Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЗНАКОМЬТЕСЬ – НАШ МУЗЕЙ.
С.В. Гертман

педагог дополнительного образования,

руководитель Музея природы

Детского экологического центра,

г. Климовск, Московская область.
Вот уже на протяжении 26 лет в городе Климовск Московской области в Детском экологическом центре открывает свои двери для ребят, их родителей и гостей города Музей природы.

Начало формирования естественнонаучного Музея природы Детского экологического центра относится к годам работы географического кружка «Меридиан» Климовского городского Дома пионеров, руководителем которого была учитель географии Грачева Анна Григорьевна.

Музей природы был создан на общественных началах в 1985 году, когда была оформлена первая экспозиция из экспонатов, собранных участниками географического кружка во время походов по Подольскому району.

А в 1986 году музею было присвоено звание «Школьный музей».

С момента основания А. Г. Грачева была бессменным руководителем Музея природы до октября 2004 года. Именно благодаря ее увлеченности музей рос и развивался. В 1986 году в музее были представлены первые 502 экспоната, а к 1995 году экспозиция содержала уже свыше 1000 экспонатов.

С 1993 года Музей природы является научно – методической базой программы «Как прекрасен этот мир!» (авторская программа А. Г. Грачевой). Многие занятия проходят в залах музея, а экспонаты являются наглядными пособиями.

Приказом Министерства культуры РФ от 15 декабря 1995 года музею присваивается почетное звание «Народный».

После реорганизации Дома учащихся, который был создан на базе Дома пионеров и создания в январе 2001 года МОУ ДОД «Детский экологический центр», музей стал неотъемлемой частью учреждения, основной задачей которого является экологическое образование и воспитание школьников, организация и координация краеведческой работы в городе.

В настоящее время в основном фонде музея собрано около 1359 экспонатов, из них подлинных 1284. Все собранные экспонаты соответствуют профилю и теме музея. Среди них образцы минералов и горных пород, коллекции насекомых, грибов, пород деревьев, чучела птиц, зверей, зуб мамонта, позвонок кита и многое другое. А научно – вспомогательный фонд состоит из большого количества книг, журналов, другой информационной литературы.

Сегодня Музей природы состоит из двух залов. В первом зале расположена экспозиция, которая знакомит с рельефом и полезными ископаемыми, растительным и животным миром России и Московской области.

Наибольший интерес представляют образцы минералов и горных пород. Среди представленных образцов встречаются образцы магматического, метаморфического, осадочного происхождения. Одна из витрин нашего Музея природы полностью посвящена Подмосковью. Здесь представлены горные породы и минералы, которые были добыты в различных районах Московской области. Самыми распространенными горными породами Подмосковья являются породы осадочного происхождения (песок, известняк, глина).

Среди экспонатов особое внимание привлекают птицы. В музее есть птицы, которые отличаются друг от друга по способу питания, например ястреб, сова и дятел, воробей. Есть зимующие (снегирь, сорока, ворона, поползень, чечетка, пищуха обыкновенная, различные виды синичек) и перелетные (дрозд, деряба, крапивник, чибис, вальдшнеп, трясогузка) птицы.

Интересна экспозиция, посвященная насекомым и грибам. Экспозиция «Насекомые» рассказывает про насекомых вредителей сада и огорода. Коллекция грибов представлена группой шляпочных грибов, выполненных в виде муляжей и разными по размерам трутовиками, живущими на стволах деревьев.

Имеются в музее и звери или млекопитающие: лиса, заяц-русак, заяц-беляк, крот, белка, ондатра и хорек.

Второй зал посвящен быту и культуре Руси. Все экспонаты, находящиеся в этом зале, собранные ребятами и подаренные жителями окрестных деревень, вводят детей в мир народной культуры. В основном экспозиция представлена кухонной утварью и предметами быта.

Среди экспонатов экспозиции можно увидеть чугунки – сосуды из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи, крынки – глиняные сосуды для молока с широким горлом, фаянсовые тарелки, вилки с деревянными ручками и многое другое. Наибольшее внимание из предметов быта привлекают чугунные утюги, которые использовались до появления электричества. В прошлом для нагрева утюгов их ставили на печь или раскаленные угли. Прялки – предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки и многое другое.

Есть в музее и лапти, которые можно причислить к вещам ушедшего века. Лапти на Руси, как и в других странах Восточной Европы – самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX века главным образом крестьяне. Иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди. Лапти – низкая обувь, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), бересты и пеньки. Как делать настоящие лапти, ни в старинных, ни в современных книгах не найти, потому что умение это передавалось от отца к сыну и не нуждались в описаниях.

А еще в музее имеются скатерти и полотенца вышитые гладью, которыми украшали свой дом наши бабушки и прабабушки.

Всего в этой экспозиции числится 108 экспонатов.

Основными формами работы музея является: сбор и систематизация материала, экскурсионная работа, проведение музейных уроков, исследовательская деятельность, беседы, организация мероприятий эколого-краеведческой направленности и другие.

На некоторых из этих форм работы музея остановимся подробнее.

Экскурсии – классическая форма изучения окружающей среды. В процессе экскурсии у ребят формируется полное и чёткое представление о природе, что позволяет им выявлять связи, существующие между объектами природы, что имеет огромное значение для воспитания и образования подрастающего поколения.

Неотъемлемой частью музея является экологическая тропа, проложенная в лесном массиве у железнодорожной платформы «Весенняя» г. Климовск в 1985 году членами географического кружка под руководством А. Г. Грачевой. Протяженность маршрута может меняться от 1 до 4,5 км в зависимости от возраста учащихся и целей экскурсии. Юные экологи и краеведы имеют уникальную возможность познакомиться близко с природными богатствами окружающего мира. В зале музея находится схема экотропы, что позволяет совершать заочные экскурсии в любую погоду.

Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ педагога, но и подлинные экспонаты, представленные в экспозиции.

Цель такого урока – освоение учебного материала при максимальном использовании музейных ресурсов.

Практика показала, что материал, представленный педагогом на музейном уроке, усваивается ребятами легче.

Темы уроков, могут касаться школьной программы и так и могут быть самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о каком-либо отдельном элементе природы. В музее проводятся музейные уроки по следующим темам: «Ребятам о зверятах» для 1 – 2 классов, «Что такое зоопарк» для 1 – 2 классов, «Они должны жить» (о редких и исчезающих видах растений и животных) для 3 – 4 классов, «Планета в опасности» (об экологических проблемах) для 3 – 4 классов, «Властелины неба» (о птицах) для 1 – 4 классов и другие. В настоящее время разрабатываются музейные уроки для ребят 5 – 9 классов.

Беседы экологического содержания имеют целью актуализировать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о негативной и позитивной деятельности человека в природе способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать её последствия. Для ребят в Детском экологическом центре проводятся беседы по темам: «Земля – наш общий дом», «Берегите землю, берегите!», «По заповедным тропинкам», «Лес – наш зеленый друг».

С ребятами, из начальных классов, занимающихся по программе «Как прекрасен этот мир!» на базе музея организуются интеллектуальные игры. Игра формирует опыт принятия целесообразных решений, развивает творческие способности. Кроме того, в процессе игры воспитанники не только осваивают знания в увлекательной форме и демонстрируют экологические знания и умения, но и также получают опыт общения друг с другом, совместной деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций. Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, то есть областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые технологии более широко, чем допускает система базового образования. Радость от познания, приобретения новых навыков и умений, полученная в игре, может быть перенесена на школьные занятия, в реальную жизнь.

Также на базе музея проводятся различные мероприятия эколого-краеведческой направленности, среди них такие как: «В гостях у природы», «Синичкин день», «Здравствуйте, пернатые», «Экологическое ассорти» и другие.



Музей является победителем областного конкурса школьных музеев «Знакомьтесь – наш музей» в номинации «Естественнонаучные музеи» (2006 год); Лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся в номинации «Музей учреждения дополнительного образования» (2008 год).

В настоящий период отмечается повышение общественной значимости естественнонаучных музеев, что обусловлено как развитием естественных наук, так и возникновением глобальных проблем, встающих перед обществом, а также в связи с обновлением содержания и форм образования. Радует надежда и вера в то, что музей внесет вклад в развитие и воспитание каждого ребенка посетившего его, а образовательные учреждения смогут обогатить и разнообразить учебный процесс в результате совместного сотрудничества.

Знакомьтесь наш музей

Вот уже на протяжении 26 лет в городе Климовск Московской области в Детском экологическом центре открывает свои двери для ребят, их родителей и гостей города Музей природы

66.94kb.

18 12 2014
1 стр.


Кошелев Валерий Михайлович

Музей ии рк, Краеведческий музей г. Петрозаводска, Музей о. Валаам, Музей Халонен в Финляндии

20.69kb.

01 09 2014
1 стр.


Конкурс «Берег России»

Наш музей цветного камня – самый северный в мире. Он носит имя В. Н. Дава, потому что этот знаменитый геолог предложил открыть его, и музей появился в 1971 году. Сейчас в нем насчи

46.09kb.

17 12 2014
1 стр.


Школьный музей

Музей боевой славы открыт в 1983 году, посвящен памяти Подольских курсантов. Музей занимает отдельное помещение на третьем этаже школы

20.84kb.

04 09 2014
1 стр.


В бурятии открыт первый частный музей. Он посвящен культуре эвенков в бурятии открылся первый частный музей. Им стал краеведческий музей эвенков

В бурятии открылся первый частный музей. Им стал краеведческий музей эвенков, созданный по инициативе и на средства известных в республике меценатов брата и сестры Андрея и Татьяны

17.57kb.

12 10 2014
1 стр.


Тема: Ю. Э. Озаровский и его частный музей «Старый домик»

Обоснование: Популярнейшим типом исторических музеев сегодня является «интерьерный музей». Первый музей подобного типа в Петербурге создал актер и режиссер Александринского театра

19.08kb.

10 10 2014
1 стр.


Школьный краеведческий музей «истоки» Путеводитель ученица 9-го класса Горынина Александра Бродовое, 2011 Школьный краеведческий музей

Музей организован в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся

99.32kb.

11 10 2014
1 стр.


Исследование «Знакомьтесь, моя Шатура (Топонимика Шатурских улиц)»
197.23kb.

16 12 2014
1 стр.