ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Структурно-логические схемы по дисциплине «философия»
Методические указания для студентов дневного отделения.
Кемерово – 2008.
УДК
ББК
Рассмотрено и утверждено на заседании
кафедры философии и политологии
Протокол №
Настоящее пособие предназначено к использованию студентами очного обучения всех специальностей для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по философии. Работа включает в себя структурно-логические схемы и опорные конспекты по курсу.
Настоящее пособие предназначено к использованию студентами очного обучения всех специальностей для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по философии. Работа включает в себя структурно-логические схемы и опорные конспекты по курсу.
Раздел 1 «История философии» написан З.А. Медведевой, О.Э.Васькиной.
Раздел 2 «Основные проблемы философии» составлен Э.Г. Винограем, С.П. Мальцевой.
Пособие включает обширный иллюстративный материал. В нем представлены основные философские школы и направления, дана характеристика философских проблем. Опорные конспекты подготовлены на базе практического материала преподавания в вузе названной дисциплины, с учетом потребностей студентов и трудностей освоения ими программного материала.
Предлагаемая в данном пособии форма структурирования материала помогает быстрее сформировать у студента целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины.
Пособие, на наш взгляд, может помочь преподавателям в разработке структуры учебного материала, студентам – в самостоятельной работе над осмыслением философских вопросов, при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по философии.
Разделы:
В настоящее время буддизм является одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом.
Благородные истины |
Комментарии |
1.Жизнь есть страдание. |
«А это… благородная истина о страдании: рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого, короче говоря, пятеричная привязанность к существованию есть страдание». |
2.Причина страданий – желания. |
«А это… благородная истина о происхождении страдания: это жажда, приводящая к новым рождениям, сопровождаемая удовольствиями и страстями, находящая удовольствие здесь и там, а именно: жажда наслаждения, жажда существования, жажда гибели». |
3.Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. |
«А это… благородная истина об уничтожении страдания: это полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее». |
4.Чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды. |
«А это… благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания: правильное видение, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение». |
Ступени |
Комментарии |
1.Правильное видение. |
Понимание четырех благородных истин. |
2.Правильная мысль. |
Твердое намерение изменить свою жизнь, мысленная решимость, внутренняя дисциплина. |
3.Правильная речь. |
Воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров, брани. Воздействуя на речь, можно изменить характер. |
4.Правильное действие. |
Отказ от уничтожения живого, от воровства, обуздание желаний, воздержание от опьяняющих веществ, поскольку они мешают контролировать себя. |
5.Правильный образ жизни. |
Обеспечение жизни только честным путем, правильный выбор профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых. |
6.Правильное усилие. |
Волевой самоконтроль, анализ своих намерений, слов и поступков. «Как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделению не ворваться в хорошо охраняемый ум». |
7.Правильное внимание. |
Человек должен контролировать свое сознание «Наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли». |
8.Правильное сосредоточение. |
Невозмутимость, безразличие, угасание страстей, а вместе с ними и страданий. Выход из сансары и власти кармы. |
Понятие |
Философский смысл |
Карма |
Закон причин и следствий, воздаяние: человек получает то, что заслужил. |
Сансара |
Поток жизни, круговорот бытия, вечное колесо возвращения, «океан рождений – и – смертей». |
Нирвана |
«Угасание», «растворение», выход из сансары, возвращениях к божеству и слияние с ним, выход за пределы собственной ограниченности. «Она (нирвана) глубока как океан, возвышена как горная вершина, сладка как мед». |
Ахимса |
Запрет причинять вред всему живому («нехищность»). |
Будда |
Просветленный или пробужденный, нашедший путь в нирвану. |
Понятие |
Философский смысл |
Дао |
Естественный путь развития и уничтожения вещей, основа их существования, абсолют, т.е. нечто, не имеющее ни формы, ни имени, но существующее от века. Дао недоступно для постижения, невыразимо словами, оно предшествует миру оформленных вещей и является непроявленным бытием, источником всего без исключения («Дао – глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли»). |
Дэ |
В переводе «сила», «добродетель», «качество», «достоинство» - это проявление Дао в вещах, его воплощении в реальности, лучший способ существования каждого конкретного вида бытия. |
У-вэй |
«Недеяние» - принцип невмешательства: если следовать Дао (закону) все будет идти своим чередом и развиваться естественно и гармонично. Любой поступок нарушает равновесие и ухудшает космическое совершенство. |
Понятие |
Философский смысл |
Жэнь |
Гуманность, милосердие, человечность «чего не желаешь себе, того не делай людям». |
И |
Долг-справедливость; моральные принципы совершенного человека. |
Ли |
Ритуал, церемония, нормы поведение. «Не знать этикет - значит не иметь возможности укрепиться в должном поведении» |
Чжи |
Мудрость, знание, ум, интеллект, способность распознавать истинные цели неба. |
Сяо |
Сыновняя почтительность и почитание старших. «Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить себе». |
Мин |
Знание судьбы и воли небес «Тот кто не знает мин, не может быть благородным человеком» (Лунь Юй). |
Отличия «благородного мужа» от «простолюдина» | |
Благородный муж |
Низкий человек |
Поступает сообразно закону и долгу. |
Везде ищет выгоду (чины, деньги, награды). |
Требователен к себе. |
Требует с других, а не с себя. |
Живет в согласии с другими, но не следует за ними (стадные чувства и погоня за модой не для него, он мягок с людьми, но не идет у них на поводу, его ни подкупить, ни обмануть, ни принудить свернуть с правильного пути, отойти от закона и долга). |
Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними (вспыльчив, раздражителен, обидчив, гневлив, думает только о своих интересах, но поддается уговорам, лести, внушаем, им легко манипулировать). |
Ему можно доверить великие дела, он способен на самопожертвование, может пойти на смерть ради других людей, ради блага народа и государства. |
Нельзя доверить великие дела, ибо он мелочен. Кончает жизнь самоубийством в сточной канаве. Т.е. смерть его никого не огорчает, т.к. он не располагает к себе людей, а использует их. Его смерть так же ничтожна и бессмысленна как и его жизнь. |
Боится велений Неба, великих людей и слов совершенно мудрых. |
Не знает велений Неба и не следует им, не боится их, презирает великих людей, занимающих высокое положение, оставляет без внимания слова мудрецов. |
Небо и духи. |
Небо – высшая сила, судьба, рок, то, что следит за справедливостью на земле и стоит на страже истины. Духам следует поклоняться, но заботиться надо о живых: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» |
Общество. |
Есть благородные мужи – их мало, есть низкие люди – их больше, а основная группа сочетает черты первых и вторых. |
Идеал общества. |
В древности на мелочи не обращали внимание, вели себя достойно, учились, чтобы совершенствовать себя, отличались прямотой, избегали грубых и недостойных людей. Общество было совершенным. Теперь же «людей, понимающих мораль, мало», принципам долга не следуют, учатся ради славы, обманывают других, не умеют исправлять ошибки. Идеал общества в прошлом. |
Этика. |
«Взаимность» – не делай другим того, чего не желаешь себе. «Золотая середина» – отсутствие крайностей в поведении. «Человеколюбие» – почтительность к родителям, к старшим по возрасту и по положению. Быть человеколюбивым – «значит любить людей», «тот кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла».
|
Управление. |
Власть должна принадлежать благородным мужам, ибо их мораль «подобна ветру, мораль низкого человека, подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». То есть правители являются примером и образцом для подражания. |
Знание. |
Знать – «значит знать людей». Учиться нужно и у древних и у современников. Следует верно выбирать, чему обучаться – изучать неправильные идеи вредно и опасно. |
Эта школа сосредоточила свои исследования на проблеме управления государством. Если в конфуцианстве говорилось об управлении на основе ритуала и традиций, то в легизме были предложены иные концепции:
– управление, основанное на авторитете власти.
– управление на основе законов.
Конфуцианство |
Легисты |
Человек добр и гуманен. |
Человек зол, жесток, порочен, хитер и не честен. |
Опора на ритуал, традиции, убеждение, воспитание. |
Ориентация на принуждение и наказание. |
Государство – большая семья, где император отец, а чиновники – старшие братья и добродетельные мудрецы. |
Государство – бездушный механизм, император – деспот, который превыше предков и самого неба, чиновники – исполнители законов. |
Высшая цель – нравственное совершенствование людей, создание общества, где каждый будет выполнять свой долг, следуя ритуалу и этике. «Зачем, управляя государством убивать людей? Если Вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». |
Высшая цель воссоединение Китая, создание могучей державы. Для этого необходимо отказаться от излишеств, упразднить искусство и философию, пресечь инакомыслие. Поддерживать лишь армию и земледелие. |
«доброта и человеколюбие – мать проступков»; |
истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания»; |
прийти к такой добродетели можно лишь «путем смертных казней и применения справедливого насилия»; |
порядок необходимо наводить до того как вспыхнет беспорядок. Для этого: 1) иметь в государстве много наказаний и мало наград; 2) карать жестоко, внушая трепет; 3) жестоко казнить за мелкие преступления, тогда не будет и больших; 4) разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой, доносительством. |
Идеи легистов, вошедшие в теорию и практику политической культуры Китая: |
необходимость контроля и вмешательства государства в экономику, прежде всего в земледелие, являющееся основой экономики древнего Китая; |
введение принципиально новой системы подбора кадров, власть переходит не от отца к сыну, как этого требовала традиция, а достается достойным, преданным, квалифицированным чиновникам, сдавшим экзамен; |
равенство всех перед законом: «наказания не знают рангов знатности»; |
управление должно соответствовать изменившимся условиям, «управлять живущим в настоящее время народом нельзя на основе методов покойных правителей. |
Школы. |
Представители. |
Основные идеи. |
Милетская школа. |
Фалес (625-457 г. до н.э.) |
Все возникло из воды. Земля плоская и плавает на воде. |
Аниксимандр (610-546 г.до н.э.) |
Апейрон – неопределенное, материальное начало. | |
Анаксимен (588-525 г.до н.э.) |
Первоначало сущего - воздух. | |
Эфесская школа. |
Гераклит (544-480 г. до н.э.) |
Первоначало бытия огонь, «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», «борьба - отец всего и царь над всем». |
Элейская школа. |
Парменид (500-?до н.э.) |
«Мыслить, тоже что быть, ибо без бытия, о котором она возникает, мысль тебе не найти». Небытия, времени, движения нет. |
Зенон (490-430 г. до н.э.) |
Разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения («Стрела», «Ахилл и черепаха»). | |
Школа атомистов. |
Демокрит (460-370г. до н.э.) |
Все состоит из движущихся атомов и пустоты. Миров множество. Ничто в мире не происходит без причины. |
Школа Пифагора. |
Пифагор (580-500г. до н.э.) |
Основа сущего - число. Пропорции между числами выражают мировую гармонию. |
Школы и представители |
Основные идеи |
Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий) |
Объективный мир непознаваем, истина у каждого своя, не существует объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то и хорошо. Создали софизмы – логических приемы, уловки («То, что ты не потерял, ты имеешь. Рога ты не потерял, значит, ты рогат»). |
Сократ (469-399 г. до н.э.) |
Предпочитал живую беседу, спор, в котором рождается истина. Различие между добром и злом объективно. Заботиться надо не о материальных благах, а о душе. Главная задача человека - познать себя. («Я знаю, что ничего не знаю, другие не знают даже этого…»). |
Платон (427-347 г. до н.э.) |
Идеи образуют вечный мир, единичные вещи лишь чувственные проявления идей. Все идеи объединяются в идее Блага. Душа состоит из трех частей: разумной, волевой и вожделеющей; ее добродетелями являются: мудрость, мужество, умеренность, которые сочетаются в справедливости. Идеальное государство состоит из трех классов: философов, воинов и ремесленников. |
Аристотель (384-322 г. до н.э.) |
Причины сущего: форма; материя, источник движения или творящее начало; цель. Материя – возможность вещи, форма ее воплощение. Движение понимается как процесс перехода от возможности к действительности, в ходе котор материя теряет свойство стать иной и принимает вид определенного бытия, оформляется, осуществляется. Цель – это смысл данного процесса. Выделяет три рода наук: теоретические - философия, физика, математика; практические - этика и политика; творческие. |
|
Платон «Пока в государствах не будут царствовать философы до тех пор государствам не избавиться от зол». «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью» |
Аристотель «Государство есть совокупность граждан. Цель демократии – свобода, олигархии – богатство, аристократии – воспитание и законность, тирании – защита». | |
Формы правления. |
Монархия, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания. |
Справедливая |
Несправедливая |
Монархия, аристократия, полития. |
Тирания, олигархия, охлократия
| ||
Государство. |
Идеальное государство: еще не существует. Представлено 3 классами: философы, войны, демиурги. Первые два класса не могут иметь постоянную семью и собственность. Доблесть философа – мудрость, воина – мужество, демиурга – умеренность. Сочетаются они в справедливости. |
Возникает из большой семьи через соседскую общину. Политика - общее благо, искусство компромиссов. Есть частная собственность и рабы (это и естественно и рационально, т.к. по природе одни рабы, другие господа, и нужно делать тяжелую работу). Власть разделена на судебную, законодательную, исполнительную. |
|
Платон (427–347 до н.э.) |
Аристотель (384-322 до н.э.) |
Структура души. |
Колесница с двумя конями: возница разум (направляет бег коней – неразумной части души): первый конь – пылкость и мужество (высокие порывы), второй – алчность и вожделение (низкие страсти). |
Растительная душа (функции: питание, рост, размножение). Животная душа (питание, рост, размножение + ощущение и движение). Разумная душа (питание, рост, размножение, ощущение, движение + разум).
|
Существование и обитание. |
Душа бессмертна, все 3 части связаны. Разумная часть обитает в голове, пылкая в груди, вожделеющая в животе. Каков человек зависит от того, какая часть души более развита. |
Растительная и животная тесно связаны с телом, смертны, разумная бессмертна. Растительная душа есть у растений, у животных есть растительная и животная. Разумной душой обладает человек и божество. |
Смысл философии. |
Помочь человеку обрести счастье. « Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо». | |
Смысл жизни. |
Получение наслаждений (наслаждение – не чувственные удовольствия, а отсутствие страданий). | |
Путь избавления от страдания. |
Отказ от желаний. «Благополучие человека – не в обилии денег, не в высоте положения или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и душевном спокойствии». | |
Виды желаний. |
|
Еда, питье, одежда, занятие науками, дружба (надо удовлетворять т.к. они предопределены природой человека). |
|
Половая жизнь – удовлетворяются умеренно. | |
|
Роскошь, изысканная еда, почет, слава (не удовлетворять). | |
Понимание счастья. |
Человек сам кузнец своего счастья. «Хорошо жить и хорошо умереть - одна и та же наука». «Многие, накопив богатство, нашли не конец бедам, а другие беды». |
Средневековая философия (II-XIV вв.) | |
Патристика (II-VIII вв.) от лат. pater – отец совокупность теологических, философских и социально-политических теорий христианских мыслителей (отцов церкви). Ориген (185—255г.г.) защита христианства от язычества Тертуллиан (160-222 г.г.). «верую, ибо абсурдно». Аврелий Августин (354-430) идея тождества веры и знания. |
Схоластика (IX-XIVвв.) греч. schole – школа, соединение богословско-догматических посылок с рационализмом, интерес к формально-логическим проблемам, оторванность от жизни. Фома Аквинский (ок.1225-1274г.г.) 5 доказательств бытия Бога. Уильям Оккам (1300-1349г.г.) идея двух независимых истин: религиозной и научной. |
Понятия |
Значение |
Креационизм |
Бог создал мир из ничего. |
Теодицея |
Оправдание Бога за существующее в мире зло. |
Теоцентризм |
Бог - основа всего сущего. |
Эсхатология |
Учение о конце света. |
Номинализм |
Понятия существует в разуме и в языке. |
Провиденциализм |
Исторический процесс – осуществление Божественного замысла. |
Реализм |
Общие понятия существуют в реальности. |
Экзегетика |
Толкование священных текстов. |
Деизм |
Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие. |
Проблема бытия. |
Бог и мир – две реальности с разным онтологическим статусом. Бог – абсолют, он создает мир, который несамостоятелен и вторичен. | |
Проблема познания. |
Бог непознаваем (бесконечен, вечен, невыразим), только озарение, вера помогут нам его постичь. Мир постигается через чувства и разум. | |
Взаимоотношение разума и веры. |
Тертуллиан: «верую, ибо абсурдно». Августин Блаженный: «верую, чтобы понимать». Фома Аквинский считал, что знание и разум развиваются гармонично. У.Оккам: теория двух истин - вера и разум независимы, различая между ними непреодолимы, поэтому их необходимо разграничить, а философию и науку эмансипировать (освободить) от религии. | |
Проблема универсалий (общих понятий). |
реализм |
номинализм |
Фома Аквинский утверждал, что идеи - общее, существует до и вне вещей – в Божественном разуме. |
Оккам полагал, что общее есть только в разуме и в языке. | |
Познание универсалий |
Осуществляется через ощущение (сенсуализм). |
Осуществляется через разум (рационализм). |
Философия истории. |
Земная история повторяет небесную, сакральную (от sacen – священный) – от творения мира через страсти Христовы ко второму Пришествию и концу света. | |
Проблема времени. |
Августин утверждал, что существует только настоящее, прошлое – память, будущее – надежда, все соединено в Боге как в Абсолютной Вечности. |
Космологическое |
Все в мире движется, причина движения Бог (перводвигатель). |
Каузальное (причинносное) |
Все в мире имеет свою причину, первопричина всего Бог. |
Онтологическое |
В мире много случайного, следовательно должно существовать абсолютно необходимое (Бог). |
Догматическое (эстетическое) |
Все имеет разную степень совершенства, должен существовать эталон добра, красоты, истины (Бог). |
Телеологическое (целесообразное) |
Все в мире имеет свою цель, задает ее Бог. |
«То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, - приобретай сегодня». «Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях». «Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал». «Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели». «3нание - столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». |
Направления |
Основные идеи |
Гуманизм Данте Алигьере («Божественная комедия»). Валла Лоренцо («О наслаждении»). Петрарка Франческо («Книга песен»).
|
Человек-центр мироздания, он опирается только на себя, сам творит свою судьбу. Человек должен наслаждаться жизнью и быть свободным. Человек прекрасное существо, сам ответственен за свое благо. |
Пантеизм Кузанский Николай «Об ученном незнании» |
Человек может сам изменить мир, для это ему нужно быть сильным. Познание дано Богом. Бог растворен в природе. В Боге противоположности совпадают. |
Натурфилософия Бруно Джордано («О причине начал и едином»). Коперник Николай («О вращении небесных тел»). Галилей Галилео («О движении»).
|
Существует множество миров, земля вместе с планетами и звездами образует единую вселенную. Космос развивается по естественным законам. |
Т. Мор (1478-1535) «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
|
В «Утопии» рисует идеальное государство, где нет социального неравенства, разрешаются любые религиозные культы, но запрещен атеизм. Цель Утопии – свободное развитие граждан, их интеллектуальных и артистических способностей. «Мудрец скорее будет избегать болезней, чем выбирать средства против них». «Похищать чужое удовольствие, домогаясь своего, несправедливо».
|
Т. Кампанелла (1568-1639) «Город Солнца». |
Главная причина всех бедствий в обществе – неравенство людей; упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личностей и государства. Все должны трудиться и одинаково получать по потребностям. Молодые люди «получают должности в областях тех наук и ремесел, где они преуспели большего всего». |
Николо Макиавелли (1469-1527) «Государь». |
Государства рождаются, достигают величия и гибнут. Главный вопрос политики, о том, как захватить и удержать власть. Политики руководствуются не моралью, а необходимостью. Государь должен «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». «Цель оправдывает средства». |
Понятия |
Значение |
Гуманизм |
Признание ценности человеческой личности, её права на свободу, счастье. |
Антиклерикализм |
Течение направленное против привилегий церкви и духовенства. |
Антропоцентризм |
Человек природное существо и высшая цель мироздания. |
Пантеизм |
Отождествление Бога с природой |
Утопия |
Идеальная модель будущего общества (дословно означает «место, которого нет»). |
Реформация |
Религиозное движение в Европе XVI – XVII в.в., направленное против духовного вырождения католической церкви. |
Натурфилософия |
Философия природы. |
Направления и представители. |
Основные идеи. |
Эмпиризм Ф.Бэкон
(1561-1626) |
Философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Выделил 4 вида заблуждений («идолов»), мешающих познанию: 1) идолы рода присущи всем людям (перенесение на природу человеческих качеств); 2) идолы пещеры (индивидуальные заблуждения); 3) идолы рынка (заблуждения обусловленные многозначностью слов); 4) идолы театра (слепая вера в авторитет). |
Рационализм Р.Декарт
(1596-1650) |
Философская позиция, рассматривающая разум как единственную основу познания. Правила для руководства ума: 1) истинно лишь то, что отчетливо и очевидно; 2) разделять сложную проблему на простые составные части или элементы; 3) мыслить по порядку ничего не пропуская; 4) составлять полные перечни и обзоры. |
Сенсуализм Дж.Локк
(1632-1704) |
Философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания. Типы познания: 1) интуитивное ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей; 2) демонстративное (рациональное доказательство) применимо в математике и в познании Бога; 3) чувственное направленно на изучение внешних вещей.
|
|
Основные идеи |
(1724 – 1804) «Всеобщая естественная история и теория неба», «Теория ветров».
|
1.«Докритический» период (до начала 70-х гг. XVIII в.) – вопросы философии природы и особенно космологии. Небулярная теория происхождения солнечной системы (из газопылевого облака под влиянием сил притяжения и отталкивания). Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), находится в постоянном изменении и развитии. Все живое на земле, в том числе и человек, – результат естественной биологической эволюции. Законы природы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину, которой является Бог. |
«Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». |
2. «Критический» период (начало 70-х гг. XVIII в. – до 1804 г.). Объектом рассмотрения является «чистый разум» – та часть сознания человека, которая осуществляет мыслительную деятельность. Полное познание мира невозможно (агностицизм). При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы: собственные (внутренние для разума), за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии, и внешние границы – «вещи в себе». «Вещь в себе» (ноумен) – это внутренняя сущность вещи, она никогда не будет познана разумом, в отличие от «вещи для нас» (феномена), которая «является» человеку и доступна для восприятия. Какова вещь на самом деле мы не знаем, а знаем только как она нам дана. |
Основной вопрос
философии. |
«Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?». Эти вопросы порождают иной вопрос: «Каким надо быть, чтобы быть человеком? Что такое человек?». |
Мораль. |
Человека человеком делают не знания, а поступки. Они бывают легальными и моральными. Легальные – те, что разрешены законом или совершаются в надежде на выгоду. Моральные – нравственный долг, следование общечеловеческим ценностям. |
Категорический императив. |
Внутренне требование, которого нельзя ослушаться: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». |
Природа человека. |
Человек по природе зол, но в нем есть зачатки добра, моральное воспитание позволяет победить склонность ко злу, нравственное благо достижимо только в коллективе. |
Свобода. |
Право повиноваться, тем законам, с которыми человек согласен. Парламентская республика реализация этой самой свободы. |
Происхождение государства. |
Первоначально – вынужденное единство по принуждению, затем объединение на основе морали. |
Отношение к миру. |
Власть закона дарит людям мир, и он должен стать вечным. Достичь его можно путем договора, запрещающего войны. Преодолеть войну можно лишь тогда, когда она станет непосильным экономическим, финансовым и нравственным бременем для всех. |
Идеи |
|
Абсолютный дух (идея). |
Единственно существующая подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, обладающая самосознанием и способностью творить. |
Природа. |
Инобытие идеи, ее материальное воплощение. |
Разновидности духа. |
Субъективный (душа сознание отдельного человека); объективный (дух общества в целом); абсолютный (высшее проявление духа, вечно действительная истина). |
Воплощение абсолютного духа. |
Искусство – непосредственное отображение человеком абсолютной идеи (доступно талантам и гениям). Религия – абсолютная идея, дарованная человеку Богом через откровение. Философия – знание, данное Богом и воспринятое гениальными людьми. |
История. |
Процесс завоевания человеком все больше и больше свободы. |
Этапы истории. |
Восточная эра – свободой обладает лишь один человек (император, фараон), остальные рабы. Антично-средневековая эра – свободна группа людей (элита). Германская эра – свободны все. |
14 10 2014
6 стр.
14 10 2014
1 стр.
10 10 2014
3 стр.
10 10 2014
1 стр.
02 10 2014
8 стр.
25 12 2014
6 стр.
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.