Муниципальное образовательное учреждение
«Григорьевская средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкий район
Конспект урока музыки
7 класс
Тема:
Учитель
Сарычева Елена Викторовна
Аннотация
На данном уроке учащиеся должны вспомнить формы построения музыки, начертить их схемы на доске, вспомнить все жанры в музыке, которые знают. Также предполагается работа с интерактивной доской по таблице «Соотнесение композиторов и произведений».
На уроке происходит первое знакомство с увертюрой «Руслан и Людмила», где ребята сами сочиняют музыкальные темы главных героев, позже сравнивая с сочинением композитора Глинки. Выясняют как уживаются несколько музыкальных образов в одном произведении, что и называется музыкальной драматургией.
В электронном варианте прилагаются слайды и аудиозапись.
Тема урока: Музыкальная драматургия на примере увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
Цель
: формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Задачи:
1. Развитие музыкальных способностей, певческого голоса.
2. Повторение форм построения музыки.
3. Проявить интонационно-выразительные особенности музыкальной речи.
4. Формирование музыкальной культуры слушания.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, записи произведений, интерактивная доска, таблица «Соотнесение композиторов и произведений», нотная запись тем главных героев, плакат с музыкальными эмоциональными терминами.
Музыкальный материал: вокальные упражнения, «Пора золотая» Е. Крылатов, увертюра «Руслан и Людмила» М. Глинка - аудиозапись и главные темы в нотном изложении.
ХОД УРОКА:
1. Вокальная работа. Активизация слухового, двигательного, речевого аппарата.
а) хлопки (учитель > ученики), игра «Рыбаки и рыбка»;
б) «Андрей-воробей» - вокальное упражнение
в) «Зима» - вокальное упражнение;
г) пение звукоряда приёмом стаккато;
д) пение двухголосного упражнения приёмом легато;
е) «Мелодическое эхо»- вокальное упражнение;
ж) исполнение песни «Пора золотая» - работа над двухголосием.
2. Повторение и закрепление знаний:
а) Таблица «Соотнесение композиторов и произведений». Работа с интерактивной доской.
б) Формы построения музыкальных произведений:
Одночастная, двухчастная, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма.
Нарисовать схемы музыкальных форм на доске.
в) Импровизационная беседа о сложных музыкальных формах:
- опера - соната
- балет - концерт
- сюита - симфония
3. Введение новой темы:
Сегодня мы обратимся к знаменитой увертюре М Глинки из оперы «Руслан и Людмила» по одноименному произведению А.С. Пушкина. Сам Глинка говорил об увертюре с гордостью: «Летит на всех парусах». Музыка ее воспринимается как своего рода «симфонический конспект» всей оперы, сжатое выражение ее героической жизнеутверждающей идеи. И неудивительно, ибо увертюра основана на важных темах оперы.
- Что такое увертюра?
УВЕРТЮРА – не только широко развернутая вступительная музыка к опере, балету, кинофильму, спектаклю, но иногда и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием: «Торжественная», «Праздничная» и т.п.
- Вспомните, с какой самостоятельной увертюрой мы с вами уже знакомились? («Эгмонт» Л. Бетховена).
Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии.
- Зная сюжет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» попробуйте рассказать о том, что нас ожидает в опере «Руслан и Людмила».
- Какими по характеру предстают перед нами главные герои произведения ( Руслан, Людмила, Черномор)?
Сочиняем на ходу (импровизируем) интонации главных героев.
Затем знакомимся с муз. темами самого композитора. (Вступление, тема Руслана и тема Людмилы – наиграть и пропеть вместе с учащимися).
- Какие инструменты симфонического оркестра должны исполнять тему каждого героя? (предлагают).
Слушание в исполнении симфонического оркестра. Сравнение с собственными сочинениями.
Вступление – громкие аккорды всего оркестра в остром ритме и словно подстегиваемые ими вихревые гаммаобразные взлеты струнных.
- Что характерно для образа Руслана?
– образ света, радости, богатырской удали.
- Что характерно для образа Людмилы?
– певучая, радостная интонация – образ любви к Людмиле.
- Сравните две темы. Как они взаимодействуют между собой? Есть ли между ними противоречия, конфликт? Или, может быть, основные темы не противоречат друг другу, а раскрывают разные грани одного и того же взгляда на жизнь? - (Два основных образа хотя и контрастны, но они лишь дополняют друг друга).
Вступление, первая и вторая темы входят в первую часть увертюры, которая называется экспозицией. В ней показывается основной музыкальный материал произведения. (Вернуться к схеме сонатной формы на доске – дорисовать в экспозиции главную и побочную тему).
4. Прослушать экспозицию.
Предложить мальчикам поднять руку, когда начнет звучать тема Руслана, а девочкам – когда начнет звучать тема Людмилы.
5.
Итог урока:
Вывод: музыкальная драматургия – это последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов, образующих динамику музыкального звучания.
- В чем заключается драматургия этого произведения?
- Музыкальная драматургия увертюры «Руслан и Людмила» заключена в сопоставлении образов, раскрывающих разные грани одного и того же светлого и радостного взгляда на жизнь.
6.
Оценивание ответов.
7. Домашнее задание: нарисовать в тетради схему сонатной формы, (экспозицию с двумя темами) и сложить исполнительский план песни.
Сарычева Елена Викторовна, учитель музыки МОУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкого района Оренбургской области