Перейти на главную страницу
Методические указания и контрольные задания по предмету
Специальногсть 6.100301
«судовождение»
Одесса 2001
Цель изучения курса —научить судоводителя теоретическим знаниям и практическим навыкам для выбора наивыгоднейшего пути судна и обеспечения безопасности плавания этим путем. Для выполнения этих задач судоводитель должен уметь работать с навигационными картами, пособиями и руководствами для плавания, вести счисления пути судна (навигационную прокладку), определять место судна всеми доступными способами, используя мореходные инструменты и технические средства судовождения, учитывая влияния гидрометеорологических условий, а также решать другие задачи судовождения Курс состоит из двух тесно связаных между собой частей —
«Навигация»и «Лоция». Основной частью является навигация, которая рассматривает теоретические и практические вопросы судовождения в различных условиях плавания, а также способу контроля правильности движения судна при плавании в узкостях, вблизи берега и в открытом море. Лоция изучает навигационные пособия и руководства для плавания, навигационное оборудование морских путей, освещает ряд других вопросов.
Все дисциплины изучаются на 3 и 4 курсах в соответствии с программой дисциплины.
1.Осваивать курс в последовательности, указанной в программе.
2.Изучаемый раздел необходимо законспектировать. Особое внимание следует обращать на терминологию, определения и обоснования методов навигации. Подробно анализировать обоснования методов навигации. Подробно анализировать выводы формул с последующим самостоятельным их выводом.
3.После изучения раздела проверить усвоение материала по контрольным вопросам.
4.Подробно разобрать решение приведенных примеров в учебниках и задачнике по данному разделу. После этого решить задачи по своему контрольному заданию.
5.Прослушать обзорные лекции, получить необходимые консультации, выполнить лабораторные работы в время лабораторно-экзаменационной сессии.
6.Детально изучить структуру исодержание навигационных пособий для плавания.
7.В период плавания на судах настоятельно рекомендуется отрабатывать навыки практической работы судоводителя, работая с картами и пособиями. Выполнять навигационную прокладку с определениями места различными навигационными способами.
2.Вариант контрольной работы соответствует последней цифрезачетной книжки студента-заочника.
3.Для выполнения задач необходимо использовать судовые карты и пособия, советского, российского или английского издания. После выполнения прокладки на картах 22113,22114 ГУНиО МО СССР или РФ; или картах 2251,2360 английских, необходимо прокладку перенести на кальку и приложить к контрольной работе. Списанные на судне карты и пособия можно использовать для учебных целей и прилагать к контрольной работе.
4.Расчеты и рисунки выполнять простым карандашом.
5.Записи должны быть аккуратными и со стандартными обозначениями, цифры писать четко, по стандартам, изученным в курсе начертательной геометрии. Небрежно выполненные работы будут возвращаться для переделки.
6.Схемы решений должны быть компактны и соответствовать приведенным в задачнике.
№ Варианта |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
5210,0' N |
0635.0' W |
4124,0' N |
7348,0' W |
2 |
3740,0' N |
7608,0' W |
4832,0' N |
0416,0' W |
3 |
3910,0' N |
0915,0' W |
0130,0' S |
4944,0' W |
4 |
3829,0' N |
7412,0' W |
3416,0' S |
1832,0' E |
5 |
2330,0 S |
4318,0' W |
3508,0' S |
2634,0' E |
6 |
5815,0' N |
14952,0' W |
4436,0' N |
14208,0' E |
7 |
3410,0' N |
11848,0' W |
3735,0' N |
14120,0' E |
8 |
1235,0' N |
8718,0' W |
3124,0' N |
13205,0' E |
9 |
0843,0' N |
8336,0 W |
0215,0' S |
14217,0' E |
0 |
1505,0' N |
9414,0' W |
4543,0' N |
14443,0 E |
№ Варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
h, метры |
64 |
39 |
30 |
44 |
48 |
94 |
84 |
71 |
63 |
29 |
е, метры |
15 |
18 |
10 |
19 |
14 |
16 |
17 |
13 |
21 |
11 |
МК,ИК,КК,КП по формулам и графически (рисунок)
№ Варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
МК |
300 |
200 |
30 |
40 |
55 |
66 |
70 |
80 |
90 |
100 |
d |
5E |
2E |
3W |
4E |
5W |
2W |
3E |
4W |
3W |
2E |
|
-3 |
-4 |
+4 |
+2 |
+4 |
+3 |
-5 |
+3 |
+2 |
+6 |
КУ |
60пр.б. |
20л.б. |
45пр.б. |
50пр.б. |
45л.б. |
30пр.б. |
70пр.б. |
40л.б. |
60л.б. |
55л.б. |
№ Варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
ПУ |
10 |
20 |
315 |
40 |
350 |
200 |
45 |
190 |
220 |
45 |
|
5 |
4 |
0 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
d |
5,0W |
3,5E |
0,5W |
3,5W |
8,0E |
6,0W |
7,0W |
3,5W |
4,5E |
5,5W |
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК=-1,5; Скорость судна V=12узлов, л=-6%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на E со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
01.00 21.8
|
Находясь по истинному пеленгу 113,0, в расстоянии 5,5 миль на маяк Эландс Сёдра Удде, следуем ГКК=181,5. |
* * * |
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 85,0, повернули влево и легли на ИК=105,0. Приняли к учету дрейф 3 и течение. |
* * * |
Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 72л/б, повернули влево для следования в зону разделения движения, проложили ПУс=55. Дрейф и течение прежние. |
* * * |
Прошли траверз маяка Эландс Сёдра Грунд . |
* * * |
Когда КУ на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 155л/б, повернули влево на ПУ=0, дрейфа нет, течение прежнее. |
04.00 60.2
|
|
* * * |
На траверзе маяка Сегеротад повернули вправо и легли на ГКК=65,0, учитывая дрейф 4 и течение. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты начальной и поворотных точек;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл;
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.0узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -2.0; Скорость судна V=15узлов, л= -6%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 5 узла. Высота глаза наблюдателя e =9.0м. Видимость хорошая.
02.00 06.3
|
Находясь восточнее банки Сёдра Мидшёбалекен, перешли на карту 22113.с=5540.2N, с=1741.2E. Следуем ПУс= 305.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали рулевому. |
02.30 14.3
|
|
03.00 22.3
|
|
* * * |
Открылся огонь маяка Эландс Сёдра Грунд, повернули влево и легли на ГКК=280.0, дрейф 3, течение прежнее. |
04.00 38.2
|
|
* * * |
На траверзе маяка Эландс Сёдра Грунд повернули вправо и проложили на карте ПУ = 315, дрейфа нет, течение прежнее. |
05.00 54.2
|
|
* * * |
Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 67п/б, повернули вправо и легли на ГКК=2.0. Прекратили учет дрейфа и течения. Уменьшили ход до 10 узлов, л= -4%. |
* * * |
Пришли на параллель 5615N . Застопорили ход, стали на якорь. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.2узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
03.00 28.6
|
Находясь в счислимых координатах с=5528.8N, с=1708.7E, проложили линию пути (ПУс) на маяк Сегерстад, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
Не доходя до маяка Сегерстад 9.5 миль, повернули влево и легли на ГКК=188.5 Дрейфа нет, течение прежнее. |
04.00 42.0
|
|
* * * |
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 288.5, повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили линию (ПУс) = 234.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
* * * |
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд |
06.00 68.9
|
|
* * * |
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Утклиппан стал равным 293.0, повернули вправо и проложили линию пути (ПУс) с намерением пройти маяк Утлиппан в 5 милях. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. Дрейф и течение прежнее. |
* * * |
Траверз маяка Утклиппан. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверзов маяков Э.С.Г. и Утклиппан;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=12узлов, л= -3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SE со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
04.00 31.6
|
Находясь в счислимых координатах : с=5549.2N, с=1632.6Е, следуем ГКК=50.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
05.00 44.0
|
|
* * * |
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд. |
* * * |
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 296.5, повернули влево и проложили на карте ПУс=23.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
06.00 56.2
|
|
07.00 68.6
|
|
* * * |
На паралелли 5615N повернули вправо на ПУс =75.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
На меридиане 1730E повернули вправо и легли на ГКК =135.0, дрейфа нет, течение прежнее. |
08.00 81.0
|
|
* * * |
Пройдя этим курсом 10 миль, застопорили ход и легли в дрейф. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд и постановку судна в дрейф;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=13узлов, л= +6%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
05.00 11.8
|
Находясь в счислимых координатах с=5624.2N, с=1803.2E, следуем ГКК=5.0. учитывая дрейф 3 и течние. |
06.00 24.1
|
Повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили на карте ПУ=54.0. Дрейфа нет, течение прежнее. |
* * * |
Траверз маяка Хобург. |
08.00 48.6
|
|
* * * |
Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Хелигхольмен стал равным 290.0, повернули вправо и легли на ПУс =140.0, учитываем дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
На паралелли 5645N повернули влево и легли на ПУс=90.0, дрейф 3, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
Пройдя этим курсом 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=45.0, дрейфа нет, течение прежнее. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Хобург;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 0.4Е.
06.00 61.8
|
Находясь по истинному пеленгу 68.0 на маяк Косеберга в расстоянии 6 миль, снялись с якоря и легли на ГКК=130.0. Дали ход 14 узлов. |
* * * |
Траверз маяка Косеберга. |
* * * |
Траверз маяка Сандхамарен. Следуем прежним курсом, принимая к учету дрейф 4. |
* * * |
На меридиане маяка Сандхамарен повернули влево и проложил на карте ПУс =60.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
Когда истинный пеленг на маяк Сандхамарен стал равным 313.0, повернули влево и проложили на карте ПУс=30.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
08.00 88.8
|
|
08.26 94.8
|
Пройдя этим путем 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=10.0, учитывая дрейф 3 и течение. |
* * * |
На траверзе маяка Симрасхамн, повернули вправо и легли на ГКК=75.0, прекратили учитывать дрейф, течение прежнее. |
10.10 18.2
|
На меридиане 1500.0Е повернули влево и проложил на карте линию пути ПУс =37.0, ведущую к месту ожидания лоцманов Карлскруна, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Симрасхамн;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)2.0, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=14узлов, л= -3%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на Е со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год издания карты 1.0Е, годовое увеличение 0.02.
07.00 01.3
|
Находясь в счислимых координатах: с=5503.7N, с=1428.1Е, следуем ГКК=20.0, учитывая дрейф 2.0 и течение. |
08.00 15.7
|
|
* * * |
Траверз маяка Хаммерен. |
* * * |
Когда истинный пеленг на маяк Хаммерен стал равным 138.5, повернули вправо и проложили на карте ПУс =71.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
На истинном пеленге маяка Хаммероде равном 37.5 повернули вправо и легли на ГКК=132.0, учитывая дрейф 3 и течение. |
09.00 30.2
|
|
* * * |
Траверз маяка острова Кристиансё. |
* * * |
Когда курсовой угол на маяк Саникос-Оде стал равным 75п/б, повернули влево и легли на ИК=90.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
10.00 44.6
|
|
* * * |
На меридиане 1530.0Е застопорили ход и легли в дрейф. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент открытия маяка острова Кристиансё;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.5 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.0; Скорость судна V=12узлов, л= +3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SЕ со скоростью 1,5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.4Е.
08.00 14.6
|
Находясь в счислимых координатах: с=5503.2N, с=1354.9Е, перешли на карту 22114. Следуем по лини пути ПУс=65.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
09.00 26.2
|
|
* * * |
На меридиане 1430Е повернули влево и легли на ГКК=20.0, учитывая дрейф 2 и течение. |
10.00 37.6
|
|
* * * |
На траверзе маяка Хаммерен повернули вправо и проложили линию пути = 75, учитывая дрейф 4 и течение.. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
Траверз маяка Хаммероде. |
11.00 49.1
|
|
* * * |
Траверз маяка острова Тат. |
12.00 60.8
|
|
* * * |
Когда курсовой угол маяка острова Крастиана стал равным 134.5п/б, повернули вправо и легли на ГКК=155.0, учитывая дрейф 2 и течение. |
12.33 67.4
|
Пришли на параллель 5520N. Застопорили ход, легли в дрейф. |
|
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент поворота на последний курс;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.6, mv=(+/-)1.4 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=9узлов, л= - 2%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на NW со скоростью 1,0 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.
09.00 55.3
|
Перешли на карту 22114, с=5617.6N, с=1649.8Е. Следуем ГКК=195.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
10.00 64.5
|
|
* * * |
На истинном пеленге =288 на маяк Эландс Сёдра Удде, повернули вправо, проложив на карте линию пути ПУс =236.0и, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * |
Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд. |
11.00 73.6
|
|
* * * |
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 5, повернули вправо и проложили на карте ПУс=315.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
12.00 83.1
|
|
* * * |
Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 42.0, повернули вправо и легли на ГКК=15.0. Дрейф и течение прежнее. |
13.00 92.6
|
|
* * * |
На траверзе маяка Эландс Сёдра Удде застопорили ход и легли в дрейф. |
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на ИП=42 маяка Э.С.У.;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=11узлов, л= - 3%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на S со скоростью 1,5 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.
10.00 23.6
|
Находясь на истинном пеленге маяка Эландс Сёдра Удде равным 56.0 в расстоянии 11.2 мили, следуем ГКК=220.0, учитывая дрейф 3 и течение. |
11.00 34.9
|
|
* * * |
Когда истинный пеленг на маяк Утклиппан стал равным 316.5, повернули вправо и проложили линию пути ПУс=270.0, дрейфа нет, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
| |
12.00 46.2
|
|
* * * |
На меридиане 1530Е, повернули влево и проложили линию пути на маяк Симрисхамн, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
13.00 57.5
|
Повернули влево и проожили на карте линию пути ПУс=180, учитывая дрейф 4 и течение . |
* * * |
Пришли на параллель 5540.0N. Застопорили ход, легли в дрейф. |
Курс «Навигация и лоция»—основная профилирующая дисциплина для специальности «судовождение на морских путях»
15 12 2014
2 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения
10 09 2014
8 стр.
Даны программа и задания для семинарских занятий, а также контрольные задания к курсу
06 10 2014
4 стр.
10 09 2014
4 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Владивостокского морского
11 10 2014
1 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов 1-2 курсов заочной формы обучения по специальности
15 10 2014
9 стр.
07 10 2014
1 стр.
06 10 2014
6 стр.