Перейти на главную страницу
Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата культурологии
Москва 2010
профессор
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор
Осокин Юрий Васильевич
доктор философских наук, доктор культурологии,
доцент
Костина Анна Владимировна
Ведущая организация: Российский институт культурологии
Защита состоится «___» _________ 2011 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.210.004.01 при Государственном институте искусствознания по адресу: 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания по адресу: 125009, Москва, Козицкий пер., д. 5.
Автореферат разослан « ___ » __________ 20__ года
Ученый секретарь совета
доктор философских наук,
профессор Е.В.Дуков
Актуальность изучения этой трансформации связана с целым рядом факторов. Во-первых, любое изменение в бытующих в музыкальной жизни практиках и нормах, в деятельности музыкальных институтов имеет далеко идущие последствия для музыкального искусства как такового, что делает исследование социокультурных процессов в музыкальном мире немаловажным в любую эпоху. Сегодня же особую актуальность ему предает еще и подлинная революционность происходящего в околомузыкальном общественном пространстве. Во-вторых, переломный характер ситуации в социальном функционировании современной музыкальной культуры обуславливает тот факт, что даже простое ее описание имеет ценность как минимум историческую, являясь взглядом современника и непосредственного очевидца событий, последствия и подлинное значение которых в будущем только предстоит оценить. В-третьих, систематизация и анализ этих событий дают возможность приблизиться к некоторому их пониманию уже сейчас. Понимание же это обладает особой значимостью, ведь именно на данном этапе решается судьба будущего музыкальной культуры, того, по какому сценарию ей предстоит развиваться, и именно сегодня, быть может, более чем когда бы то ни было, на направление ее дальнейшего развития можно влиять.
Основное внимание в работе сосредоточено при этом на существующих внутри музыкального мира многочисленных социальных и культурных нормах и практиках, стратегиях музыкального потребления, базовых основаниях музыкальной экономики, принципах работы музыкальной индустрии; механизмах взаимодействия музыкантов (в широком смысле – и авторов, и исполнителей), слушателей и всевозможных посредников, стоящих между ними, а также на тех метаморфозах, которые претерпевает все это в связи с вступлением музыкальной культуры в цифровую эпоху.
Настоящее исследование не ограничено строгими географическими рамками, что связано со специфическими свойствами самой цифровой эпохи и интернета1 как ее главного технического средства. Интернет практически не имеет границ, а потому и процессы социальной трансформации, протекающие в современной музыкальной культуре, не имеют гражданства – они глобальны и вовлекают одновременно множество людей из самых разных уголков планеты, делая не только некорректным, но и попросту невозможным сведение географии исследования к пределам определенного государства или региона.
Что касается хронологических рамок исследования, то они заявлены уже в заглавии работы – это так называемая «цифровая эпоха». При этом сами термины «цифровая эпоха» (digital age) и предшествующая ей «цифровая революция» (digital revolution) понимаются в данном исследовании не в технологическом, а в социальном смысле. Под цифровой революцией подразумевается не столько масштабный технологический скачок, связанный с возникновением еще в 1930-х гг. цифровых – т.е. использующих для представления данных дискретные значения – технологий, сколько все те глубинные культурные и общественные перемены, которые спровоцированы вхождением этих технологий – главным образом компьютерных и сетевых – в повседневную жизнь людей во всем мире. Социально цифровая эпоха – явление не строго хронологическое, она разворачивается постепенно, в разное время становясь реальностью для разных социальных и культурных групп. Между тем, можно утверждать, что в целом она получила начало с появлением в продаже первых персональных компьютеров в 1970-х, применительно же к музыкальной культуре о ней имеет смысл говорить примерно с середины 1990-х годов, когда сформировалась возможность для свободного хождения цифровых аудиозаписей в интернете – и вплоть до настоящего времени.
Степень изученности проблемы
Цифровая эпоха и спровоцированная ее наступлением социальная трансформация в музыкальной культуре – явления на сегодняшний день сами по себе достаточно новые, потому и их изучение находится пока что в зачаточном состоянии. В то же время некоторые аспекты, связанные с обсуждаемой проблемой, в разных контекстах и разных научных дисциплинах исследуются уже не первый десяток лет и довольно хорошо разработаны.
Так, весьма неплохо изученной является область, связанная с исследованием социальных практик и институтов на разных этапах развития музыкальной культуры, и в особенности – в ХХ веке. Несомненный интерес здесь представляют труды классика музыкальной социологии Т. Адорно2, работы социологов рок- и поп-культуры С. Фрита, П. Негуса, Э. Гудвина, Б. Лонгхeрста3, книги Н. Лебрехта4, вскрывающие принципы социального устройства академического музыкального мира, посвященные механизмам функционирования музыкальной индустрии как бизнес-структуры исследования Р. Барнетта, П. Чмука, Г. Халла, Д. Пассмана5, а также практиков, непосредственных участников бизнес-процессов в сфере искусства - Ф. Котлера и Д. Шефф, Э. Мак-Илроя6 и пр. Проблемы, связанные с социальным функционированием музыкальной культуры, получили разработку и в отечественной литературе последнего времени: в описывающей социальную историю западноевропейской концертной практики монографии Е. В. Дукова7, в не лишенных определенного социального пафоса работах В. Мартынова8, в отдельных публикациях А. Цукера, Т.И. Кузуб9, в диссертации А.В. Шейко10, посвященной российскому музыкальному рынку.
Другой хорошо разработанной областью, имеющей непосредственное отношение к настоящему исследованию, является социология информационного общества. Хотя цифровая эпоха отнюдь не во всем тождественна информационной, социальная проблематика, возникающая в связи с цифровой и информационной революциями, во многих аспектах оказывается схожей. Именно поэтому работы Д. Нейсбита, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, М. Кастельса11 внесли очень существенный вклад в формирование базовых социологических оснований настоящего исследования. Определенное влияние на эти основания оказали также исследования «цифрового общества» и «цифрового поколения» Д. Тепскотта и Н. Негропонте12, описания новых социальных практик, предпринятые сторонниками теории «умных толп» Д. Суровецки и Г. Рейнгольдом13, работы Д. Зиттрейна, У. Эко, А.Ваганова14, посвященные интернету как главному цифровому медиа, книга о «медиа-вирусах» Д. Рашкоффа15.
Еще одной сферой, непосредственно связанной с проблематикой данного исследования, является область взаимоотношений искусства и технологического прогресса, к изучению которой в XX веке обращались самые разные авторы - от В. Беньямина до Дж. Ласика16. Сегодня изучение процессов на стыке искусства и технологии принимает самые разные формы: от описания феномена киберискусства у М. Дери17 до исследования «виртуальной реальности» в искусстве и эстетике Н. Б. Маньковской18. В области же музыки влияние технологий как на нее саму, так и на связанные с ней социальные отношения обсуждалось в исследованиях М. Чэнана, Т. Элборо, в ряде эссе Г. Гульда19.
Помимо связанных с социологией искусства и технологическим развитием, в диссертации затрагиваются и некоторые специфические темы, требующие обращения к разработкам в довольно узких научных областях. Одной из таких специфических проблемных областей является так называемая «экономика дара», сформировавшаяся внутри антропологии на базе исследований М. Мосса20 и получившая активное развитие в рамках новейшей экономической теории. Отдельное место занимает философия экономики дара, в частности фундаментальная работа Л. Хайда «Дар. Как творческий дух преображает мир»21. Именно «Дар» Хайда сыграл особую роль в формировании философской базы настоящего исследования, наряду с другой знаковой работой – «Высокой технологией, глубокой гуманностью» Д. Нейсбита22.
Среди других исследований специфической тематики, наработки которых важны для диссертации – ряд трудов Ф. Фукуямы, посвященных проблеме социального капитала23; исследования Г. Хардина, М. Олсона, Г. Демзеца, Э. Остром24, разрабатывающие существующую в рамках социологии и экономики концепцию «трагедии общего»; поднимающие проблемы власти и свободы в интернет-пространстве работы Д. Голдсмита, А. Шапиро, М. Хайндмана, А. Барда и Я. Зодерквиста, В. Емелина25. Немаловажными также являются исследования Л. Лессига, Дж. Демерс, С. Вайдгьянатана, А. Вербицкого26, посвященные механизмам функционирования авторского законодательства в цифровую эпоху. Немалую научную историю имеет и изучение как феномена массовой культуры (работы Х. Ортега-и-Гассета, Ж. Бодрийяра, К. Ясперса, Г. Дебора, в отечественной науке – В.П. Шестакова А.В. Костиной, К.Э. Разлогова и др.27), так и тенденции к культурной демассификации, фрагментации. К исследованию последней в разное время обращались и теоретики постмодерна, в частности Ж. Дилез и Ф. Гваттари, и создатель концепции «Длинного хвоста» К. Андерсон, и авторы отечественного коллективного труда «От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации», и Д. Сибрук28. Отдельные проблемы, характерные для фрагментированной культуры, затрагиваются также в исследованиях Б. Шварца, А. Долгина, К. Роузен, К. Санстейна, Э. Кина29.
Что же касается научных работ, посвященных теме диссертации – социальной жизни музыки в цифровую эпоху – непосредственно, то они стали появляться лишь в последние годы. Многие из них освещают только отдельные аспекты, связанные с данной тематикой – как, например, коллективный труд под редакций С. Фрита и Л. Маршалла о музыкальном копирайте, работы М. Мейсона и Д. Берри о цифровом «пиратстве», Г. Джонса о закате физических носителей музыки, А. Росса о судьбе классической музыки в интернете30. Существуют, однако, и исследования, пытающиеся рассмотреть проблему в целом, - работы Р. Гарофало, К. Касараса, Г. Кота, Р. Буркарта и Т. МакКорта, Д. Дженингса, Дж. Алдермана, С. Гордона, К. Мьютона, С. Ноппера, Р. Эспехо31 - на сегодняшний день их все еще относительно немного. Среди российских исследований подобного плана на данный момент можно упомянуть и вовсе лишь две довольно яркие, но носящих скорее публицистический характер работы - «Дыру, прикрытую глянцем» А. Горохова и «Beat-To-Bit» Д. Сильницкого32.
В настоящем исследовании используется несколько групп источников. Во-первых, это статистические данные, касающиеся многообразных аспектов сегодняшнего музыкального потребления и производства. Во-вторых, живые свидетельства действующих участников музыкальной культуры – музыкантов, слушателей, посредников, зафиксированные в их интервью, выступлениях, манифестах. В-третьих, это разнообразные уже существующие наработки исследователей цифровой культуры, касающиеся, однако, не столько социологии музыки, сколько различных аспектов функционирования современного общества как такового. Наконец, в четвертой - и главной для данной работы - группе источников собран весь тот многообразный материал, который предоставляет сама музыкальная жизнь, разворачивающаяся в сегодняшнем культурном, и в основном сетевом, пространстве: всевозможные музыкальные сетевые ресурсы, новые музыкальные медиа, блоги и форумы, социальные интернет-проекты и инициативы.
Применяемая методология во многом обусловлена тем, что данная работа носит междисциплинарный характер, вторгаясь на территорию культурологии, экономики, искусствознания, социологии искусства и даже социологии как таковой. Социологические методы, в частности обращение к статистическому материалу, описывающему различные стороны жизни современной музыкальной культуры, дают возможность выделить основные характерные закономерности, прослеживающиеся в ней. В свою очередь позиция наблюдателя и участника музыкальной жизни позволяет, основываясь на живом материале, реальной практике культуры, обнаружить мало распространенные или вовсе уникальные, но значимые и многообещающие явления, а так же обнажить те детали и частности, которые не учитываются статистикой, но создают представление о причинах, смыслах, внутренней логике происходящих событий.
Важной для методологии настоящего исследования является также анализ собственных свойств той медиа-среды, в которой развиваются описываемые трансформации музыкальной культуры. Изучение этой среды в данной работе восходит к заложенной М. Маклюэном традиции рассмотрения тех или иных технических средств, тех или иных медиа не просто как «передатчиков», нейтральных помощников, создающих новые возможности для решения прежних задач, а как «посланий», содержательных уже в себе самих, серьезно влияющих на культуру и общество, самостоятельно порождающих новые задачи, цели и смыслы33. Именно изучение как главного нового медиа – интернета, так и технических средств, предоставленных цифровой эпохой, в целом, как такого рода «посланий», стремление понять, какое сообщение содержится в них применительно к музыкальной культуре, является одним из центральных методологических принципов данной работы. При этом важным основанием в ней становится обращение к теоретическим концепциям, актуальным для современной социологии, - главным образом, концепции информационного общества, а также некоторым менее глобальным, связанным с «умными толпами», воспроизводством социального капитала, «трагедией общего» и пр.
Цели и задачи исследования
Основная цель работы – всесторонне рассмотреть и проанализировать трансформации, происходящие в социальном функционировании современной музыкальной культуры под воздействием цифровых технологий, выявив логику их течения, формирующие факторы и потенциальные направления дальнейшего развития.. Для достижения этой цели ставится ряд задач:
- выделить основные векторы социальных изменений, происходящих в современной музыкальной культуре в связи с техническим прорывом цифровой революции;
- попытаться обнаружить причины, лежащие в основе этих изменений – не только технические, но и культурные;
- описать наиболее яркие и характерные практики и нормы, а также экономические модели, зарождающиеся в новых социальных условиях, обозначив как их позитивное, так и негативное значение для различных участников музыкальной жизни;
- попытаться, исходя из полученной картины, выявить возможные направления дальнейшего развития трансформационных процессов в социальном функционировании музыки и их потенциальное влияние на будущее музыкальной культуры.
- Трансформация социального функционирования музыкальной культуры в цифровую эпоху следует тем векторам изменений, которые принято связывать с вступлением общества в информационную стадию своего развития: в ней отчетливо прослеживаются уход от иерархического строения к сетевому, децентрализация, фрагментация, увеличение роли взаимоотношений и социального доверия в экономике и т.д.
- Любые иерархические, «силовые» методы борьбы за удержание прежних форм социального порядка в музыкальной культуре на данный момент оказываются неэффективны, в то время как в рамках горизонтального сетевого сотрудничества, напротив, успешно разрешаются созданные цифровой эпохой противоречия и рождаются новые социальные модели и практики, способные стать фундаментом музыкальной культуры будущего.
- Все существующие сегодня векторы социальных перемен при разных условиях могут иметь как позитивные, так и негативные последствия для музыкальной культуры, различных ее участников и даже общества в целом. Потому для дальнейшего прогрессивного развития музыкального мира на направление современных трансформационных процессов необходимо осознанно и разумно влиять для того, чтобы оптимально использовать предоставленные цифровой революцией возможности и максимально сгладить ее негативный эффект.
Основная научно-практическая значимость работы связана с переломным характером ситуации, развернувшейся в современной музыкальной культуре. На том перепутье, на котором стоит сейчас музыкальный мир, постановка вопросов относительно будущего и понимание процессов, происходящих в настоящем, необходимы для осознания возможных путей дальнейшего развития и составления программы необходимых действий. Слушатели, музыканты, создатели музыкальной инфраструктуры и посредники, структуры, управляющие культурной жизнью, вплоть до государств – все они сегодня остро нуждаются в выработке стратегии поведения в новых меняющихся условиях. Квалифицированный же и разумный ее выбор невозможен без внимательного изучения сегодняшних процессов, без понимания роли в них как новых, так и прежних социальных практик и институтов, без осознания имеющихся возможностей, опасностей и перспектив.
Результаты настоящего исследования также могут служить базой для дальнейших научных разработок и быть использованы в преподавании широкого спектра дисциплин, связанных с изучением современной культуры, общества и медиа.
Апробация
Основные положения диссертации отражены в ряде статей, опубликованных как в научных изданиях, так и в музыкальной прессе, а также были представлены в виде докладов на всероссийских и международных научных конференциях «Филология – искусствознание – культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» (2-4.04.2009, Белые столбы, РИК), «Человек перед телеэкраном и монитором: расширенный поиск» (20-21.04.2009, Москва, ГИИ), «Науки о культуре в XXI веке» (1-2.12.2009, Москва, РИК), «В пространстве художественной культуры: телеэкран и монитор» (12-13.04.2010, Москва, ГИИ), «Искусство в эпоху надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты» (17-19.05.2010, Москва, ГИИ), «Культура глобального информационного общества: противоречия развития» (2-4.06.2010, Москва, МосГУ) и в рамках Третьего российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (27-29.10.2010, Санкт-Петербург).
Во введении обосновывается актуальность исследования, обозначаются его объект и предмет, ставятся цели и задачи, описываются основные источники и теоретико-методологические основы. Здесь же обсуждается степень научной разработанности проблемы, новизна и научно-практическая ценность работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе автор, опираясь на существующие исследования социального бытования музыки (Р. Барнетта, С. Фрита, Н. Лебрехта, Э. Ротенбулера, Б. Лонгхарста и др.), а также на свидетельства непосредственных участников музыкальной жизни, дает краткое описание наиболее значимых в контексте предпринимаемого исследования механизмов и принципов, характеризующих социальное функционирование музыкальной культуры в последние десятилетия XX века – т.е. в предшествующий цифровой революции период.
Ссылаясь на концепцию индустриализации музыкальной культуры, получившую в ХХ веке широкое распространение, автор обращается к понятию музыкальной индустрии, понимаемой как система институтов социального функционирования музыки, подчиненных власти крупных мультимедийных корпораций. Утверждается, что примерно со второй половины XX столетия музыкальная культура существует в условиях олигополии нескольких музыкальных компаний-гигантов, вынужденно подчиняясь диктату их коммерческих интересов. Рассматриваются основные принципы работы этих компаний и их культурные последствия – доминирование системы «хитов и звезд», искусственное конструирование музыкального продукта, рационализация музыкального искусства. Указываются основные причины того чрезвычайного влияния, которое оказывают гиганты индустрии практически на все без исключения стилевые пласты музыкального мира. Среди этих причин, во-первых, условия контрактных взаимоотношений авторов и исполнителей с корпорациями, подразумевающие передачу музыкальным компаниям существенной части авторских прав и юридическое закрепление полностью подчиненного положения артиста, а во-вторых, отсутствие корпорациям с их условиями конкурентоспособных альтернатив. Фактически существующие альтернативы в работе все же описываются – это государственная или меценатская поддержка искусства либо существование в рамках андеграунда – системы независимых от корпораций музыкальных институтов. Указывается, однако, что в конце XX века объем поддержки искусства во всем мире постепенно сокращался, а представители андеграунда неизбежно сталкивались с рядом серьезных проблем. Эти проблемы во многом были обусловлены существованием двух барьеров на вход в музыкальную культуру, поддерживавшихся музыкальными гигантами: дистрибьюторского, основанного на подконтрольности корпорациям основных каналов музыкального распространения, и информационного, связанного с доминированием интересов корпораций в музыкальных СМИ.
Автор считает, что эти барьеры, равно как и весьма скромные финансовые возможности андеграунда, привели к тому, что конкуренция на равных между его представителями и индустрией гигантов была невозможна. В этой связи утверждается, что хотя музыкальная культура конца XX века как целое и рождалась в сложном взаимодействии индустрии и противостоящих ей сил, по преимуществу в ней господствовала вертикаль музыкальной власти, на вершине которой находились коммерческие корпорации, а внизу, с одной стороны – музыканты, вынужденные идти на многочисленные творческие и этические компромиссы для того, чтобы получить возможность обрести свою аудиторию, а с другой – слушатели, ставшие заложниками осуществляемой корпорациями фильтрации музыкальной культуры, исходящей скорее из экономических, нежели из эстетических предпосылок.
09 09 2014
3 стр.
Икт-компетентности. Получение служащим соответствующих знаний и навыков по использованию автоматизированных систем делопроизводства и документооборота должно быть при этом надлежащ
01 09 2014
1 стр.
Целью освоения дисциплины «Культура Возрождения» является формирование у студентов целостной картины механизмов развития, содержания и особенностей функционирования базовых принцип
25 12 2014
1 стр.
Давно миновали годы “рейнского капитализма”, беспроблемного функционирования социального государства и стабильности партийно-политической системы
14 12 2014
1 стр.
01 09 2014
1 стр.
Велики сокровища музыкальной культуры за многовековую историю человечества. Это и народные песни и танцы, и произведения композиторов разных стран и эпох. Они и сегодня доставляют
09 10 2014
1 стр.
Постмодернистская культура рассматривает «старое» сюжеты, жанры, мотивы, с новых позиций. Так, с жанром «проповедь» происходит трансформация, связанная, прежде всего с тем, что это
14 12 2014
1 стр.
Мускулатура гладкая и поперечно-полосатая. Особенности строения и функционирования красных и белых мышечных волокон
10 10 2014
5 стр.