Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11


П
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
РЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТ



Навыки и умения иноязычного устного и письменного общения
Навыки Умения: Компен

опериро- читать сацион-

вания говорить ные уме-

языковым аудировать ния

материалом писать

переводить


Общеучебные навыки и умения
Сфе

ры об


ще

ния. Си


туа

ции


Темы Тексты


Коммуника

тивные цели и намерения



Страно

ведчес


кие знания: лингво страно

ведчес


кие знания

Языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический)

Остановимся кратко на характеристике основных компонентов содержания обучения ИЯ. Сферы общения, т.е. сферы практического использования языка, в которых реализуются соответствующие типы речи, представляют собой совокупность тем, составляющих предмет обсуждения в соответствующих областях социального взаимодействия. Это дает основание в рамках сфер определить круг тем и подтем, которые могут стать предметом рассмотрения на уроке. При этом речь идет о концентрическом рассмотрении тем, что означает возможность включения в учебный процесс одной и той же темы на каждом последующем этапе обучения при их углублении и расширении в результате подключения проблем, актуальных для каждого возрастного периода учащегося.

Развитие коммуникативных умений невозможно без знания языковых средств общения (слова, грамматические явления и др.) и навыков владения этими средствами. Поэтому в содержание обучения ИЯ включаются языковые знания (знание основы изучаемого языка как системы, правил, посредством которых единицы языка превращаются в осмысленное высказывание, понятий, значение которых выражается по-разному на разных языках) и языковые навыки. Они необходимы для успешного использования всех видов языкового материала в объеме минимумов, отобранных для каждой ступени обучения фонетического, лексического, грамматического, а также использование формул речевого этикета и речевых формул, выражающих определенные коммуникативные намерения (выразить удивление, возразить, пригласить партнера по общению к совместному выполнению какого-либо дела и т.д.).

Содержание обучения ИЯ должно быть нацелено на приобщение учащихся не только к новому способу речевого общения, но и к культуре народа, говорящего на изучаемом языке, к национально-культурной специфике речевого поведения в стране изучаемого языка. Оно должно сформировать у школьника представление о различных сферах современной жизни другого общества, его истории и культуры. При этом обучение школьников языку через культуру народов, населяющих страну изучаемого языка, необходимо осуществлять постоянно, начиная с первых шагов изучения предмета. В этой связи актуальными становятся социокультурные знания безэквивалентной лексики, поведенческого этикета, принятого в стране изучаемого языка, географических, природно-климатических, политических особенностей страны изучаемого языка; основных сведений из истории СИЯ, современных аспектов жизни сверстников за рубежом; национальных традиций, праздников СИЯ – умение сопоставлять их с собственным опытом. Предназначение социокультурного компонента содержания обучения ИЯ- не реклама чужому образу жизни, а расширение общего, социального, культурного кругозора учащихся, стимулирование их познавательной и интеллектуальной деятельности, умение терпимо относится к особенностям поведения (речевого и неречевого) представителей своего социума и другой культуры.

Качество учебного процесса в равной степени зависит как от профессионального мастерства учителя, так и от умения ученика понять и принять задачи и содержание учебного предмета. Учащийся должен уметь эффективно и результативно строить свою деятельность по овладению речевыми навыками и умениями, методически целесообразно строить свое общение с учителем, друзьями, книгой. Поэтому в качестве важного компонента содержания обучения ИЯ выделяются учебные умения, составляющие стратегии учащегося по усвоению языка. К ним относятся:

1) умения, связанные с интеллектуальными процессами:

- наблюдать за тем или иным языковым явлением в ИЯ, сравнивать и сопоставлять языковое явление в ИЯ и в родном языке.

- осуществлять поиск и выделять необходимую/значимую/ключевую информацию в соответствии с определенной учебной задачей.

- предвосхищать информацию, оценивать прослушанное, прочитанное;

- фиксировать основное содержание сообщений;

- формулировать основную идею сообщения (устно и письменно);

- составлять план, формулировать тезисы;

- готовить и презентировать развернутые сообщения;

2) умения, связанные с организацией учебной деятельности и ее корреляцией:

- работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группах, взаимодействуя друг с другом;

- пользоваться справочным материалом;

- контролировать свои действия, объективно их оценивать;

- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к учителю, товарищам.

3) компенсационные умения:

- пользоваться лингвистической и контекстуальной догадкой, словарями, различного рода опорами в тексте;

- использовать синонимы, перифраз, слова – описания общих понятий;

- повторить или перефразировать реплику собеседника в подтверждение понимания его высказывания;

- использовать мимику, жесты;

- переключить разговор на другую тему.

В содержание обучения ИЯ входит также эмоциональная деятельность, вызванная предметом и процессом его усвоения.

Три важных элемента системы обучения, из взаимодействия которых складывается содержание обучения: учебный материал – учитель – ученик. Учебный материал воздействует на мотивационно-потребностную сферу деятельности учителя и через его личность, творческий опыт, эмоциональную сферу, оказывает влияние на ученика, который, усваивая его (или не усваивая) формируется как личность.

Мы уже отмечали тот факт, что на смену педагогике 60-70-ых годов как науке о целенаправленном воздействии обучающего на обучаемого с целью обучения и воспитания последнего пришла новая, личностно-ориентированная концепция образования. Данная концепция на всех уровнях коренным образом меняет содержание образования на современном этапе. Основные отличия двух подходов представлены в следующем виде:


<предыдущая страница | следующая страница>


Методическое пособие по современной методике обучения иностранным языкам методическое пособие

Охватывают большие отрезки текста и, как правило, затрагивают его содержательную сторону. Эти задания побуждают оценку, интерпретацию прочитанного и использование полученной информ

2078.56kb.

05 09 2014
11 стр.


Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой

Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт по всем специальностям, где проводится изуч

1269.9kb.

11 10 2014
12 стр.


Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»

Методическое пособие предназначено для студентов экономического факультета всех форм обучения и разработано в помощь студенту-выпускнику в процессе подготовки

878.57kb.

25 12 2014
3 стр.


Методическое пособие «Структурно-функциональная организация клеток»

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса медицинского вуза

546.47kb.

16 12 2014
4 стр.


Методическое пособие и описание лабораторной работы (препринт) Составители: д т. н. Кирьянов К. Г. аспирант Семенчуков И. В

Данное методическое пособие и лабораторная работа соответствуют одному из разделов спецкурса "Математические модели в радиофизике: идентификация, диагностика

326.55kb.

14 12 2014
3 стр.


А. А. Новакович учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие разработано кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры теоретической и вычислительной физики юфу а. А. Новаковичем

662.29kb.

23 09 2014
1 стр.


Учебно-методическое пособие филиал казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга 2012 ббк 36. 99 Ф17

Данное учебно-методическое пособие позволяет расширить знания, полученные студентами по технологии приготовления пищи. В пособие включены лабораторный практикум и методика его пров

1732.65kb.

24 09 2014
10 стр.


Методическое пособие для студентов Казань 2005 Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета кгу

Данное методическое пособие создано с учетом содержания подобного пособия, составленного профессорами Н. А. Бурмистровым и И. П. Ермолаевым и выпущенного в 1987 г

593.33kb.

14 12 2014
4 стр.