Перейти на главную страницу
В 2006 году библиотека уже проводила социологическое исследование «Чтение: интересы и приоритеты». Тогда главная задача исследования заключалась в выявлении степени значимости и роли чтения в современном обществе, в изучении литературных предпочтений, интересов читателей, качества книжного фонда абонемента. Исследование проводилось методом анкетного опроса с использованием как открытых, так и закрытых вопросов, посредством бесед и наблюдений. Необходимость повторного исследования обусловлена тем, что продолжается падение интереса к книге, к печатному слову, сокращается число читателей библиотеки.
В исследованиях последних лет в той или иной форме присутствуют вопросы об отношении к чтению, о его роли в жизни респондентов. Набор ответов, которые предлагаются в анкетах, определяется темой исследования. Методические материалы включают следующие разделы:
1. Анализ социологического опроса – анкетирования «Портрет современного читающего человека»
1.1. Социологический портрет читателя абонемента
1.2. Итоги анализа социологического опроса – анкетирования «Портрет современного читающего человека»
2. «Обзор современной российской литературы» (о литературных премиях и её лауреатах)
Приложение (образец Анкеты).
(в % к числу опрошенных)
Для выявления мотивов, побуждающих обращаться к книге, респондентам было предложено продолжить фразу в вопросе: «Я читаю потому, что…», прибегая к помощи предложенных вариантов, либо дополнить самостоятельно.
(в % к числу опрошенных)
Варианты |
Всего |
Муж. |
Жен. |
Возраст | |||
18-24 |
25-39 |
40-54 |
55 и старше | ||||
Люблю читать |
75 |
70 |
78,3 |
7 |
19 |
26 |
23 |
Чтение – мой досуг |
18 |
20 |
16,7 |
5 |
5 |
1 |
7 |
Это мой образ жизни |
8 |
7,5 |
8,3 |
– |
2 |
– |
6 |
«Хочу всё знать» |
6 |
5 |
6,6 |
2 |
2 |
– |
2 |
Книги помогают решать проблемы |
9 |
5 |
11,7 |
3 |
3 |
2 |
1 |
Это нужно для учебы, для работы |
11 |
15 |
8,3 |
5 |
3 |
1 |
2 |
От одиночества, для общения с автором |
7 |
10 |
5 |
– |
4 |
1 |
2 |
Респонденты отмечали по несколько вариантов ответа. Мы получили следующее: «люблю читать» – 75 %, «чтение – мой досуг» – 18 %, «книги помогают решать проблемы» – 9 %, «это нужно для учебы, для работы» – 11 %, «это мой образ жизни» – 8 %, «хочу всё знать» – 6% и «от одиночества, для общения с автором» – 7 % . Итак, главная мотивация – любовь к чтению и способ проведения досуга. Респондентов, которые читают, чтобы отдохнуть и занять свободное время больше в группе читателей старшего возраста от 55 лет и выше. С возрастом увеличивается доля компенсаторного и уменьшается доля прагматического и познавательного чтения. Следовательно, потребность в чтении у людей остается одной из главных, они считают привычку читать важной положительной характеристикой.
Сегодня современный человек считается мало читающим, отдающим предпочтение телевизору и компьютеру. Верен ли этот стереотип?
Диаграмма № 2. Вопрос «Вы считаете себя читающим человеком?»
Подавляющее большинство опрашиваемых – 85 % ответили утвердительно, 8 % – ответили отрицательно, 7 % – затруднились с ответом. Таким образом, несмотря на утверждение, что Россия утратила свои позиции как самая читающая страна, многие считают себя людьми читающими.
(в % к числу опрошенных)
Варианты |
Всего |
Муж. |
Жен. |
Возраст | |||
18-24 |
25-39 |
40-54 |
55 и старше | ||||
С раннего детства (в семье) |
67 |
65 |
68,3 |
10 |
18 |
17 |
22 |
В школьные годы (от учителя, библиотекаря) |
24 |
25 |
23,3 |
4 |
8 |
5 |
7 |
В студенчестве |
5 |
7,5 |
3,3 |
1 |
3 |
1 |
– |
В зрелые годы для профессиональной деятельности |
1 |
2,5 |
– |
– |
1 |
– |
– |
В зрелые годы для проведения досуга |
2 |
– |
3,3 |
– |
1 |
– |
1 |
Ваш вариант |
1 |
– |
1,7 |
– |
1 |
– |
– |
Результаты ответов: «с раннего детства (в семье)» – 67 %, «в школьные годы» (от учителя, библиотекаря) – 24 %, «в студенчестве» – 5 %, «в зрелые годы для проведения досуга» – 2 %, «в зрелые годы для профессиональной деятельности» – 1 %, вариант читателя – 1 %. Из этого следует, что семья имеет решающее значение в формировании любви и интереса к чтению, в таких семьях есть культурная среда, память детского чтения, наличие домашней библиотеки, собранной одним или даже несколькими поколениями; на втором месте – годы учебы в школе и вузе, когда изучается основная программная художественная литература.
(в % к числу опрошенных)
Варианты |
Всего |
Муж. |
Жен. |
Возраст | |||
18-24 |
25-39 |
40-54 |
55 и старше | ||||
Знакомые, друзья, коллеги, родственники, библиотекари |
6 |
7,5 |
5 |
– |
– |
1 |
5 |
Пресса, ТВ, Интернет |
7 |
7,5 |
6,7 |
4 |
– |
1 |
2 |
Имя автора, популярность книги |
10 |
15 |
6,7 |
– |
5 |
1 |
4 |
Выбираю самостоятельно, путем просмотра |
65 |
67,5 |
63,3 |
9 |
21 |
22 |
13 |
Читаю, что попадет в руки |
3 |
2,5 |
3,3 |
2 |
1 |
– |
– |
(Вариант 3 и 4) – вместе |
4 |
– |
6,7 |
– |
– |
– |
4 |
(Вариант 2 и 3) – вместе |
5 |
– |
8,3 |
– |
2 |
1 |
2 |
Респонденты выбирали несколько вариантов ответа. Можно сделать вывод, что сейчас подавляющее большинство читателей предпочитают выбирать литературу сами – 65 %, а для 10 % при выборе книги имя автора и популярность книги играют решающее значение. Это означает, что читатели могут самостоятельно ориентироваться в книжном мире. Рекомендации и помощь библиотекаря несущественна и занимает четвертую позицию. То, что библиотеки на четвертом месте вполне закономерно для нашего времени, когда телевидение и периодическая печать являются основным источником информации. Но все-таки библиотеки не утеряли своей значимости, если читатели продолжают обращаться к библиотечным фондам.
|
Одну |
Две-три |
Четыре-пять |
Более пяти |
Затрудняюсь ответить |
Пол |
| ||||
мужской |
3 |
8 |
8 |
10 |
11 |
женский |
4 |
18 |
10 |
16 |
12 |
Возраст | |||||
18-24 года |
2 |
6 |
3 |
2 |
1 |
25-39 года |
2 |
12 |
7 |
6 |
6 |
40-54 года |
1 |
3 |
5 |
9 |
5 |
55 лет и старше |
2 |
5 |
3 |
9 |
11 |
Образование | |||||
высшее |
4 |
16 |
10 |
19 |
13 |
среднее и среднеспец. |
1 |
10 |
8 |
7 |
10 |
неоконч. средн. |
2 |
– |
– |
– |
– |
Ответы распределились следующим образом: по 26 % ответили 2-3 книги и более 5 книг; 18 % – 4-5 книг; 7 % – прочитывают по 1 книге, 23 % – не ответили на заданный вопрос. Наиболее активно (62 %) читают люди с высшим образованием. Из этого следует, что читатель в среднем посещает библиотеку не более 2-х раз в месяц. Учитывая занятость и ритм современной жизни этот показатель вполне закономерен. С одной стороны, возможности читательского выбора расширились. С другой, время, которое человек уделяет и хочет уделять чтению, сократилось – по целому ряду причин (в частности, сократившееся свободное время можно теперь провести гораздо более разнообразно, чем раньше).
Среди опрашиваемых 58 % ответили утвердительно, 22 % – не испытывают желания поделиться впечатлениями о прочитанном, 2 % – иногда (в зависимости от книги), остальные 18 % – хотели бы обсудить в своем узком кругу. Таким образом, значительная доля читателей считает себя компетентными и готова к обсуждению прочитанного. Также необходимо добавить, что читающие люди испытывают дефицит общения по поводу прочитанного и с удовольствием делятся своими впечатлениями. Подобная позиция вполне обоснована при учете образовательного и возрастного уровня анкетируемых.
44 % респондентов ответили положительно, 48 % – не перечитывают, 8 % – не ответили. Возвращение к прочитанной книге говорит о сложившихся вкусах основной читательской группы.
Были предложены вопросы «Назовите несколько своих любимых книг» и «Назовите любимых Вами современных авторов». Получившийся список свидетельствует: круг чтения наших респондентов очень широк, а интересы чрезвычайно разнообразны. Немало ответивших любят романы и повести русских и зарубежных классиков, размышлявших о глубинных основах человеческой личности, неизменных во все времена: А. Пушкина, М. Булгакова, Ф. Достоевского, В. Набокова, Дж. Остен, О. Уайлда, Э. М. Ремарка, Дж. Джойса, К. Кизи, Г. Г. Маркеса и многих других.
Оригинальный взгляд на острые проблемы современности и яркий стиль привлекают внимание любителей современной литературы, увлеченных творчеством В. Пелевина, Д. Рубиной, Э. Э. Шмитта, Ч. Паланика, Я. Вишневского, Ст. Ларсена. Разнообразие оценок исторических событий, считают наши респонденты, демонстрируют романы В. Пикуля, Б. Акунина, В. Яна, И. Калашникова. Нестандартное представление о законах человеческого общества и смелые прогнозы развития цивилизации ценят поклонники фантастики, фэнтези и альтернативной истории, называющие имена братьев Стругацких, Г. Уэллса, А. Азимова, С. Лукьяненко, Д. Брауна, У. Гибсона, А. Слаповского, С. Кинга, Дж. Р. Р. Толкиена. Философское осмысление обыденной реальности многие ищут в книгах К. Кастанеды, П. Коэльо, М. Павича, Р. Баха. Не обошлось без упоминания литературы по психологии человеческих отношений Д. Карнеги, Э. Берна, В. Леви.
Данные анкет показывают размытую картину читательских интересов и пристрастий, большое разнообразие литературных предпочтений: от классики до современной литературы по психологии и философии. И всё же предпочитаемый жанр произведений – детективы, приключения, фэнтези. Однако немало респондентов читают и классические произведения, исторические романы, лирику. Среди любимых произведений русской классической литературы – «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток», «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, рассказы А. Чехова, «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Толстого, «Тёмные аллеи» И. Бунина, «Горе от ума» А. Грибоедова, произведения А. Куприна, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Евгений Онегин» и поэзия А. Пушкина, «Первая любовь» И. Тургенева. Некоторые авторы и произведения называются по одному разу.
Не ослабевает интерес к литературе советского периода: «Человек- амфибия» А. Беляева, «Старая крепость» В. Беляева, «Два капитана» В. Каверина, «В списках не значился» и «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Пётр Первый» А. Толстого, «Калина красная» В. Шукшина, рассказы С. Довлатова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Лолита» В. Набокова, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Созвездие стрельца» Д. Нагишкина, «Шёл по городу волшебник» Ю. Томина, «Воскрешение лиственницы» В. Шаламова, «Морские рассказы» Б. Шергина, трилогия В. Яна, «Жестокий век» И. Калашникова, лирика Э. Асадова, трилогия Ю. Германа. Чаще всего упоминался роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Из произведений современной российской прозы наиболее популярны произведения братьев Стругацких, «На солнечной стороне улицы» Д. Рубиной, «Реки» и «Рубашка» Е. Гришковца, «Мефодий Буслаев» Д. Емеца, «Визит старой дамы» М. Арбатовой. Особой популярностью у читателей пользуются детективные романы А. Марининой, Д. Донцовой, Ч. Абдуллаева, А. Корецкого, П. Дашковой, А. Воронина, В. Колычева. Наиболее известными и любимыми современными писателями в отечественной литературе для респондентов оказались – Б. Акунин, Л. Улицкая, Д. Рубина, М. Веллер, З. Прилепин, Т. Устинова, В. Токарева, В. Сорокин, Ю. Поляков, В. Пелевин, С. Лукьяненко; а в зарубежной литературе – Ф. Бегбедер, Ф. Андхази, Дж. Гришэм, П. Зюскинд, Ст. Кинг, М. Уэльбек, М. Кундера, М. Павич.
Самыми читаемыми книгами из зарубежных авторов являются: «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Унесенные ветром». М. Митчелл, «Поющие в терновнике» К. Макколоу, новеллы О. Генри, «Блеск и нищета куртизанок» О. Бальзака, «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» В. Шекспира, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, произведения Ч. Диккенса, «Театр» и «Узорный покров» С. Моэма, «На западном фронте без перемен» Э. Ремарка, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, «Северная Одиссея» и «Белый клык» Д. Лондона, «Гордость и предубеждение» Дж. Остин, «Милый друг» Г. Мопассана, «Волшебная гора» и «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Убить пересмешника» Х. Ли. Особенно востребованы фэнтези Дж. Толкиена, Т. Пратчетта, книги Ст. Лема и Р. Бредбери. Среди современной зарубежной прозы наиболее популярны произведения С. Шелдона, Ф. Форсайта, П. Коэльо, Ст. Ларсена, Х. Мураками, Х. Хосейни, Д. Арчера, Я. Вишневского, Ё. Фудзивара. Романы Д. Стил и С. Браун продолжают лидировать среди наиболее читаемых «женских» романов.
Время от времени у читающего человека может возникать желание навести порядок в своих читательских привычках и стереотипах, разобраться, почему становится все труднее выбрать себе книжку и дочитать ее. На вопрос «Как вы читаете?» нами было предложено пять вариантов, на которые последовали следующие ответы: «медленно, внимательно, вдумчиво» читают – 68 %, «с перескоком, только интересные места» – 6 %, «если книга сложна, закрываю навсегда» – 1 %, «если книга сложна, откладываю, но позже возвращаюсь к ней» – 15 %, варианты читателей (читаю быстро, всегда до конца, делаю выписки, если интересно, не отрываюсь и прочее) составляют остальные 10 %. Надо подчеркнуть, так как средний возраст респондентов составляет более 40 лет (53 %), то для них характерно в большинстве случаев медленное, внимательное вдумчивое чтение, что подтверждает предыдущий ответ (3-5 книг в месяц). Для этой группы читателей важны «прочность» индивидуальных читательских привычек и навыков в чтении.
Диаграмма № 5. Вопрос «В каком виде Вы предпочитаете читать книги?»
Этот вопрос поднял актуальную на сегодня тему электронных книг. 67 % предпочитают традиционные бумажные издания. Однако, если учесть, что литература на электронных носителях – явление, ставшее популярным только в последние два десятилетия, а гаджеты для чтения электронных книг появились на рынке всего лишь несколько лет назад, число приверженцев современных технологий растет и составляет 16 %, а 17 % считают, что их устраивают как электронные, так и бумажные книги. Из этого следует, списывать со счетов бумажные издания рановато.
На последний вопрос «Хотели бы Вы поделиться радостью чтения с другими?» 64 % опрашиваемых ответили положительно, 22 % не считают нужным, 14 % предпочли свои индивидуальные варианты (с внуками, детьми, в узком кругу, с коллегами). Можно сказать, что на массовом уровне сложилось собственное читательское сообщество людей со своими пристрастиями, формами общения и нормами читательского поведения. Они готовы быть проводниками в чтении мало читающих и не читающих людей и готовы поделиться радостью чтения.
1.2. Итоги анализа социологического опроса – анкетирования
«Портрет современного читающего человека»
Опрос показал, что наиболее активными читателями являются:
– женщины (60 %), в возрасте от 25 до 39 лет (36,7 %) и от 55 лет и старше (26,6 %,),
– образование преимущественно высшее – 71,7 %,
– основной мотив посещения абонемента – «любовь к чтению»,
– в среднем в месяц прочитывают от 3-х до 5-ти книг,
– они готовы к общению и обсуждению о прочитанном,
– для них характерно возвращение к прочитанной книге,
– чтение художественной литературы остается частью их духовной жизни.
Однако, наблюдается стремление к упрощению читательских запросов, к минимизации собственных интеллектуальных усилий при чтении, к пассивному восприятию. Чтение воспринимается, прежде всего, как отдых, релаксация. Среди жанров художественной литературы абсолютным лидером является женский роман, на втором месте – детективы, на третьем месте – фантастика и рассказы, далее – стихи и мемуары. По нашим наблюдениям читатели старше 40 лет ориентированы на советскую литературу. Среди опрошенных примерно одинаковое число поклонников зарубежной и русской классики. Респонденты отметили и произведения последних лет, и книги популярные на протяжении нескольких десятилетий. Однако, они менее знакомы с современной российской прозой. Доля произведений современной отечественной литературы в чтении с увеличением возраста незначительна.
Исходя из ответов на наши вопросы, можно заключить, что для многих людей библиотека – учреждение востребованное. Отрадно отметить, что при всех социальных и экономических общественных изменениях, для них чтение сохранило свой высокий духовный статус. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что в анкетировании приняли участие наиболее активные читатели абонемента. И поэтому библиотека должна поддерживать чтение этой группы читателей, которые готовы помогать библиотеке в продвижении чтения в нашем городе
Для этого необходимо:
– систематически и оперативно пополнять фонд новинками современной художественной литературы, так как библиотека для них остаётся главным и единственным источником чтения новинок, расширять и систематически обновлять репертуар фонда открытого доступа, широко использовать форму «залогового абонемента» при выдаче современной художественной литературы;
– сведения о читательских предпочтениях и о неудовлетворенных запросах необходимо учитывать при формировании комплектования, а также улучшения качественного состава фондов для привлечения на абонемент социально активных групп населения;
– сотрудникам абонемента необходимо в полном объеме владеть информацией о книжных новинках, о рейтингах книжных продаж и читательской популярности;
– необходимо, чтобы в читательском репертуаре обязательно были произведения писателей, определяющих, по мнению литературного сообщества, современный литературный процесс (лауреаты литературных премий – Русский Букер, «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Дебют» и др.);
– пропаганда лучших произведений классической и современной литературы (буклеты, рекомендательные списки новых поступлений, видеопрезентации) на абонементе должна способствовать повышению статуса книги, продвижению чтения, повышению интеллектуального уровня и развитию читательского вкуса, позиционированию чтения, как интересного, престижного занятия, приносящего радость и удовольствие.
Для расширения читательского кругозора предлагаем «Обзор современной российской литературы (о литературных премиях и её лауреатах) из фонда абонемента.
Задача литературных премий – поощрение литераторов за достижения в области литературы, признание заслуг лауреатов и влияния, оказанного ими на развитие литературы в целом или её отдельных направлений. Премии учреждаются государственными и муниципальными организациями, общественными объединениями профессиональных и любительских литераторов, благотворительными фондами, частными лицами и компаниями, вручаются как за последнее произведение автора, так и по совокупности сделанного. Премии дифференцируются по различным номинациям: по жанрам (поэзия, проза, детектив, фантастика и проч.), по возрасту авторов, тематике произведений и т. д.
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждается с 1992 года Президентом РФ за вклад в развитие литературы и искусства. Начиная с 2004 года (включительно) устанавливаются три Государственные премии РФ в области литературы и искусства. Государственная премия РФ «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» присуждается с 2005 года. Размер премий составляет 5 млн. рублей каждая. Премии присуждаются за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру России.
Лауреаты Государственной премии Российской Федерации:
1992 – Андрей Георгиевич Битов – за книги последних лет «Пушкинский дом» и «Улетающий Монахов»;
Николай Иванович Тряпкин, поэт – за книгу стихотворений «Разговор по душам».
Олег Григорьевич Чухонцев – за сборник стихотворений «Ветром и пеплом».
Юрий Давидович Левитанский – за сборник стихотворений «Белые стихи»;
Лидия Корнеевна Чуковская – за «Записки об Анне Ахматовой».
1995 – Виктор Петрович Астафьев, прозаик – за роман «Прокляты и убиты» (книги первая и вторая);
Александр Семёнович Кушнер, поэт – за сборник стихотворений «На сумрачной звезде»;
Григорий Михайлович Поженян, поэт – за сборник стихотворений «Защищая свою крутизну».
1996 – Андрей Георгиевич Битов, прозаик – за роман-трилогию «Оглашенные»;
Евгений Борисович Рейн, поэт – за сборник поэм «Предсказание».
Борис Петрович Екимов, прозаик – за книгу «Высшая мера» и рассказы последних лет;
Михаил Николаевич Кураев, прозаик – за трилогию «Семейная хроника» (повести «Капитан Дикштейн», «Жребий № 241», «Блокада»).
1998 – Инна Львовна Лиснянская, поэт – за сборник стихотворений «Из первых уст»;
Александр Михайлович Ревич, поэт, переводчик, литературовед – за перевод книги «Трагические поэмы» Теодора Агриппы д. Обинье.
Андрей Германович Волос, прозаик – за роман «Хуррамабад».
Как и Букер английский, русский Букер является хранителем лучших европейских традиций. Основателем русского Букера стала английская фирма Букер, выдвижение самих лауреатов проходит по усмотрению российского букеровского комитета. Премия завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной премии страны. Цель премии – привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей. Премия присуждается ежегодно (в начале декабря) за лучший роман года на русском языке. В 1992 году состоялось первое вручение премии, ее лауреатом стал Марк Харитонов за роман «Линия судьбы, или Сундучок Милашевича». Лауреаты Русского Букера:
– Владимир Маканин за роман «Стол, покрытый сукном с графином посередине» (1993);
– Булат Окуджава за роман «Упраздненный театр» (1994);
– Георгий Владимов за роман «Генерал и его армия» (1995);
– Андрей Сергеев за произведение «Альбом для марок» (1996);
– Анатолий Азольский за роман «Клетка» (1997);
– Александр Морозов за роман «Старые письма» (1998);
– Михаил Бутов за роман «Свобода» (1999);
– Михаил Шишкин за роман «Взятие Измаила» (2000);
– Людмила Улицкая за роман «Казус Кукоцкого» (2001);
– Олег Павлов за роман «Карагандинские девятины» (2002);
– Рубен Давид Гонсалес Гальего за книгу «Белое на черном» (2003);
– Василий Аксенов за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004);
– Денис Гуцко за роман «Без пути-следа» (2005);
– Ольга Славникова за роман «2017» (2006);
– Александр Иличевский за роман «Матисс» (2007);
– Михаил Елизаров за роман «Библиотекарь» (2008);
– Елена Чижова за роман «Время женщин» (2009);
– Елена Колядина за книгу «Цветочный крест» (2010);
– Александр Чудаков за книгу «Ложится мгла на старые ступени…». (Букер десятилетия) (2011).
Российская литературная премия Антибукер основана в конце 1995 года «Независимой Газетой» в противовес литературной премии английского происхождения «Букер», финансировалась из средств, выделяемых Б. Березовским, и практически прекратила свое существование в 2001 году. Если «Букер» вручался только за роман, то «Антибукер» присуждался по пяти номинациям. Среди лауреатов премии – Е. Гришковец, А. Иванченко, Б. Акунин, Б. Кенжеев, Д. Бакин, А. Волос и др.
Малый Букер учрежден в 1992 году (в рамках Русского Букера). Переучреждена в 2000 году как самостоятельная премия. Учредитель – Фрэнсис Грин (сын английского писателя Грэма Грина, его спонсорство до 2000 года было анонимным). Цель премии – выявлять и поощрять наиболее интересные и актуальные тенденции литературной жизни России. Премия меняла свои номинации. Она присуждалась:
1992 – за лучший журнал литературных дебютов;
1993 – за лучший российский провинциальный журнал;
1994 – за лучший русскоязычный литературный журнал ближнего зарубежья;
1995 – автору лучшего сборника рассказов года;
1996 – автору лучшего дебюта в прозе;
1997 – автору книги, посвященной историко-философскому исследованию русской литературы;
1998 – автору мемуарной и автобиографической прозы, посвященной литературной жизни России;
1999 – автору книги эссе, внесшей значительный вклад в развитие жанра;
2000 – за литературный проект;
2001 – за перевод романа.
До 2000 года Малый Букер вручался одновременно с Русским Букером,
С 2002 года не присуждается.
Независимая литературная премия «Дебют» учреждена в 2000 году Международным Гуманитарным фондом Андрея Скоча «Поколение». Премия «Дебют» присуждается авторам литературных произведений на русском языке, не превысивших на момент награждения возраст 35 лет, вне зависимости от места их проживания. Премия ежегодно вручается по пяти – семи номинациям, отражающим основные типы художественной литературы: крупная проза (романы и повести), малая проза (рассказы), поэзия (стихотворения, поэмы), драматическое произведение (комедии, трагедии, монодрамы, пьесы для чтения), эссеистика (культурологическое, философское, литературно-критическое, художественное эссе).
Обладатели премии по всем номинациям получают почетный приз «Птица». Правом выдвижения литературных произведений на соискание премии «Дебют» обладают издательства, СМИ, общественные организации. Однако большинство произведений выдвигают сами авторы: такая возможность тоже предусмотрена правилами. Именно поэтому общее число выдвинутых на соискание премии «Дебют» произведений ежегодно измеряется несколькими десятками тысяч текстов. Победители по всем номинациям получают за издание гонорар, произведения лауреатов и финалистов премии «Дебют» издаются в виде сборников и отдельных книг, а прочие участники «короткого списка» – по 20 авторских экземпляров книги. «Я не уверен, что номинанты «Дебюта» станут новыми Толстыми, Достоевскими или Чеховыми, но мне бы очень сильно этого хотелось», – сказал учредитель премии «Дебют», руководитель гуманитарного фонда «Поколение» Андрей Скоч.
Абонемент проводит опрос – анкетирование
«Портрет современного читающего человека»
1. Я читаю потому, что… (подчеркните нужный ответ)
– люблю читать
– чтение – мой досуг
– это мой образ жизни
– «хочу всё знать»
– от одиночества, для общения с автором
– книги помогают решать проблемы
– это нужно для учебы, для работы
– да
– с раннего детства (в семье)
– в школьные годы (от учителя, библиотекаря)
– в студенчестве
– в зрелые годы для профессиональной деятельности
– в зрелые годы для проведения досуга
– ваш вариант _________________________________________________
4. Кто или что влияет на Ваш выбор книг? (подчеркните нужный ответ)
– знакомые, друзья, коллеги, родственники, библиотекари
– пресса, ТВ, интернет
– имя автора, популярность книги
– выбираю самостоятельно, путём просмотра
– читаю, что попадет в руки
– да
– да
____________________________________________________________________________________________________________________________________
– медленно, внимательно, вдумчиво
– с перескоком, только интересные места
– если книга сложна, закрываю навсегда
– если книга сложна, откладываю, но позже возвращаюсь к ней
– ваш вариант
– традиционном (бумажном)
– электронном
12. Хотели бы Вы поделиться радостью чтения с другими?
– да
1. Анализ социологического опроса – анкетирования
«Портрет современного читающего человека»…………………………………4
1.1. Социологический портрет читателя абонемента……………………..4
1.2. Итоги анализа социологического опроса – анкетирования
«Портрет современного читающего человека»………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………………...15
2. Обзор современной российской литературы (о литературных премиях и её лауреатах)………………………………………………………………………...16
Материалы социологического опроса читателей абонемента / бу национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана; сост.: И. О. Дензинова, Г. Ш. Сармашева, Г. Н. Эльбикова; ред. О. Е. Аргу
01 09 2014
1 стр.
Калмыцкая республиканская организация вос: история и современность: тифло-монографический репертуар / Нац б-ка им. А. М. Амур-Санана, Отдел обслуживания инвалидов по зрению (ооиз);
10 09 2014
12 стр.
«И помнить будет вся Россия…»: к 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года: методическое пособие / Нац б-ка им. А. М. Амур-Санана; сост. Э. В. Манджиева; ред. О. Е. Аргунова
01 10 2014
3 стр.
Справочник предназначен библиотекарям, любителям искусства и широкому кругу читателей
09 09 2014
1 стр.
Итоги социологического исследования «Публичная библиотека как ресурс формирования гражданского общества» / сост. Э. В. Манджиева; ред. О. Е. Аргунова. – Элиста: Нац б-ка им. А. М.
13 10 2014
3 стр.
Абонемент на одного человека без права передачи с возможностью посещения 1 раз в неделю в определенный день и время. Длительность одного занятия – 30 минут. Срок действия абонемент
14 12 2014
1 стр.
Сборник предназначается как для специалистов, так и для широкого круга читателей
07 10 2014
8 стр.
Невозможно организовать успешное обучение школьников без постоянного функционирования библиотеки. В настоящее время услугами библиотеки пользуется 169 читателей, 147 из них дети
10 09 2014
1 стр.