Наиболее характерные
лексические трудности у ребёнка с ОНР касаются знания и называния:
-
Частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, грива, копыта, вымя и т.п.);
-
Глаголов, выражающих уточненность действий (лакает лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»);
-
Приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т.п.);
-
Антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый, глубокий – мелкий, густой – жидкий и т.п.);
-
Относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, грушевый, земляничный и т.п.).
В грамматическом строе речи ребёнка с ОНР распространены следующие ошибки:
-
В употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Кошка вылезла под кровати»);
-
Согласовании различных частей речи («Подошел к два коня», «Заботился о ёжика» и т.п.);
-
Построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся, почему что девочка плачет»).
В фонетическом плане дети с ОНР:
-
Неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие-твердые, звонкие-глухие, а также звуки С-Ш, З-Ж, ТЬ-Ч, СЬ-Щ, Л-Р и т.п;
-
Искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик – датавотик, магнитофон – матафон);
-
Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-тка, фта-кта, та-тя).
В
связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы ритма мешает заучиванию ими стихов.
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
-
Нарушены внимание и память;
-
Нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
-
Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях они намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы отвечают невпопад или не отвечают, задания не воспринимают, не могут иногда повторить ответ товарища.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребята с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Но всё выше описанное имеет временный характер, если своевременно начать правильную коррекционную работу. Для этого детей отправляют в специализированные речевые группы, где работу с ними ведут квалифицированные специалисты: учителя-логопеды, воспитатели, имеющие специализированное образование. В таких группах создана специальная развивающая среда, которая позволяет компенсировать дефект за 1- 2 года обучения.