ЗНАКОМЬТЕСЬ – НАШ МУЗЕЙ.
С.В. Гертман
педагог дополнительного образования,
руководитель Музея природы
Детского экологического центра,
г. Климовск, Московская область.
Вот уже на протяжении 26 лет в городе Климовск Московской области в Детском экологическом центре открывает свои двери для ребят, их родителей и гостей города Музей природы.
Начало формирования естественнонаучного Музея природы Детского экологического центра относится к годам работы географического кружка «Меридиан» Климовского городского Дома пионеров, руководителем которого была учитель географии Грачева Анна Григорьевна.
Музей природы был создан на общественных началах в 1985 году, когда была оформлена первая экспозиция из экспонатов, собранных участниками географического кружка во время походов по Подольскому району.
А в 1986 году музею было присвоено звание «Школьный музей».
С момента основания А. Г. Грачева была бессменным руководителем Музея природы до октября 2004 года. Именно благодаря ее увлеченности музей рос и развивался. В 1986 году в музее были представлены первые 502 экспоната, а к 1995 году экспозиция содержала уже свыше 1000 экспонатов.
С 1993 года Музей природы является научно – методической базой программы «Как прекрасен этот мир!» (авторская программа А. Г. Грачевой). Многие занятия проходят в залах музея, а экспонаты являются наглядными пособиями.
Приказом Министерства культуры РФ от 15 декабря 1995 года музею присваивается почетное звание «Народный».
После реорганизации Дома учащихся, который был создан на базе Дома пионеров и создания в январе 2001 года МОУ ДОД «Детский экологический центр», музей стал неотъемлемой частью учреждения, основной задачей которого является экологическое образование и воспитание школьников, организация и координация краеведческой работы в городе.
В настоящее время в основном фонде музея собрано около 1359 экспонатов, из них подлинных 1284. Все собранные экспонаты соответствуют профилю и теме музея. Среди них образцы минералов и горных пород, коллекции насекомых, грибов, пород деревьев, чучела птиц, зверей, зуб мамонта, позвонок кита и многое другое. А научно – вспомогательный фонд состоит из большого количества книг, журналов, другой информационной литературы.
Сегодня Музей природы состоит из двух залов. В первом зале расположена экспозиция, которая знакомит с рельефом и полезными ископаемыми, растительным и животным миром России и Московской области.
Наибольший интерес представляют образцы минералов и горных пород. Среди представленных образцов встречаются образцы магматического, метаморфического, осадочного происхождения. Одна из витрин нашего Музея природы полностью посвящена Подмосковью. Здесь представлены горные породы и минералы, которые были добыты в различных районах Московской области. Самыми распространенными горными породами Подмосковья являются породы осадочного происхождения (песок, известняк, глина).
Среди экспонатов особое внимание привлекают птицы. В музее есть птицы, которые отличаются друг от друга по способу питания, например ястреб, сова и дятел, воробей. Есть зимующие (снегирь, сорока, ворона, поползень, чечетка, пищуха обыкновенная, различные виды синичек) и перелетные (дрозд, деряба, крапивник, чибис, вальдшнеп, трясогузка) птицы.
Интересна экспозиция, посвященная насекомым и грибам. Экспозиция «Насекомые» рассказывает про насекомых вредителей сада и огорода. Коллекция грибов представлена группой шляпочных грибов, выполненных в виде муляжей и разными по размерам трутовиками, живущими на стволах деревьев.
Имеются в музее и звери или млекопитающие: лиса, заяц-русак, заяц-беляк, крот, белка, ондатра и хорек.
Второй зал посвящен быту и культуре Руси. Все экспонаты, находящиеся в этом зале, собранные ребятами и подаренные жителями окрестных деревень, вводят детей в мир народной культуры. В основном экспозиция представлена кухонной утварью и предметами быта.
Среди экспонатов экспозиции можно увидеть чугунки – сосуды из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи, крынки – глиняные сосуды для молока с широким горлом, фаянсовые тарелки, вилки с деревянными ручками и многое другое. Наибольшее внимание из предметов быта привлекают чугунные утюги, которые использовались до появления электричества. В прошлом для нагрева утюгов их ставили на печь или раскаленные угли. Прялки – предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки и многое другое.
Есть в музее и лапти, которые можно причислить к вещам ушедшего века. Лапти на Руси, как и в других странах Восточной Европы – самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX века главным образом крестьяне. Иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди. Лапти – низкая обувь, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), бересты и пеньки. Как делать настоящие лапти, ни в старинных, ни в современных книгах не найти, потому что умение это передавалось от отца к сыну и не нуждались в описаниях.
А еще в музее имеются скатерти и полотенца вышитые гладью, которыми украшали свой дом наши бабушки и прабабушки.
Всего в этой экспозиции числится 108 экспонатов.
Основными формами работы музея является: сбор и систематизация материала, экскурсионная работа, проведение музейных уроков, исследовательская деятельность, беседы, организация мероприятий эколого-краеведческой направленности и другие.
На некоторых из этих форм работы музея остановимся подробнее.
Экскурсии – классическая форма изучения окружающей среды. В процессе экскурсии у ребят формируется полное и чёткое представление о природе, что позволяет им выявлять связи, существующие между объектами природы, что имеет огромное значение для воспитания и образования подрастающего поколения.
Неотъемлемой частью музея является экологическая тропа, проложенная в лесном массиве у железнодорожной платформы «Весенняя» г. Климовск в 1985 году членами географического кружка под руководством А. Г. Грачевой. Протяженность маршрута может меняться от 1 до 4,5 км в зависимости от возраста учащихся и целей экскурсии. Юные экологи и краеведы имеют уникальную возможность познакомиться близко с природными богатствами окружающего мира. В зале музея находится схема экотропы, что позволяет совершать заочные экскурсии в любую погоду.
Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ педагога, но и подлинные экспонаты, представленные в экспозиции.
Цель такого урока – освоение учебного материала при максимальном использовании музейных ресурсов.
Практика показала, что материал, представленный педагогом на музейном уроке, усваивается ребятами легче.
Темы уроков, могут касаться школьной программы и так и могут быть самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о каком-либо отдельном элементе природы. В музее проводятся музейные уроки по следующим темам: «Ребятам о зверятах» для 1 – 2 классов, «Что такое зоопарк» для 1 – 2 классов, «Они должны жить» (о редких и исчезающих видах растений и животных) для 3 – 4 классов, «Планета в опасности» (об экологических проблемах) для 3 – 4 классов, «Властелины неба» (о птицах) для 1 – 4 классов и другие. В настоящее время разрабатываются музейные уроки для ребят 5 – 9 классов.
Беседы экологического содержания имеют целью актуализировать знания детей, расширить и углубить их, выявить новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о негативной и позитивной деятельности человека в природе способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать её последствия. Для ребят в Детском экологическом центре проводятся беседы по темам: «Земля – наш общий дом», «Берегите землю, берегите!», «По заповедным тропинкам», «Лес – наш зеленый друг».
С ребятами, из начальных классов, занимающихся по программе «Как прекрасен этот мир!» на базе музея организуются интеллектуальные игры. Игра формирует опыт принятия целесообразных решений, развивает творческие способности. Кроме того, в процессе игры воспитанники не только осваивают знания в увлекательной форме и демонстрируют экологические знания и умения, но и также получают опыт общения друг с другом, совместной деятельности; не менее важен и заряд положительных эмоций. Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, то есть областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые технологии более широко, чем допускает система базового образования. Радость от познания, приобретения новых навыков и умений, полученная в игре, может быть перенесена на школьные занятия, в реальную жизнь.
Также на базе музея проводятся различные мероприятия эколого-краеведческой направленности, среди них такие как: «В гостях у природы», «Синичкин день», «Здравствуйте, пернатые», «Экологическое ассорти» и другие.
Музей является победителем областного конкурса школьных музеев «Знакомьтесь – наш музей» в номинации «Естественнонаучные музеи» (2006 год); Лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся в номинации «Музей учреждения дополнительного образования» (2008 год).
В настоящий период отмечается повышение общественной значимости естественнонаучных музеев, что обусловлено как развитием естественных наук, так и возникновением глобальных проблем, встающих перед обществом, а также в связи с обновлением содержания и форм образования. Радует надежда и вера в то, что музей внесет вклад в развитие и воспитание каждого ребенка посетившего его, а образовательные учреждения смогут обогатить и разнообразить учебный процесс в результате совместного сотрудничества.