Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Кафедра философии и политологи

Структурно-логические схемы по дисциплине «философия»

Методические указания для студентов дневного отделения.

Кемерово – 2008.

УДК

ББК


Составители:

Э.Г. Винограй, доктор филос. наук, профессор.

З.А. Медведева, к. филос. наук, доцент

О.Э. Васькина, преподаватель.

С.П. Мальцева, ст.преподаватель

Рассмотрено и утверждено на заседании

кафедры философии и политологии

Протокол №


Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Структурно-логические схемы по дисциплине «философия» // Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, О.Э.Васькина, С.П. Мальцева - КемТИПП. Кемерово, 2008.

Настоящее пособие предназначено к использованию студентами очного обучения всех специальностей для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по философии. Работа включает в себя структурно-логические схемы и опорные конспекты по курсу.




Введение

Настоящее пособие предназначено к использованию студентами очного обучения всех специальностей для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по философии. Работа включает в себя структурно-логические схемы и опорные конспекты по курсу.

Раздел 1 «История философии» написан З.А. Медведевой, О.Э.Васькиной.

Раздел 2 «Основные проблемы философии» составлен Э.Г. Винограем, С.П. Мальцевой.

Пособие включает обширный иллюстративный материал. В нем представлены основные философские школы и направления, дана характеристика философских проблем. Опорные конспекты подготовлены на базе практического материала преподавания в вузе названной дисциплины, с учетом потребностей студентов и трудностей освоения ими программного материала.

Предлагаемая в данном пособии форма структурирования материала помогает быстрее сформировать у студента целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.

Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам – в самостоятельной работе над осмыслением философских вопросов, при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по философии.


Разделы:


  1. История философия.




  1. Основные проблемы философии.




Раздел 1: История философии


  1. Древневосточная философия.

    1. Философия древней Индии.

    2. Древнекитайская философия.

  1. Античная философия.

    1. Ранний период.

    2. Классический период.

    3. Эллинизм.

  2. Философия средних веков.

  3. Философия эпохи Возрождения.

  4. Философия Нового времени.

  5. Современная западная философия.



Тема 1. Древневосточная философия.

    1. Философия древней Индии.

Буддизм.

Будда – (буквально – «пробудившийся») в буддизме – существо, достигшее просветления (бодхи). В более узком значении Будда – эпитет Сиддхартхи Гаутамы (ок.563-483 гг.д.н.э.) являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма.

В настоящее время буддизм является одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом.



Буддизм в III в до н.э. был принят царем Ашокой в качестве официального мировоззрения. В начале I в. образовались две основные ветви: «Хинаяна» («малая колесница») и «Махаяна» («большая колесница»). Первая говорит об индивидуальном спасении, достичь которого можно, только уйдя в монастырь, а погрузиться в нирвану можно только после смерти. Махаяна указывает на необходимость служения людям и признает кроме Будды Гаутамы и Майтрейи. В V в. возникает Ваджраяна («алмазная колесница»), кстати, именно эта школа буддизма говорит о стране духовного благоденствия, где мир духовный сочетается с материальным, где царит мир, радость, спокойствие, – Шамбале (в русском варианте «Беловодья»).

Четыре благородные истины Будды.

Благородные истины

Комментарии

1.Жизнь есть страдание.

«А это… благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого, короче говоря, пятеричная привязанность к существованию есть страдание».

2.Причина страданий – желания.

«А это… благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствие здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели».

3.Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.

«А это… благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».

4.Чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды.

«А это… благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение».



Восьмеричный путь спасения Будды.

Ступени

Комментарии

1.Правильное видение.

Понимание четырех благородных истин.

2.Правильная мысль.

Твердое намерение изменить свою жизнь, мысленная решимость, внутренняя дисциплина.

3.Правильная речь.

Воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров, брани. Воздействуя на речь, можно изменить характер.

4.Правильное действие.

Отказ от уничтожения живого, от воровства, обуздание желаний, воздержание от опьяняющих веществ, поскольку они мешают контролировать себя.

5.Правильный образ жизни.

Обеспечение жизни только честным путем, правильный выбор профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.

6.Правильное усилие.

Волевой самоконтроль, анализ своих намерений, слов и поступков. «Как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделению не ворваться в хорошо охраняемый ум».

7.Правильное внимание.

Человек должен контролировать свое сознание «Наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».

8.Правильное сосредоточение.

Невозмутимость, безразличие, угасание страстей, а вместе с ними и страданий. Выход из сансары и власти кармы.

Основные понятия философии древней Индии.


Понятие

Философский смысл

Карма

Закон причин и следствий, воздаяние: человек получает то, что заслужил.

Сансара

Поток жизни, круговорот бытия, вечное колесо возвращения, «океан рождений – и – смертей».

Нирвана

«Угасание», «растворение», выход из сансары, возвращениях к божеству и слияние с ним, выход за пределы собственной ограниченности. «Она (нирвана) глубока как океан, возвышена как горная вершина, сладка как мед».

Ахимса

Запрет причинять вред всему живому («нехищность»).

Будда

Просветленный или пробужденный, нашедший путь в нирвану.




Лао-Цзы (Лао-Дань) – Старый мудрец, Старый ребенок. По преданию основатель даосизма, старший современник Конфуция. Лао Цзы – существо полулегендарное. По одной из версий, он был рожден от падающей звезды; по другой – беременность его матери протекала несколько десятилетий и он появился на свет уже седобородым старцем; по третьей – родился из собственной утробы, являлся миру семьдесят два раза и пр. Однако принято считать, что родился он в 604 г. до н.э. и жил то ли 160, то ли 200 лет.

Основные понятия даосизма.


Понятие

Философский смысл

Дао

Естественный путь развития и уничтожения вещей, основа их существования, абсолют, т.е. нечто, не имеющее ни формы, ни имени, но существующее от века. Дао недоступно для постижения, невыразимо словами, оно предшествует миру оформленных вещей и является непроявленным бытием, источником всего без исключения («Дао – глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли»).

Дэ

В переводе «сила», «добродетель», «качество», «достоинство» - это проявление Дао в вещах, его воплощении в реальности, лучший способ существования каждого конкретного вида бытия.

У-вэй

«Недеяние» - принцип невмешательства: если следовать Дао (закону) все будет идти своим чередом и развиваться естественно и гармонично. Любой поступок нарушает равновесие и ухудшает космическое совершенство.

1.2. Древнекитайская философия.

Конфуцианство.

«Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению».

«Утром познав истину, вечером можно умереть».  
Конфуций (551-479 г.г.).

Основные понятия конфуцианства.


Понятие

Философский смысл

Жэнь

Гуманность, милосердие, человечность «чего не желаешь себе, того не делай людям».

И

Долг-справедливость; моральные принципы совершенного человека.

Ли

Ритуал, церемония, нормы поведение. «Не знать этикет - значит не иметь возможности укрепиться в должном поведении»

Чжи

Мудрость, знание, ум, интеллект, способность распознавать истинные цели неба.

Сяо

Сыновняя почтительность и почитание старших. «Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить себе».

Мин

Знание судьбы и воли небес «Тот кто не знает мин, не может быть благородным человеком» (Лунь Юй).




Отличия «благородного мужа» от «простолюдина»


Благородный муж

Низкий человек

Поступает сообразно закону и долгу.


Везде ищет выгоду (чины, деньги, награды).



Требователен к себе.

Требует с других, а не с себя.

Живет в согласии с другими, но не следует за ними (стадные чувства и погоня за модой не для него, он мягок с людьми, но не идет у них на поводу, его ни подкупить, ни обмануть, ни принудить свернуть с правильного пути, отойти от закона и долга).

Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними (вспыльчив, раздражителен, обидчив, гневлив, думает только о своих интересах, но поддается уговорам, лести, внушаем, им легко манипулировать).

Ему можно доверить великие дела, он способен на самопожертвование, может пойти на смерть ради других людей, ради блага народа и государства.

Нельзя доверить великие дела, ибо он мелочен. Кончает жизнь самоубийством в сточной канаве. Т.е. смерть его никого не огорчает, т.к. он не располагает к себе людей, а использует их. Его смерть так же ничтожна и бессмысленна как и его жизнь.

Боится велений Неба, великих людей и слов совершенно мудрых.

Не знает велений Неба и не следует им, не боится их, презирает великих людей, занимающих высокое положение, оставляет без внимания слова мудрецов.


Основные идеи Конфуция.


Небо и

духи.



Небо – высшая сила, судьба, рок, то, что следит за справедливостью на земле и стоит на страже истины. Духам следует поклоняться, но заботиться надо о живых: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?»

Общество.



Есть благородные мужи – их мало, есть низкие люди – их больше, а основная группа сочетает черты первых и вторых.

Идеал общества.

В древности на мелочи не обращали внимание, вели себя достойно, учились, чтобы совершенствовать себя, отличались прямотой, избегали грубых и недостойных людей. Общество было совершенным. Теперь же «людей, понимающих мораль, мало», принципам долга не следуют, учатся ради славы, обманывают других, не умеют исправлять ошибки. Идеал общества в прошлом.

Этика.

«Взаимность» – не делай другим того, чего не желаешь себе.

«Золотая середина» – отсутствие крайностей в поведении.

«Человеколюбие» – почтительность к родителям, к старшим по возрасту и по положению. Быть человеколюбивым – «значит любить людей», «тот кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла».


Управление.

Власть должна принадлежать благородным мужам, ибо их мораль «подобна ветру, мораль низкого человека, подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». То есть правители являются примером и образцом для подражания.

Знание.

Знать – «значит знать людей». Учиться нужно и у древних и у современников. Следует верно выбирать, чему обучаться – изучать неправильные идеи вредно и опасно.


ФАЦЗЯ - ШКОЛА ЛЕГИСТОВ.
Эта школа сложилась в IV в. до н.э.. Наиболее известные ее представители – Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (ок. 280 - 233 гг. до н.э.).

Эта школа сосредоточила свои исследования на проблеме управления государством. Если в конфуцианстве говорилось об управлении на основе ритуала и традиций, то в легизме были предложены иные концепции:

– управление, основанное на авторитете власти.

– управление на основе законов.


Отличие идей легистов и Конфуция.


Конфуцианство

Легисты

Человек добр и гуманен.

Человек зол, жесток, порочен, хитер и не честен.

Опора на ритуал, традиции, убеждение, воспитание.

Ориентация на принуждение и наказание.

Государство – большая семья, где император отец, а чиновники – старшие братья и добродетельные мудрецы.

Государство – бездушный механизм, император – деспот, который превыше предков и самого неба, чиновники – исполнители законов.

Высшая цель – нравственное совершенствование людей, создание общества, где каждый будет выполнять свой долг, следуя ритуалу и этике. «Зачем, управляя государством убивать людей? Если Вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Высшая цель воссоединение Китая, создание могучей державы. Для этого необходимо отказаться от излишеств, упразднить искусство и философию, пресечь инакомыслие. Поддерживать лишь армию и земледелие.





Принципы управления законников:

«доброта и человеколюбие – мать проступков»;

истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания»;

прийти к такой добродетели можно лишь «путем смертных казней и применения справедливого насилия»;

порядок необходимо наводить до того как вспыхнет беспорядок. Для этого: 1) иметь в государстве много наказаний и мало наград; 2) карать жестоко, внушая трепет; 3) жестоко казнить за мелкие преступления, тогда не будет и больших; 4) разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой, доносительством.

Если следовать этим принципам, то появится «страна, где народ боится государственных законов и послушен в войне» и «народ пойдет на смерть ради правителя» (Шан Ян).

Идеи легистов, вошедшие в теорию и практику политической культуры Китая:

необходимость контроля и вмешательства государства в экономику, прежде всего в земледелие, являющееся основой экономики древнего Китая;

введение принципиально новой системы подбора кадров, власть переходит не от отца к сыну, как этого требовала традиция, а достается достойным, преданным, квалифицированным чиновникам, сдавшим экзамен;

равенство всех перед законом: «наказания не знают рангов знатности»;

управление должно соответствовать изменившимся условиям, «управлять живущим в настоящее время народом нельзя на основе методов покойных правителей.



Тема 2. Античная философия

(философия Древней Греции и древнего Рима (VI в. до н.э. – V в. н.э.))

2.1. Ранний период.

Школы.

Представители.

Основные идеи.

Милетская школа.


Фалес

(625-457 г. до н.э.)



Все возникло из воды. Земля плоская и плавает на воде.

Аниксимандр

(610-546 г.до н.э.)



Апейрон – неопределенное, материальное начало.

Анаксимен

(588-525 г.до н.э.)



Первоначало сущего - воздух.

Эфесская школа.

Гераклит

(544-480 г. до н.э.)




Первоначало бытия огонь, «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», «борьба - отец всего и царь над всем».

Элейская школа.

Парменид

(500-?до н.э.)



«Мыслить, тоже что быть, ибо без бытия, о котором она возникает, мысль тебе не найти». Небытия, времени, движения нет.

Зенон

(490-430 г. до н.э.)



Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения («Стрела», «Ахилл и черепаха»).

Школа атомистов.

Демокрит

(460-370г. до н.э.)



Все состоит из движущихся атомов и пустоты. Миров множество. Ничто в мире не происходит без причины.

Школа Пифагора.

Пифагор

(580-500г. до н.э.)



Основа сущего - число. Пропорции между числами выражают мировую гармонию.


2.2. Классический период.


Школы и представители

Основные идеи

Софисты

(Протагор, Горгий, Гиппий)



Объективный мир непознаваем, истина у каждого своя, не существует объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то и хорошо. Создали софизмы – логических приемы, уловки («То, что ты не потерял, ты имеешь. Рога ты не потерял, значит, ты рогат»).

Сократ

(469-399 г. до н.э.)



Предпочитал живую беседу, спор, в котором рождается истина. Различие между добром и злом объективно. Заботиться надо не о материальных благах, а о душе. Главная задача человека - познать себя. («Я знаю, что ничего не знаю, другие не знают даже этого…»).

Платон

(427-347 г. до н.э.)



Идеи образуют вечный мир, единичные вещи лишь чувственные проявления идей. Все идеи объединяются в идее Блага. Душа состоит из трех частей: разумной, волевой и вожделеющей; ее добродетелями являются: мудрость, мужество, умеренность, которые сочетаются в справедливости. Идеальное государство состоит из трех классов: философов, воинов и ремесленников.

Аристотель

(384-322 г. до н.э.)




Причины сущего: форма; материя, источник движения или творящее начало; цель. Материя – возможность вещи, форма ее воплощение. Движение понимается как процесс перехода от возможности к действительности, в ходе котор материя теряет свойство стать иной и принимает вид определенного бытия, оформляется, осуществляется. Цель – это смысл данного процесса. Выделяет три рода наук: теоретические - философия, физика, математика; практические - этика и политика; творческие.



«Модели государственного устройства».





Платон

«Пока в государствах не будут царствовать философы до тех пор государствам не избавиться от зол». «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью»

Аристотель

«Государство есть совокупность граждан. Цель демократии – свобода, олигархии – богатство, аристократии – воспитание и законность, тирании – защита».

Формы

правления.



Монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Справедливая

Несправедливая

Монархия, аристократия, полития.

Тирания,

олигархия,

охлократия


Государство.

Идеальное государство: еще не существует. Представлено 3 классами: философы, войны, демиурги. Первые два класса не могут иметь постоянную семью и собственность. Доблесть философа – мудрость, воина – мужество, демиурга – умеренность. Сочетаются они в справедливости.

Возникает из большой семьи через соседскую общину. Политика - общее благо, искусство компромиссов. Есть частная собственность и рабы (это и естественно и рационально, т.к. по природе одни рабы, другие господа, и нужно делать тяжелую работу). Власть разделена на судебную, законодательную, исполнительную.



Проблема души




Платон



(427–347 до н.э.)

Аристотель



(384-322 до н.э.)

Структура души.

Колесница с двумя конями: возница разум (направляет бег коней – неразумной части души): первый конь – пылкость и мужество (высокие порывы), второй – алчность и вожделение (низкие страсти).

Растительная душа (функции: питание, рост, размножение).

Животная душа (питание, рост, размножение + ощущение и движение).

Разумная душа (питание, рост, размножение, ощущение, движение + разум).


Существование и обитание.


Душа бессмертна, все 3 части связаны.

Разумная часть обитает в голове, пылкая в груди, вожделеющая в животе. Каков человек зависит от того, какая часть души более развита.



Растительная и животная тесно связаны с телом, смертны, разумная бессмертна. Растительная душа есть у растений, у животных есть растительная и животная. Разумной душой обладает человек и божество.


Платон считал, что после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем – вновь вселиться в какое-то другое тело (человека или животного). Самые совершенные души остаются в царстве идей. Тело – темница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу. Достигается же это путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

Эпикур (341 — 271 до н. э.)

«Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

«Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий».


Смысл философии.

Помочь человеку обрести счастье. « Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо».

Смысл жизни.

Получение наслаждений (наслаждение – не чувственные удовольствия, а отсутствие страданий).

Путь избавления от страдания.

Отказ от желаний. «Благополучие человека – не в обилии денег, не в высоте положения или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и душевном спокойствии».

Виды желаний.


      1. Естественные и необходимые.




Еда, питье, одежда, занятие науками, дружба (надо удовлетворять т.к. они предопределены природой человека).

      1. Естественные, но не необходимые.

Половая жизнь – удовлетворяются умеренно.

      1. Неестественные и ненеобходимые

Роскошь, изысканная еда, почет, слава (не удовлетворять).

Понимание счастья.


Человек сам кузнец своего счастья. «Хорошо жить и хорошо умереть - одна и та же наука». «Многие, накопив богатство, нашли не конец бедам, а другие беды».



Тема 3. Философия средних веков.


Средневековая философия (II-XIV вв.)

Патристика (II-VIII вв.)

от лат. pater – отец совокупность теологических, философских и социально-политических теорий христианских мыслителей (отцов церкви).



Ориген (185—255г.г.) защита христианства от язычества

Тертуллиан (160-222 г.г.).

«верую, ибо абсурдно».



Аврелий Августин (354-430) идея тождества веры и знания.

Схоластика (IX-XIVвв.) греч. schole – школа, соединение богословско-догматических посылок с рационализмом, интерес к формально-логическим проблемам, оторванность от жизни.

Фома Аквинский (ок.1225-1274г.г.) 5 доказательств бытия Бога.

Уильям Оккам (1300-1349г.г.) идея двух независимых истин: религиозной и научной.



Основные понятия средневековой философии.


Понятия

Значение

Креационизм

Бог создал мир из ничего.

Теодицея


Оправдание Бога за существующее в мире зло.

Теоцентризм

Бог - основа всего сущего.

Эсхатология

Учение о конце света.

Номинализм

Понятия существует в разуме и в языке.

Провиденциализм

Исторический процесс – осуществление Божественного замысла.

Реализм

Общие понятия существуют в реальности.

Экзегетика

Толкование священных текстов.

Деизм

Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие.

Проблематика средневековой философии:

Проблема бытия.


Бог и мир – две реальности с разным онтологическим статусом. Бог – абсолют, он создает мир, который несамостоятелен и вторичен.

Проблема познания.


Бог непознаваем (бесконечен, вечен, невыразим), только озарение, вера помогут нам его постичь. Мир постигается через чувства и разум.

Взаимоотношение разума и веры.



Тертуллиан: «верую, ибо абсурдно». Августин Блаженный: «верую, чтобы понимать». Фома Аквинский считал, что знание и разум развиваются гармонично. У.Оккам: теория двух истин - вера и разум независимы, различая между ними непреодолимы, поэтому их необходимо разграничить, а философию и науку эмансипировать (освободить) от религии.

Проблема универсалий (общих понятий).


реализм

номинализм

Фома Аквинский утверждал, что идеи - общее, существует до и вне вещей – в Божественном разуме.

Оккам полагал, что общее есть только в разуме и в языке.


Познание универсалий

Осуществляется через ощущение (сенсуализм).

Осуществляется через разум (рационализм).

Философия истории.

Земная история повторяет небесную, сакральную (от sacen – священный) – от творения мира через страсти Христовы ко второму Пришествию и концу света.

Проблема времени.

Августин утверждал, что существует только настоящее, прошлое – память, будущее – надежда, все соединено в Боге как в Абсолютной Вечности.


Фома Аквинский (ок.1225-1274г.г.)


Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского.

Космологическое


Все в мире движется, причина движения Бог (перводвигатель).

Каузальное

(причинносное)



Все в мире имеет свою причину, первопричина всего Бог.

Онтологическое


В мире много случайного, следовательно должно существовать абсолютно необходимое (Бог).

Догматическое

(эстетическое)



Все имеет разную степень совершенства, должен существовать эталон добра, красоты, истины (Бог).

Телеологическое

(целесообразное)



Все в мире имеет свою цель, задает ее Бог.




«То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, - приобретай сегодня».

«Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях».

«Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал».

«Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели».

«3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника».


Тема 4. Философия эпохи Возрождения


Направления

Основные идеи


Гуманизм

Данте Алигьере

(«Божественная комедия»).

Валла Лоренцо

(«О наслаждении»).

Петрарка Франческо

(«Книга песен»).


Человек-центр мироздания, он опирается только на себя, сам творит свою судьбу. Человек должен наслаждаться жизнью и быть свободным. Человек прекрасное существо, сам ответственен за свое благо.

Пантеизм

Кузанский Николай



«Об ученном незнании»



Человек может сам изменить мир, для это ему нужно быть сильным. Познание дано Богом. Бог растворен в природе. В Боге противоположности совпадают.

Натурфилософия

Бруно Джордано

(«О причине начал и едином»).

Коперник Николай

(«О вращении небесных тел»).

Галилей Галилео

(«О движении»).


Существует множество миров, земля вместе с планетами и звездами образует единую вселенную. Космос развивается по естественным законам.





Социальная философия эпохи Возрождения


Т. Мор (1478-1535)

«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».


В «Утопии» рисует идеальное государство, где нет социального неравенства, разрешаются любые религиозные культы, но запрещен атеизм. Цель Утопии – свободное развитие граждан, их интеллектуальных и артистических способностей.

«Мудрец скорее будет избегать болезней, чем выбирать средства против них».

«Похищать чужое удовольствие, домогаясь своего, несправедливо».


Т. Кампанелла

(1568-1639)

«Город Солнца».



Главная причина всех бедствий в обществе – неравенство людей; упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личностей и государства. Все должны трудиться и одинаково получать по потребностям. Молодые люди «получают должности в областях тех наук и ремесел, где они преуспели большего всего».

Николо Макиавелли

(1469-1527)

«Государь».



Государства рождаются, достигают величия и гибнут. Главный вопрос политики, о том, как захватить и удержать власть. Политики руководствуются не моралью, а необходимостью. Государь должен «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо».

«Цель оправдывает средства».





Основные понятия философии эпохи Возрождения


Понятия

Значение

Гуманизм

Признание ценности человеческой личности, её права на свободу, счастье.

Антиклерикализм

Течение направленное против привилегий церкви и духовенства.

Антропоцентризм

Человек природное существо и высшая цель мироздания.

Пантеизм

Отождествление Бога с природой

Утопия

Идеальная модель будущего общества (дословно означает «место, которого нет»).

Реформация

Религиозное движение в Европе XVI – XVII в.в., направленное против духовного вырождения католической церкви.

Натурфилософия

Философия природы.





Давид
Тема 5. Философия Нового времени.


Направления и представители.

Основные идеи.


Эмпиризм

Ф.Бэкон


(1561-1626)



Философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта.

Выделил 4 вида заблуждений («идолов»), мешающих познанию: 1) идолы рода присущи всем людям (перенесение на природу человеческих качеств); 2) идолы пещеры (индивидуальные заблуждения); 3) идолы рынка (заблуждения обусловленные многозначностью слов); 4) идолы театра (слепая вера в авторитет).



Рационализм

Р.Декарт


(1596-1650)



Философская позиция, рассматривающая разум как единственную основу познания.

Правила для руководства ума:

1) истинно лишь то, что отчетливо и очевидно;

2) разделять сложную проблему на простые составные части или элементы;

3) мыслить по порядку ничего не пропуская;

4) составлять полные перечни и обзоры.



Сенсуализм

Дж.Локк


(1632-1704)




Философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания.

Типы познания:

1) интуитивное ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей;

2) демонстративное (рациональное доказательство) применимо в математике и в познании Бога;

3) чувственное направленно на изучение внешних вещей.



Немецкая классическая философия
Философия Иммануила Канта.




Основные идеи

(1724 – 1804)

«Всеобщая естественная история и теория неба», «Теория ветров».


1.«Докритический» период (до начала 70-х гг. XVIII в.) – вопросы философии природы и особенно космологии. Небулярная теория происхождения солнечной системы (из газопылевого облака под влиянием сил притяжения и отталкивания). Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном изменении и развитии. Все живое на земле, в том числе и человек, – результат естественной биологической эволюции. Законы природы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину, которой является Бог.

«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».


2. «Критический» период (начало 70-х гг. XVIII в. – до 1804 г.). Объектом рассмотрения является «чистый разум» – та часть сознания человека, которая осуществляет мыслительную деятельность. Полное познание мира невозможно (агностицизм). При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума), за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии, и внешние границы – «вещи в себе».

«Вещь в себе» (ноумен) – это внутренняя сущность вещи, она никогда не будет познана разумом, в отличие от «вещи для нас» (феномена), которая «является» человеку и доступна для восприятия. Какова вещь на самом деле мы не знаем, а знаем только как она нам дана.



«Дайте мне материю, и я построю из нее мир...». «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону». «Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность».

Социальная философия и антропология И.Канта.


Основной

вопрос


философии.

«Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?». Эти вопросы порождают иной вопрос: «Каким надо быть, чтобы быть человеком? Что такое человек?».

Мораль.



Человека человеком делают не знания, а поступки. Они бывают легальными и моральными. Легальные – те, что разрешены законом или совершаются в надежде на выгоду. Моральные – нравственный долг, следование общечеловеческим ценностям.

Категорический императив.


Внутренне требование, которого нельзя ослушаться: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Природа

человека.




Человек по природе зол, но в нем есть зачатки добра, моральное воспитание позволяет победить склонность ко злу, нравственное благо достижимо только в коллективе.

Свобода.

Право повиноваться, тем законам, с которыми человек согласен. Парламентская республика реализация этой самой свободы.

Происхождение государства.

Первоначально – вынужденное единство по принуждению, затем объединение на основе морали.

Отношение к миру.

Власть закона дарит людям мир, и он должен стать вечным. Достичь его можно путем договора, запрещающего войны. Преодолеть войну можно лишь тогда, когда она станет непосильным экономическим, финансовым и нравственным бременем для всех.


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831).

«Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом».

«Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение».

«Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса».
Философия Гегеля.

Идеи




Абсолютный дух (идея).

Единственно существующая подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, обладающая самосознанием и способностью творить.

Природа.

Инобытие идеи, ее материальное воплощение.

Разновидности духа.

Субъективный (душа сознание отдельного человека); объективный (дух общества в целом); абсолютный (высшее проявление духа, вечно действительная истина).

Воплощение абсолютного духа.


Искусство – непосредственное отображение человеком абсолютной идеи (доступно талантам и гениям). Религия – абсолютная идея, дарованная человеку Богом через откровение. Философия – знание, данное Богом и воспринятое гениальными людьми.

История.

Процесс завоевания человеком все больше и больше свободы.

Этапы истории.

Восточная эра – свободой обладает лишь один человек (император, фараон), остальные рабы. Антично-средневековая эра – свободна группа людей (элита). Германская эра – свободны все.

следующая страница>


Методические указания для студентов дневного отделения. Кемерово 2008. Удк ббк составители
1178.93kb.

14 10 2014
6 стр.


Методические указания к лабораторным работам пенза 2007 удк ббк

Методические указания предназначены для изучения студентами практических основ дизайна и компьютерной графики, позволяющих грамотно ориентироваться в вопросах получения, обработки

220.91kb.

14 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов II курса ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры»

Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско

679.82kb.

10 10 2014
3 стр.


Методические указания для студентов заочного отделения фармацевтического факультета Волгоград 2006

Методические указания предназначены студентам фармацевтического факультета заочной формы обучения медицинских и фармацевтических вузов для самостоятельного выполнения контрольной р

193.46kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по
1407.91kb.

02 10 2014
8 стр.


Методические указания по выполнению и темы курсовых работ для студентов дневного и дистанционного

Составитель – к э н., профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Китебаева К. А

1063.61kb.

25 12 2014
6 стр.


Методические указания для практических занятий Рабочее место №1 машины для основной

Методические указания предназначены для проведения учебных практик со студентами очного отделения Инженерного и Агрономического институтов

208.96kb.

10 10 2014
1 стр.


Методические указания для практических занятий Рабочее место №2 машины и орудия для дополнительной

Методические указания предназначены для проведения учебных практик со студентами очного отделения Инженерного и Агрономического институтов

100.86kb.

10 10 2014
1 стр.