«Национальный характер творчества Ганса Гольбейна»
Смирнова М.Н.
Одним из величайших портретистов в западноевропейском искусстве был Ганс Гольбейн младший. Его портреты отличаются реалистической и благородной трактовкой образов, характер художника отражается в его картинах. Он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации[1].
С самого рождения Ганс Младший и его старший брат Амброзиус, получили прекрасную профессиональную подготовку в мастерской отца. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры. Ганс с братом работали над оформлением книг для известного типографа Фробена, они сблизились с гуманистами, посещавшими его дом. У Ганса был громадный талант рисовальщика и тонкая наблюдательность едкого сатирика, его рисунки яркие и острые. Поэтому с детства художник учился уважению, любви к своей работе, ведь его окружали талантливые и мудрые люди.
Ганс Гольбейн поистине разносторонний художник, выполнял живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле), графические работы(портретные рисунки, книжная графика, рисунки пером). Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки.Все же Ганса считают великим портретистом.Многие произведения художника обсуждались, и немало комментариев на его счет, символическим произведением считают картину «Мертвый Христос», она больше не религиозное, а философское произведение.Переходот традиционной пышности к предельному лаконизму отразился в портретах Эразма Роттердамского. Ганс для своих портретов выполнял тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом или сангиной. В эскизах художник обращал внимание на лицо.Необычайной меткости социальных и психологических характеристик Ганс достиг в 1527 году, прожив два года в Англии «Портрет семьи Томаса Мора»,картина сгорела в XVII веке. Также портрет «Астроном Николас Кратцер». Вершин своего мастерства Ганс достиг в 1532 году. Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные портреты. Необычно исполнен двойной портрет в 1533 году французских посланников, насыщенный множеством аксессуаров.К лучшим произведениям этого времениотносят "Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена" и "Портрет Моретта"-французского посла. Последняя работа — одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Художник подчеркивает высокое социальное положение человека, облачая его в пышное одеяние из мехов и бархата, помещая на фоне нарядной драпировки. С замечательным мастерством написано сильное лицо Моретта, его руки, перчатки.
Последние пять лет художник не прибегает к отделке деталей и аксессуаров его портреты отличаются сухостью, однообразием характеристик, но произведения выполнены с большим вниманием и виртуозностью. Это портреты Генриха VIII (1539–1540), королевы Джен Сеймур (1536), Анны Клевской (1539), Христины Датской (1538), Эдуарда принца Уэльского (1538–1539).Ганса Гольбейна король признал придворным живописцем, художник совершал поездки во Францию и в Нидерланды. Ему был отдан, в частности, заказ на роспись королевской резиденции в Уайтхолле.
С каждым годом портреты Ганса становились все лучше и лучше. Богатейшая коллекция рисунков, хранится в Виндзорском дворце. Гольбейн показал себя, как один из лучших рисовальщиков. А.Н. Немилов пишет: «Его портретные зарисовки, выполненные в различной технике, нередко подцвеченные цветными мелками, имели для него главным образом значение подготовительных набросков с натуры, по которым затем в мастерской выполнялся живописный портрет. Но именно поэтому они, сохраняя свежесть непосредственного впечатления художника, представляют собой огромную ценность, как самостоятельные произведения искусства»[2]. Эволюция мастерства Гольбейна-рисовальщика происходила путем смелых обобщений, отказа от манерности линии, от увлечения контуром и чрезмерной детализации. Выразительность поздних рисунков заключается в том, что в числе прелестных изображений детей (например, удивительный по мягкости портрет юной леди Паркер)художник наделяет эти произведенияживописными качествами.
В Англии Гольбейн пользовался покровительством самого короля Генриха VIII.Смерть застала художника в самом расцвете его таланта: он умер во время чумы поздней осенью 1543 года в Лондоне, так и не вернувшись на родину.
Живописные произведения Ганса отличаются тонкойвыработкой прекрасного рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и широтой кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки.
Таким образом,значимость творчества Ганса Гольбейна в немецком искусстве заключается в том, что он перенес в Германию расцвет итальянского Возрождения, не утратив при этом своего национального характера.Ганс Гольбейн младший вошел в историю искусства как автор портретов, знаменующих одну из вершин художеств культуры Возрождения.
1.Большой словарь от «А до Я» /Перевод с итальянского / Стефано Дзуффи /М.: «Омега», 2008.-512 с.: ил. – 84 *90, 3000 эскизов.
2.Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров / М.: «Советская энциклопедия», 1978.-616 с.