для проведения природоохранительной работы.

Рецензенты: Важов В.М., д. с-х.н., проф., чл.- кор. РАЕН, декан

ЕГФ БПГУ им. В.М. Шукшина;

Васильева М.З., к.п.н., доцент ГАГУ.

Введение

В наши дни проявляется всевозрастающее антропогенное воздействие на природную среду. При этом особенно большое значение приобретают вопросы экологического воспитания – целенаправленного формирования у молодого поколения сознательного, бережного отношения к природе, высокой экологической культуры.

Одна из задач экологического воспитания - познакомить студентов с проблемами природопользования в своем крае, привлечь их к практической деятельности по охране природы.

Необходимо, прежде всего, вырабатывать у молодежи знания научных основ природопользования и практические умения, и навыки по охране природной среды. Речь идет о системе междисциплинарных знаний, о нужной стороне образования подрастающего поколения.

Важно сформировать у молодежи социально ценные потребности и мотивы, побуждающие к активной работе по охране окружающей среды, стремление к общению с природой, к познанию ее тайн, способности испытывать глубокие нравственные и эстетические чувства.

Однако задачи экологической подготовки молодежи решаются еще недостаточно. Нередко наблюдается большой разрыв между требованиями учебных программ в области экологического образования и фактическими знаниями учащихся. У некоторых школьников отсутствуют знания о рациональном использовании природных богатств, далеко не каждый школьник принимает участие в мероприятиях по охране природы, знает, какие виды растений и животных являются исчезающими, эндемичными, реликтовыми и чем они отличаются, и поэтому при подготовке учителей биологов в Горно-Алтайском университете уделяется большое внимание экологическому воспитанию студентов. Широкие возможности обучения и экологического воспитания молодежи открывает правильная организация учебно-опытного участка и прохождение учебной практики на нем. Постановка разнообразных опытов и практических работ на учебно-опытном участке с различными растениями как культурной, так и дикой флоры будет способствовать подготовке студентов биологов к работе в школе по вопросам охраны окружающей среды и, в частности охране местной флоры.

На территории биостанции Горно-Алтайского госуниверситета, сотрудниками кафедры ботаники и фитофизиологии с 1998 создается научная коллекция некоторых реликтовых видов растений; проводится сравнительное изучение их эколого-биологических особенностей в культуре и в условиях естественного произрастания. Наряду с этим на биостанции имеется методический отдел, являющейся моделью пришкольного учебно-опытного участка.

Существенной частью учебно-опытного участка является экологический отдел, имеющий большое учебное значение по курсам ботаники, зоологии и общей биологии. В конце прошлого столетия некоторые агробиостанции педвузов в типичный школьный участок стали вводить посадки редких растений для их воспроизводства и охраны. С целью сохранения исчезающих видов растений и, прежде всего реликтовых видов, считаем целесообразным создание на территории отдела коллекции реликтовых растений.

Приобретенный нами опыт работы с растениями сем. норичниковых (норичник тенистый, норичник узловатый и наперстянка крупноцветковая) позволяет нам рекомендовать эти растения для проведения различных опытов с ними, а также с другими реликтовыми видами растений.

Реликты третичных широколиственных лесов во флоре Южной

Сибири

Реликтовые виды растений имеют большую научную ценность как достоверный источник информации о растительном покрове прошлых геологических эпох. Реликты – характеризуются замедленным темпом эволюции, принадлежат к ранее более многочисленным систематическим группам, населяющим ограниченный ареал (или ареалы), являющийся частью ранее более обширного ареала, и узко приспособлены к определенным, большей части специфическим, условиям существования. Элементы третичной реликтовой растительности и флоры в горном поясе Южной Сибири существовали в течение всего ледникового времени и сохранились в отдельных реликтовых центрах (рефугиумах) до настоящего периода.

Характерными признаками реликтовых видов являются – 1) дизъюнктивный ареал, основная часть которого охватывает широколиственно-лесную (неморальную) область Европы или Восточной Азии, а отдельные фрагменты ареала или местонахождения имеются на территории Сибири; 2) фитоценотические связи в пределах основного участка ареала – приуроченность к широколиственным и хвойно-широколиственным лесам; 3) фитиценотические связи в условиях местообитаний в Сибири; 4) морфологические признаки; 5) родство; 6) данные исторической геологии, палеогеологии и палеоботаники, позволяющие судить о вероятном возрасте реликта.

В раннетретичное время на территории всей Южной Сибири и Урала были широко распространены листопадно-широколиственные леса. Однородная в палеогене растительность на обширных пространствах Урала и Южной Сибири в миоцене стала дифференцироваться на уральскую, западно-сибирскую и восточно-сибирскую провинции.

К концу неогена в связи с прогрессирующим ухудшением климатических условий листопадно-широколиственные леса вытесняются хвойными, которые включали элементы широколиственных лесов. Еще более неблагоприятные условия для существования видов неморальной флоры создавались во время плейстоценовых оледенений. Однако даже в эпоху максимального оледенения умеренно-широколиственные породы (липа, вяз) и их травянистые спутники сохранились на территории Сибири в составе горной черневой тайги.

Плейстоценовые оледенения в Южной Сибири (даже максимальное) носили горно-долинный характер, охватывали верхние пояса гор, в то время как среднегорные и низкогорные районы Алтае-Саянской системы не испытывали существенных климатических изменений. В этих районах продолжала развиваться черневая тайга. Во время климатического оптимума голоцена виды неморальной флоры (липа сибирская, виды дуба и вяза) получили значительное распространение на территории Южной Сибири, но лесообразующей роли не играли. Наступившее вслед за оптимумом ухудшение климатических условий в голоцене привело к сокращению распространения в Сибири видов третичной лесной флоры, а затем полному исчезновению большинства из них.

К рефугиумам третичных неморальных реликтов Южной Сибири относятся Приуралье, Горная Шория, Северо-Восточный Алтай, Юго-Западный Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, Хамар-Дабан. По данным А.В. Положий и Э.Д. Крапивкиной, реликтовых видов на территории Сибири 57. Для Северо-восточного и Юго-Западного Алтая зарегистрировано 43 вида реликтов неморального комплекса, среди них:

Brachypodium sylvaticum (Huds.) Beauv. - коротконожка лесная. Многолетний злак, образующий дернины. Стебли прямые, высотой 50-120 см, в узлах густоволосистые. Листья темно-зеленые, тонкие, широкие (до 12 мм), с обеих сторон шероховатые. Соцветие – поникающий колос 8-15 см высотой.

Встречается в Северном и Западном Алтае, где обитает в черневых и кедровых лесах.

Festuca gigantea (L) Vii. - овсяница гигантская. Многолетний недернистый злак. Стебли одиночные или немногочисленные, 80-170 см высотой. Листья зеленые, 8-15 мм шириной, плоские, нежесткие, с плоско обрезанным язычком до 1 мм длиной. Метелка 15-30 см длиной, раскидистая, поникающая. Колоски ланцетные, 10-15 мм длиной, 3-7 цветковые. Зерновка плосковатая, желтовато-бурая, около 5 мм длиной.

Распространен в Северном и Западном Алтае в пихтовых, осиново-пихтовых и других темнохвойных лесах.

Asarum europaeum L. - копытень европейский. Бесстебельное растение с ползучим ветвистым располагающимся в самом поверхностном слое почвы корневищем. Надземные веточки несут при основании 2-3 пленчатых чешуйки, а на концах по 2 длинночерешковых листа. Листовые пластинки 4-6 см длиной, темно-зеленые, округло-почковидные, кожистые, покрытые короткими прижатыми волосками. Цветки одиночные, пазушные, на коротких цветоножках. Околоцветник колокольчатый, трехнадрезанный, буровато-пурпуровый, покрытый волосками. Тычинок 12, с короткими нитями, пыльники с шиловидными отростками. Завязь нижняя. Плод – многосемянная коробочка.

Изолированный участок ареала находится в горах Южной Сибири.

Actaea spicata (L.) - воронец колосистый. Корневище толстое, многоглавое. Стебли до 70 см высотой. Листья в числе 2 на стебле, крупные, темно-зеленые, дваждытройчатосложные, черешковые. Листочки 1-го порядка тройчатосложные, на длинных (до 1 см) черешках, широкоовальные, туповато- или короткозаостренные, по краям пиловидно-зубчатые. Цветки мелкие, в коротких кистях. Чашечка 4-листная, зеленоватая, лепестков нет. Плод черный, ягодообразный.

Встречается в Северо-Восточном и Юго-Западном Алтае.

Shibateranthis sibirica (Dc.) Nakai - весенник сибирский. Многолетнее совершенно гладкое растение с шаровидным клубнем 0,8-1 см и в диаметре и неветвящимся безлистным стеблем 10-20 см длиной. Прикорневой лист один, длинночерешковый с пластинкой пальчато 5-раздельной на ромбические-клиновидные надрезанные на верхушке лопасти. В верхней части стебля под цветком имеется обертка глубокораздельная на цельные или трехнадрезанные листовидные сегменты. Цветок одиночный, на короткой, позднее удлиняющейся цветоножке, выходящей из вершины стебля. Чашелистики эллиптические, в числе 5-6, желтые. Лепестки-нектарники двулопастные, в 3-4 раза короче чашелистиков. Листовки на коротких ножках, косо отклоненные, удлиненно-эллиптические с коротким согнутым носиком.

Довольно редкое растение, южно-сибирский эндемик. Самое западное местонахождение имеет в Северном Алтае.

Cardamine impatiens (L.) - сердечник недотрога. Двулетнее растение с тонким корнем и прямым, простым или в верхней части разветвленным стеблем высотой 20-50 см. Листья непарноперистые, короткочерешковые, с ушками при основании черешков 4,5-9 см длиной, голые, листочки 3-5–надрезанные. Цветки очень мелкие. Чашелистики 1,5 мм длиной, лепестки белые, около 2,5 мм длиной. Стручки на отстоящих цветоножках, почти прямостоячие, узколанцетные, 1,5-3 см длиной, с коротким столбиком. Семена продолговато-эллиптические, мелкие, с узким крылом.

Изолированные участки ареала имеет в горах Средней Азии и Южной Сибири.

Dentaria sibirica (O. E. Schulz) N. Busch - зубянка сибирская. Корневище нитевидное. Стебли прямостоячие, простые, около 20 см высотой. Прикорневые листья с длинными черешками и пластинкой из трех овальных острых листочков, стеблевые в числе 3, собраны в мутовку, листочки их узколанцетные, по краю очень мелкие с отогнутыми наружу зубцами. Цветки крупные, пурпурные, в немногоцветковых кистях. Стручки 25-50 мм длиной и около 2 мм шириной.

Алтае-саянский эндемик. Очень редкое растение.

Geranium robertianum L. - герань Роберта. Однолетнее или двулетнее растение с прямостоячими, в верхней части ветвистыми стеблями, покрытыми простыми, отстоящими (с примесью железистых) волосками. Нижние стеблевые листья в очертании пятиугольные, пятилопастные, верхние тройчатые. Лопасти пластинки глубоко перисто раздельные на цельные или зубчатые дольки. Цветоножки железистые, по 2 на цветоносах. Цветки 24-26 мм в диаметре, правильные пятичленные. Лепестки бледно-розовые, вдвое длиннее чашелистиков. Плодики односеменные, сетчато-морщинистые.

На Алтае встречается как редкий вид в северо-восточном и юго-западных районах.

Viola mirabilis L. - фиалка удивительная. Корневище многоглавое, длинное, косо или горизонтально располагающееся. На первых стадиях развития стебель отсутствует, образуется розетка длинночерешковых прикорневых листьев с тонкой яйцевидной светло-зеленой по краю зубчатой пластинкой и длинные цветоножки с крупными (1,3-2 см) цветками, венчик светло-фиолетовый с зеленовато-белым шпорцем. Позднее развиваются стебли, несущие по 2-3 листа, из пазух которых на коротких цветоножках выходят клейстогамные мелкие зеленоватые цветки. Коробочки продолговато-яйцевидные, голые.

Редкий вид. Отмечен в северных и западных районах Алтая.

Brunnera sibirica Stev. - бруннера сибирская. Корневище косогоризонтальное, толстое, черное. Стебли одиночные, прямостоячие 25-80 см высотой. Прикорневые листья длинночерешковые, пластинка их широкосердцевидная, 6-22 см длиной и шириной, на верхушке острая. Стеблевые листья во много раз мельче прикорневых, нижние на коротких черешках, верхние сидячие, продолговатые до ланцетных. Цветки в малоцветковых завитках, собранных в небольшую метелку, цветоножки длинные, тонкие; венчик голубой с плоским отгибом, рассеченным на округлые лопасти. Орешки 2,5-3 мм длиной, полусогнутые, с толстыми жилками.

Распространен на Алтае.

Myosotis krylovii Serg. - незабудка Крылова. Корневище тонкое, ветвистое, образует цветоносные побеги 20-40 см высотой и вегетативные до 15 см высотой. Прикорневые листья немногочисленные, с овальной пластинкой и длинным черешком, стеблевые продолговато-ланцетные. Цветки в сжатых, позднее рыхлых кистях, венчик большей частью темно-голубой, 5-10 мм в диаметре, чашечка с линейно-ланцетными долями. Орешки продолговато-трехгранные, острые, черные.

Встречается в Северо-Восточном Алтае.

Stachys sylvatica L. - чистец лесной. Корневище ползучее. Стебель 30-120 см высотой, прямой, железисто-волосистый. Листья простые, черешковые, пластинки их сердцевидно-яйцевидные, городчато-зубчатые, 5-13 см длиной и 3-8 см шириной рассеянно-волосистые, тонкие. Цветки в мутовках, расставленных у основания, выше сближенных. Чашечка трубчато-колокольчатая, железисто-волосистая, с остисто заостренными зубцами. Венчик темно-красный, 13-17 мм длиной, верхняя губа его цельная, нижняя трехлопастная. Тычиночные нити от основания до половины опушены. Плод из 4 темно-бурых яйцевидных голых орешков.

Отмечен в Горном Алтае в пихтовых, кедровых, сосновых травяных лесах.

Alfredia cernua (L.) Cass. - альфредия проникающая. Крупное (до 3 м высотой) растение с укороченным корневищем. Стебли одиночные, в верхней части ветвистые, толстые, бороздчатые, полые, грязно-пурпуровые, паутинистые. Листья (нижние) длинночерешковые, 25-50 см длиной, 15-30 см шириной, пластинка их яйцевидно-сердцевидная, по краю выямчато-зубчатоя, сверху почти голая, снизу войлочная, черешок узкокрылатый, по краю с шипиками. Корзинки на верхушках ветвей, 4-5 см длиной, обертка многорядная, листочки ее в нижней части узкие, черноволосистые, в верхней части расширенные в перепончатый желто-золотистый разорванный придаток. Венчик желтый, голый, около 18 мм длиной. Семянки 6-7 мм длиной, сжатые, голые, с многорядным хохолком из зазубренных сероватых щетинок.

На Алтае вид обитает в черневых и смешанных лесах, на лесных высокотравных лугах.

Digitalis grandiflora Mill.- наперстянка крупноцветковая. На территории Западной Сибири указывается П.Н. Круловым (1939), Л.И. Иваниной (1955), А.В. Положий (1996) и др. для северных и западных предгорий Алтая, И.М. Красноборовым (1998) для Новосибирской области.

По данным С.И. Коржинского (1898), И.И. Спрыгина (1936), А.В Положий и Э.Д. Крапивкина (1987) наперстянка крупноцветковая – третичное реликтовое растение. Относится к числу наиболее важных лекарственных растений и широко применяется во всем мире. Она содержит гликозиды сердечной группы, не полученные синтетическим путем. В европейской части разводится в садах и парках как многолетнее, зимостойкое декоративное растение. Занесена в список редких и исчезающих видов флоры СССР, нуждающихся в охране (1981). К настоящему времени данные по изучению биологии и экологии его на территории Западной Сибири отсутствуют. Также нет точных сведений об естественных местонахождениях данного вида на территории Сибири.

Наперстянка крупноцветковая – многолетнее, травянистое, поликарпическое растение. Корневище короткое. Стебель прямой, 40-120 см высотой, простой, реже при основании разветвленный, в верхней части покрыт железистыми волосками, в нижней – простыми волосками, в средней части голый или рассеянно волосистый. Розеточные листья и нижние стеблевые – продолговато-ланцетные. Средне стеблевые листья яйцевидно-ланцетные, верхние – продолговато-ланцетные, постепенно уменьшающиеся в размерах и переходящие в пазушные прицветники. Цветки горизонтально отклоненные, поникающие, собраны в одностороннюю, редкую кисть. Чашечка и венчик зигоморфные. Венчик 3-4 см длиной и 1,5-2 см шириной, слегка колокольчатый. Венчик желтый или серо-желтый, реже коричневый. Плод – яйцевидная коробочка.

Нами совместно со студентами проводились исследования с этим растением в природе и в культуре. Установлено, что семена мелкие, четырехграннопризматические, 0,8 -–1,2 мм длиной и около 0,5 мм шириной. Масса 1000 семян – 0,13 г. Продолжительность периода покоя семян составляет 5-6 дней. При +18-+20 С на свету прорастание семян начиналось на 5-й день. Всхожесть в течение 6 дней составляла 98%. При +18-+20 С в темноте прорастание начинается на 8-й день. Всхожесть в течение 32 дней составила 48,5%. При 0-3 С в темноте прорастание наблюдается значительно позднее – на 71-й день. Всхожесть в течение 94 дней составила 71%.

Digitalis grandiflora - мезофит, проявляет себя как светолюбивое растение и встречается в сосновых, березовых и смешанных лесах, на лугах по лесным полянам, чаще отмечается на южных склонах.

Лучшей всхожестью обладают семена, посеянные в сентябре. Всходы появляются через 4-6 дней и уходят под снег в ювенильном возрастном состоянии. При посеве семян в начале лета всходы появляются через 5-8 дней. Наблюдения за развитием всходов показали эффективность подзимнего посева. У осенних всходов, в отличие от летних, после перезимовки происходит отмирание прошлогодних листьев и развитие заложенных осенью пазушных почек, особи формируются сильными. Летние всходы – слабые, мелкие и нуждающиеся в особом уходе (защите от тепловых повреждений, поливе).

Хорошие результаты дает мульчирование делянок опилками, которое надо проводить осенью.

У всех особей наперстянки крупноцветковой в 1 год жизни вырастали только розеточные побеги (в этой фазе растения и зимуют). Раннее наступление покоя в значительной степени связано с климатическими условиями (похолоданием). Помещением опытных растений в комнатные условия удалось значительно продлить их вегетацию. В этих условиях через 1-2 месяца после начала роста генеративные побеги, образовав короткие, малоцветковые кисти, засыхали, а вегетативные же побеги медленно продолжали рост и развитие всю зиму. Особи наперстянки устойчивы к заморозкам.

Наперстянку крупноцветковую можно выращивать и рассадным способом. В этом случае семена высеваются в ящики в начале марта. Растения из ящиков в грунт высаживаются во второй половине мая в фазе 5-6 листьев. Растения хорошо переносят пересадку, приживаются на 100 % и зацветают на второй год жизни. До бутонизации растения нуждаются в хорошем уходе.

Можно использовать и вегетативное размножение. Для этого в конце сентября растения выкапывают, проводят деление кустов и корневищ, тут же высаживают и поливают. Приживаемость составляет 90-100%. Около 70% из вегетативно размноженных растений зацветают на следующий год после деления.

Наперстянка издавна использовалась в народной медицине. В качестве лекарственного растения она известна около 2000 лет. Как сердечно-сосудистое средство наперстянка крупноцветковая начала применяться лишь во второй половине 19 века. В настоящее время она является одним из сильных и терапевтически эффективных медикаментозных средств. Многие видные клиницисты с полным правом считают наперстянку "инсулином сердечных больных".

В настоящее время ГФ рекомендуется во время цветения собирать в качестве лекарственного сырья стеблевые листья наперстянки крупноцветковой. Сушить сырье необходимо сразу же после сбора и в возможно короткие сроки, так как медленная сушка снижает качество сырья.



Scrophularia umbrosa Dumort. - норичник тенистый. Для территории Западной Сибири впервые приводится П.Н. Крыловым (19390, как очень редкое растение. В последнее время выявлен ряд новых местонахождений вида (Красноборов, 1998; Эбель,1999; Артемов, Королюк, 1999). По данным И.М. Красноборова (1998), в Сибири это растение реликт третичного времени. Сегодня нет достаточных сведений о естественных местонахождениях изучаемого вида на территории Сибири и в том числе в Республики Алтай. Полностью отсутствуют сведения об антропогенном влиянии на состояние его популяций. Практически не изучены особенности его экологии и биологии. Вид включен в Красную книгу Новосибирской области (1998), региональную сводку “Редкие и исчезающие виды растений Хакасии” (1999).

Норичник тенистый - наземное травянистое, поликарпическое, многолетнее растение. Корневище толстое, но без клубневидных утолщений. Стебели 50-120 см высотой, прямостоячие, четырехгранные, по ребрам перепончатокрылатые, голые. Листья супротивные. Пластинки листьев продолговато-яйцевидные, 4-9 см длиной и 1,5-5 см шириной, тупые или коротко заостренные, с округлым, реже едва сердцевидным основанием, по краю пиловидно- или городчато-зубчатые, голые. Цветки по три в полузонтиках, расположенных в пазухах прицветных листьев и собранных в продолговатое, сложное метельчатое соцветие. Чашечка 2-2,5 мм длиной, голая, доли ее округлые, с широким пленчатым окаймлением. Венчик зеленовато-красно-бурый, шаровидно-кувшинчатый. Коробочка округло-яйцевидная, острая, голая 5-7 мм длиной.

По нашим данным семена продольно-ребристые, темно-коричневые, эллиптические, 0,7 мм длиной, 0,5 мм шириной, мелкие. Масса 1000 семян – 0,89 г. От свежесобранных семян всходы появляются на 14 день. Прорастают на свету при +27- +30С. Прорастание начинается на 6-8 день. На 17-й день всхожесть составила 80 %. При +18- +22С прорастание начинается на 13-й день. На 13-й день всхожесть – 20%. При тех же температурах, но в темноте прорастание начинается на 16 день. На 15-й день всхожесть составила 7,5%. При низких положительных температурах (0-3 С) прорастание начинается на 104 день. На 18 день после начала прорастания всхожесть составила 10%.

Норичник тенистый в естественных условиях гигрофит, растущий по ключам, в прибрежной зоне. Предпочитает места со слабым течением, не переносит высыхания водоема. Хорошо растет как на прогреваемых мелководьях, так и в холодных водоемах. Республике Алтай вид распространен в тех местах, где зимой температура воды не опускается ниже +4 С, а в летнее время не поднимается выше +7 С- +8 С. Предпочитает песчано-илистые и каменистые субстраты. Встречается по ключам, выходящим из-под осыпей каменистых утесов горных древнейших пород, преимущественно карбонатного состава. Распространен в разных высотных поясах – от 130 м в лесостепи до верхней части лесного пояса – 1600 м над уровнем моря.

При выращивании в культуре в Республике Алтай в первый год жизни особи проходят три онтогенетические состояния прегенеративного периода: проростки, ювенильное, имматурное. Во второй год жизни растения вступают в виргинильное состояние. В третий год жизни особи переходят в молодое генеративное состояние.

Выращивать растения лучше всего рассадным способом. Семена высевают в ящики в комнатных условиях при 18 – 20 градусах в начале марта. В этот период обязательным условием является постоянный обильный полив, укрывание полиэтиленовой пленкой, препятствующей быстрому испарению воды, т. к. норичник – влаголюбивое растение. Растения из ящиков в грунт следует высаживать во второй половине мая, в фазе 4-5 пар настоящих листьев. Перенесенные в открытый грунт растения необходимо притенять и систематически поливать. Рассаживать растения необходимо на расстоянии 70 см друг от друга. В условиях культуры, на более поздних этапах развития, вид проявляет себя как мезофит.

Норичник тенистый – ценное лекарственное, медоносное растение. Надземные части используются в гомеопатии; при экземах и геморрое, чесотке, заболеваниях щитовидной железы, бешенстве у животных (Раст. Ресурсы СССР, 1990).

Scrophularia nodosa L. - норичник узловатый широко распространен в Европе, в широколиственных лесах, разрывы в его ареале, приходящиеся на значительные территории Сибири, указывают на сложный путь формирования вида на его восточном участке, что позволяет относить его к реликтовым видам Сибири. В среднегорьях Республики Алтай – обычное растение, встречающееся единичными экземплярами или небольшими группами.

Норичник узловатый - многолетнее, травянистое, поликарпическое с моноциклическими надземными побегами, короткокорневищное с клубневидными утолщениями растение. Стебли 50-150 см высотой, прямостоячие, четырехгранные, голые. Листья – простые, цельные, на длинных и крылатых черешках, супротивные. Листовые пластинки продолговато-яйцевидные, заостренные, при основании округлые или неглубоко сердцевидные, по краям двояко-зубчатые, у основания листа зубцы крупные. Размеры листовых пластинок и длина черешков постепенно уменьшается к верхушке побега. Цветки расположены полузонтиками в пазухах прицветных листьев, образуя в общем продолговатое метельчатое соцветие. Метелка довольно узкая, рыхлая. Чашечка 2-3 мм длиной, голая, доли ее яйцевидные, тупые, узкопленчато окаймленые. Венчик 7-9 мм длиной, зеленовато-бурый. Коробочка гладкая, широко яйцевидная, острая, 6-8 мм длиной, голая. Семена темно-коричневые, продольно-ребристые и поперечно-морщинистые, 0,3 мм длиной и 0,2 мм шириной. Масса 1000 семян – 0,96 г. От свежесобранных семян всходы появляются на 6 день. Прорастание семян при + 27 - +30С на свету начинается на 4-й день, на 29-й день всхожесть составляет 82%. При +18-+20С на свету прорастание семян начинается на 26 день. Всхожесть – 30%. При той же температуре, но в темноте прорастание семян начинается на 18 день, на 22 день всхожесть составила 87%. При низких положительных температурах (0-3 С), в темноте прорастание начинается на 23 день, на 114-й день – всхожесть составляет 48%.

Scrophularia nodosaмезофит. От тенистого отличается широкой экологической амплитудой. Нетребователен к влажности почвы, хорошо переносит засуху, поздневесенние и ранневесенние заморозки. Проникновение его в новые местообитания происходит исключительно семенным путем. Низкий удельный вес семян позволяет ветру относить их на значительное расстояние от материнских особей. Распространение семян возможно также животными и человеком.

В условиях культуры в первый год жизни особи проходят следующие возрастные состояния: проростки. ювенильное и виргинильное. Во второй год жизни они вступают в молодое генеративное состояние. В третий год жизни они переходят в средневозрастное состояние генеративного периода. В условиях культуры признаков старения и перехода растений в постгенеративный период не наблюдалось. В естественных условиях установлены особи старого генеративного возрастного состояния и субсенильные растения постгенеративного периода.

Посев семян можно проводить осенью (в сентябре) и весной (в конце мая). Перед посевом семена смешивают с песком в соотношении 1:20, т. к. семена мелкие, лучше их сеять без заделки в почву.

Лучшей всхожестью обладают семена, посеянные весной. Всходы появляются через 6-7 дней. При осенних посевах всходы появляются спустя 10-15 дней после стаивания снега. В последующие годы наблюдалось дополнительное прорастание семян, это указывает на растянутость процесса прорастания семян у этого вида.

Норичник узловатый можно выращивать и рассадным способом. В этих случаях семена нами высевались в комнатной теплице в ящики в начале марта. Растения из ящиков в грунт высаживались во второй половине мая в фазе 4-5 настоящих листьев. Они хорошо переносят пересадку, зацветают в первый год жизни, так же, как и выращенные при посеве семенами в грунт.

Можно использовать и вегетативное размножение. Для этого в конце сентября выкапываются целые растения, проводится деление корневищ на 2-3 дочерних, с сохранением почек возобновления на каждой деленке. Высаживают сразу же после деления, поливают.

Перспективное для интродукции, обладающее лекарственными свойствами растение. В Китае используется как противораковое средство. В народной медицине – рвотное, слабительное, диуретическое, потогонное, противовоспалительное, ранозаживляющее, антигельминтное, и мн. др. В связи с широким использованием этого вида в медицине в настоящее время подробно изучен химический состав (Раст. ресурсы, 1990).

Действенными мерами охраны перечисленных видов можно считать: выявление всех популяций в пределах ареалов, всестороннее изучение эколого-биологических особенностей этих видов, создание семенного фонда для расширения их ареалов путем интродукции и реинтродукции, организация памятников природы. Решению этих вопросов будет также способствовать организация опытнической работы с данными видами растений.

Общие требования к методике постановки полевого опыта

Полевой опыт – широко распространенные метод исследования, применяемый в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, а также в условиях школьного учебно-опытного участка.

Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, сроков посадки, приемов возделывания на урожай растений и его качество. Полевые опыты могут проводиться по сортоиспытанию, а также интродукции редких, исчезающих и реликтовых видов растений.

Овладение методикой и техникой правильности постановки опытов имеет значение воспитывающее, познавательное и политехническое. При постановке опытов на участке необходимо соблюдать установленные в агрономической науке правила. Методика полевого опыта заключается в следующем:

Проведение опыта на участки с выровненным рельефом, одинаковыми предшественниками.

Выбор темы и составление программы опыта, которая включает цель опыта, схему опыта, наблюдения, уборку урожая и определение его качества. Схема опыта включает в себя контрольные или стандартные и опытные варианты. Без контроля опыт не действителен.

Контролем или стандартом называют такой вариант, с которым сравнивают опытные варианты. Это вариант, где растения выращиваются общепринятым способом, и не изучается действием каких-либо факторов. Под опытным вариантом понимают изучаемое растение, сорт, условия выращивания, агротехнический прием или их сочетание. Это варианты, которые при исследовании сравнивают с контрольным вариантом.

Для получения более точных результатов опыт необходимо повторить. Повторность опыта называет число одноименных делянок каждого варианта. Повторность – обязательное условие полевого опыта, позволяющая путем математической обработки результатов методом вариационной статистики определить его точность и дать математическую достоверность полученных результатов.

Как правило, полевой опыт закладывается в 2-4-х кратной повторности, а при маленьких делянках и на недостаточно выровненной о плодородию почве, в 4-6-ти кратной. Расположение делянок зависит от характера рельефа и конфигурации опытного поля. На склонах делянки располагают поперек склона. Делянки располагают в ряд или в несколько рядов. Расположение делянок может быть горизонтальным и ярусным, при этом опытные делянки не должны быть над опытными, а контрольные под контрольными.

После составления схемы опыта необходимо определить площадь делянок, их число и размещение. Площадь опытных и контрольных делянок должна быть одинаковой (1-20 кв. м) это будет зависеть от общей площади поля. Форма делянок – квадратная и прямоугольная.

Между делянками необходимо предусмотреть дорожки шириной 40-50 см, а вокруг всего опытного участка защитные полосы шириной - 0,5 м, засеивают их той же культурой, что и делянки. Урожай с защитки не учитывается.

Семенной материал должен быть качественным. Для этого из общей массы семян, клубней, корневищ и т.д. необходимо отбирать одинаковые по размеру, наиболее здоровый, крупный посадочный материал. Показателем полноценности семян является абсолютный вес 1000 семян, который определяется как средняя величина из трех повторностей. У семян проверяется всхожесть и энергия прорастания по общепринятой методике.

Перед разбивкой опытного поля необходимо заранее заготовить все необходимое: эккер для выделения прямых углов, 20-метровую рулетку, длинный шнур, 5-10 полутораметровых вешек, 4 угловых столбика для фиксации границ опыта и небольшие рабочие колышки длиной 30 см для фиксирования делянок, соответственно количеству последних.

Разбивку начинают с выделения общего контура опыта и контуров отдельных повторностей. Выделяют контур опыта следующим образом. По одной из длинных сторон опытного участка проводят, отмечая вешками или по шнуру, прямую линию, например АД. Если поле большое, отступают от границы 5-10 м, если небольшое – 1-1,5 м и забивают колышек А, затем отмеряют требуемое плану расстояние и ставят колышек Д. В точках А и Д восстанавливают перпендикуляры к линии АД, и фиксируют границы точками В и С. Это можно сделать с помощью эккера, при его отсутствии с помощью рулетки, учитывая геометрическое правило – квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. Поэтому на стороне АД от точки А откладываем длину одного катета 3 м и ставим колышек в точке Е, от точки А ставим перпендикуляр и откладываем 4 м, отметив точку К колышком, соединяем рулеткой точки Е и К, расстояние между ними должно быть равно 5 м. Если оно не соответствует этой величине, то следует переставить колышки в точке К и добавить соответствия этих величин. Аналогичным образом отбивают прямой угол и в точке Д и с помощью вешек и рулетки определяют грани поля до точек В и С. Определив границы опытного поля, приступают к разбивке участка на делянки, обозначив их колышками, между делянками оставляют дорожки, отбивают защитные полосы. После разбивки участка на делянки с помощью лопаты по шнуру, протянутому через все опытное поле, четко обозначают границы каждой делянки неглубоким прокапыванием и приступают к обработке почвы.

Разбивка и закладка опыта должны осуществляться одновременно. После разбивки на каждую делянку ставится этикетка с надписью варианта, а для всего опыта – одна, отражающая его название.

Перед закладкой на каждую делянку отсчитывают нужное количество посадочного материала, соответствующего его площади и норме высева. Семена помещают в бумажные пакетики, делают на них записи вариантов и повторность. При закладывании опыта пакетики раскладывают на соответствующие варианту делянки. Посев производят на одинаковую глубину в зависимости от величины семени. Мелкие семена высевают на глубину 0,5 см или совсем не заделывают в почву. Крупные семена могут быть заделаны на глубину 4-5 см. Посев может быть рядовой, перекрестный, разбросной или гнездовой. При рядовом и перекрестном посеве для получения борозд применяют маркер, изготовленный на нужную ширину междурядий. При посеве строго следят, чтобы в бороздку попало одинаковое количество семян. Высевать семена нужно в большем количестве, чем будет оставлено растений на делянках. Посев семян на всех делянках должен быть сделан одновременно, за исключением вариантов, где изучаются сроки посева.

Уход за посевом заключается, прежде всего, в поддержании всего поля чистым от сорников, в том числе дорожек и защитных полос. Прополка, рыхление должны проводиться в один день, не допускается растягивать эту работу на несколько дней, так как разные варианты могут оказаться в неодинаковых условиях освещения, воздухообеспечения, что может исказить результаты опытов. Прореживание ведут после появления всходов.

За опытом организуются наблюдения: а) метеорологические – заморозки, осадки, температура воздуха и почвы; б) фенологические – за ростом и основными фазами развития растений. Их следует вести в одной повторности, ежедневно до 11 часов утра с момента закладки опыта и до уборки урожая. Началом фазы нужно считать день, когда в нее вступит 10% растений, полное проявление – 75%.

У растений сем. норичниковых мы отмечаем следующие фазы:

- Входы: а) начало появления всходов, б) полное появление всходов.

- Бутонизация.

- Цветение: а) начало цветения, б) массовое цветение, в) конец цветения.

-Плодоношение: а) начало созревания плодов, б) массовое созревание плодов.

-Диссеминация.

-Отмирание.

-Вторичное отрастание (характерно для норичников).

При постановки опытов с другими растениями с помощью руководителя отмечают фазы развития для соответствующих растений. Все полученные фенологические и другие наблюдения заносят в таблицу, где в вертикальную графу включают варианты и повторности, в горизонтальной – фазы развития. В качестве примера смотри таблицу 1. Параллельно записям необходимо зарисовать, сфотографировать или загербаризировать растения.

Таблица 1.

Схема записи наблюдений

Варианты опыта

Повторность

Всходы

и т. д.

1. контроль

1.

2.

3.







2. осенний срок

посева

1.

2.

3.







При учете опыта с помощью квадратной рамы высчитывают сколько растений приходится на 1 кв. м или ¼ кв. м. Определяют среднюю высоту растений, среднее количество плодов, длину соцветия, среднее число семян в коробочке. Учет проводят на 10-20 типичных растениях со всей делянки.

При проведении опытов необходимо вести дневники по следующей схеме: тема опыта; цель, вид, культура, сорт, биологические особенности; условия проведения (рельеф, характер почвы, удобрения, предшественники); схема опыта (размещение делянок, повторностей, площадь опытной и контрольной делянок); рабочий план опыта (содержание работ, сроки их выполнение, затраты труда); наблюдения, которые фиксируются в журнале полевого опыта.

Итоги опытов, полученные группой, оформляются каждым студентом в дневнике, делаются выводы. Результаты опытов могут быть доложены студентами на заключительной конференции, а школьниками на научных обществах учащихся (НОУ). Опыты с реликтовыми растениями могут быть поставлены при выполнении курсовых и дипломных работ студентами.

Используя виды сем. норичниковых на пришкольном участке, необходимо помнить, что все они являются богатейшими источниками для получения лекарственных средств. Все части растений - стебли, листья, цветки, семена, корни, корневища содержат сердечные гликозиды, ланатозиды, дубильные вещества и являются ядовитыми растениями. При поедании травы норичника узловатого наблюдались случаи отравления овец и крупного рогатого скота. Наперстянка крупноцветковая ядовитое растение для всех видов животных. Во время работы с растениями необходимо проявлять осторожность не прикасаться руками к глазам и рту, не следует употреблять в пищу части растений, заниматься самолечением. После работы вымыть руки с мылом.

На участке каждый опыт сопровождается табличкой, где вместе с названием опыта указывается, что растение ядовитое.

Примерная тематика опытов экологического отдела

Организация опытнической работы на участке проводится постоянно, в течение всего учебного года. Осенью дается задание по постановке опытов на участке. В течение зимы подбираются сведения об избранном растении, и составляется план опыта; весной получив семена, их взвешивают, изучают морфологию; проводят лабораторные опыты по определению их прорастания и всхожести, исчисляют норму на отведенную для опыта площадь, изготовляют по единому образцу этикетки и колышки для делянок.

Методика опытов, представленных в настоящем пособии рассчитана на применение в качестве объектов прежде всего реликтовых видов растений сем. норичниковых, выращиваемых из семян.

Лабораторные опыты

Опыт 1-й. Влияние различных температур на прорастание реликтовых растений.

Цель: изучить влияние температурных условий на прорастание семян некоторых реликтовых видов растений.

Схема опыта:

  1. Проращивание семян при t 18-20ºС (контроль).

  2. Проращивание семян при t 0-3ºС.

  3. Проращивание семян при t 27-30ºС.

Из семян отсчитать 6 проб по 100 семян. Повторность опыта 2-х кратная. Проращивание семян проводится в чашках Петри (предварительно обработанных для обеззараживания разбавленным раствором KMnO4). На дно чашки поместить песок или фильтровальную бумагу. Песок должен быть кварцевым. Его нужно предварительно просеять через тонкое сито с отверстиями 1 мм, тщательно промыть, а затем прокалить.

Перед проращиванием семян песок и фильтровальную бумагу увлажняют. Но в них не должно быть избытка влаги.

На увлажненный песок, покрытый фильтровальной бумагой аккуратно, рядами на небольшом расстоянии друг от друга раскладывают семена одной пробы. Если семена проращивают на песке, то их нужно вдавить плоскими предметами вровень с поверхностью песка.

В каждую растильню на поверхность песка или фильтровальную бумагу кладут этикетку, написанную простым карандашом. В этикетке указывается вариант опыта и повторность. Проросшими семенами считают такие, у которых корешки развились нормально, а один главный корешок имеет длину не менее длины семени. Загнившие семена относят к не проросшим, и количество их учитывается отдельно.

Опыт 2-й. Влияние света на прорастание семян

Цель: выяснить влияние света на прорастание семян.

Схема опыта:

1. Проращивание семян при t 18-20ºС на свету (контроль).

2. Проращивание семян при t 18-20ºС в темноте.

Из семян отсчитать 4 пробы по 100 семян. Повторность опыта 2-х кратная. Дальнейшая методика постановки опыта аналогична предыдущему.

Опыт 3-й. Набухание семян при прорастании

Цель: показать поглощение воды семенами при их набухании.

Схема опыта:

  1. Семена на сухом субстрате (контроль).

  2. Семена на увлажненном субстрате.

В одной чашке Петри 15-20 семян помещают на увлажненный субстрат, в другой чашке столько же семян помещают на сухой субстрат – для сравнения в конце опыта. Обе чашки накрывают. Продолжительность опыта 1-3 дня. Проводя наблюдение, запишите в дневнике следующие сведения: время заложения опыта, длину и ширину семян в начале и в конце опыта.

Полевые опыты

Опыт 1-й. Влияние различных способов выращивания на развитие реликтовых видов растений

Цель: выяснить влияние различных способов выращивания на развитие реликтовых видов растений

Схема опыта:

  1. Подзимний посев семян (контроль).

  2. Весенний посев семян.

  3. Высадка рассады.

Повторность опыта 2-3-х кратная. Посев семян в контрольном варианте следует проводить поверхностно в середине октября на заранее подготовленные делянки. Весенний посев – в середине мая. Высадку рассады - во 2-й половине мая. Посев семян на рассаду проводится в марте в ящики в комнатной теплице.

Проводя наблюдения за развитием растений, запишите в дневнике наблюдений следующие сведения: время посева, появление всходов, начала цветения, пожелтения листьев, уборки; количество растений на 1 кв. м перед уборкой; площадь делянки, число семязачатков в коробочке; число полноценных семян в коробочке, выводы из опыта.

Опыт 2-й. Влияние срока посева семян на развитие реликтовых растений.

Цель: выявить влияние различных сроков посева семян на развитие реликтовых растений.

Схема опыта:

  1. Осенний посев семян (14 октября) – контроль.

  2. Весенний посев семян (12 мая).

  3. Летний посев семян (1 июня).

Срок посева реликтовых видов растений имеет особо важное значение. При слишком раннем сроке посева всходы страдают от холода. При слишком позднем посеве молодые всходы подвергаются большему воздействию солнечных лучей. Поэтому необходимо выбрать наиболее удачный срок посева семян. Для Республики Алтай и прилегающих к ней областей можно включить в опыт следующие сроки: осенние, весенние и летние. Опыт проводят в 2-3-х кратной повторности. Содержание наблюдений то же, что и в предыдущем опыте.

Опыт 3-й. Влияние загущенного посева семян на развитие растений.

Цель: выяснить влияние загущенного посева семян на развитие растений.

Схема опыта:

  1. 50 семян на 1 кв. м (контроль).

  2. 100 семян на 1 кв. м.

  3. 150 семян на 1 кв. м.

  4. 200 семян на 1 кв. м.

Повторность опыта 2-3-х кратная. Размер делянок 1-2 кв. м. Семена сеять лучше не в бороздки, а вразброс, предварительно смешав их с песком в соотношении 1:20.

При наблюдении за растениями в дневнике отмечаются сроки появления всходов, наличие семядолей, появление первого настоящего листа. При готовности рассады отметить количество листьев, измерить длину корней и надземных побегов по вариантам опыта. Отметить в каком из вариантов опыта получилась качественная рассада. Интересно измерить средний рост растений на разных делянках в разных вариантах опыта в конце вегетационного сезона.

Опыт 4-й. Влияние глубины заделки семян на развитие растений реликтовых видов

Цель: выявить наиболее преимущественную глубину заделки семян

Схема опыта:

  1. Поверхностный посев (контроль).

  2. Посев на глубину 0,5 см.

  3. Посев на глубину 1 см.

  4. Посев на глубину 2 см.

Посев семян проводить рядовым способом в бороздки на соответствующею глубину.

При наблюдении за растениями в дневнике отмечаются те фазы развития, которые указаны в предыдущих опытах.

Опыт 5-й. Роль насекомых в опылении наперстянки крупноцветковой.

Цель: выяснение роли насекомых в опылении наперстянки крупноцветковой.

Схема опыта:

  1. Растения - опыляемые насекомыми (контроль).

  2. Изолирование цветков от насекомых.

Опыт проводится на растениях выращенных рассадным способом, 2-го года жизни, так как растения в первый год жизни находится в вегетативном состоянии. При подготовке к опыту сшейте из марли мешочки размером 20:30 см. Когда на участке начнут распускаться цветочные почки наперстянки, пронаблюдайте, какие насекомые будут посещать цветки.

На цветоносный побег растения на экспериментальной делянке с нераспустившимися бутонами наденьте мешочки и изолируйте их, таким образом, от насекомых. Составьте коллекцию насекомых и подготовьте гербарий цветущего растения наперстянки.

Месяц спустя снимите мешочки с растений и выясните, сколько цветков не дали плодов. Сравните с соседними растениями на контрольной делянке, имевшими такое же количество цветков. На основании сравнения сделайте вывод о роли насекомых в опылении растений и практическом использовании насекомых - опылителей.

Выращивание реликтовых видов позволит приобщить молодое поколение к проблеме сохранения отдельных видов растений, выработать навыки выращивания и сохранения редких реликтовых растений. Поможет сформировать экологическую культуру, сознательное отношение и чувство персональной ответственности за состояние окружающей среды. Семена норичника тенистого, норичника узловатого, наперстянки крупноцветковой вы сможете приобрести на кафедре ботаники и фитофизиологии Горно-Алтайского государственного университета.

Используемая литература

1. Баранов В.И. Этапы развития флоры и растительности СССР в третичном периоде // Уч. зап. Казанского ун-та, 1950, Т. 110, кн.6. –233 с.

2. Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/А.В. Бинас, Р.Д. Маш и др.- М.: Просвещение, 1990. –192 с.

3. Васильева М.З., Организация опытнической работы в ученических производственных бригадах и пришкольных учебно-опытных участках // Метод. рекомендации “ Подготовка студентов к руководством ученическими производственными бригадами в свете Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы ”. Горно-Алтайск, 1985. - С. 60-70.

4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии // Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. Спец. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983.- С.360-377.

5. Иванина Л.И. Род Наперстянка // Флора СССР. М-Л., 1955, Т. 22. – С. 514-526.

6. Коржинский С.И. Tentamen Floras Rossiae orietalis // Зап. Акад. Наук, серия 8, 1898, Т. 7, вып.1. – 565 с.

7. Красная книга Республики Алтай (растения). Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений – Новосибирск, 1996. – 130 с.

8. Красноборов И.М. Норичник тинистый // Красная книга Новосибирской области: Растения, Новосибирск: Наука, Сиб. Предприятие РАН, 1998. – С.70.

9. Красноборов И.М., Ломоносова М. Н., Шауло Д.Н. Определитель растений Новосибирской области. Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 2000. - 492 с.

10. Ким Е.Ф. Практические рекомендации для учителя-стажера по организации и проведению опытнической работы с лекарственными растениями (на примере золотого корня - родиолы розовой) // Метод. рекомендации выпускнику-стажеру естественно-географического факультета. - Горно-Алтайск, 1983. - С. 87-91.

11. Ким Е.Ф., Гришина Е.Н. Методические рекомендации по физиологии растений (летние практические задания) для студентов естественно-географического факультета. –Горно-Алтайск, 1984. С. 3-16.

12. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно - методическое пособие.- Барнаул: Алт. кн. из-во, 1990. - 160 с.

13. Крылов П.Н. Флора Западной Сибири. Руководство к определению западно-сибирских растений. – Томск, 1935, вып.10. – С. 2427, 2627.

14. Овеснов А.М. Морфология и экология прорастания семян дикорастущих злаков // Автореф дис. … д-ра б. н. – Пермь, 1965. – 39 с.

15. Положий А.В., Крапивкина Э.Д. Реликты третичных широколиственных лесов во флоре Сибири. – Томск: Изд-во ТГУ, 1985. –158 с.

16. Польникова Е.Н. Экология и биология некоторых реликтовых и эндемичных видов растений на юго-востоке Западной Сибири (в природе и в культуре ) // Автореф. Диссертации на соискание ученой степени к.б.н. Новосибирск, 2001. - 15 с.

17. Польникова Е.Н. Эколого-биологические особенности наперстянки крупноцветковой // Экология южной Сибири - 2000. Абакан, 1998. - С.19.

18. Пономарев А.Н. Изучение цветения и опыления растений // Полевая геоботаника. М.-Л.: Наука, 1960, Т.2. – С. 9-19.

19. Растительные ресурсы СССР: Цветковые растения, их химический состав, использование: Семейство CaprifoliaceaePlantoginaceae. – Л.: Наука, 1990. – С. 136, 160-165.

Рекомендуемая литература

1. Баранов В.И. Этапы развития флоры и растительности в третичном периоде на территории СССР. – М., 1959. - 230 с.

2. Бейдеман И.Н. Методика изучения фенологии растений и растительных сообществ.- Новосибирск: Наука, СО, 1974.- 156 с.

3. Вайнагий И.В. О методике изучения семенной продуктивности растений // Бот. журн., 1974, Т. 59, вып. 6. – С. 826-831.

4. Вульф Е.В. Понятие о реликте в ботанической географии // Материалы по истории флоры и растительности СССР. М., 1941, вып.1 – С. 28-56.

5. Горшкова С.Г. Семейство Scrophulariaсеaе. Флора СССР. – М.-Л., 1955, Т. 22.- С. 229-271.

6. Попцов А.В. Биология твердосемянности. – М.: Наука, 1976.– 158 с.

7. Работнов Т.А. Методы изучения семенного размножения травянистых растений в сообществах // Полевая геоботаника. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960, Т.2. –С. 20-40.

8. Редкие и исчезающие растения Сибири / Под ред. Л.И. Малышева, К.А. Соболевской. – Новосибирск: Наука, СО АН, 1980. –223с.

9. Редкие и исчезающие виды флоры СССР, нуждающиеся в охране. Изд. 2-е, доп. / Под ред. А.Л. Тахтаджяна. –Л.: Наука, ЛО, 1981. –264 с.

10. Серебряков И.Г. Морфология вегетативных органов высших растений. – М.: Сов. Наука, 1952. – 377 с.

11. Соболевская К.А. Интродукция растений в Сибири. – Новосибирск: Наука, СО АН, 1991. – 184 с.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Реликты третичных широколиственных лесов во флоре

Южной Сибири ………………………………………………………………5

Общие требования к методике постановки полевого опыта …………….18

Примерная тематика опытов экологического отдела …………………….24

Используемая литература ………………………………………………….31

Рекомендуемая литература ………………………………………………...33

Методические рекомендации по организации опытнической работы с некоторыми реликтовыми видами Южной Сибири. Предназначена для студентов и учителей биологов для проведения природоохранительной работы

Печатается по решению методического совета биолого-химического факультета Горно-Алтайского госуниверситета

421.9kb.

09 09 2014
1 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями

Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы

1287.51kb.

14 10 2014
6 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу

П психология лиц с нарушениями слуха [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л. А. Студеникина; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: бпгу им. В. М. Шу

700.68kb.

11 10 2014
3 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний

Охватывает темы лекционных и семинарских занятий

789.3kb.

14 12 2014
9 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний

И 89 История зарубежной литературы. Зарубежная литература 20 века

1612.29kb.

07 10 2014
7 стр.


Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах

Охватывает решение вопросов, связанных с учебным процессом в вузе, внеучебной деятельностью студентов, индивидуальными проблемами студентов, межличностными отношениями в группе

2182.55kb.

27 09 2014
12 стр.


Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Биология с основами экологии»

Методические рекомендации предназначены для закрепления, углубления и расширения знаний в процессе выполнения лабораторной работы «Влияние абиотических факторов на устойчивость рас

377.12kb.

18 12 2014
1 стр.


Программа молодежи и школьников «Шаг в будущее»

Работа содержит реферат, отражающий результаты исследования и презентацию для проведения внеклассной работы по математике и предназначена для учителей и учащихся школ, а также для

109.86kb.

24 09 2014
1 стр.