Перейти на главную страницу
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Слово "наречие" существовало уже в древнерусском языке.
Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых было названием части речи — "глагол".
Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что означает "приглаголие".
аходиться (на близком расстоянии)__________________
Тучи да снег.

(А. Куприн.)
) Белый свитер с отвёрнутым наружу воротом пр__давал ему вид немного чужеземный и, пожалуй, морской.
. Выпишите из предложений словосочетания, в которых есть наречия. Определите значение наречий.
Образец. Поглядывал грозно (образа действия)
И вся дубрава задрожит
еста: внизу,_____________________________________
ремени: завтра, ___________________________________
ричины: сослепу,__________________________________
Составьте с любыми из названных наречий предложения, соответствующие схемам:
1) [_----- =====],и[----- =====].
2) (Когда), [ ].
Образец. Добросовестно — усердно (работал)
. Найдите в предложениях сравнительную степень прилагательного и сравнительную степень наречия. Определите их синтаксическую функцию. Выделите суффиксы, при помощи которых образованы наречия и прилагательные в сравнительной степени.
Соловьи до ра___вета поют.
7
. Вспомните, при помощи каких суффиксов и слов образуются степени сравнения наречий. Допишите таблицу и образуйте степени сравнения наречий. Какой формы у наречия не существует?
|
Наречия
|
Сравнительная степень | |
|
простая ( __, __, __, __) |
составная ( ____+____) | |
|
звонко |
|
|
|
печально |
|
|
|
интересно |
|
|
|
низко |
|
|
|
строго |
|
|

|
Наречия
|
Превосходная степень | |
|
простая ( ________)) |
составная ( ____+____) | |
|
звонко |
|
|
|
печально |
|
|
|
интересно |
|
|
|
низко |
|
|
|
строго |
|
|
8
. Напишите небольшое сочинение на тему: "Мой друг и я ( Моя подруга и я"), употребив прилагательные и наречия в сравнительной степени. Начните своё сочинение следующими строками:
На том берегу за извил__стой речкой заросш__й ч__рным орешником (светло) зелёным морем ход__т колыш__тся рож__. Солнце стоит высоко печ__т. В объеде___ом кустарнике в сухом медовом сене
_______________________________________________________________

е____________________________________________— вблизи
1. Дополните своими примерами столбцы.

очень ___________________________
апомните!
не скоро > "временной оттенок"
не худо
не страшно
не стыдно
12. Раскройте скобки. Вставьте, где необходимо, буквы и знаки препинания.
1) Говорил (не) громко (не) тихо а совершенно так, как следует.
(Н. Гоголь.)
2) (Не) устанно куковала в бору кукушка.
(М. Пришвин.)
3)Пут__шестве__ник пр__выкший бродить по полям и лесам страны нашей в горном лесу чу__ствует себя (не) уютно.
(И. Соколов-Микитов.)
4
) В Крым, вероятно попаду (не) скоро.
(А. Чехов.)
5) Работал Леонтьев хорошо но (не) постоянно и на него были жалобы.
(В. Шкловский.)
6) Пришёл жаркий час снег (не) заметно подта__вает.
(М. Пришвин.)
7) Мы идём (не) спешно ступая по сырой, скольз__кой тр__пинк__.
(И. Соколов-Микитов.)
8) (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться.
9) Волчата втроём нападали на щенка и визжа от восторга стали кусать его (не) больно а в шутку.
(А. Чехов.)
ЗАПОМНИТЕ!
Слитно Раздельно
неподалёку не сразу
невдомёк не вдруг
невзначай не везде
невдалеке не больше
ненароком не всегда
не здесь
не слишком
не вправе

не вполне
не хуже всех - сравнительная степень
не лучше всех -
не по-товарищески - наречия с дефисом
не по-дружески -
13. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
1 ) На свете чудеса ра____ея____ы повсюду да (не) везде их всякий пр__мечал.
(И. Крылов.)
2) А по почте полевой (не) быстрей идут (не) тише письма старые домой.
(А. Твардовский.)
3) Калитку отворив чуть-чуть выходит девушка (не) смело.
(Н. Некрасов.)
4) Мы свалить (не) вправе вину свою на жизнь.
(Н. Рубцов.)
5) Кусака убежала на край сада и оттуда (не) отступно гл__дела на видимый ей уголок те(р, рр)асы.
(Л. Андреев.)
14. Составьте со словами, данными для запоминания, 3-4 предложения. Включите в них причастные и деепричастные обороты.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

тветьте на вопросы, употребив отрицательные и неопределённые местоимения
1
6. Раскройте скобки, вставьте буквы, укажите отрицательные местоимения и отрицательные наречия.
) Она (не) ощущала (н__) какой особе____ой боли, (н__) (на) что (не) жаловалась, а просто (не) могла встать.
) (Н__) когда на моей памяти (н__) какие (не) мощи (не) выводили его из строя, (не) лишали рабочей формы и (н__) когда в жизн__ я (не) слышал от него (н__) каких жалоб.
(н__) (о) чём не думает, (н__) (на) что ра(с,сс)читывать, (н__) для кого стараться, (н__) (в) чем выйти, (н__) когда не ругаться, (н__) чем не стеснять себя, (н__) чем хвалиться, (н__) кого не видит, (н__)(за) чем не ходи.
8. Образуйте наречия от следующих слов. Обратите внимание на правописание н и нн в наречиях.
деалъ____ый —>_____________________
радицио___ый ->____________________
От каких прилагательных вы не смогли образовать наречия? Почему?
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
1
9. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова? Определите их синтаксическую роль. Вставьте буквы, раскройте скобки.
1) Путешестве___ики напряжё____о смотрели вдаль.
2) Лицо у моего собеседника было напряже____о.
3) Животное испуга___о охотником.
4) Мальчик испуга____о смотрел на пр__бл__жаю-щ__йся поезд.
5) Получе___ое на старте пр__имущество было спортсменом постепе___о растеря____о.
6) Девочка выглядела очень растеря____о.
7
) Принимаемое решение было заранее взвеше____о и тщательно обдума____о.
8) Спасатели действовали в чрезвычайной ситуаци__ взвеше___о и обдума___о.
20. Сформулируйте и запишите правило написания н и нн в разных частях речи.
В кратких прилагательных пишется_______________
Краткие прилагательные отвечают на ?:_____________
В предложениях они являются_______________________
В
кратких причастиях пишется___________________
В предложениях они являются______________________
В наречиях образа действия пишется _________________
Наречия отвечают на ?__________________и являются
21. Подберите к наречиям антонимы. Запишите их.
Собрание прошло буднично — торжественно
Ученик поступил обдуманно —______________________
Г
ром гремел резко — ________________________________
Товарищ толкнул тебя нечая___о —__________________
Ты поступил тактично — _________________________
Сын выслушал отца безропотно — __________________
Составьте с 2—3 наречиями предложения, включив в них обособленные определения.
2
2. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

а) Сделать мгнове___о, произнести огорчё___о, взглянуть удивлё___о, беше___о ск__катъ, идти медле___о, иску___но выл__пить, в поле пусты___о, сегодня безветре___о, на улице ветре___о, ране___ы в плечо,
б) Отвечать (не) увере___о, чу__ству__шь себя (не) плохо, далеко (не) весело вздыха__те, (не) весело, а совсем грус__но, тема ра__крыта2 (не) полно, проблема и(с,сс)ледова__а далеко (не) полно, мнение о нём очень (не) лестно, посмотрел (не) доверчиво, ему (не) страшно, (не) мудрено увид__ть, (не) страшно находиться, совершенно (не) обычно, идти было (не) возможно, мне было (не) весело, но спокойно, (не) по-летнему холодный день, идти (н__) чуть (не) страшно.
Распределите слова по двум столбикам.
_____________________ ________________________
_
____________________ ________________________
2
.Объясните графически написание н и нн в следующих словах:
растеряно — растерянно
испугано — испуганно
Составьте предложения с каждым из слов, осложнив их однородными членами предложения.
3
. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните полный разбор предложения, обозначив части речи и члены предложения.
а) Войска шедшие ночью (не) торопились и двигались медле___о и степе___о.
Общая характеристика: ____________________________________________
_______________________________________________________________
б) Неожиданно кончился лес и распахнувшись до дальнего синего неба внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.
О
бщая характеристика: ___________________________________________
_
_______________________________________________________________
4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу.
Укоризненно __________________________________________
Н
езаслуженно_______________________________________
растерянно__________________________________________
издалека______________________________________________
бесполезно_____________________________________________
неоткуда______________________________________________
5. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Графически докажите верность своего ответа.
Озеро взволновано (____________) бурей.
О
ратор говорил взволнованно (______________).
Все участники торжественного вечера были очень взволнованны (______________).
6. Составьте предложения со словами:
а) рассеянно, рассеяны, рассеянна;
б) сосредоточенно, сосредоточены, сосредоточен.
7
. Замените фразеологизмы наречиями.
Как с луны свалился___________________________________
Жить душа в душу______________.______________________
Комар носа не подточит__________
Как по маслу__________________________________________
Как с гуся вода_________________________________________
ФАНТАЗИРУЕМ И РАЗМЫШЛЯЕМ!
23. Напишите сочинение на одну из тем: "Я иду в библиотеку" или 'На уроке физкультуры". Включите в своё сочинение наречия.
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_
________________________________________________________________
О и Е после шипящих на конце наречий
24. Дополните словосочетания наречиями с суффиксами -о или -е.
Выступать в концерте_________________________________
танцевать ____________________________________________
н
енавидеть врагов отчизны____________________________
приветствовать друзей _______________________________
о
твечать на экзамене__________________________________
говорить______________________________________________
выглядеть _____________________________________________
Прилагательные, от которых необходимо образовать наречия:
блестящий, жгучий, горячий, неуклюжий, вызывающий, певучий, хороший.
2
5. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
а) А в старом п__лисаднике темно
Свеж__и сладко пахн__т можжевельник
И сонно-сонно свет__тся сквозь ельник
Серпа зелен__ватое пятно.
(И. Бунин.)
б) Одна из волн игриво вскатывается на берег и вызывающ__ шумя ползёт к голове Рагима.
(И.Бунин)
в) Заснеже___ые купола и пики лучились могуч__ и свеж__.
(А.Алдан-Семенов.)
г
) Насторожившаяся ночь темна и тиха в разных местах зловещ__ стоят зарева.
(А. Серафимович.)
Графически объясните написание о - е на конце наречий после шипящих. Определите синтаксическую роль наречий.
26. Из приставок, суффиксов (-а, -о ) и корней составьте наречия. Запишите их, обозначив приставку и суффикс.
27. Дополните таблицу.
__________________
__________________ ----------- суфф. -а
__________________

___________________
___________________ ---------- суфф. -о
___________________
Подумайте, как иначе можно графически представить это правило.
28. Распределите по двум столбикам наречия в зависимости от способа словообразования.
Доверчиво, докрасна, справа, вправо, сгоряча, запросто, наскоро, достаточно, издавна, засветло, скованно, заново, извилисто, сдавленно,
исступлённо, дотемна, доверительно, сосредоточенно, досконально.
Приставочно-суффиксальный Суффиксальный
__________________________ ___________________
__________________________ ____________________
___________________________ ___________________
29. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор суффиксов.
1
) по- + -ому, -ему:
2) по- + -и :
о,) во-, в- + -ых, -их :
4) кое-:
5) -то, -либо, -нибудь :
6) корень + корень
(По) русски, (по) птичьи, (кое) где, где (нибудь), (по) французски, (во) вторых, (по) летнему, (по) моему, (по) немецки, чуть (чуть), (по) товарищески, тихо (тихо), откуда (то), (в) третьих, (по) прежнему, (по) старому, едва (едва), (по) видимому, (по) зимнему,
(

по) старинному, (кое) когда, (во) первых, откуда (нибудь), где (либо), еле (еле).
3
1. Распределите словосочетания по двум столбикам.

(По) новому шоссе, жить (по) новому, беспокоиться (по) пустому, (по) прежнему пути, (по) осеннему лесу, пахло (по) осеннему, поделиться (по) братски, договориться (по) хорошему, холодно (по) зимнему, (по) зимнему пути, говорить (по) русски, (по) русскому языку, идти (по) пустому переулку, (по) французскому обычаю, (по) французски говорить.
________________________ _________________________
________________________ _________________________
________________________ _________________________
) Я медле___о иду (по) осеннему лесу любуясь ж__лты ми красными золотыми красками осени слушаю ш__рох листьев под ногами.
3. Придумайте предложения со словами и запишите их.
34. Образуйте от существительных наречия с приставками и без приставок.

ом — дома, утро —____________, осень — _____________,
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Графически объясните правописание омонимичных слов. Расставьте пропущенные запятые.

(В. Брюсов.)
) Он направлялся (в) глубь безлюдной впадины по дну древнего моря спеша и бе__покоясь.
(К. Федин.)
3) Все от__езжающие пр__были на вокзал (во) время.
начала (когда?) — с начала (чего?)

ровести время (в) пустую, побежали (в) рассыпную, сложить (в) четверо, идти (по) двое, разделить (на) двое, поглядел (в) верх, беспокоиться (по) пусту, (по) долгу не видеться, сидели (в) двоём, работать (в) ручную, сказать (в) открытую, идти (на) мировую, набирать скорость (по) немногу, побежал (в) припрыжку, (в) век не забудь, посмотрел (в) даль, смеяться (до) упаду, разделить (на) семерых.
АПОМНИТЕ!
серьёз на скаку
отла на четвереньках
оодиночке
39. Распределите словосочетания по трём группам. При выполнении этого задания в случае затруднения обращайтесь к словарю.
1) Наречия с приставками, которые пишутся слитно.
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2) Наречия, пишущиеся раздельно.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3) Словосочетания, в которых нет наречий.
_
______________________________________________________________
_
_______________________________________________________________
Идти (на) пропалую, отвечать (на) обум и (не) впопад, бежать (в) одиночку, (во) время перемены, приходить (во) время, опуститься (на) корточки, схватить (в) охапку, выступать (в) первые, (в) первые минуты встречи, прощаться (на) век, говорить (без) устали, покинуть (на) веки город, сделать (в) тайне, сохранить (в) тайне, идти (по) одиночке, вспоминать (в) последствии, рубить (с) плеча, свешивался (с) плеча охотника, увидеться (на) утро, перенесли (на) утро, петь (по)тихоньку, (по) истине справедливо.
![]()
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
40. Придумайте словосочетания со следующими наречиями и запишите их.
Вскачь, наотмашь, навзничь, сплошь, замуж, прочь.
Составьте 2—3 предложения с придуманными словосочетаниями.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_____________________________________________________________
41. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
(А. Платонов.)
) Закажи Балде службу чтоб стало ему невмоч__.

(М. Лермонтов.)
_________________________________________________________________
_
_________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
42. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
ри нашем прибл__жени__ к мельниц__ десятки ворон с криком разлетелись (в) рассыпную, неожида____о залаяла собака и (в) первые за весь день мы остановились у человеческого жилья.

лыш__тся (из) далек__, выт__рать (до) сух__, вернуться (за) светл__, пересказать (до) словн__, об__яснить (до) ходчив__, освещается (из) редк__, сгорело (до) чист__, смотрел доверчив__, изучить доскональн__, к__снутъся (с) легк__.
тоит (на) искосок, разделить (на) двое, встать (на) цыпочки, уехать (за) границу, бороться (в) одиночку, идти (по) одному, изменилось (в) миг, вспоминать (в) последствии, выучить (на) изусьъ, схватить (на) лету, толкнуть (ис) (под) тишка, испугал (до) смерти, принять (в) серьёз, петь (в) (пол) голоса.
енерал чуть (чуть)3 было усмехнулся но подумал и пр__остановился оглядел ещ__ раз своего гостя (за) тем указал ему на стул сел (не) сколько (на) искось3 и в (не) терпел__вом ожидани__ повернулся к князю.
7. Определите, в каких предложениях неправильно употребляется наречие "обратно". Исправьте эти предложения.
) Командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно.
8. Замените наречие фразеологизмом.
ромко кричать — __________________________________
4
3. ЕСЛИ ТЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ!
_
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Вспомните, что такое паронимы? К каждому из указанных паронимов подбери синонимы. С паронимами составьте словосочетания.
Образец. Безответно — безответственно.
тично — эстетично
. Продолжите "цепочку" наречий.
Придумайте и запишите свои 2—3 "цепочки".
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
) (Во,) первых, (во) вторых, (в) пятером, (в) пятых.


_________________________________________________________________При правильном выполнении задания ответ: наречие. На экране проецируется слайд с
29 09 2014
1 стр.
Наречие отвечает на вопросы, как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени? Например: читать внимательно, встретимся завтра, очень веселый. В предложении наречия выступа
09 09 2014
1 стр.
Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых было названием части речи — "глагол"
09 09 2014
1 стр.
Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий
09 09 2014
1 стр.
Ср.: Однажды я плыл зимой на совершенно пустом теплоходе из Батума в Одессу (К. Паустовский) — зимой — наречие. Я восхищаюсь морозной зимой — зимой — существительное
18 12 2014
1 стр.
Откройте все тетради Запишите число, месяц. Сегодня 30 октября 2007 г. Сели все прямо, тетради наклоните как надо
09 10 2014
1 стр.
Цели: повторить и обобщить все изученное о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки
09 09 2014
1 стр.
Попробуем точно сформулировать задачи нашего вступительного урока по теме. Помогут нам в этом глаголы-помощники, которые мы видим на слайде: закрепить, совершенствовать, выяснить…
01 10 2014
1 стр.