Перейти на главную страницу
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: «Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в живописи конца 19- начала 20 века. Учитель МХК Титова Л.И. Тип урока: Комбинированный: урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления новых знаний и выработка умений, урок комплексного применения знаний. Цель: выработать устойчивое представление о характерных особенностях нетрадиционных направлений в живописи. Задачи:
Используемые педагогические технологии: ИКТ-технологии, технология проблемного обучения Используемые формы педагогической деятельности: деятельность в группе Используемый метод проблемно- поисковый Ход урока представлен в виде таблицы в пояснительной записке.
(Учащиеся формулируют задачи. Учитель обобщает задачи на слайде №2) 1. Различать нетрадиционные направления в искусстве; 2. Соотносить автора, произведение искусства и направление в живописи; 3. Анализировать произведение искусства нетрадиционного направления; 4. Обосновать свой выбор представленных картин и высказывать свою точку зрения на произведение искусства. Учитель: планируемый результат урока должен быть представлен в виде таблицы, заполненной каждым уч-ся индивидуально , и презентацией своего выбора картин в виде монологического высказывания. Прежде чем вы приступите к работе давайте вспомним традиционные направления в живописи к. 19-н.20веков и их характерные признаки (работа по слайду №4) Дополнить 1. Эстетические принципы - - - - - - - - - - : - неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное; - исключительность романтического героя; - природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы; - культ прошлого: идеализация античности и средневековья, интерес к фольклору; - экзотика дальних стран. 2. - - - - - - - - направление в искусстве, основной задачей которого является правдивое «зеркальное» отображение окружающей действительности во всех ее проявлениях. 3. У - - - - - - - - - - - - - - - не было программы, но была общая амбиция: понимание роли света, который влияет на форму и объект. Свет становится принципиальным элементом их живописи. Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует; глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения. (Ключ : 1. Рромантизм ; 2. Реализм ; 3. Импрессионизм ) Учащиеся обобщают имеющиеся знания: Традиционные художественные направления непосредственно продолжают стили и направления прошлого, такие, как классицизм , романтизм, реализм , а также новые - импрессионизм. Человеческие судьбы , тревоги и радости людей , захватывающие истории – вот основные сюжеты этих произведений. Учитель: Возвращаемся к проблеме выбора картин нетрадиционных направлений. Ваш работодатель представил следующие картины (на слайде 5 репродукции картин С. Дали «Постоянство памяти», К.Моне «Женщина с зонтиком», П.Пикассо «Скрипка», В. ван Гог «Автопортрет с перевязанным ухом», Анри Матисс «Танец»; В. Кандинский «Импровизация 26», К.Малевич «Черный квадрат»). Я предлагаю поэтапное решение проблемы: 1 этап- решаем 1и 2 задачи; 2этап- 3-4 задачи 1этап .Индивидуальная работа.
1.изучить материалы папки; 2. соотнести произведение, художника и направление в искусстве; 3. заполнить таблицу и устно предъявить результат. Результат будет оцениваться , с вашего разрешения, мною по таблице №2. Таблица№1. Направления в искусстве на рубеже 19-20 веков
Фовизм - направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: Особенность художественного метода-цвет. Кубизм - авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой:
( от лат. supremus — наивысший) —направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. на Украине К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в отказе от изобразительности и оперировал сочетаниями геометрических фигур на нейтральном фоне. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности.
2этап . Групповая работа. Учитель: Следующий этап работы групповой. У вас большой опыт такой работы , поэтому объяснение по поводу групповой работы я опускаю. Предлагаю сразу объединиться в группы по 5 человек исходя из выбора картин. Если вы поймете, что интересы группы не совпадают с вашими, можете тихо присоединиться к группе ,разделяющей ваши интересы при выборе картин. В процессе обсуждения группа должна предъявить результат в виде устной презентации (монологического высказывания) с опорой на репродукции картин (видеоряд, слайд №4) , с элементами формального анализа (Приложение1) . Ваша презентация будет оцениваться другими группами по уровню сформированности компетентностей (Таблица №2). Учащиеся представляют результаты работы. Группы оценивают выступления. Учитель: завершая урок я хочу у вас спросить : 1.Пригодится ли опыт , приобретенный вами на уроке, в вашей дальнейшей жизни?, 2. Обратите внимание на эпиграф, который был у нас перед глазами весь урок , и соотнесите его с темой и той деятельностью , которой мы занимались. Уч-ся отвечают. Заключительное слово учителя: сегодня на уроке каждый из вас по-своему прочувствовал и отнесся к картинам, которые не каждый может понять и оценить. Где-то ваши мнения совпали, где-то разошлись , но каждый получил возможность высказать свою точку зрения на эти противоречивые произведения. Противоречивость живописных, скульптурных, графических произведений искусства состоит в том, что они воспринимаются визуально, но под ними лежит огромный пласт мыслей, исканий, знаний. Мы порой этого не замечаем, не вчитываемся в то, что изображено. Бросили поверхностный взгляд — и пошли дальше. А ведь автор порой годами создает свою работу, проводит не одну бессонную ночь, пытаясь сказать что-то своим зрителям и слушателям, а они этого не услышали, не всмотрелись, не поняли. Смею надеяться , что вы будете зрителями, которые всмотрятся и поймут. Домашнее задание . Читать в учебнике Л.А.Рапацкой Тему №5. Найти в Интернете картины Андрея Поздеева ( материалы художественной культуры Красноярского края) и определить какие из них можно отнести к нетрадиционным направлениям и почему. Следующий урок мы начнем с тестового задания по теме сегодняшнего урока.(Тест) Прогноз урока: - положительный, т.е. в любом случае должен появиться эмоциональный настрой, каким бы он ни был; - вначале может возникнуть некоторое непонимание данного задания в силу его неординарности; - должно появиться удивление результатом работы (эмоциональный всплеск). |
Колорит-это совокупность всех тонов картины, рассматриваемой с некоторого расстояния, представляет оптическое целое.Это одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть тёплым (красные, жёлтые и оранжевые тона) и холодным (синие, зелёные и фиолетовые ), спокойным и напряжённым, ярким и блёклым.
Приложение №2
Направления в искусстве на рубеже 19-20 веков (Ключ к таблице №1)
направление |
Определение. Основные черты. |
Художники. |
Произведения |
фовизм |
Фовизм "Дикие" От фр.Fauve - дикий Фовизм - направление во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: - предельно интенсивное звучание открытых цветов; - сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Особенность художественного метода-цвет. |
Анри Матисс. Стремился к красочной гармонии и внутренней умиротворенной тишине.Простые мотивы. Характерно: контрастное сопоставление цветов, лаконичная условность и декоративность. |
![]() |
кубизм |
Кубизм фр.Cubisme От фр.Сube - куб Кубизм - авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой: - конструирование объемной формы на плоскости; - выявление простых устойчивых геометрических форм; - разложение сложных форм на простые. |
Пабло Пикассо. Голубой период: голубые тона, печальные сосредоточенные лица, покорность судьбе. Розовый период: розово-золотистые тона, тонкие поэтичные настроения Кубизм: деформация образов |
![]() «скрипка» |
абстракционизм |
Абстракциони́зм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма. Абстракционизм -искусство под знаком “нуля форм”, беспредметное искусство |
В..Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и “диких”. В работе «О духовном в искусстве» доказывает, что игра красок на полотне есть проявление художественного мышления человека, которое существует вне зависимости от образов действительности, от окружающих нас предметов. Символику философски понимаемого цвета и форму(абстрактные плоскости) художник возвел в абсолют. Главной задачей живописи считал приближение к музыкальной абстракции. |
![]() «Импровизация 26» |
супрематизм |
Супрематизм ( от лат. supremus — наивысший) —направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. на Украине К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в отказе от изобразительности и оперировал сочетаниями геометрических фигур на нейтральном фоне. |
Работы Малевича образуют геометрическую ветвь абстракционизма, поскольку он предпочитал работать с квадратами, треугольниками, кругами. У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма. Оттолкнувшись от кубистических полотен с разложением предмета на ряд плоскостей, художник перешел к изображению одной только плоскости. |
![]() Черный квадрат. |
сюрреализм |
Сюрреализм (от франц. Surreulisme-сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума. Отличается использованием иллюзий и неожиданным сочетанием форм (иногда взятых в абсурдных сочетаниях). Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. |
Сальвадор Дали. Мистификатор и любитель парадоксов. За его картины платили немыслимо высокие гонорары. Экстравагантен и остроумен, неистощим на диковинные выдумки. Его картины выполнены с математически точным расчетом аналитика, имеющего представление о психологии восприятия публикой того или иного сюжета.
|
![]() «Постоянство памяти» |
Приложение №3
Аспекты информационной компетентности |
|
баллы |
1гр. |
2гр. |
3гр. |
4гр. |
5гр. |
Первичная обработка информации |
- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры |
1
|
|
|
|
|
|
- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот. |
1
|
|
|
|
|
| |
Обработка информации |
- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи |
1 |
|
|
|
|
|
- делает вывод на основе полученной информации |
1 |
|
|
|
|
| |
- делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения |
2
|
|
|
|
|
| |
Аспекты коммуникативной компетентности |
|
|
1гр |
2гр |
3гр |
4гр |
5гр |
Монологическое высказывание |
Верно сформулирована идея произведения |
1 |
|
|
|
|
|
Сформулировано собственное мнение, приведены аргументы |
2 |
|
|
|
|
| |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью последовательностью изложения |
2 |
|
|
|
|
| |
Работа характеризуется точностью изложения мысли разнообразием грамматических форм |
2 |
|
|
|
|
| |
Соблюдены языковые нормы речевые нормы |
2 |
|
|
|
|
|
1.П.Пикассо А) экспрессионизм
2.Э.Мунк Б) фовизм
3.А.Матисс В) кубизм
4.Ж.Брак Г) дадаизм
Д) конструктивизм
Ответ: 1…..,2……,3……,4…… .
Назовите автора и произведение.
Ключ к ответам:
1.кубизм
3.экспрессионизм
4.супрематизм
5.сюрреализм
1 |
2 |
3 |
4 |
В |
А |
Б |
В |
Тип урока: Комбинированный: урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления новых знаний и выработка умений, урок комплексного применения знаний
14 12 2014
1 стр.
Он видит все поле своего осознания в непрерывном потоке. Медитирующий понимает, что мир его реальности возобновляется каждое мгновение, и так продолжается без конца
09 09 2014
1 стр.
Работа представляет интерес для специалистов, занимающихся концептуальными основами мантических процедур, математиков, интересующихся моделями реальности, отличными от физических,
24 09 2014
1 стр.
Смеалище и нарисовать камин, разбиться на 3 реальности, выбрать носителей колец в каждой реальности, оформить бейджики, подготовить представление своего рода на 3 мин, сделать пода
14 10 2014
1 стр.
Но, даже захлебнувшись счастьем, приходишь в себя и вновь… становишься этим никчемным человеческим существом в скафандре тела, вместо истинной себя, драгоценной Моей Вселенной. А ч
15 09 2014
1 стр.
Мир социальных сетей, гламурных манекенщиц, крутых финансистов, Интернета и Си-Эн-Эн на деле оказался трясиной, топью. И если смотреть на вещи непредвзято, то видно, что в реальнос
13 10 2014
1 стр.
Это послужило причиной назвать научное изучение этого нового физического явления "новой физикой объективной реальности"
01 10 2014
1 стр.
Носителем этого сознания является живая личность, творец изображения. Искусство становится конструкцией реальности, её моделью.(1,2)
14 12 2014
1 стр.