Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Муниципальное образовательное учреждение

«Григорьевская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкий район





Конспект урока музыки
7 класс

Тема: «Музыкальная драматургия



на примере

увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки»

Учитель


Сарычева Елена Викторовна


Аннотация


На данном уроке учащиеся должны вспомнить формы построения музыки, начертить их схемы на доске, вспомнить все жанры в музыке, которые знают. Также предполагается работа с интерактивной доской по таблице «Соотнесение композиторов и произведений».

На уроке происходит первое знакомство с увертюрой «Руслан и Людмила», где ребята сами сочиняют музыкальные темы главных героев, позже сравнивая с сочинением композитора Глинки. Выясняют как уживаются несколько музыкальных образов в одном произведении, что и называется музыкальной драматургией.

В электронном варианте прилагаются слайды и аудиозапись.

Тема урока: Музыкальная драматургия на примере увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки


Цель: формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Задачи:

1. Развитие музыкальных способностей, певческого голоса.

2. Повторение форм построения музыки.

3. Проявить интонационно-выразительные особенности музыкальной речи.

4. Формирование музыкальной культуры слушания.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, записи произведений, интерактивная доска, таблица «Соотнесение композиторов и произведений», нотная запись тем главных героев, плакат с музыкальными эмоциональными терминами.
Музыкальный материал: вокальные упражнения, «Пора золотая» Е. Крылатов, увертюра «Руслан и Людмила» М. Глинка - аудиозапись и главные темы в нотном изложении.
ХОД УРОКА:

1. Вокальная работа. Активизация слухового, двигательного, речевого аппарата.

а) хлопки (учитель > ученики), игра «Рыбаки и рыбка»;

б) «Андрей-воробей» - вокальное упражнение

в) «Зима» - вокальное упражнение;

г) пение звукоряда приёмом стаккато;

д) пение двухголосного упражнения приёмом легато;

е) «Мелодическое эхо»- вокальное упражнение;

ж) исполнение песни «Пора золотая» - работа над двухголосием.
2. Повторение и закрепление знаний:

а) Таблица «Соотнесение композиторов и произведений». Работа с интерактивной доской.


б) Формы построения музыкальных произведений:

Одночастная, двухчастная, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма.

Нарисовать схемы музыкальных форм на доске.
в) Импровизационная беседа о сложных музыкальных формах:

- опера - соната

- балет - концерт

- сюита - симфония

3. Введение новой темы:

Сегодня мы обратимся к знаменитой увертюре М Глинки из оперы «Руслан и Людмила» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Сам Глинка говорил об увертюре с гордостью: «Летит на всех парусах». Музыка ее воспринимается как своего рода «симфонический конспект» всей оперы, сжатое выражение ее героической жизнеутверждающей идеи. И неудивительно, ибо увертюра основана на важных темах оперы.

- Что такое увертюра?

УВЕРТЮРА – не только широко развернутая вступительная музыка к опере, балету, кинофильму, спектаклю, но иногда и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием: «Торжественная», «Праздничная» и т.п.

- Вспомните, с какой самостоятельной увертюрой мы с вами уже знакомились? («Эгмонт» Л. Бетховена).

Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии.


- Зная сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» попробуйте рассказать о том, что нас ожидает в опере «Руслан и Людмила».

- Какими по характеру предстают перед нами главные герои произведения ( Руслан, Людмила, Черномор)?

Сочиняем на ходу (импровизируем) интонации главных героев.

Затем знакомимся с муз. темами самого композитора. (Вступление, тема Руслана и тема Людмилы – наиграть и пропеть вместе с учащимися).

- Какие инструменты симфонического оркестра должны исполнять тему каждого героя? (предлагают).
Слушание в исполнении симфонического оркестра. Сравнение с собственными сочинениями.

Вступление – громкие аккорды всего оркестра в остром ритме и словно подстегиваемые ими вихревые гаммаобразные взлеты струнных.

- Что характерно для образа Руслана?

– образ света, радости, богатырской удали.

- Что характерно для образа Людмилы?

– певучая, радостная интонация – образ любви к Людмиле.

- Сравните две темы. Как они взаимодействуют между собой? Есть ли между ними противоречия, конфликт? Или, может быть, основные темы не противоречат друг другу, а раскрывают разные грани одного и того же взгляда на жизнь? - (Два основных образа хотя и контрастны, но они лишь дополняют друг друга).

Вступление, первая и вторая темы входят в первую часть увертюры, которая называется экспозицией. В ней показывается основной музыкальный материал произведения. (Вернуться к схеме сонатной формы на доске – дорисовать в экспозиции главную и побочную тему).

4. Прослушать экспозицию.

Предложить мальчикам поднять руку, когда начнет звучать тема Руслана, а девочкам – когда начнет звучать тема Людмилы.


5. Итог урока:

Вывод: музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.

- В чем заключается драматургия этого произведения?

- Музыкальная драматургия увертюры «Руслан и Людмила» заключена в сопоставлении образов, раскрывающих разные грани одного и того же светлого и радостного взгляда на жизнь.


6. Оценивание ответов.

7. Домашнее задание: нарисовать в тетради схему сонатной формы, (экспозицию с двумя темами) и сложить исполнительский план песни.




Сарычева Елена Викторовна, учитель музыки МОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа»

Соль-Илецкого района Оренбургской области




«Музыкальная драматургия на примере увертюры «Руслан и Людмила» М. И. Глинки»

На данном уроке учащиеся должны вспомнить формы построения музыки, начертить их схемы на доске, вспомнить все жанры в музыке, которые знают. Также предполагается работа с интеракти

50.38kb.

15 10 2014
1 стр.


Урок музыки в 7 классе тема урока: «Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты №14, Л. В. Бетховена

УМ: Назовите «музыкальную драматургию» в увертюре М. Глинки к опере «Руслан и Людмила», О. Тактакишвили в оратории «Сегодня умер Руставели»?

50.26kb.

15 10 2014
1 стр.


Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для пров

81.23kb.

15 10 2014
1 стр.


Увертюра оперы «Руслан и Людмила»

Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается в увертюре оперы, в которой использована ликующая музыка финала оперы

74.72kb.

15 10 2014
1 стр.


Рабочая программа для учащихся и студентов нсмш

Римма алексеевна большакова окончила в 1994 г. Нгк им. М. И. Глинки по классу фортепиано и в 1999 г аспирантуру Нгк им. М. И. Глинки у профессора Д. Л. Шевчук

25.95kb.

08 10 2014
1 стр.


Японская драматургия

Зародилась в театре Но. Традиционная Японская драматургия делится на драматургию театра Но (ёкёку и кёгэн), театра кукол – дзёрури, театра Кабуки и сингэки

168.77kb.

13 10 2014
1 стр.


Анонс журнала Горбушка №10(14) октябрь 2007 Герой номера: Руслан Алехно

«Горбушке» Руслан Алехно сообщил, что убежден в светлом техническом будущем человечества, хотя и испытывает некоторое недоверие к роботам

25.96kb.

16 12 2014
1 стр.


Ответы третьего (теоретического) тура VII дистанционной олимпиады школьников по географии Республики Башкортостан

Серге́й Никола́евич Гли́нка (1776—1847) — русский историк, писатель-деятель девятнадцатого года, старший брат Фёдора Николаевича Глинки, двоюродный дядя Бориса Григорьевича Глинки-

33.96kb.

08 10 2014
1 стр.