Методические указания к контрольным работам по фармакологии для студентов заочного отделения фармацевтического факультета составлены доцентом кафедры фармакологии Сибирского медицинского университета А.В. Матвеенко по материалам «Методических указаний по фармакологии для фармацевтического факультета» под ред. проф. Замощиной Т.А. Методические указания утверждены на методической комиссии факультета. Контрольные работы составлены согласно программам министерства по курсу фармакологии для студентов фармацевтических факультетов медицинских вузов. В перечне лекарственных препаратов международные названия даны курсивом, а торговые – обычным шрифтом.
Введение
В системе высшего фармацевтического образования фармакология является важной медико-биологической дисциплиной, которая связывает воедино знания медико-биологических наук (нормальной, патологической физиологии и биохимии) со знаниями фармацевтических дисциплин (фармацевтической химии, фармакогнозии и технологии лекарств). Фармакология является основой для изучения фармакотерапии.
Основная задача фармакологии – изучение механизмов взаимодействия между лекарственным веществом и организмом, на основе которых формируются принципы создания эффективных и безопасных лекарственных веществ.
Настоящие методические указания и контрольные работы для студентов заочного отделения (ОЗО) разработаны в соответствии с действующей программой по фармакологии для студентов фармацевтических институтов и факультетов.
В соответствии с учебным планом для студентов ОЗО по фармакологии на IV курсе проводится 56 часа практических занятий. Курс завершается сдачей экзамена.
Методические указания к контрольным работам
Материал по курсу фармакологии студентами ОЗО изучается самостоятельно. Наиболее сложные и кардинальные вопросы предмета выносятся на обсуждение на практических занятиях и проблемных лекциях. В процессе изучения предмета студенты должны овладеть методологией, логикой и философией науки, уметь свободно ориентироваться в основных понятиях и терминологических особенностях предмета. В курсе фармакологии студенты получают не только общие, но и конкретные знания о фармакокинетике и фармакодинамике различных лекарственных средств, их показаниях и противопоказаниях, что необходимо провизору в его практической деятельностию
Изучение фармакологии следует начать с вопросов общей фармакологии и рецептуры, а затем перейти к изучению частной фармакологии.
Изучение отдельных групп лекарственных веществ рекомендуется проводить по следующему плану:
- дать определение фармакологической группе;
- рассмотреть требования, предъявляемые к средствам данной группы;
- проследить связь химической структуры с действием;
- дать классификацию средств данной группы;
- определить основные фармакологические эффекты, присвоив им статус главных эффектов или побочных;
- подробно изучить механизмы главных и побочных эффектов;
- дать основные сведения о фармакокинетике;
- рассмотреть в сравнительном плане особенности действия отдельных представителей;
- усвоить показания и противопоказания к применению;
- изучить токсикологию фармакологической группы в целом и отдельных препаратов в частности (т.е. острое и хроническое отравление, меры помощи).
Фармакология требует постоянного обращения к знаниям нормальной и патологической физиологии, биохимии, фармхимии, поэтому необходимо всегда иметь возможность восстановить эти знания.
Выполнение контрольных работ - обязательная часть учебного плана. Студенты ОЗО выполняют по фармакологии две контрольных работы. В каждую работу входят 20-30 вопросов. Контрольные работы не охватывают всего курса фармакологии. В контрольную работу № 1 включены вопросы и задачи по характеристике основных групп лекарственных веществ, действующих на различные микроорганизмы. Контрольная работа № 2 включает в себя характеристики препаратов, влияющих на исполнительные органы и обменные процессы.
Контрольные работы выполняются после тщательной проработки материала соответствующих разделов по учебникам.
Часть заданий в контрольных работах предлагает изложение конкретного теоретического материала, другая часть заданий представлена в виде задач, алгоритмов и клинических ситуаций. Решение задач требует глубокого проникновения в тему, хорошего освоения теоретического материала, умения логически рассуждать, анализировать и делать правильные умозаключения.
Ответы на вопросы контрольных работ должны быть конкретными, краткими, но емкими по информативности, не должны содержать повторений и сведений, не относящихся к поставленному вопросу.
При оформлении контрольной работы следует помнить, что она должна быть написана четко, разборчиво, выполнена в тетради с полями для заметок. Ответы на теоретические вопросы должны соответствовать выданному заданию, поэтому формулировку вопроса необходимо поместить перед ответом на него. При решении задачи необходимо записать условие задачи, а затем дать полный ответ с необходимыми пояснениями. Объем работы не должен превышать 24 страницы. Рецепты в контрольных работах должны быть выписаны и оформлены строго в соответствии с требованиями приказа МЗРФ «О порядке лекарственного обеспечения населения».
Следует обратить внимание на оформление сигнатуры рецептов. В сигнатуре должны содержаться полные сведения о пути введения лекарств, дозе, назначенной на один прием и количестве приемов в сутки.
Контрольную работу студент должен тщательно проверить, подписать и поставить дату выполнения. В конце работы необходимо привести список литературы, используемый для выполнения работы. На титульном листе обязательно указать № контрольной работы и вариант.
Пример составления алгоритма
Антибиотики группы пенициллина: бензилпенициллин натриевая соль, феноксиметилпенициллин, ампициллин, бензилпенициллина новокаиновая соль, карбенициллин, оксациллин, бициллин 5, амоксиклав, амоксициллин.
Биосинтетические пенициллины: Полусинтетические пенициллины:
бензилпенициллина натриевая ампициллин, карбенициллин,
соль, феноксиметилпенициллин, оксациллин, амоксиклав,
бензилпенициллина новокаино- амоксициллин
ваяя соль, бициллин 5
Антибиотики короткого действия: Антибиотики широкого спектра
бензилпенициллина натриевая действия: ампициллин,
соль, феноксиметипенициллин. карбенициллин, амоксиклав,
амоксициллин.
Антибиотик, устойчивый в кислой Антибиотик, устойчивый к пени-
среде: феноксиметилпенициллин. циллиназе стафилококков:
амоксиклав.
Пример выписывания рецепта
Выписать в рецептах антибиотик для лечения дифтерии. Выбор обосновать.
Возбудитель дифтерии – коринебактерия. Она наиболее чувствительна к бактерицидному действию бензилпенициллина.
Rp: Benzylpenicillinum – natrii 500 000 ED
D.t.d. N 40
S.: развести содержимое флакона в 3 мл 0,25% раствора новокаина и
вводить в мышцу через каждые 6 ч.
Контрольная работа № 1
ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ, СИНАПТОТРОПНЫЕ И ПСИХОТРОПНЫЕ
СРЕДСТВА
Тема 1. Общая фармакология. Фармакокинетика и фармакодинамика.
Цель:
Изучить общие закономерности всасывания, распределения, биотрансформации и выведения лекарственных средств, общие закономерности механизмов действия лекарственных средств, эффекты при их совместном и повторном применении, зависимость фармакодинамики лекарственных средств от индивидуальных особенностей организма
Вопросы:
-
Биологическая доступность лекарственных средств: методы определения и факторы, влияющие на биодоступность (физико-химические свойства лекарств, лекарственные формы, рН пищеварительных соков, присутствие пищи, функциональное состояние пищеварительного тракта, феномен первого прохождения через печень).
-
Виды действия лекарственных средств: главное, побочное, местное, резорбтивное, прямое (первичное), косвенное (вторичное), рефлекторное, избирательное (элективное), обратимое, необратимое.
-
Как изменяется эффект антикоагулянтов непрямого действия при их совместном курсовом применении с фенобарбиталом (изониазидом)? Почему?
-
Как называются нетипичные реакции организма на введение лекарственных средств? Какие механизмы лежат в основе этих реакций?
-
Распределите реакции явления при повторном и комбинированном применении лекарственных средств согласно алгоритму (примеры решения алгоритмов см. во введении к контрольным работам).
Явления при повторном и комбинированном применении лекарственных средств: потенцированный синергизм, физиологический непрямой антагонизм, кумуляция материальная, пристрастие, тахифилаксия, физиологический прямой конкурентный антагонизм, суммированный синергизм, привыкание, физический антагонизм, кумуляция функциональная, химический антагонизм.
Явления при комбинированном применении:
|
Явления при повторном применении:
|
Ослабление эффекта одного лекарственного средства другим:
|
Увеличение эффекта лекарственных
средств:
|
Взаимодействие на уровне рецепторов
одного типа:
|
Явление, возникающее при употреблении антидепрессантов:
|
Тема 2. Синаптотропные средства.
следующая страница>