Перейти на главную страницу
Nсв = Nе - N, (10)
где N – мощность, затраченная дизелем на привод вспомогательных агрегатов тепловоза, кВт. N = (0,08 - 0,11) Nе.
Мощность, выдаваемая генератором, кВт,
Рг = Nсвг, (11)
где г = 0,93 - 0,95 – кпд генератора.
Выбор типа генератора
Габариты подвижного состава и условия коммутации позволяют принять генератор постоянного тока, если Рг · nд max 2 · 106; если Рг · nд max 2 · 106, то принимают генератор переменного тока с выпрямительной установкой.
Схема подключения ТЭД к генератору приведена на рис. 2
При генераторе переменного тока изображается на рис. 2 схема 2,а, при генераторе постоянного тока схема 2,б. У маневровых тепловозов с мощностью дизеля более 1200 кВт изображается схема 2,в, а при мощности дизеля менее 1200 кВт схема 2,г.
При передаче переменно-постоянного тока Uг max = 500 – 750 В, при передаче постоянного тока Uг max = 700 – 850 В, для маневрового тепловоза Uг max = 650 – 750 В.
где Кгu= 1,4; 1,5; 1,6 – коэффициент генератора по напряжению;
Рис. 3. Внешняя характеристика генератора
где эп = 0,84 – кпд электропередачи.
где С – число параллельных цепей электропередачи.
Рис. 4. Универсальная процентная характеристика ТЭД.
Пример. Расчетная скорость тепловоза р определена по формуле (18) и равна, например, 23 км/ч. Тогда = 40 · 23/100 = 9,2 км/ч ( на оси цифру 40 заменяете на 9,2); 80 · 23/100 = 18,4 км/ч (80 заменяется на 18,4).
Если пересчитали все числа, включая 320% и 360%, а скорость Vmax, заданная в исходных данных на проект, не достигнута, то вертикальную ось продляют до 420% и т.д. пока не получится Vmax. Затем вертикальную ось обозначают , км/ч, а рис. 4 называют «Скоростная характеристика ТЭД».
Длительная мощность ТЭД, кВт,
(20)
где ТЭД - кпд ТЭД при Vр по рис.4. Нахождениекпд ТЭД показано на рис. 4штрихпунктиром со стрелками.
где nТЭД max = 2200 - 2300 1/мин.
Дя = Кя(22)
где Кя = 0,6 - 0,7.
Максимальная скорость якоря, м/с,
(23)
Передаточное число осевого редуктора
iop= 3,6 (24)
Vок = Vр ( Jг / Jг max)1,5. (25)
V1 = Vр · К1,5гu.(26)
где К = 6,62 при Кru = 1,6; К = 5,0 при Кru = 1,5; К = 3,88 при Кru= 1,4.
Если β1 0,7 - предусматривают вторую ступень ослабления поля ТЭД.
Скорость тепловоза при втором ослаблении поля ТЭД, км/ч,
V2 = V1 / β10,5.(28)
Jг(v2) = Jг(v1), Uг(v2) = Uг(v1).(31)
Рис. 5. Регулировочная характеристика электропередачи
В табл. 7 тэд определяется по скоростной характеристике ТЭД (рис.4).
Nк = Ргэптэд, (33)
Таблица 7
Данные для построения тяговой характеристики
V, км/час |
Vок |
30 |
40 |
50 |
60 |
и т.д |
Vmax |
ТЭД |
|
|
|
|
|
|
|
Nk,кВт |
|
|
|
|
|
|
|
Fк тепл, кН |
|
|
|
|
|
|
|
тепл,% |
|
|
|
|
|
|
|
Ось кпд тепловоза (тепл,%) следует размещать так как на рис.6, а график тепл= f(v) строить по данным расчета в табл.7.
В отчет по курсовой работе не следует вносить расчетыNк, Fк.тепл.и тепл.Их делают на черновике.
Рис. 6. Тяговая характеристика тепловоза
Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний по конструкции экипажной части, устройству и взаимодействию основных узлов, механизму передачи горизонтальных (тяговых и тормозных) и вертикальных сил, влиянию основных характеристик экипажной части на тягово-сцепные качества локомотива в условиях эксплуатации. Это осуществляется на примере краткого описания экипажной части заданного тепловоза-образца, выполнения продольной развески, определения кинематических характеристик колесно-моторного блока, перераспределения нагрузки на движущие колесные пары при движении тепловоза, геометрического вписывания в кривом участке пути, построения теоретической тяговой характеристики и определения коэффициента полезного действия тепловоза.
От конструкции и технического состояния экипажной части зависят безопасность движения, величина сил воздействия на верхнее строение пути, тягово-сцепные и экономические показатели тепловоза и эксплуатационная надежность.
Студенты дневной формы обучения принимают к расчету исходные данные по указанию преподавателя, а студенты института интегрированных форм обучения (заочной формы) по последней и предпоследней цифре шифра зачетной книжки (исходные данные приведены в приложении 1). Необходимые для расчетов справочные данные приведены в таблицах приложения и по ходу текста методических указаний.
Курсовая работа содержит пояснительную записку и графическую часть. Пояснительная записка должна содержать (по порядку): титульный лист, исходные данные, содержание, введение, разделы согласно методических указаний с необходимыми расчетами и пояснениями, заключения и библиографического списка литературы. Листы графической части выполняются на миллиметровой бумаге формата А4 или А3 и должны содержать необходимые эскизы, схемы, диаграммы и графики в соответствии с методическими указаниями.
При оформлении пояснительной записки и графического материала необходимо руководствоваться правилами ЕСКД.
- рамы и кузова локомотива (несущий кузов или рама);
- опорных и возвращающих устройств рамы локомотива на тележки (роликовые или комбинированные опорные устройства, центральные и боковые опоры при безшкворневом соединении рамы локомотива с тележками);
- шкворневого узла (жесткий или упругий);
-рессорного подвешивания (сбалансированное или индивидуальное);
- буксового узла (челюстной или поводковый);
- гасителей колебаний (фрикционные или гидравлические);
- способ подвешивания колесно-моторных блоков к раме тележки (опорно-осевое или опорно-рамное);
- способ расположения тяговых электродвигателей относительно колесной пары (встречное или одностороннее по направлению движения тепловоза);
- зубчатого колеса осевого редуктора (жесткое или упругое);
В этом разделе необходимо описать механизм передачи продольной, горизонтальной и вертикальной сил (перечислить узлы экипажной части по порядку передачи силы тяги от колесных пар к автосцепному устройству и от веса оборудования на верхнее строение пути).
Также в этом разделе составляется механическая характеристика заданного тепловоза-образца, отражающая основные технико-экономические, тяговые и массогабаритные параметры. Данные параметры рекомендуется свести в таблицу 8.
В рекомендуемой литературе числовые значения технических параметров могут быть приведены в старой размерности. Перевод числовых значений параметров из старой системы размерности в систему СИ следующий: 1 л.с. = 0,736 кВт; 1 кгс = 9,81 Н; 1 тс = 9,81 кН.
Касательная мощность тепловоза, кВт,
Мощность тягового электродвигателя в длительном режиме, кВт,
где n – число тяговых электродвигателей;
ηор =0,975 – коэффициент полезного действия осевого редуктора.
Таблица 8
Основные технические параметры тепловоза
№ п/п |
Название параметра и размерность |
Обозна-чение |
Числовое значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 2 3 4
7
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
21
|
Род службы тепловоза Мощность по дизелю, кВт Конструкционная скорость, км/ч Скорость длительного режима (расчетная скорость), км/ч Сила тяги на ободах колес длительного режима (расчетная сила тяги), кН Касательная мощность, кВт Мощность тягового электродвигателя в длительном режиме, кВт Служебная масса, т Осевая характеристика (формула) Наименьший радиус проходимой кривой, м Нагрузка от колесной пары на рельсы ,кН Диаметр колес по кругу катания, м Длина по осям автосцепок, м Колесная база, м Межшкворневое расстояние, м База тележки, м Расстояние между первой и второй колесной парами, м Смещение шкворня в продольном направлении относительно средней (второй) оси тележки, м Перемещения шкворня в поперечном направлении (свободное и упругое), м Статистический прогиб рессорного подвешивания, м: - первой (буксовой) ступени - второй (кузовной) ступени Передаточное число осевого редуктора
|
- Ne Vкон Vр Fкр Nк Ртэд mc - Rmin Пст Dк Lт Lк Lш вт в12 lш Δш fст1 fст2 iор |
|
Для равномерного распределения статической нагрузки между тележками применяют два способа:
- в первом способе перемещается узел (несколько узлов) надтележечного строения локомотива относительно УЦМ в сторону недогруженной тележки. При этом изменяется плечо li соответствующего узла и смещается центр тяжести масс надтележечного строения.Данный способ применяется преимущественно для развески магистральных (грузовых и пассажирских) локомотивов, так как нагрузка от колесной пары на верхнее строение пути у этих локомотивов близка к максимально допустимой по условиям прочности верхнего строения пути;
- во втором способе применяют дополнительный груз (балласт), подвешиваемый в районе стяжного ящика автосцепного устройства со стороны недогруженной тележки. В этом случае изменяется не только центр тяжести масс надтележечного строения, но и его вес. Такой способ предпочтительней для маневровых тепловозов, так как наряду с выравниванием нагрузки между тележками увеличивается сцепной вес локомотива.
При выполнении курсовой работы, независимо от заданного тепловоза-образца, необходимо применить первый способ развески.
Если требуемый результат не будет достигнут после перемещения всех узлов и систем, то следует применить второй способ.
Порядок выполнения развески рекомендуется следующий. В курсовой работе необходимо привести расчетную схему развески по первому расчету с указанием всех численных значений параметров, как показано на рисунке 7.
Суммарная сила от массы оборудования надтележечного строения локомотива, кН,
Для упрощения расчетов принято, что действие силы на тележки совпадает с осями шкворней (в современных локомотивах шкворни не передают вертикальных сил, а передают горизонтальные силы).
Расстояние от центра тяжести надтележечного строения Р до места действия нагрузки на переднюю а1 и заднюю тележки а2, м,
a1=Xцт-a0-lш, (7)
а2=Lш-а1, (8)
где а0- расстояние от оси средней (второй) колесной пары до УЦМ, м.
Таблица9
Численные значения весовой ведомости и результаты расчета
Номера групп узлов |
Наименование групп узлов и систем |
Сила Gi, кН |
Плечо li, м |
Момент Мi, кН·м |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 2 3 … … … n
|
|
|
|
|
_ |
Надтележечное строение |
P= |
Xцт= |
M= |
|
Сила от массы одной тележки Неподрессореннаясила от массы тепловоза Расстояние от средней (второй) колесной пары до УЦМ |
Gтел= Gнеп= |
_
а0= |
_
_ |
Нагрузка на переднюю PT1и заднюю PT2тележки, кН,
При неравенстве нагрузок на тележки PT1 и РT2 необходимо смещать узлы и системы в сторону недогруженной тележки, то есть изменять длины плеч li(но не более чем на 0,3 м), приведенные в весовой ведомости и повторить расчеты, начиная с формулы (4). В курсовой работе не требуется приводить промежуточные расчеты по развеске. При этом рекомендуется выравнивать нагрузки на тележки с перемещения наиболее тяжелых узлов и систем надтележечного строения.
Если после перемещения всех узлов и систем надтележечного строения не удается добиться равенства PT1=PT2, то далее необходимо применить балласт.
Масса балласта при недогруженной задней тележке, т,
g =9,81- ускорение свободного падения , м/c2;
Xp- требуемое расстояние от УЦМ до центра тяжести масс надтележечного строения тепловоза Р, при котором выполняется равенство а1=а2 и, как следствие, РТ1=РТ2, м.
Требуемое (расчетное) значение плечаХр, м,
Неподрессоренная нагрузка, приходящаяся на колесную пару, кН,
Подрессоренная нагрузка, приходящаяся на колесную пару, кН
В условиях эксплуатации тепловоза из-за сложности выполнения развески и подбора характеристик рессорного подвешивания допускается неравенство статических нагрузок колесных пар на рельсы не более 3% при Пст до 225 кН и не более 2% при Пст до 245 кН.
Профессор кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, профессор Дмитренко И. В
27 09 2014
3 стр.
С. М. Бельская, А. А. Гребеньков. Способы определения площадей земельных участков. Методические указания по выполнению лабораторной работы. – Хабаровск: двгупс, 2010. – 18 с
27 09 2014
1 стр.
Динамическая геология с основами геотектоники. Ч общая геология: Методические указания к выполнению лабораторных и курсовых работ
23 09 2014
6 стр.
Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению по дисциплине
26 09 2014
1 стр.
Целью пособия по выполнению контрольных заданий по дисциплине «Горюче-смазочные материалы» является
15 12 2014
1 стр.
Методические указания предназначены для выполнения самостоятельных работ на I, II, III курсах гуманитарных специальностей заочного факультета неязыкового вуза
15 12 2014
3 стр.
Составитель – к э н., профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Китебаева К. А
25 12 2014
6 стр.
Изображение и обозначение элементов электрических схем : методические указания к выполнению дипломного проекта / А. Н. Емцев, В. А. Попик. – Братск : БрГУ, 2011. – 70 с
18 12 2014
6 стр.