16. Выделите слова, имеющие нулевое окончание и нулевой суффикс, и укажите, какие грамматические и словообразовательные значения ими выражены.
Стол, пуск, такси, коров, стой, заячий, весенний, зелень, переход, забота, мошенник, шум, торжество, обмен, глупость, медвежий, посол, испуг, звон, доска, суета, старец, миг, молод, подпись.
17. Среди имен с общим значением лица выделите производные образования, мотивированные существительными, прилагательными и глаголами, и укажите более частное значение (лицо по профессии или роду занятий, по месту жительства, по национальности, по внутренним или внешним качествам и т.д.).
Австриец, разведчик, конторщик, музыкант, лихач, силач, певец, ваятель, жнец, толстяк, чистильщик, портретист, губитель, лентяй, сибиряк, подлец, голландец, ухажер, холостяк, выдумщик, болельщик, соблазнитель, лгун, клеветник, киевлянин, конюх, украинец, здоровяк, ворчун, суфлер, виноградарь, ученик, лектор.
18. Определите, морфологическим или семантическим способом образованы следующие слова.
Скоропортящийся, многоуважаемый, смельчак, заяц (безбилетный пассажир), больной (сущ.), отцовский, умалишенный, дворник, дворник (очиститель стекол), подстаканник, длинноногий, подполье, подполье (нелегальное положение), соковарка, высокогорный, вечнозеленый, заведующий (сущ.), бумажник, скрипка (лицо), сумасшедший, двухэтажный, лесостепь.
19. Какое словообразовательное значение имеют слова с начальным пере- в следующих примерах? Отметьте случаи семантического словообразования.
а) 1. Придется переварить засахарившееся варенье. 2. Мне понадобится время, чтобы переварить прочитанное в книге. 3. Суп так переварили, что он стал мутным. 4. С больным желудком трудно переварить жирную пищу. 5. Каких только варений она не переварила!
б) 1. Необходимо перевесить груз заново. 2. Если перевесить картины, комната приобретет другой вид. 3. Одна чашка весов перевесила другую. 4. Мнение нашей группы перевесило.
в) 1. Пересыпать соль в другой мешок. 2. Пересыпать соли в суп. 3. Пересыпать вещи нафталином от моли. 4. Пересыпать речь шутками.
20. Употребите следующие слова в контексте таким образом, чтобы приставка пере- выражала разное значение.
Перегрызть, пересолить, перемерить, переоценить, перегрузить.
21. Определите производящие основы для следующих слов. В чем различие в их членимости и словообразовательном значении? Какое явление иллюстрируют приведенные примеры?
Коровник «рабочий при коровах» -
коровник «помещение для коров»,
угольщик «тот, кто добывает уголь» -
угольщик «судно, углевоз»,
голубица «самка голубя» –
голубица «кустарник»,
косарь «косец» –
косарь «большой косообразный нож»,
грибница «женск. к грибник» –
грибница «грибной суп»,
резчик «резальщик» –
резчик «резец»,
разрядник «спортсмен, имеющий разряд» –
разрядник «устройство для освобождения от заряда»,
искатель «человек, занимающийся поисками» -
искатель «приспособление у оптических приборов».
22. Определите, как образованы следующие сложные слова.
Русск.: малоопытный, сенокос, мореплавание, кровеносный, долгоиграющий, сухофрукты, белозубый, криводушный, многообещающий, коневодство, ледоход, трехъярусный.
Англ.: rainbow, blackboard, fountain pen, flashlight, oak tree, handshake, son-in-law, passer-by.
Нем.: Jahrmarkt, Kindergarten, Vaterland, Bauerkorrespondent.
Франц.: chou-fleur, porte-plume, salle à manger, chemin de fer; timbre-poste, pied à terre, tête-à-tête.
23. Установите различия в морфемном составе слов-паронимов. Укажите, как участвуют аффиксы в разграничении значений паронимов. Отметьте случаи словообразовательной синонимии.
Академический – академичный, безответный – безответственный, болотистый – болотный, вековой – вечный, венец – венок, желанный – желательный, гнилость – гниль, доброта – добротность, дымный – дымовой, костистый – костлявый, мирный – мировой, представить – предоставить, освещение – освещенность, служба – служение, царский – царственный, шутливый – шуточный.
24. Сгруппируйте сложносокращенные слова по их формальной структуре.
ГЭС, ЗАГС, МИД, ООН, совхоз, собес, хозрасчет, МХАТ, химкомбинат, детсад, ПТУ, МГУ, профорг, вуз, ЦУМ, ТЮЗ, завкафедрой, завуч, универмаг.
25. Произведите морфемный анализ следующих слов.
Русск.: бессознательный, предрасположенность, заинтересованность, предпринимательство, неповоротливый, беспрепятственный.
Нем.: Verfettung, Aufpflűgen, Vorrichtung, Verbindung.
Франц.: disposition, malade, maladie, incorruptible.
26. Аналогичен ли морфемный состав слов?
Вобрать, вогнуть, водить, воевать, возвысить, возобладать, возобновить, возомнить, возродить.
27. Выделите индивидуально-авторские неологизмы и определите, по каким словообразовательным моделям они образованы.
Но когда дрожливы руки,
не удержишь в них кола,
не рванешь в колокола. (Евт.)
Умирают мои старики –
Мои боги, мои педагоги,
Пролагатели торной дороги,
Где шаги мои были легки. (Слуцк.)
Нет, не надо мне летаргии!
Никакой!
Пусть свинеют с вина
другие…(Кор.)
Чтоб на рельсах -
ни слезинки
от извечной слезности,
наши души,
как светинки,
в свет великий сложатся! (Евт.)
Я уже отошел от игры,
Лишь порою в подпамяти
где-то
Бродит хмель позабытой
поры
И шумящее ливнями лето. (Гриб.)
Кто отнимет мою звенящесть,
Золотую мою звонкость?
Кто отнимет мою настоящесть,
Боевую мою бойкость? (М.Львов)
28. Определите, по каким словообразовательным моделям образованы неологизмы в произведениях Велимира Хлебникова.
Летеж, пареж, лепеж, читеж; мысляр, числяр; чернизна, роковизна, гордизна; седун, мотун; нудь, любь, небыть; боженята, глазята, криченята; звучоба, письмоба, волноба, мертвоба.
Вопросы по теме «Основные понятия словообразования»
-
Что изучается в разделе «Словообразование»?
-
Каковы основные способы образования новых слов?
-
Какие способы наиболее распространены в русском языке?
-
Что такое морфема?
-
Какие вы знаете типы морфем?
-
Что такое аффиксы?
-
Какую роль играют словообразовательные и словоизменительные аффиксы?
-
Что такое продуктивные и непродуктивные аффиксы?
-
Какие основы называются производными, производящими, непроизводными?
-
Что такое соотнесенность и как она определяется?
-
Что такое словообразовательное значение? Чем оно отличается от лексического и грамматического?
-
Что такое словообразовательный тип?
-
Чем отличается словообразовательный и морфемный анализ?
-
Что такое аббревиатуры и как они образуются?
<предыдущая страница | следующая страница>