Перейти на главную страницу
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
|
по дисциплине «Издание карт и атласов»
для студентов 5 курса заочного отделения
среднего профессионального образования
по специальности
020501 «Картография»
Москва
Одобрено Предметно-цикловой комиссией «Картографии, географии и компьютерных технологий» Председатель ____________ Акимкина Н.В. |
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 020501 «Картография» Зам. директора по МР _____________ Семенов Л.И. |
Автор: Сарычева Р.А., преподаватель колледжа
Рецензент:
Редактор: Морозова Л.А.
Дисциплина «Издание карт и атласов» тесно связано с другими дисциплинами:
- Картография;
- Подготовка карт к изданию;
- Цифровая картография;
- Экономика и управление на картографическом производстве.
В данной дисциплине рассматриваются:
- фоторепродукционные процессы
- цветоделение
- копировальные процессы
- технология печати
- отделка карт, переплетно-брошюровочные процессы при издании атласов
- общие сведения о репрографии и современных технологиях печати.
После получения указанного материала студент-заочник получает минимум знаний, умений и навыков в соответствии с Государственными требованиями.
Методическая разработка по «Изданию карт и атласов» предназначена для студентов 5 курса и содержит кроме программы курса, методические указания по выполнению работ, вопросы к трем практическим работам. Изучение курса заканчивается письменной контрольной работой.
Итоговый контроль знаний будет осуществляться в виде устного зачета после выполнения письменной домашней контрольной работы.
Методические указания к самостоятельному изучению учебной дисциплины.
Введение.
Процесс издания карт следует непосредственно за подготовкой карт к изданию.
Подготовка к изданию заканчивается изготовлением рабочих диапозитивов по количеству печатаемых красок и числу печатных листов. В процесс издания полиграфическими средствами входит: изготовление печатных форм с рабочих диапозитивов, подготовка бумаги, непосредственно печать, сортировка и обработка отпечатанной продукции.
Изготовление печатных форм осуществляется на предварительно очувствленных в заводских условиях светочувствительным диазослоем алюминиевых пластинах в копировальной раме. В последнее время имеет место тенденция, исключающая процесс копирования и дальнейшей обработки, т.е. проявления, промывки и сушки, а используется электронный формный процессор. Полученная печатная форма обработки не требует. Алюминиевые печатные формы выдерживают печать тиража без дополнительной термической обработки 70 – 100 тыс. оттисков; после термической обработки – около 200 тыс. оттисков.
Непосредственно печать тиража осуществляется на офсетных печатных машинах. Качество печати зависит от многих факторов, в том числе от настройки и работы машины, качества бумаги, вязкости краски, увлажнения и скорости печати. После сортировки карты поступают на обрезку и разрезку, если на листе несколько карт.
По необходимости карты наклеиваются на ткань, пленку или ламинируются. Отпечатанные листы атласов после сортировки поступают на фальцовку, полученные тетради подбираются по порядку в блок, обжимаются и скрепляются шитьем или бесшвейным способом.
Самый производительный процесс в издании – это непосредственно печать. Скорость печати достигает на листовых машинах 15-17 тыс/ч. Следовательно, издание тиражом до 3 тыс. экземпляров неэффективно и нежелательно, так как на приводку, приладку и обеспечение качества печати уходит много оттисков на каждую краску в брак. При большой скорости печати расход бумаги сильно возрастает. Издание тиража в 500-1000 экз. иногда выполняется на пробопечатном станке, что тоже малоэффективно. Небольшие и несложные карты можно издавать тиражом в 2-5 тыс. экземпляров на цифровых печатных машинах.
Но в этом случае печать выполняется не красками для офсетной печати, а красителями на водной основе, что снижает надежность качества при дальнейшей эксплуатации карт.
Издание небольшим количеством экземпляров осуществляется неполиграфическими средствами, а на множительной технике типа цветных ксероксов, принтеров и плоттеров.
Предмет «Издание карт и атласов» связан с дисциплинами «Подготовка карт к изданию», «Картографический дизайн», «Экономика и организация картпроизводства», с физико-химическими науками и полиграфией.
Издание карт является заключительным этапом в процессе создания карт. Он включает фотографические, копировальные, печатные процессы и брошюровочно-переплетные работы.
Издательские работы можно представить следующим образом:
Существуют различные технологии издания карт. Выбор технологии зависит от вида и способа создания издательского оригинала, содержания и назначения карты, числа красок для печати, тиража, формата и оборудования, имеющегося на картографической фабрике или в типографии.
Выбор технологии издания карты и руководство всеми издательскими работами осуществляет технический редактор.
Общую схему последовательности издательских работ можно представить так (если при подготовке карт к изданию не были изготовлены рабочие диапозитивы по количеству печатаемых красок):
- издательские оригиналы, фотографирование оригиналов, цветоделение, изготовление фотоформ (негативов и диапозитивов) штриховых и фоновых элементов, копирование и получение печатных форм для печати красочных проб и тиражей, печатание, отпечатанный тираж, отделка продукции, переплет атласов.
Раздел I. Подготовка карт к изданию.
Тема 1.1. Издательские оригиналы.
Студент должен
знать:
- определение издательского оригинала.
- различать издательские оригиналы по способу изготовления.
Эти оригиналы готовят способом фоторепродукции. Они должны в точности соответствовать содержанию составительских оригиналов, обладать высоким качеством графического оформления всех штриховых, цветных, полутоновых элементов и шрифтов.
Студент должен
знать:
- что существуют разные издательские оригиналы: штриховые, полутоновые, цветные;
- возможные способы изготовления издательских оригиналов;
- требования, которые предъявляются к различным издательским оригиналам;
- пластики применяемые в картоиздании и требования к ним.
Издательские оригиналы могут изготавливаться на непрозрачной основе (бумага) и на прозрачной основе (пластик) и отвечать требованиям издания. Штриховые оригиналы подразделяются на вычерченные черной тушью на бумаге или прозрачном пластике, гравированные, выполненные гравировальными инструментами на пластике с гравировальным непрозрачным слоем в зависимости от сложности картографического рисунка.
Тема 1.2. Вспомогательные материалы для издания.
Студент должен
знать:
- требования, предъявляемые к макету фоновой окраски;
- требования, предъявляемые к красочному оригиналу.
уметь:
- различать красочный оригинал и макет фоновой окраски.
Макет необходим техническому редактору при определении технологии подготовки к изданию и составления графика тонового оформления. Макет готовится редактором или картографом и используется при создании фоновых элементов карт путем отмазок и ввода растровых сеток в диапозитив. Макет фоновой окраски издания используется при создании фоновых элементов оператором на экране монитора компьютерной графической станции.
При создании карты на графической компьютерной станции роль макета расчленительной ретуши выполняет оттиск абрисного изображения (или контура), полученный с принтера и раскрашенный редактором, как указано выше.
- основные узлы репродукционного фотоаппарата.
Основные узлы фоторепродукционного аппарата: станина, экран с диапозитивной приставкой, камера.
Станина в зависимости от типа фотоаппарата подвешивается под потолком или устанавливается на пол.
Студент должен
Знать, что:
Экран представляет собой пневматическую раму, передней стенкой которой служит стекло. В раме имеется резиновое полотно – коврик, который при выкачивании из рамы воздуха плотно прижимается к стеклу. Экран может передвигаться по станине, разворачиваться вдоль вертикальной оси и принимать горизонтальное или вертикальное положение.
Камера состоит из 3-х основных частей – передней стенки, в которой укреплен объектив, задней рамы, куда приставляется матовое стекло или кассета с фотоматериалом и соединительного светонепроницаемого меха.
Объектив служит для получения изображения объекта на светочувствительном материале.
Диафрагма – устройство, ограничивающее пучок лучей света, проходящих через объектив.
Студент должен
Фотографический объектив репродукционного фотоаппарата представляет собой систему центрированных линз и диафрагмы, заключенных в общую оправу. Основными характеристиками объектива являются фокусное расстояние, относительное отверстие, светосила, угол поля изображения, разрешающая сила.
Разрешающая сила характеризует способность объектива передавать четко мелкие детали. Она определяется максимальным числом линий, раздельно различаемых на 1 мм.
Расстояние от главной плоскости объектива до его главного фокуса называется фокусным расстоянием f. Фокусное расстояние у каждого объектива, используемого для репродукционной фотографии, постоянно.
- подобрать объектив для фотографирования.
Относительное отверстие объектива влияет на его светосилу, т.е. способность объектива создавать достаточно большую освещенность в плоскости изображения. Чем больше светосила объектива, тем больше освещенность изображения на светочувствительном материале.
Проверка размеров изображения и резкости рисунка производится после получения изображения на матовом стекле задней рамы камеры. При фотографировании на место матового стекла помещается светонепроницаемая кассета с фотоматериалом. Передняя стенка кассеты отодвигается, и свет через объектив попадает на фотоматериал.
Фотографируемые оригиналы освещаются искусственными источниками света (дуговыми фонарями, кварцевыми лампами, лампами накаливания, ксеноновыми лампами). Наиболее удобные ксеноновые или галогенные лампы. Источники света располагают так, чтобы лучи падали на экран под углом примерно 45°. В этом случае отсутствуют блики и обеспечивается наибольшая контрастность. Равномерное освещение экрана достигается симметричным расположением осветителей.
- как получить прямое изображение.
- какие фоторепродукционные аппараты применяются в картопроизводстве.
Перемещение объектива осуществляется с пульта управления. Время экспонирования регулируется светодозирующим устройством – экспозиметром. Диафрагма объектива и светофильтры устанавливаются автоматически.
- основные характеристики фотоматериалов.
- различать негатив и позитив.
- принцип получения фотографического изображения.
В качестве светочувствительных веществ для изготовления фотографических материалов используются галиды серебра - бромиды AgBr, хлориды AgCl, йодиды AgJ.
На подложку (основу) из целлулоидной пленки или бумаги наносят фотографическую эмульсию. Для ее приготовления используют водный раствор желатины, в который добавляют эти вещества в виде микроскопических кристаллов.
Под действием света на светочувствительный слой фотоматериалов происходит фотохимическая реакция и образуется невидимое (скрытое) фотографическое изображение. Чтобы сделать его видимым, его проявляют в растворе проявителя в состав которого входят метол, гидрохинон и др. вещества. Под действием проявителя микрокристаллы галоидного серебра, на которые попал свет, превращаются в металлическое серебро, которое имеет черный цвет. Затем изображение закрепляют – фиксируют, то есть помещают в раствор гипосульфита, который растворяет галоидное серебро, не подвергшееся действию света. Он образует с галоидами серебра растворимые в воде соли, которые затем вымываются.
При фотографировании свет отражается только от светлых участков оригинала, а от темных мест, т.е. от рисунка свет не отражается. После проявления и фиксирования темнеют участки соответствующие светлому фону оригинала, а сам рисунок остается прозрачным. Основа с таким изображением называется негативом. Изображение обратное негативу, соответствующее оригиналу (рисунок – темный, фон прозрачный) называется позитивом.
Студент должен
Уметь:
- различать негатив и позитив.
Фотоматериалы делятся на негативные и позитивные.
Фотоматериалы делят на черно-белые и цветные. Фотоматериалы также подразделяют на материалы общего и специального назначения. Фотоматериалы общего назначения применяют для фотографирования пейзажей, портретов, архитектурных композиций и т.д. Фотоматериалы специального назначения предназначены для репродукционной фотографии, микрофильмирования и т.д.
Основные характеристики фотографических материалов: светочувствительность, спектральная чувствительность (цветочувствительность), контрастность, фотографическая широта, разрешающая способность, склонность к вуалированию.
Специальный прибор – сенситометр позволяет определить основные характеристики фотоматериалов.
Для изменения цветочувствительности к различным лучам спектра в фотографические эмульсии вводят различные органические вещества, называемые оптическими сенсибилизаторами.
Студент должен
Знать:
- какие фотопленки используются в картпроизводстве.
Выпускаются фототехнические пленки с буквами вместо цифр: ФТ-М – мягкая, ФТ-СК – сверхконтрастная. Со стороны основы на пленку наносятся противоореальный и противоскручивающий слои, которые обесцвечиваются при обработки пленки.
Несенсибилизированные пленки (ФТ-10, ФТ-20, ФТ-30) предназначаются для фотографирования черно-белых оригиналов. Ортохроматические пленки (ФТ-11, ФТ-21, ФТ-31) предназначаются для фотографирования черно-белых и цветных, не имеющих красных тонов, оригиналов. Изопанхроматические пленки (ФТ-12, ФТ-22, ФТ-32) предназначаются для фотографирования цветных оригиналов. Фотопленки нормальной и малой контрастности (ФТ-10, ФТ-11, ФТ-12, ФТ-20, ФТ-21, ФТ-22) используются для фотографирования полутоновыыых нормальных и малоконтрастных оригиналов, а фотопленки контрастные (ФТ-30, ФТ-31, ФТ-32, ФТ-41, ФТ-101, ФТ-СК) – для фотографирования штриховых оригиналов. Фотопленка мягкая ФТ-М используется при фотографическом цветоделении.
Фототехнические пленки выпускаются листами форматов 13×18 – 50×60 см и в рулонах шириной 55-115 см, длиной 5-20 м.
Студент должен
- порядок изготовления штриховых негативов.
- различать штриховой и полутоновый негативы.
Процесс получения штриховых негативов состоит из нескольких крупных операций: укрепление оригинала в оригиналодержателе; создание в оригиналодержателе вакуума; установка осветителей; наводка на масштаб и резкость; зарядка кассеты фотоаппарата светочувствительным материалом; по необходимости – установка светофильтров и растров. Основной операцией является экспонирование. Изменяемыми величинами являются: время экспонирования, диафрагма объектива, масштаб съемки, минимальная и максимальная оптическая мощность.
После экспонирования фотопленка вынимается из кассеты, и следует проявление, фиксирование, промывка, сушка и контроль полученной фотоформы. На этой стадии процесс регулируется за счет изменения вида проявителя, его насыщенности, времени проявления, времени фиксирования, ослабления или усиления негатива (диапозитива) химическими препаратами.
На процесс влияют также качество оригинала, качество фотопленки, ее светочувствительность.
В процессе фотоаппарат позволяет получать негатив как в прямом, так и в зеркальном изображении. С использованием светофильтров можно получать с цветных оригиналов цветоделенные, полутоновые или растрированные негативы.
- порядок операций при изготовлении штриховых негативов.
Диапозитив на полиэфирном пластике может быть получен в контактно-копировальной раме с негатива способом вымывного рельефа или с диапозитива способом окрашивания подложки в массе нитрослоя. Диапозитив на фотопленке получается на цветоделителе-цветокорректоре путем сканирования оригинала с цифровых носителей на фотовыводном устройстве типа «Avantra».
Диапозитив бывает с прямым и обратным изображением, что определяется со стороны светочувствительного слоя. Основное назначение диапозитива – получение с него печатных форм. Вместе с этим в процессе подготовки карт к изданию используются промежуточные диапозитивы.
Диапозитив-дубликат – это полностью идентичный исходному диапозитив. Такие диапозитивы-дубликаты используются в случаях одновременной печати карт и атласов в разных типографиях. Иногда диапозитивы-дубликаты откладывают в архивное хранение с целью их будущего использования.
На диапозитиве (позитиве) рисунок темный, а заполняющий фон – прозрачный, а светочувствительный слой располагается с матовой стороны.
Студент должен:
- иметь понятие об особенностях получения полутоновых негативов.
Получить плавные переходы изображения на оттиске можно, только раздробив полутоновый рисунок на отдельные мелкие детали, которые в сочетании с белым фоном при их рассматривании с определенного расстояния создадут впечатление полутонов. Разделение изображения сплошного полутонового рисунка на мелкие детали – микроштрихи производится оптическим прибором – растром. Существует два вида растров: проекционный и контактный.
Проекционный растр представляет собой два склеенных канадским базальтом стекла, на каждом из которых через равные промежутки нанесены непрозрачные линии. Стекла склеены так, что линии взаимно перпендикулярны. Толщина линий равна интервалу между ними.
При фотографировании полутонового оригинала проекционный растр устанавливается в камере фотоаппарата между объективом и фотоматериалом.
Темные участки полутонового оригинала отражают меньше света, светлые – максимальное количество света, а полутона в зависимости от их яркости – среднее количество света, а на фотоматериале образуются точки (растровые элементы) разной площади. Расстояние между центрами растровых точек на полутоновом изображении одинаково, а диаметры их различны.
Контактный полутоновый растр состоит из периодически повторяющихся элементов с переменной оптической плотностью на площади каждого элемента и используется как в копировальном , так и в съемочном варианте. Контактные растры изготавливаются на пленке и бывают серые и пурпурные с обычной квадратной точкой или с эллиптической. Контактный штриховой растр состоит из штриховых линейных элементов одинаковой насыщенности. Растры различаются по числу линий в 1 см и бывают крестовые (точечные) и линейные. В картографическом производстве применяются растры в 24, 34, 48, 54 и 60 лин/см. В последнее время при использовании электронного растрирования, гладких алюминиевых пластин для печатных форм и мелованной бумаги повышенной гладкости используются и растры 70 лин/см. При выборе полутонового растра для воспроизведения полутонового оригинала следует учитывать характер изображения, способ изготовления печатных форм и гладкости бумаги, на которой будет производится печать тиража. При том, чем мельче линиатура растра, тем лучше будут воспроизводится детали полутонового оригинала. Для стенных карт может использоваться растр линиатурой в 34, 40 лин/см; для настольных 48, 54 лин/см; для цветных иллюстраций – 60 и 70 лин/см.
- способ «Дуплекс», его особенности.
В этом случае оригинал отмывки рельефа фотографируют дважды. Первый раз при фотографировании на фотопленку малой контрастности на негативе получаются слабые полутона (негатив подложки). Затем повернув растр на 45° во избежание муара производят фотографирование на контрастную фотопленку. На этом негативе воспроизводятся самые темные места оригинала отмывки рельефа. Этот негатив называют «ударами». С обоих негативов изготавливают печатные формы. «Удары» печатают более темной краской (коричневой или темно-серой), а «подложку» более светлой тех же тонов (иногда с добавлением фиолетовой краски). Оттиск, отпечатанный двумя красками, усиливает эффект одноцветного тонового изображения благодаря увеличению интервала яркостей полученного изображения.
Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 020501 «Картография»
10 10 2014
5 стр.
10 09 2014
4 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения
10 09 2014
8 стр.
Даны программа и задания для семинарских занятий, а также контрольные задания к курсу
06 10 2014
4 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Владивостокского морского
11 10 2014
1 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов 1-2 курсов заочной формы обучения по специальности
15 10 2014
9 стр.
06 10 2014
6 стр.
07 10 2014
1 стр.