Перейти на главную страницу
БУШУЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
Экономика и управление народным хозяйством
(экономическая безопасность)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва - 2010
Работа выполнена на кафедре экономики и предпринимательства Института экономики Московской академии экономики и права
Научный руководитель: |
- кандидат экономических наук, доцент Гребеник Виктор Васильевич |
Официальные оппоненты: |
- доктор экономических наук, профессор Осипенкова Ольга Юрьевна |
|
- кандидат экономических наук, доцент Бродунов Андрей Николаевич |
Ведущая организация: |
Образовательное учреждение профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» |
Защита состоится « 26 » января 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 521.023.01 при Московской академии экономики и права по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское ш., д. 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии экономики и права. Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на сайте http://www.mael.ru « 24 » декабря 2010 г.
Автореферат разослан « 24 » декабря 2010 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
кандидат экономических наук, доцент
О.А. Эрнст
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Повышение экономической безопасности деятельности на рынке доверительного управления Российской Федерации в условиях современного международного финансового кризиса является одним из приоритетных направлений совершенствования социально-экономической политики государства.
Рынок доверительного управления представлен двумя сегментами: рынком индивидуальных инвестиций и рынком коллективных инвестиций. Одним из наиболее привлекательных и доступных инструментов доверительного управления на российском финансовом рынке являются общие фонды банковского управления (ОФБУ) как ключевой элемент коллективного инвестирования.
Проведенное исследование показало, что актуальность повышения экономической безопасности деятельности в сфере доверительного управления обусловлена:
- влиянием мирового кризиса на экономическую и финансовую стабилизацию страны и созданием национальной структуры экономики, адекватной рыночным требованиям к экономической безопасности;
- необходимостью активизации реального сектора экономики путем мобилизации внутренних финансовых ресурсов (резервов) через инвестиционные механизмы, позволяющие обеспечить экономическую безопасность и независимость государства от иностранного капитала;
- решением ряда социально-экономических проблем, таких как: повышение благосостояния граждан через их участие в росте капитализации национальной экономики и их социально-экономическая защищенность; усиление роли домашних хозяйств в социально-экономических процессах; повышение доверия населения и хозяйствующих субъектов к финансовым институтам путем обеспечения необходимого уровня экономической безопасности в финансовой сфере; повышение эффективности финансовой системы как важнейшего регулятора рыночных отношений и др.;
- неразвитостью механизма перехода финансовых ресурсов (резервов) в инвестиции по причинам спекулятивности и неустойчивости фондового рынка, наличия высоких входных барьеров, финансовой неграмотности ряда потенциальных инвесторов, сложности принятия инвестиционных решений, несовершенства методики оценки экономической безопасности управления активами (инвестициями);
- необходимостью рационального выбора инвестиционного инструмента с точки зрения обеспечения экономической безопасности вложений и др.
Обеспечение экономической безопасности управления активами (инвестициями) заключается в выборе, обосновании и реализации наиболее оптимальных методов, способов и путей создания, совершенствования и развития системы управления, в непрерывном контроле и выявлении слабых мест и потенциальных опасностей и угроз, проявляющихся в финансовых потерях.
Существующие подходы к оценке экономической безопасности управления активами не в полной мере учитывают особенности отечественного финансового рынка и специфику функционирования инструментов коллективного инвестирования в современных условиях.
Проведенный анализ показал, что одним из направлений повышения экономической безопасности отрасли коллективного инвестирования является комплексный подход к оценке экономической безопасности управления активами, позволяющий выявить отрицательные и положительные стороны в деятельности Управляющих компаний.
Несогласованность в существующих методах оценки безопасности управления активами и современных требованиях к обеспечению экономической безопасности субъекта и государства обусловливают актуальность, теоретическую и практическую значимость их развития в интересах защищенности потенциальных и настоящих инвесторов, Управляющих компаний – в частности, повышения эффективности отрасли коллективного инвестирования и роста экономики страны – в целом.
В трудах Л.И. Абалкина, А.Е. Абрамова, Т.В. Анисимова, Т.Б. Бердниковой, А.Н. Буренина, А.И. Галанова, Д.А. Игнатьева, О.И. Лаврушина, В.Д. Миловидова, Я.М. Миркина, В.М. Усоскина, С.В. Хромушина, М.Я. Эйгеля и др.2 нашли отражение вопросы практической стороны деятельности в сфере доверительного управления. Их исследования позволили выявить ряд тенденций и особенностей обеспечения экономической безопасности в данной сфере и сформулировать принципы и методы оценки экономической безопасности управления активами на рынке коллективных инвестиций и общих фондов банковского управления.
Среди зарубежных ученых, изучающих вопросы безопасности в сфере банковского доверительного управления, были рассмотрены труды таких авторов как Викул К. Бансал, Л.Дж. Гитман, М.Д. Джонк, Джон Ф. Маршал и др.3
В большинстве работ перечисленных авторов рассмотрены отдельные подходы к оценке экономической безопасности управления активами в системе коллективного инвестирования, которые не имеют комплексной направленности, носят несколько общий характер и не в полной мере учитывают особенности функционирования отечественных ОФБУ, цели и потребности инвестора, а также современные тенденции развития банковской сферы и финансовых рынков.
Рассмотрение особенностей функционирования ОФБУ выявило необходимость исследования проблемы обеспечения и оценки экономической безопасности управления активами в рамках этой сферы в целях активного использования этого инвестиционного инструмента для развития экономики страны и обеспечения ее экономической мощи.
Отмеченная актуальность и недостаточная проработанность данной проблемы определили выбор объекта, предмета и цели исследования.
Для достижения цели исследования был сформулирован ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- исследовать теоретические основы и социально-экономическую необходимость обеспечения экономической безопасности в сфере доверительного управления;
- определить роль, место и особенности развития ОФБУ как перспективного инвестиционного инструмента в сфере коллективного инвестирования РФ;
- выявить показатели и обосновать пороговые значения к оценке экономической безопасности управления активами ОФБУ;
- исследовать методические подходы к оценке экономической безопасности управления активами общих фондов банковского управления;
- разработать и апробировать методику оценки экономической безопасности Управляющих компаний ОФБУ на основе комплексного подхода к оценке управления активами;
- выработать рекомендации по составлению инвестиционных портфелей, обеспечивающих экономическую безопасность управления активами на рынке коллективных инвестиций.
Проблематика диссертационного исследования соответствует п. 11.24 «Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения экономической безопасности» Паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (экономическая безопасность).
В работе использованы общенаучные методы сравнения, абстрагирования, анализа, синтеза, принципы системности и комплексности и др. При решении конкретных задач использовались методы математической статистики, моделирования, экспертных оценок, экономического анализа, а также методы, инструменты фундаментального и технического анализа фондового рынка и др. Для достижения объективности и достоверности результатов исследования данные методы применялись комплексно.
Положения разработанного в диссертации комплексного подхода к оценке экономической безопасности деятельности по управлению активами ОФБУ могут быть использованы законодательными и исполнительными органами как федерального, так и регионального уровня в процессе формирования и реализации инвестиционной и социальной политики; всеми заинтересованными участниками рынка доверительного управления.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в научно-исследовательских организациях, а также в учебном процессе высших учебных заведений экономического профиля.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается нормативной базой исследования, которая включает в себя действующие законодательные акты и нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов рынка доверительного управления. Достоверность полученных результатов данной работы определяется использованием статистических источников, характеризующих социально-экономическое развитие Российской Федерации, состояние рынка доверительного управления Российской Федерации и уровень защищенности экономических интересов хозяйствующих субъектов. Все это позволяет сделать вывод, что в основе диссертации лежат вполне объективные данные, а выводы и предложения обоснованы.
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Московской академии экономики и права, Университете Российской академии образования и Международной академии оценки и консалтинга.
Апробация методических положений и практических результатов исследования проведена на базе Операционного управления МГТУ Банка России и Управляющей компании ОФБУ Банка «Зенит» в 2010 году о чем свидетельствуют акты о реализации. В частности, были приняты во внимание разработанная методика оценки экономической безопасности управления активами и рекомендации по обязательному публичному раскрытию Управляющими компаниями общих фондов банковского управления информации по показателям, характеризующим экономическую составляющую безопасности их деятельности.
Кроме того, отдельные результаты исследования были использованы в учебном процессе Московской академии экономики и права, Университета Российской академии наук, Института фондового рынка и управления.
По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных работ общим объемом 2,45 п.л., две из них – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Во Введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, выделены объект и предмет, определяются цели, задачи, методологические подходы, научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В частности, была рассмотрена сущность и выделены основные принципы доверительного управления имуществом (активами), проведен анализ функционирования сферы доверительного управления, представленной рынком индивидуальных и коллективных инвестиций. Схематично место коллективных инвесторов представлено на рисунке 1.
индивидуальные инвесторы
коллективные инвесторы
Инвестиционная деятельность отдельного инвестора осуществляется на рынке индивидуальных инвестиций и представляет собой такую организацию инвестиционного процесса, при котором индивидуальный инвестор вкладывает свои средства самостоятельно или через посредников в имущественные (недвижимость, ценные бумаги, права, исключительные права и др.) и/или неимущественные объекты (образование) с целью сохранения и приумножения капитала.
Инвестиционная деятельность нескольких собственников, передающих свои финансовые активы доверительному управляющему, приобретает особую форму – коллективное инвестирование и осуществляется на рынке коллективных инвестиций, который представляет собой институт коллективных инвесторов, осуществляющих такую организацию инвестиционного бизнеса, при которой средства, осознанно и целенаправленно вложенные инвестором в определенное предприятие (фонд), аккумулируются в единый пул (денежный мешок) под управлением профессионального управляющего с целью их прибыльного последующего вложения.
В исследовании подчеркивается, что обеспечение экономической безопасности на рынке коллективных инвестиций способствует решению ряда актуальных социально-экономических проблем. Выступая финансовыми посредниками и обеспечивая процесс воспроизводства вне зависимости от внешних факторов через механизм вовлечения сбережений населения в экономический оборот и создание условий для активизации инвестиционной деятельности, инструменты коллективного инвестирования обеспечивают экономическую безопасность и независимость государства от иностранного капитала, способствуют росту и развитию экономики страны, имеют возможность финансирования сфер – реципиентов государства.
Объем финансовых ресурсов на рынке коллективных инвестиций измеряется совокупной стоимостью чистых активов (СЧА). Основными институтами на рынке коллективных инвестиций традиционно выступают Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и ОФБУ. На начало 2010 г. стоимость чистых активов ПИФов и ОФБУ составила 331,8 млрд руб.4 Структура СЧА ПИФов и ОФБУ представлена на рисунке 2 и в таблице 3.
Рис. 2. Доля чистых активов ПИФов и ОФБУ
Таблица 3
Структура стоимости чистых активов ПИФов и ОФБУ на начало 2010 г.
Тип фонда |
Стоимость чистых активов (в млрд руб.) |
ПИФы |
322,5 |
в том числе: |
|
открытые |
74,6 |
интервальные |
21,9 |
закрытые |
226,0 |
ОФБУ |
9,3 |
ИТОГО |
331,8 |
Год Фонды
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
ПИФы |
40,3% |
508,4% |
38,45% |
117% |
80,43% |
83% |
-41,7% |
-41,37% |
ОФБУ |
9847% |
1730% |
44,8% |
115,2% |
117,5% |
23,11% |
-64,6% |
24,65% |
08 10 2014
3 стр.
15 12 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
11 10 2014
4 стр.
11 10 2014
5 стр.
12 09 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.