Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4


Марусяк В.М.


СПУТНИК БУКВАРЯ
Совершенствование

технической стороны чтения

младших школьников
Часть 1

Методические указания

Николаев, 2005

УДК 811.161.1 (075.2) 372.41

ББК 81.411.2-920 74.102.12

М 29
Марусяк В.М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие.
3 части. Часть 1. Издание второе, переработанное и дополненное.

Николаев: ЧП Шлехарь Т.И., 2005.-40 с.


В основе пособия лежит новая методика изучения букв и слогов слияния. Учебный материал тщательно продуман и содержит 26 уровней обучения, расположенных в порядке нарастающей сложности. Подробнейшие методические указания подскажут как увлечь ребенка чтением, избежав типичных ошибок, которые допускают родители, как создать для него не только эффективный,
но еще и приятный процесс обучения чтению.

Пособие рекомендовано родителям и учителям для совершенствования технической стороны чтения младших школьников в букварный и послебукварный период.


Валерий Михайлович Марусяк

М 29

СПУТНИК БУКВАРЯ


Совершенствование технической стороны чтения
младших школьников

Часть 1

Методические указания


Рецензенты: Беляева А.В., зав. кафедрой дошкольного
и начального образования НОИППО;
Степанец Н.М., зав. отдела дошкольного
и начального образования НОИППО.

УДК 811.161.1 (075.2) 372.41

ББК 81.411.2-920 74.102.12
©Марусяк В.М., 2004-2005

Введение
Изучение букв для ребенка обычно не представляет особой сложности. А вот чтение слов дается ему с такими огромными усилиями, как будто он не читает, а поднимает тяжеленную штангу. Мы расстраиваемся и не знаем, что делать дальше, а у ребенка на глазах слезы: «Как же так? Вы говорили, что нужно знать буквы, чтобы научиться читать. Я выучил все буквы, а прочитать слово не могу. Вы меня обманули! Не хочу и не буду я больше заниматься этим «чтением-мучением»!»

К сожалению, ребенок прав. Мы, сами того не ведая, действительно его обманули, потому что, кроме знания всех букв алфавита и направления чтения, необходимо знать еще СЛОГИ СЛИЯНИЯ.

Слоги слияния — это сочетания согласной и гласной буквы (или мягкого знака), например: МА, ПА, КО, НО, ТЬ, ЛЬ и т.д. Почему они так важны? Дело в том, что слова складываются из букв и слогов слияния! Мы, взрослые, можем легко представить любое слово в виде комбинации отдельных букв и слогов слияния. Например: КО-Т, ЧА-Ш-КА, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н, А-КУ-ЛА. Для ребенка такое представление недоступно, потому что он не знает слогов слияния. Вот в этом-то и заключается самая главная причина «чтения-мучения».



Типичные ошибки при обучении чтению

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента:



  • знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;

  • знание направления чтения: слева направо;

  • знание всех слогов слияния, присущих языку,
    и умение их произносить.

  • умение разбивать любое слово на отдельные
    буквы и слоги слияния.

Незнание или недооценка преподавателем любого элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению. Рассмотрим основные ошибки:

малыша учат называть согласные буквы как в алфавите, например: К — «КА», М — «ЭМ», Н — «ЭН» и так далее. Все идет хорошо и все довольны до тех пор, пока он учит отдельные буквы. Но когда человечек в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается «ДЭИВЭАЭН». Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов, буквы нужно называть без «Э». Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться. Еще большие трудности возникают у ребенка, если его научили называть буквы именами предметов или животных, нарисованных в азбуке рядом с этими буквами (А — АИСТ, Б — БЕГЕМОТ и так далее).

Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение, он быстро научится алфавитному названию согласных букв. Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — «К», М — «М» и так далее.


малыша начинают учить читать, когда некоторые звуки он вообще не умеет произносить. Если, например, ребенок не может произнести «С» (вместо «Саша» он говорит «Шаша»), то обучение чтению следует отложить до того момента, пока не появится правильное произношение. Если ребенок слышит и различает сложные для него звуки, только не может их произнести, то, в принципе, его можно учить читать. Определить это может только логопед, к которому в любом случае весьма рекомендую обратиться.

Обычно нескольких занятий бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук «С» от звука «Ш» и через два раза на третий мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций.

малышу всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо. Поскольку дети еще недостаточно хорошо владеют понятиями «левый»
и «правый», то беглое объяснение не приводит к усвоению направления чтения. Они просто не знают — где первая,
а где последняя буква слова!

Поэтому, не мудрствуя лукаво, начинают читать с той буквы, которая в тот момент им больше нравится. Иногда выбор падает на первую букву, иногда на последнюю,


а иногда и вообще на какую-нибудь из середины слова. Один малыш придумал такую систему: если слово ближе
к левому краю страницы, то он читает его слева направо,
а если ближе к правому краю, то справа налево.

малыша учат читать слоги слияния путем произнесения отдельных согласных и гласных звуков. Например, ему говорят: «Смотри, вот М-А. Как будет вместе?» Ребенок не знает. Пробуют иначе: «Сначала потяни букву М. Вот так: М-М-М, а потом скажи букву А.» Не получается. Тогда пытаются по-другому: «Скажи быстро М-А, М-А, М-А. Что получается?» Получается быстрое произнесение двух разных звуков «М-А», но слитное «МА» не выходит никак. И никогда не выйдет, потому что речевой аппарат человека не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и отдельным гласным звуком.

Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое, при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло — для гласного. Таким образом, первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния.

Чтобы научить малыша чтению слога слияния, нужно просто показать его и прочитать. Затем повторить столько раз, сколько потребуется для твердого запоминания. Вот и все. Это основной и самый быстрый метод изучения слогов слияния. Все остальные есть лишь его запутанные модификации.

малыша учат чтению обратных слогов, то есть, сочетанию гласной и согласной буквы, например: «АК», «АМ», «ОК». Выше уже говорилось, что первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния. Соответственно, для успешного обучения письменной речи, первичными элементами должны быть также отдельные буквы и слоги слияния.

Какое влияние оказывает запоминание обратных слогов, не являющихся первичными элементами, на процесс обучения? Возьмем, например, слово ЗАМОК. Если ребенок знает слоги слияния «ЗА» и «МО», то он разложит его на первичные элементы (ЗА-МО-К) и без труда прочтет. Если же, кроме «ЗА» и «МО», он знает еще «АМ» и «ОК», то разбить это слово ему будет значительно труднее.

Действительно, как правильно: З-АМ-ОК, ЗА-МО-К или ЗА-М-ОК? Возникает несколько вариантов, каждый из которых малыш вынужден проверять, что существенно усложняет и без того непростой для него процесс чтения.

Таковы типичные ошибки, которые допускают родители при обучении детей чтению.


Должен сказать, что слоги слияния придумал не я. Это современное название того, что раньше называли «складами». До двадцатого века дети учили склады наизусть: «Буки» «Аз» есть «БА», «Веди» «Аз» есть «ВА». Но методика их изучения была столь тяжелой, что в конце девятнадцатого века от складов вообще отказались. А зря! Нужно было менять методику, а не выбрасывать склады. Лишь во второй половине двадцатого века нашелся человек, который по достоинству оценил склады и разработал собственную методику, целиком и полностью на них основанную.

Зовут этого человека Зайцев Николай Александрович. В чем суть его методики? Он взял самые обычные детские кубики и нарисовал на каждой грани по одной букве или одному складу. Ребенок просто складывает из них различные слова. Это была гениальная идея! Поскольку с самого начала обучения человечек оперирует буквами и складами, то некоторые из вышеперечисленных ошибок чтения невозможно сделать принципиально! Кроме того, совершенно отсутствуют так называемые «муки слияния», когда ребенок с трудами превеликими пытается из двух отдельных звуков произнести один склад. Безусловно, в методике Зайцева есть свои минусы, но плюсов гораздо больше. Подробнее о методике Зайцева вы можете узнать в интернете на сайте Лены Даниловой www.danilova.ru, либо на сайте «Библиотека маленького гения» www.babylib.by.ru.

Там же вы найдете и описание других методик обучения детей чтению, по которым, возможно, вы захотите заниматься со своим ребенком. Прежде чем это делать, убедительно вас прошу сначала проконсультироваться с людьми, уже имеющими опыт обучения по ним (не все то золото, что блестит). Это можно сделать на сайте «Семья» www.7ya.ru в конференции «Раннее развитие», которую консультирует опытный педагог Ляпенкова Надежда Григорьевна. Либо со мной. Адрес моей электронной почты вы найдете на сайте «Карта интернета (учебная)» www.marusyak.net.


следующая страница>


Методические указания Николаев, 2005 (075. 2) 372. 41 Ббк 81. 411. 2-920 74. 102. 12 М 29

Марусяк В. М. Спутник букваря. Совершенствование технической стороны чтения младших школьников. Учебное пособие

379.06kb.

04 09 2014
4 стр.


Методические указания Новосибирск 2005 ю (075. 6)

Дфн, профессор А. И. Ореховский. История и философия науки: методические указания/ Сиб гос ун-т телекоммуникаций и информатики. — Новосибирск, 2005. — 38 с

536.83kb.

18 12 2014
9 стр.


Методические указания Красноярск сфу 2010 (075) ббк 87 я73
727.96kb.

08 10 2014
3 стр.


Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения Калининград 2011 ббк 81. 411. 2-7 Ч 88

Методические указания и контрольные задания для студентов-нефилологов заочной формы обучения

747.28kb.

10 09 2014
8 стр.


Методические указания к лабораторным работам пенза 2007 удк ббк

Методические указания предназначены для изучения студентами практических основ дизайна и компьютерной графики, позволяющих грамотно ориентироваться в вопросах получения, обработки

220.91kb.

14 10 2014
1 стр.


Практические навыки дерматовенеролога часть I учебно-методическое пособие для клинических интернов и ординаторов г. Краснодар 2011г. +616. 97(075. 8) Ббк 55. 83 П69

Учебно-методические указания «Практические навыки дерматовенеролога» составлены на основе типового учебного плана и программы специализации

983.32kb.

16 12 2014
6 стр.


Методические указания по выполнению лабораторной работы Хабаровск Издательство двгупс 2010 укд 528. 48. 068. 03: 625. 11 (075. 8)

С. М. Бельская, А. А. Гребеньков. Способы определения площадей земельных участков. Методические указания по выполнению лабораторной работы. – Хабаровск: двгупс, 2010. – 18 с

204.36kb.

27 09 2014
1 стр.


Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"

Выбор и расчет средств очистки газов: Методические указания для практических работ по дисциплине "Экология" /нгту; Сост. А. Б. Елькин, О. В. Маслеева. Н. Новгород, 2005, 11с

240.25kb.

16 12 2014
1 стр.