Методика разработки и создания библиотечной компьютерной презентации.
Что такое компьютерная презентация? Презентация (от английского presentation – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением PP.
Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей), в нашем случае – читателей или коллег-библиотекарей, внешних партнеров.
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
-
динамический синтез текста, изображения, звука;
-
яркие и доходчивые образы;
-
самые современные программные технологии интерфейса;
-
интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
-
мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;
-
способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;
-
невысокая стоимость.
Подготовленную презентацию можно выпустить и отдельным печатным изданием, оформив его соответствующим образом, а можно представить в виде авторского электронного издания. Если есть возможность, можно опубликовать презентацию на страницах журналов и газет или выставить на сайт в интернет-пространстве.
«...Достоинство такой презентации по сравнению с ворохом плакатов и бумаг очевидны:
Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.
Конспект. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера.
Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.
Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.
Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование – и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды» (Елена Полонская «Подарок докладчику»).
Готовится презентация чаще всего в программе PowerPoint, которую нужно, конечно, освоить. Это несложно, особенно если есть курсы. В принципе тому, кто знаком с компьютером, для освоения простейших операций в PowerPoint достаточно нескольких практических занятий. Если же на месте вас некому обучать, большую помощь здесь могут оказать два замечательных учебных пособия по информационным технологиям:
-
Intel. Обучение для будущего (при. поддержке Microsoft). – М. :Русская редакция, 1999. – 337 с., ил.
-
Шафран Ю.А. Информационные технологии : В 2 ч.; Ч. 2. Офиснаятехнология и информационные системы. – М. : Лаборатория базовыхзнаний, 2001. – 336 с. : ил.
Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он
с принятия решения о проведении презентации и
планирования, затем –
отбор содержания и создание презентации, проведение и заключительная работа после ее окончания –
анализ.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
I. Подготовка
Подготовка начинается, разумеется, с планирования.
В общем виде этапы первоначальной подготовки выглядят так.
-
Определение содержания презентации, тематика, целевое и зрительское (читательское) назначение.
-
Определение условий, которые помогут обеспечить работу над презентацией.
-
Изучение теоретического материала по технологии компьютерной презентации, уточнение возможностей версии программы, имеющейся у вас.
-
Разработка модели и структуры презентации.
-
Определение механизма работы над ней.
Работая над созданием презентации, следует помнить о
возрастных особенностях и интересах той категории пользователей, которой адресован ваш продукт. Определите, какие цели вы ставите и решаете в процессе работы: презентация должна помочь в решении профессиональных библиотечных, педагогических, психологических (но не технических) задач. В зависимости от этого вы будете выстраивать зрительный ряд.
Сначала вы можете зафиксировать весь ход работы с помощью ручки и бумаги. Тщательно обдумайте и распишите содержание презентации. Решите мультимедийную часть презентации: количество слайдов, графических изображений, диаграмм, сканированных изображений, ссылок на интернет-ресурсы, звуковых файлов, видеороликов и т.д.
Обдумывая содержание презентации, опишите структуру, в которую вы будете вносить дополнение в процессе работы. Например:
Слайд 1
Название:
Включает:
|
Слайд 2
Название:
Включает:
|
Слайд 3
Название:
Включает:
|
Слайд 4
Название:
Включает:
|
Слайд 5
Название:
Включает:
|
Слайд 6
Название:
Включает:
|
А теперь рассмотрим некоторые этапы подробнее по шагам.
Целеполагание. Итак, определяем, с какой целью мы проводим презентацию. Например:
-
Презентация как итоговая форма отчета о деятельности библиотеки.
-
Презентация как средство информации и PR (Publik Relations).
-
Презентация как обучающая технология.
-
Презентация как средство привлечения к чтению.
Аудитория и задачи. В зависимости от того, кому адресована презентация, определяем и ее задачи. Например.
-
Для структур управления —› демонстрация участия библиотеки в решении задач, стоящих перед администрацией, показ «вклада» библиотеки в жизнь образовательного учреждения, представление перспектив деятельности, лоббирование проектов библиотеки.
-
Для читателей библиотеки —› привлечение внимания к событиям библиотечной жизни, информирование о предоставляемых возможностях, поиск путей сотрудничества, привлечение к чтению определенных книг.
-
Для «влиятельных» —› людей защита интересов библиотеки, поиск источников внебюджетного финансирования и обновления материально-технической базы.
-
Для коллег-библиотекарей —› демонстрация опыта работы, показ плодотворности и взаимовыгодности сотрудничества, обмен информацией.
Предмет презентации (что презентуем?). Если мы говорим о презентации деятельности библиотеки, то здесь можно выделить несколько ее составляющих:
-
Общая деятельность библиотеки за определенный период.
-
Отдельное направление деятельности (справочно-библиографическая работа, индивидуальная, массовая, инновационная и т.д.).
-
Работа отделов, секторов, структур, зон библиотеки (читального зала, медиатеки, кабинета ИКТ, видеосалона, зоны СБА и т.д.).
-
Работа с отдельными группами пользователей (педагогами, управленцами, библиотекарями, членами научного общества учащихся, первоклассниками, детьми группы риска и т.д.).
-
Документальный фонд (общий фонд или его составную часть: фонд экологической литературы, современной зарубежной литературы, фэнтези, периодику, медиафонд и т.д.).
-
Материально-технические ресурсы (библиотечное, техническое, автоматизированное оборудование).
-
Библиотечные услуги (традиционные, дополнительные платные, инновационные).
•Библиотечные формы, методы техники и технологии (технологию развития критического мышления, ТРИЗ-технологию, технологию создания вебсайтов, методику ИРИ и т.д.).
•Персональные презентации (авторов документального фонда, лучших читателей, педагогов, библиотекарей и т.д.).
Моделирование и структура. Когда мы решили, что именно будет составлять содержание презентации, подготовленный материал надо систематизировать и «упаковать» в отдельные блоки, которые будут состоять из собственно текста (только небольшого по объему!), схем, графиков, таблиц, фотографий и т.д. Возможную
структуру презентации разберем на примере представления определенного модуля (направления) работы библиотеки.
-
Введение. Наименование представляемой модели, цель деятельности, задачи, основные разделы (направления) работы, общие сведения о библиотеке.
-
Основная часть. Наличие ресурсов, необходимых для внедрения модуля в библиотечную практику; формы, методы, технологии, применяемые для реализации модуля; новые библиотечные услуги, данные социологических исследований.
3.Заключение. Результаты деятельности, достижения, проблемы и перспективы.
Элементы, дополняющие содержание презентации, тоже требуют продумывания заранее.
-
Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, видеоролики. При подборе иллюстраций желательно учитывать, что они должны быть содержательными, а не изображать общие виды интерьеров и стандартные сцены работы библиотеки.
-
Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.
-
Анимационный ряд. Это, как правило, картинки с движением: фигурки, «ожившие» схемы и «растущие» диаграммы.
-
Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.
-
Шрифтовой ряд. Выбрать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием. Чем больше разных шрифтов вы используете, тем труднее воспринимаются ваши слайды. Однако надо продумать шрифтовые выделения, их подчиненность и логику. Стиль основного шрифта тоже важен. В любом случае выбранные вами шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.
-
Специальные эффекты. Возможности спецэффектов вы увидите при знакомстве с программой. Важно, чтобы в вашей презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.
Естественно, каждый специалист будет изменять элементы содержания презентации, что-то исключать или вносить свое, присущее только данной деятельности, модели, библиотеке.
Некоторые правила организации материала в презентации:
-
Главную информацию – в начало.
-
Тезис слайда – в заголовок.
-
Анимация – не развлечение, а метод передачи информации.
-
Анимация – еще и средство привлечения и удержания внимания.
-
Трансформация одного слайда в другой позволяет не терять логику визуального рассказа.
• Если что-то устроено просто, рисовать надо еще проще.
А также:
• Правило «пять на пять»: на одном слайде должно располагаться не более пяти фраз, и каждая из них – не более, чем из пяти слов (в идеале – «три на один»).
И последнее: визуальная привлекательность и эмоциональность. Хорошее исполнение – это ключ к вниманию и пониманию, уважение к аудитории, приятные впечатления от просмотра. То есть – составляющие бренда.
Подготовка таких презентаций помогает качественно анализировать и систематизировать свою работу и выгодно представлять ее на различных форумах.
И.В. Дейнеко