Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Итоговая работа дистанционного курса повышения квалификации

«Мини – музей в детском саду,

как форма работы с детьми и родителями»



Выполнила Минникеева Елена Геннадьевна


Саратов 2011 г

В нашем саду существует мини – музей «По дороге к искусству», куда входят - «Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно – прикладное искусство».

Мини-музей в детском саду, родился с малого – уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. По мере накопления экспонатов возникла необходимость в оформлении кабинета искусствоведения. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. К обсуждению приглашался и родительский комитет. План работы музея координируется с годовым планом работы детского сада. В план включаются занятия, праздники, экскурсии. Все эти мини – музеи взаимосвязаны и помогают педагогам успешно решать ряд задач:

Приобщать дошкольников к культурно – эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу; Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства; Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев; Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства; Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус; Повышать культурный уровень педагогов и родителей.

Идея создания мини - музея возникла по нескольким причинам:

 Наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

 Программа «Детский сад 2100», которая действует в нашем саду, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада (7 групп) мини – музей стал центром культурно – эстетического развития ребёнка.

Руководство и педагоги детского сада очень ответственно подошли к дизайну каждого уголка музея, старались сделать интерьер гармоничным и уютным, вложили материальные средства и собственные силы. И в результате музей стал «изюминкой» детского сада. Его посещают наши воспитанники, дети из других детских садов, школьники и жители нашего микрайона. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник. Наш педколлектив проводит там разнообразную работу, которая позволяет поддерживать интерес у дошкольников на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам, например, такие как:

Принцип интеграции: где содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой и т д.

Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись посуды, игра с народными игрушками.

Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).

Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принцип разнообразия: экспонаты музея разнообразны, например, в «Картинной галерее» имеются разновидности живописи (пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетно-тематические картины, такие как былинно – сказочные, бытовые); «Народная игрушка» - глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), льняные, деревянные (матрёшки, богородские), фарфоровые; «Декоративно – прикладное искусство» - посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.

Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.

Принцип безопасности: мини – музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность в нашем детском саду. Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно.

В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Направления инновационной работы:

Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.

Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.

Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп. Например, такие как:

Природа родного края. Знакомство с особенностями и достопримечательностями природы, природными условиями, с растительным и животным миром Саратовского края. Обзорная экскурсия по отделу природы. В этот раздел входят:

   «Удивительный мир птиц» Рассказ о птицах разных стран и природных зон Саратовской области, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией слайдов, чучел птиц, видео- и аудиоматериалов для детей среднего и старшего возраста.

  «Живые барометры». О животных и растениях, предсказывающих изменения погоды. Лекция с демонстрацией слайдов и видеофильмов для детей старшего возраста.

  «Красная книга». Рассказ о животных и растениях Саратовской области, внесенных в областную Красную книгу. Лекция с демонстрацией чучел животных, слайдов и видеофильмов для детей среднего и старшего возраста.

  «Экзотические животные». Знакомство с музейной коллекцией чучел экзотических животных. Беседа с детьми подготовительной группы.

  «Лесной театр». Игровая экскурсия в форме представления, в которой разыгрываются сцены из жизни леса, соответствующие 4-м временам года. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

  «Подземная кладовая Саратовского края». О полезных ископаемых Саратовского края и их использовании в производстве, для детей подготовительной группы.

  «В гости к сусликам». Игровая экскурсия с интерактивными элементами об особенностях степных экосистем, для детей подготовительной группы.

  «Путешествие в мир насекомых».  Экскурсия-беседа о насекомых саратовского края, для детей среднего и старшего возраста.

  «Фантастический мир бабочек».  О бабочках Саратовской области и обитателях тропических областей земного шара, их образе жизни, повадках и охране. Беседа с демонстрацией  иллюстраций на мультимедиа проекторе с детьми старшего возраста.

История саратовского края. Экскурсии, беседы, игровые занятия

 «Здравствуй, музей!» Первое знакомство с музеем и некоторыми страницами истории края. Обзорная экскурсия для детей среднего и старшего возраста.

  «Как жили древние люди». Об образе жизни и занятиях людей, живших в каменном веке. Игровое занятие с использованием археологических находок для детей подготовительной группы.

   «Юрий Гагарин». Экскурсия-игра по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 «Три, два, один, старт!». О Ю.А.Гагарине и других космонавтах, связанных с саратовским краем. Экскурсия с игровыми элементами по выставке «Дорога в космос» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

«Сказ про Ивана-стрельца, саратовского молодца». Экскурсия с интерактивными элементами в экспозиционном зале «Саратовский край в годы Великой Отечественной войны» для детей старшего возраста.

Культура и быт народов Саратовского края. Беседы, интерактивные занятия.

 «Из истории игрушки». Знакомство с музейной коллекцией народных игрушек, историей возникновения игрушки. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.

  «Одежда народов Саратовского Поволжья». Знакомство с традиционным костюмом народов Саратовского края: русских, украинцев, чувашей, мордвы, татар на основе музейной коллекции. Беседа с детьми среднего и старшего возраста.

   «Путешествие в историю книги». Знакомство с музейной коллекцией старопечатных книг, учебников, детских книг. Беседа с детьми подготовительной группы.

  Фольклорные праздники. Театрализованные экскурсии в музее

 «Новый год на старый лад, или как в старину Новый год на Руси встречали». Традиции встречи Нового года на Руси. Новогодний бал в дворянской гостиной, колядование в крестьянской избе, веселье у новогодней елки с детьми старшего возраста.

  «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Знакомство с русскими народными традициями проводов зимы и встречи весны. Игры, песни, загадки, блины. Участие детей среднего и старшего возраста в старинных масленичных обрядах.

  «Зеленые святки. Троица». О народных традициях проводов весны и встречи лета на Руси. Игры, гадания, фольклор с детьми подготовительной группы.

  «Осенние праздники на Руси»

Знакомство со старинными обрядами, связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения с детьми среднего и старшего возраста.

Использование новвоведений на занятиях и в организации воспитательно – образовательного процесса, например таких, как: театрализованное занятие, занятие – путешествие, сюжетно - ролевая игра – занятие, консультации, взаимообучения, аукционы, презентации, гостиная, проекты, занятия - фантазии, концерты, игра - поле чудес.

Формы работы мини – музея:

Выставки:

Познавательные. Цель - расширять представления детей о разных материалах, о рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.

Музейно – исторические. Цель – знакомить детей с историческими событиями, приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.

Эколого – краеведческие. Цель - знакомить детей с родной природой, способствовать формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Художественные. Цель – познакомить с произведениями русских художников, жанрами изобразительного искусства, декоративно- прикладными ремёслами.

Конкурсы. Цель – вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.

Ярмарки. Цель – популяризация предлагаемой темы, обмен опытом в какой – либо области, привлечение спонсорских средств на развитие музея.

Детское творчество. Цель – персональные выставки работ одарённых детей (лепка, рисунок, поделки из разных материалов, аппликация)

Выставки готовятся творческой группой педагогов, в зависимости от темы определяется продолжительность работы. Она может быть от 1 дня до 2 мес. Как правило, каждая длительная выставка постепенно обогащается и дополняется детскими работами, созданными в результате знакомства дошкольников с экспонатами выставки.

Экскурсионная работа с детьми ведётся со 2 младшей группы.



Творческая гостиная.

Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д

Экскурсии для родителей, школьников, детей и педагогов детских садов микрайона.

Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.



Студия «Город мастеров».

В музее проводятся нетрадиционные и интегрированные занятия с дошкольниками по ручному труду, кружковая работа с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.



В результате проведённой в мини – музее работы у детей повысился интерес к произведениям живописи, народным игрушкам и декоративно – прикладного искусства, способность к эстетическому восприятию; существенно расширились представления об окружающем мире, о городе, крае. Выпускники занимаются в детской школе искусств, кружках и студиях центра детского творчества. Возросла заинтересованность педагогов и родителей в знакомстве с творческими достижениями земляков. Родители стали активно принимать участия в жизни детского сада и, конечно же, оснащении музея. Наличие нашего мини – музея позволяет активно привлекать детей родителей к подготовке экспонатов, участию в экскурсиях, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать поделки и рисовать картины всей семьёй.

Мини музей в детском саду, как форма работы с детьми и родителями

В нашем саду существует мини – музей «По дороге к искусству», куда входят «Картинная галерея»; «Народная игрушка»; «Декоративно – прикладное искусство»

99.2kb.

11 10 2014
1 стр.


Программа воспитания и обучения в детском саду

Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду»

194.98kb.

16 12 2014
1 стр.


Кардопольцева

Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду»

219.83kb.

14 12 2014
1 стр.


Юные пожарные

«Месячника пожарной безопасности в осеннее – зимний период» в в «црр – детском саду «Росинка» с детьми были проведены различные виды деятельности по пожарной безопасности

11.63kb.

10 10 2014
1 стр.


Мини – Музеи Парсова Наталья Александровна, педагог-воспитатель мкдоу комбинированного вида «Детский сад «Улыбка» г. Надым Почему мы создали мини-музей?

Однако часто посещать их родители с детьми не могут. Причины самые разные. В первых, наш д./сад уделён от центра города, где расположены музеи. Во вторых, многие родители считают,

39.83kb.

25 09 2014
1 стр.


Психологическая работа с родителями и детьми как явление культуры или "в поисках утраченного контакта"
137.37kb.

15 12 2014
1 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Знакомьтесь наш музей

Вот уже на протяжении 26 лет в городе Климовск Московской области в Детском экологическом центре открывает свои двери для ребят, их родителей и гостей города Музей природы

66.94kb.

18 12 2014
1 стр.