Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОРФЕМИКА М СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 6 КЛАСС.

Цели: 1. Повторить изученное по теме «Морфемика».

2. Учить делать словообразовательный разбор слова.

3. Проверить уровень знаний учащихся по теме «Морфемика».

4. Расширить объём лингвистических знаний.

5. Воспитывать интерес к предмету через игру.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Запись числа, темы.

  3. Работа с эпиграфом:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

  1. Вступительное слово учителя.

- Что изучает морфемика?

- Назовите известные вам морфемы.

Беседа «Части слова»:

- Из каких частей состоит существительное перебежчиками? Можно по-разному ответить на этот вопрос. Одни скажут, что в этом слове 12 звуков, другие – 13 букв, третьи выделят 6 слогов, а найдутся и такие, кто обозначит в слове приставку пере-, корень –беж-, суффикс –чик- и окончание –ами. Кто же прав?

Каждый ответ правильный, потому что в слове действительно можно выделить звуки, буквы (если слово записано), слоги и морфемы.

В отличие от звуков и слогов, морфема является значимой частью слова, потому что она выражает какое-то значение.

- А какие значения морфем вам известны? Приведите примеры.

Например: в слове подсыпать приставка под- обозначает «добавить».

Беседа «Морфемы – значимые части слова»:

- Русский язык постоянно пополняется новыми словами. В их образовании принимают участие морфемы.

Это не просто какие-то кусочки, остатки от других слов, а такие части, которые передают важную информацию о слове. Поэтому корень, приставка, суффикс, окончание называются морфемами, то есть значимыми частями слова. Несмотря на большие различия между этими морфемами, они имеют много общего, так как могут существовать только в слове и обязательно передают какое-либо значение.

5. Работа со словарями.



- Выберите из словарей, представленных вам, те, которые помогут, если вы затрудняетесь в разборе слова.

6. Морфемный разбор.

- Как найти в слове окончание? Докажите на примере.

1 вариант: территория, читал, горох, пони;



2 вариант: путешествие, рисовал, обезьяна, такси.

Слова записаны на доске.

7. Цифровой диктант.

- Какие морфемы могут входить в основу?

- А знаете ли вы определения морфем? Давайте проверим.

8. Выборочный диктант.



- Выпишите из текста слова, которые соответствуют схемам:

1) корень, окончание;

2) корень, суффикс, окончание;

3) приставка, корень, суффикс, окончание.

4) приставка, корень, суффикс.

Над прудом позёмка вьётся,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

- По какой схеме вы точно сможете определить часть речи?

9. Индивидуальные задания.

У доски 2 человека разбирают слова.

1 человек: ножка, матросский, ленивый, снежок, развесили, разговор.

2 человек: солистый, телята, придорожный, дружок, подоконник.

10. Работа с классом.



- Давайте ещё раз вспомним, что такое «корень слова»?

- А какие слова называются однокоренными?

- Можем ли мы слова, записанные на доске назвать однокоренными? Почему?

- Как называются подобные корни?

Испарение, парочка, распороть, парилка, напарник, парник, парный, отпороть, испаряться.

Нос, носик, переносица, носит.

- А можете привести свои примеры подобных корней?

11. Игра «Кто больше»?

Подберите как можно больше слов с данными корнями.

1 вариант: корень «говор».

2 вариант: корень «вод» ( в значении «вода»).

12. Словообразовательный разбор.



- Скажите, какими 2-мя способами, путями в нашем языке появляются слова?. Поясните.

- Назовите основные способы образования слов в русском языке.

- Объясните значения сложных слов, раскрывая значения их частей.

1 вариант: ледоруб, птицефабрика.

2 вариант: вездеход, пчеловод.

13. Блиц-опрос.



1) Специалист по разведению садов. (садовод)

2) Локомотив с паровым двигателем. (паровоз)

3) Канал для выхода дыма из трубы. (дымоход)

4) Русская народная игра-пляска. (хороводж)

5)Лес,поваленный бурей.(бурелом)

6) Самодельное огнестрельное оружие. (самопал)

7) Аппарат для помола кофе. (кофемолка)

8) Бытовая техника для сбора пыли. (пылесос)

14.Тест.

15. Итог урока:



- Ребята, мы хорошо сегодня поиграли, си в то же время вспоминали, обобщали, узнавали новое по морфемике и словообразованию.

- Давайте оценим вашу работу.

16. Домашнее задание : разборы.



Для производства футбольных голов

Ноги бывают важнее голов.

Морфемный разбор выделенных слов, синтаксический разбор предложения фонетический разбор слова «голов».



"Морфемика"
50.85kb.

03 09 2014
1 стр.


Морфемика. Орфография
350.68kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфемика. Орфография»

Повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование», условия их выбора, опознавательные приметы

37.97kb.

03 09 2014
1 стр.


Морфема. Морфема

Морфемика (от греч morph ‘форма') это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

158.3kb.

03 09 2014
1 стр.


Обобщение по теме «Морфемика и орфография»

Цель: повторить, обобщить и закрепить знания по данному разделу; воспитывать интерес к русскому языку; формировать в детях чувство Родины; патриотизм и гордость за свою малую Родин

49.59kb.

03 09 2014
1 стр.


«Повторение по теме «Морфемика. Словообразование»

Цели: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме; развивать орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора; способствовать воспитанию умения работа

52.66kb.

26 09 2014
1 стр.


«Морфемика»

Из каких частей состоит существительное перебежчиками? Можно по-разному ответить на этот вопрос. Одни скажут, что в этом слове 12 звуков, другие – 13 букв, третьи выделят 6 слогов,

37.42kb.

03 09 2014
1 стр.


Бюджетное отделение Курсы, реализуемые в течение учебного года

В нём представлены такие разделы лингвистики, как фонетика, лексикология, морфемика, словообразование и др. Основная направленность курса – развитие языкового мышления учащихся и в

52.95kb.

13 10 2014
1 стр.