Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13

Часть третья




Словообразование




§ 1.Основные понятия словообразования

Словообразование является основным средством пополнения словарного состава языка новыми лексическими единицами. Возникновение новых слов в языке происходит разными путями. Современные казанские лингвисты выделяют два основных способа словообразования – морфологический и семантический. При морфологическом (морфемном) способе словообразования новые слова образуются при помощи словообразующего аффикса (аффиксальной морфемы): зима → зим-н-ий, нести → при-нести, одеяло → под-одеяль-ник и др. Семантический способ словообразования основан на изменении семантики исходного слова, при этом новые слова образуются без участия морфем: зеленый «цвета травы» → зеленый «молодой, неопытный».

Соотнесенность – это структурно-семантическая связь двух слов, находящихся в отношениях производности. Структурная связь заключается в том, что в производном слове отражается основа производящего, семантическая связь выражается в возможности объяснения одного слова через другое. Для того чтобы определить соотнесенность слова, необходимо подобрать однокоренное слово, основа которого максимально отражается в анализируемом производном слове.

Словообразовательное значение – это типовое значение ряда производных форм с одинаковой соотнесенностью и структурой.

Словообразовательный тип – это совокупность производных форм, имеющих одинаковые словообразовательные связи (образованных от слов одной и той же части речи), одинаковое словообразовательное значение и одинаковое словообразовательное средство.

Задачей словообразовательного анализа является определение производящей и производной основы, словообразующего средства, при помощи которого образовано данное слово, и словообразовательного значения данного производного слова. Целью морфемного анализа является определение всех морфологических элементов слова, отразившихся в нем в результате его связи с серией последовательно производящих слов.




Практические задания




1. Выделите словообразующие и формообразующие суффиксы в следующих словах.

Высота, высочайший, синеть, синее, грубо, грубить, поющий, пение, старость, старше, старейший, чудеса, чудесный, бери, собрание, читал, чтение, поддержав, поддержка.



2. Отметьте слова с производными и непроизводными основами.

Русск.: медвежий, лесник, класс, красота, брюки, скворец, дубняк, малина, кружка, беседка, бегун, юнец, управление, прекрасный, завтра, кофе, человек, шёлковый, прибрежный, природа, отшельник.

Англ.: building, woman, writer, table, kindness, love, meaning, doctor, kitchen, sailor, reality, creature, nature, mankind, basket.

Нем.: Achtung, Arbeiter, Kindheit, Gelehrte, Bühne, Wasser, Herz, Papier, Wort, Leben, Friede, Schmetterling, Unrat, Mädchen, Wohnung, Angriff, Gesicht.

Франц.: terre, enfant, dette, soleil, manège, hôtel, livre, penseur, avoué, danseuse, tablette, fenêtre, homme, paix, râteau, dictionnaire.
3. Определите, в чем различие в морфемном составе следующих русских и английских слов.

Баскетбол – basket-ball, футбол – football, митинг - meeting, лидер - leader, трамвай - tramway, троллейбус - trolleybus, тренер - trainer, бройлер – broiler, рейтинг - rating.


4. Определите, в чем различие в морфемном составе следующих русских и немецких слов.

Ты - du, галстук - Halstuch, бутерброд - Butterbrot, космический - kosmisch, рюкзак - Rucksack, гость - Gast, горнист - Hornist, лежать – liegen.



5. В чем различие в морфемном составе следующих русских и французских слов?

Музыкальный - musical, национальность - nationalité, футболист - footballeur, тротуар - trottoir, гербарий - herbier, героизм - héroïsme.


6. Выделите словообразующие морфемы в следующих словах.

Бедность, бездомный, вдуматься, снежный, глубинный, царица, задушевность, принести, стареть, по-английски, тишь, стон, проигрыватель, плавательный, крахмалить, разгуляться, густеть, коротковатый, прилуниться, распылитель, молодежь, безвкусица, беззвучный, верность, качка.


7. Подберите словообразовательные синонимы к следующим словам.

Лесничий, обогнать, заглавие, бедняга, просушка, роспись, высота, тишь, бессердечие, подготовить, героический, доброжелательность, написать.


8. Подберите словообразовательные антонимы к следующим словам.

Домик, внести, залезть, надводный, усатый, съехаться, красноватый, закутать.


9. Определите, сколько разных суффиксов представлено в следующих словах. Распределите существительные по словообразовательным типам.

а) Актерство, барство, баловство, богатство, воинство, геройство, донжуанство, духовенство, изящество, казачество, коварство, лакейство, лакомство, лихачество, мальчишество, мещанство, попугайство, профессорство, рабство, равенство, ребячество, свинство, студенчество, убийство, учительство, шпионство, юношество;

б) беглец, борец, братец, горец, делец, китаец, морозец, мудрец, певец, резец, рубец, хлебец, храбрец, червонец, старец;

в) ножка, чистка, мойка, лошадка, тетрадка, шляпка, расческа, туфелька, артистка, корка, работка, обновка, доводка, мышка, горожанка, вилка, стройка, пробка, подкормка, гонка, рамка, закваска, англичанка.


10. Распределите слова по словообразовательным типам, отметьте случаи семантического словообразования.

Басок, волосок, волосок (в лампочке), глазок, глазок (в двери), грибок, движок, дружок, едок, ездок, желток, зевок, зятек, каток, кивок, кусок, ледок, мелок, мастерок, набросок, обрубок, петушок, пинок, пирожок, пушок, росток, седок, сгусток, скребок, слепок, толчок, ходок, шлепок.


11. К какой морфеме относится элемент под- в следующих словах?

Подполковник, подкова, подстанция, подмастерье, подсказка, подросток, поднос, подводник, подсказчик, подтекст, подушка, подсобка, подливка, подлец, поддонник, подвеска.




12. Распределите слова с омонимичными корнями по группам.

  1. Вода, водить, подводник, проводник, водный, провод, водица, водянка, заводила, водитель, наводнение, вводить, проводы, половодье, подводить, провожатый, уводить, водянистый, проводниковый.

  2. Переносица, поднос, переноска, носоглотка, наносной, выносить, занос, носовой.

  3. Известие, вестник, навести, провести, повести, возвестить, предвестник.

  4. Потоп, растопить, потопить, топка, топливо, утопленник.


13. Одинаковы ли суффиксы в словах?

а) Косточка, ласточка, пробочка, проволочка, строчка;

б) долинка, крупинка, овчинка, снежинка;

в) глубина, жемчужина, родина, домина, долина, скотина, свинина, осетрина, горошина, орешина, кручина, голосина.


14. Отметьте производные слова с продуктивными и непродуктивными аффиксами.

Пустырь, обходчик, ругань, юнец, крыша, желтизна, пиршество, воровство, списать, правнук, перенести, пастух, попадья, терпеливый, субтропики, контрмеры, движение, чудак.


15. Выделите продуктивные суффиксы в словах, создайте с каждым из них словообразовательный тип.

Русск.: мудрость, пустота, водитель, программист, работник, глинистый, борьба, рубка, запуск, высь, мудрец, журналистка, баловство, перечитать.

Англ.: teacher, freedom, friendship, darkness, attention, childhood, driving, happiness, slowly.

Нем.: Eigentum, Lehrer, Freiheit, Jungling, schreiben, Liebling, Schlosser, Freundschaft, Kleidung, Kindchen.

Франц.: centralisation, douleur, beauté, pensée, avocat, causer, jardinier, tablette, langage, raisonnable, appartement, personnel.


<предыдущая страница | следующая страница>


Методическое пособие по курсу «Введение в языкознание»

Составители: Ерофеева И. В., Копосов Д. Р

1793.71kb.

16 12 2014
13 стр.


Учебно-методическое пособие «Введение в язык html»

Учебно-методическое пособие «Введение в язык html» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе «Интернет-технологии для учите

254.84kb.

25 12 2014
1 стр.


Программы дисциплин введение в языкознание

Программы дисциплин «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «История языкознания» / сост. М. Ю. Федосюк. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с

174.81kb.

09 09 2014
1 стр.


Вопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание»

Многообразие языков мира. Вопрос о количестве языков. Своеобразие языкового строя каждого языка

42.75kb.

14 12 2014
1 стр.


Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой

Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изуч

1269.9kb.

11 10 2014
12 стр.


Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей география

Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. В. Ковале

405.64kb.

24 09 2014
4 стр.


Методическое пособие по курсу повышения квалификации «Разработка политик информационной безопасности в организации»
10.1kb.

10 10 2014
1 стр.


Методическое пособие для самостоятельной работы и контрольное задание для студентов факультета «Телекоммуникации»

Методическое пособие для самостоятельной работы и контрольные задания по курсу теория электрической связи для студентов факультета телекоммуникации

655.6kb.

14 12 2014
5 стр.