Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Это интересно!

Слово "наречие" существовало уже в древнерусском языке.

Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых было названием части речи — "глагол".

Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что означает "приглаголие".


1. Замените слова в скобках наречиями.
Прийти домой (пока светло)__________________________

обсуждать (со всех сторон) ___________________________

встречать зарубежных гостей (как друзей) ___________

работать (устремясъ к цели)__________________________

находиться (на близком расстоянии)__________________

бродить в темноте (ничего не видя) __________________

задержаться (до позднего времени)_____________________

выступать (много раз с успехом)______________________

увидел (рядом с собой)_________________________________

проговорил (очень тихо) _______________________________

Слова для справок: засветло, шёпотом, всесторонне, вслепую, невдалеке, дружески, успешно, по-детски, целеустремлённо, дотемна.
2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где необхо­димо, знаки препинания. Определите синтаксическую роль наречий.




1) Страшно и скучно.

Здесь новоселье,

Путь и ночлег.

Тесно и душно.

В диком ущелье...—

Тучи да снег.

(А. Пушкин.)
2) Неохотно и несмело

Сол__це смотр__т на поля.

Чу! За тучей прогр__мело

Пр__нахмурилась земля.

(Ф. Тютчев.)
3) Лишь изредка хлюпа__т вода о пр__брежный камень и этот одинокий звук ещё более подчёркивает (н__) чем (не) нарушаемую тишину.

(А. Куприн.)

4) Белый свитер с отвёрнутым наружу воротом пр__давал ему вид немного чужеземный и, пожалуй, морской.

(К. Федин.)

5) Хозяин выпивал пять стаканов вприкуску.

(И. Соколов-Микитов.)
6) Вернулась весна в апреле — хмельная, в зипуне нарас­пашку прошлась по лугам син__ю водою налила овражки.

(И. Соколов-Микитов.)

Смысловые группы наречий
3. Выпишите из предложений словосочетания, в которых есть наречия. Определите значение наречий.

Образец. Поглядывал грозно (образа действия)


1) Ещё трава полна прозрачных слёз,

А гром вдали гремит раскатом. (А. Блок.)




2) А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна. (А. Фет.)




3) Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно! (Ф. Тютчев.)
4) Давай, земля,

Немножко отдохнём

От важных дел,

От шумных путешествий. (Н. Рубцов.)
4. Допишите в каждую строку 3—4 наречия.
Места: внизу,_____________________________________

времени: завтра, ___________________________________

образа действия: горячо, _____________________________

причины: сослепу,__________________________________

цели: назло,________________________________________

меры и степени: очень,_______________________________

Составьте с любыми из названных наречий предложения, соответ­ствующие схемам:

1) [_----- =====],и[----- =====].

2) (Когда), [ ].


5. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания.
Образец. Добросовестно — усердно (работал)

старательно (писал) —____________________________

близко —___________________________

воодушевлённо — ___________________________________

искусно —__________________________________

ласково —____________________________.______

Степени сравнения наречий
6. Найдите в предложениях сравнительную степень прилагательного и сравнительную степень наречия. Определите их синтаксическую функцию. Выделите суффиксы, при помощи которых образованы наречия и прилагательные в сравнительной степени.
1) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

(И. Тургенев.)

2) Человек твёрже камня, нежнее цветка.

(Афганская поговорка.)

3) Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще земной цветут;

На ра__вете в д__линах теплом и черёмухой

вее__т,

Соловьи до ра___вета поют.

(И. Бунин.)

4) Снега синей, снега тума___ей,

Вновь освеж__нней дыш__м мы,

Люблю деревню, вечер ра___ий

И грусть серебря___ой зимы.

(А. Белый.)


7. Вспомните, при помощи каких суффиксов и слов образуются степени сравнения наречий. Допишите таблицу и образуйте степени сравнения наречий. Какой формы у наречия не существует?



Наречия


Сравнительная степень

простая

( __, __, __, __)



составная

( ____+____)



звонко







печально







интересно







низко







строго








Наречия


Превосходная степень

простая

( ________))



составная

( ____+____)



звонко







печально







интересно







низко







строго








Фантазируем и размышляем!

8. Напишите небольшое сочинение на тему: "Мой друг и я ( Моя подруга и я"), употребив прилагательные и наречия в сравни­тельной степени. Начните своё сочинение следующими строками:



В мире не бывает одинаковых людей. Каждый человек – неповторимая личность. Вот и среди моих друзей есть такие. Я хочу рассказать о….


Морфологический разбор наречий
9. Вставьте, где надо, пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Определите значения наречий. Выполните морфологический разбор указанных слов.
Солнце высоко. Под зелё___ой развес__стой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно свежо а на крыльце уже нач__нает пр__пекать. Широкая искус__но наведё___ая за ноч_ паутина вся серебря___а от кап__лек р__сы отч__тливо каждой своей ниточкой выд__ляется на фоне густой тёмной листвы. В небе ни обл__ч__ка ни единый не двин__т__ся лист.

На том берегу за извил__стой речкой заросш__й ч__рным орешником (светло) зелёным мо­рем ход__т колыш__тся рож__. Солнце стоит высоко печ__т. В объеде___ом кустарнике в сухом медовом сене

неут__мимо неустанно ещё громче, чем ра___им утром звенят кузнечики. Звон их уд__вительно сл__вается с глубокой син__вой и (не) подвижностью сухого июль­ского дня.

(И. Соколов-Микитов.)
Общая характеристика предложения:_________________________________

_______________________________________________________________




НЕ с наречиями на -О, -Е
10. Подберите синонимы к следующим наречиям, выделите производящие основы и приставки.

нерешительно — робко

неуютно — ___________________________________________

недолго — _____________________________________________

невдалеке — ___________________________________________

не_______________________________________ — враждебно

не____________________________________________— лживо

не____________________________________________— вблизи

не_____________________________________________— глупо

не____________________________________________— дешево
11. Дополните своими примерами столбцы.

Слитно Раздельно

1) нелепо 1) не весело, а грустно

недоумевающее

______________________ _____________________________

______________________ _____________________________
2) невесело = грустно 2) далеко не интересно

_______________________ отнюдь не ______________

_______________________ вовсе не ________________

_______________________ ничуть не ______________

_______________________ никогда не______________

_______________________ нисколько не ____________




3) совершенно неинтересно

весьма__________________________

крайне ________________________

чрезвычайно____________________

очень ___________________________
Запомните!

Раздельно: не случайно

не скоро > "временной оттенок"


не мудрено

не худо


не надо сказуемые

не страшно

не стыдно
12. Раскройте скобки. Вставьте, где необходимо, буквы и знаки препинания.
1) Говорил (не) громко (не) тихо а совершенно так, как следует.

(Н. Гоголь.)

2) (Не) устанно куковала в бору кукушка.

(М. Пришвин.)

3)Пут__шестве__ник пр__выкший бродить по полям и лесам страны нашей в горном лесу чу__ствует себя (не) уютно.

(И. Соколов-Микитов.)

4) В Крым, вероятно попаду (не) скоро.

(А. Чехов.)

5) Работал Леонтьев хорошо но (не) постоянно и на него были жалобы.

(В. Шкловский.)

6) Пришёл жаркий час снег (не) заметно подта__вает.

(М. Пришвин.)

7) Мы идём (не) спешно ступая по сырой, скольз__кой тр__пинк__.

(И. Соколов-Микитов.)

8) (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться.

9) Волчата втроём нападали на щенка и визжа от восторга стали кусать его (не) больно а в шутку.

(А. Чехов.)




ЗАПОМНИТЕ!

Слитно Раздельно

неподалёку не сразу

невдомёк не вдруг

невзначай не везде

невдалеке не больше

ненароком не всегда

не здесь

не слишком

не вправе

не вполне

не хуже всех - сравнительная степень

не лучше всех -

не по-товарищески - наречия с дефисом

не по-дружески -
13. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
1 ) На свете чудеса ра____ея____ы повсюду да (не) везде их всякий пр__мечал.

(И. Крылов.)

2) А по почте полевой (не) быстрей идут (не) тише письма старые домой.

(А. Твардовский.)

3) Калитку отворив чуть-чуть выходит девушка (не) смело.

(Н. Некрасов.)

4) Мы свалить (не) вправе вину свою на жизнь.

(Н. Рубцов.)

5) Кусака убежала на край сада и оттуда (не) отступно гл__дела на видимый ей уголок те(р, рр)асы.

(Л. Андреев.)
14. Составьте со словами, данными для запоминания, 3-4 предложения. Включите в них причастные и деепричаст­ные обороты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Приставки НЕ и НИ в отрицательных наречиях
15. Ответьте на вопросы, употребив отрицательные наречия.

а) где? нигде негде

когда?________________________________________________

откуда?_______________________________________________

зачем?________________________________________________

как? _________________________________________________

сколько? _____________________________________________
Ответьте на вопросы, употребив отрицательные и неопределённые местоимения

б) кто?________________________________________________

с кем?_________________________________________________

о ком ?________________________________________________

о чём?__________________________________________________

каким?_________________________________________________

16. Раскройте скобки, вставьте буквы, укажите отрица­тельные местоимения и отрицательные наречия.


1) (Н__) чего бы (не) слышать, (н__) чего бы (не) видеть — вот чего он желал.

2) Газет он (не) получал, (н__) (с) кем в переписке (не) состоял, и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, (н__) откуда иметь (не) мог.

(М. Салтыков-Щедрин.)

3) Она (не) ощущала (н__) какой особе____ой боли, (н__) (на) что (не) жаловалась, а просто (не) могла встать.

(М. Салтыков-Щедрин.)

4) Хоть век его (не) будь, (н__) чуть (не) пожалею.

(И. Крылов.)

5) (Н__) когда на моей памяти (н__) какие (не) мощи (не) выводили его из строя, (не) лишали рабочей формы и (н__) когда в жизн__ я (не) слышал от него (н__) каких жалоб.

(М. Алигер.)
17. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора орфограмм.

(Н__) откуда ждать, (н__) (с) кем говорить, он здесь (н__) (при) чём, (н__) зачем спорить, (н__) чуть не жаль, ездить (н__) зачем, (н__) (о) ком

и (н__) (о) чём не думает, (н__) (на) что ра(с,сс)читывать, (н__) для кого стараться, (н__) (в) чем выйти, (н__) когда не ругаться, (н__) чем не стеснять себя, (н__) чем хвалиться, (н__) кого не видит, (н__)(за) чем не ходи.

Н и НИ в наречиях на -О и -Е
18. Образуйте наречия от следующих слов. Обратите внимание на правописание н и нн в наречиях.




Иску__твенный -» иску__твенно

медле____ый ->_____________________

серебря____ый —>_________________

стекля____ый —> .____________________

кожа____ый —>___________________

испуга____ый —»___________________

взволнова___ый —>________________

ветре___ый -»________________________

пута___ый —>________________________

запута____ый —>__________________

идеалъ____ый —>_____________________

традицио___ый ->____________________

От каких прилагательных вы не смогли образовать наречия? Почему?

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________
19. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова? Определите их синтаксическую роль. Вставьте буквы, раскройте скобки.
1) Путешестве___ики напряжё____о смотрели вдаль.

2) Лицо у моего собеседника было напряже____о.

3) Животное испуга___о охотником.

4) Мальчик испуга____о смотрел на пр__бл__жаю-щ__йся поезд.

5) Получе___ое на старте пр__имущество было спортс­меном постепе___о растеря____о.

6) Девочка выглядела очень растеря____о.

7) Принимаемое решение было заранее взвеше____о и тщательно обдума____о.

8) Спасатели действовали в чрезвычайной ситуаци__ взвеше___о и обдума___о.
20. Сформулируйте и запишите правило написания н и нн в разных частях речи.

В кратких прилагательных пишется_______________

Краткие прилагательные отвечают на ?:_____________

В предложениях они являются_______________________

В кратких причастиях пишется___________________

В предложениях они являются______________________

В наречиях образа действия пишется _________________

Наречия отвечают на ?__________________и являются
21. Подберите к наречиям антонимы. Запишите их.
Собрание прошло буднично — торжественно

Ученик поступил обдуманно —______________________

Гром гремел резко — ________________________________

Товарищ толкнул тебя нечая___о —__________________

Ты поступил тактично — _________________________

Сын выслушал отца безропотно — __________________
Составьте с 2—3 наречиями предложения, включив в них обособленные определения.
22. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.



а) Сделать мгнове___о, произнести огорчё___о, взгля­нуть удивлё___о, беше___о ск__катъ, идти медле___о, иску___но выл__пить, в поле пусты___о, сегодня безветре___о, на улице ветре___о, ране___ы в плечо,

тяжело контуже___ы, исти___ый герой, кричали горта___о, выкова___ы из мета___а, платье дли___о, говорил дли___о и запута___о.

б) Отвечать (не) увере___о, чу__ству__шь себя (не) плохо, далеко (не) весело вздыха__те, (не) весело, а совсем грус__но, тема ра__крыта2 (не) полно, проблема и(с,сс)ледова__а далеко (не) полно, мнение о нём очень (не) лестно, посмотрел (не) доверчиво, ему (не) страшно, (не) мудрено увид__ть, (не) страшно находиться, совершенно (не) обычно, идти было (не) возможно, мне было (не) весело, но спокойно, (не) по-летнему холодный день, идти (н__) чуть (не) страшно.


Распределите слова по двум столбикам.



в) (Н__) куда (не)тороп__шься, (н__) где (не) увид__л, (н__) (за) чем было ост__навливатъся, (н__) как (не) мог yсп__коитъся, (н__) когда (не) завис__л,(н__) (от) куда (не) узнаешь, (не) (от) куда брать, (н__) (в) какой сфере, (н__) чем не известен, (н__) (о) чём не шепч__тся, (н__) чего (не) предпр__нимают, (н__) (в) чём не замеш__к.
Отрицательные наречия Отрицательные местоимения

_____________________ ________________________

_____________________ ________________________
2.Объясните графически написание н и нн в следующих словах:




растеряно — растерянно

испугано — испуганно
Составьте предложения с каждым из слов, осложнив их одно­родными членами предложения.
3. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните полный разбор предло­жения, обозначив части речи и члены предложения.
а) Войска шедшие ночью (не) торопились и двигались медле___о и степе___о.

Общая характеристика: ____________________________________________

_______________________________________________________________

б) Неожиданно кончился лес и распахнувшись до дальнего синего неба внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.

Общая характеристика: ___________________________________________

________________________________________________________________

4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу.
Укоризненно __________________________________________

Незаслуженно_______________________________________

растерянно__________________________________________

издалека______________________________________________

бесполезно_____________________________________________

неоткуда______________________________________________
5. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Графически докажите верность своего ответа.
Озеро взволновано (____________) бурей.

Оратор говорил взволнованно (______________).

Все участники торжественного вечера были очень взволнованны (______________).
6. Составьте предложения со словами:
а) рассеянно, рассеяны, рассеянна;

б) сосредоточенно, сосредоточены, сосредоточен.
7. Замените фразеологизмы наречиями.

Как с луны свалился___________________________________

Жить душа в душу______________.______________________

Комар носа не подточит__________

Как по маслу__________________________________________

Как с гуся вода_________________________________________
ФАНТАЗИРУЕМ И РАЗМЫШЛЯЕМ!

23. Напишите сочинение на одну из тем: "Я иду в библиотеку" или 'На уроке физкультуры". Включите в своё сочинение наречия.

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

О и Е после шипящих на конце наречий
24. Дополните словосочетания наречиями с суффиксами -о или -е.

Выступать в концерте_________________________________

танцевать ____________________________________________

ненавидеть врагов отчизны____________________________

приветствовать друзей _______________________________

отвечать на экзамене__________________________________

говорить______________________________________________

выглядеть _____________________________________________
Прилагательные, от которых необходимо образовать наречия:

блестящий, жгучий, горячий, неуклюжий, вызывающий, певучий, хороший.
25. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
а) А в старом п__лисаднике темно

Свеж__и сладко пахн__т можжевельник

И сонно-сонно свет__тся сквозь ельник

Серпа зелен__ватое пятно.

(И. Бунин.)

б) Одна из волн игриво вскатывается на берег и вызывающ__ шумя ползёт к голове Рагима.

(И.Бунин)

в) Заснеже___ые купола и пики лучились могуч__ и свеж__.

(А.Алдан-Семенов.)

г) Насторожившаяся ночь темна и тиха в разных местах зловещ__ стоят зарева.

(А. Серафимович.)

Графически объясните написание о - е на конце наречий после шипящих. Определите синтаксическую роль наречий.



Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-

26. Из приставок, суффиксов (-а, -о ) и корней составьте наречия. Запишите их, обозначив приставку и суффикс.






из- -сух-

до- -чист-

с- -лев-

на- -давн-

за- -прав-

в- -желт-

из- -долг-

до- -бел-

________________________________________________________________

______________________________________________________________


27. Дополните таблицу.

__________________

__________________ ----------- суфф.

__________________


___________________

___________________ ---------- суфф. -о

___________________

Подумайте, как иначе можно графически представить это правило.
28. Распределите по двум столбикам наречия в зависи­мости от способа словообразования.
Доверчиво, докрасна, справа, вправо, сгоряча, запросто, наскоро, достаточно, издавна, засветло, скованно, заново, извилисто, сдавленно,

исступлённо, дотемна, доверительно, сосредоточенно, досконально.


Приставочно-суффиксальный Суффиксальный

__________________________ ___________________

__________________________ ____________________

___________________________ ___________________


29. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор суффиксов.


Принять гостей запрост__, чернели направ__ и налев__, клюют дотемн__, раск__лилось добел__, разгорелось докрасн__, изредк__ вспоминаешь, гудели справ__и слев__, поглядывал искос__, издавн__знаком, сгоряч_ обид__л, отстро__л дом занов__, упал замертв__, сослеп__ не заметил, наелся досыт__, досрочн__прог__л__совал, отвечал сбивчив__, наглух__ закрыты, перешить нанов__, беречь честь смолод__.

Дефис между частями слова в наречиях
30. Раскройте скобки и распределите слова по группам.

1) по- + -ому, -ему:

2) по- + -и :

о,) во-, в- + -ых, -их :

4) кое-:

5) -то, -либо, -нибудь :

6) корень + корень

(По) русски, (по) птичьи, (кое) где, где (нибудь), (по) французски, (во) вторых, (по) летнему, (по) моему, (по) немецки, чуть (чуть), (по) товарищески, тихо (тихо), откуда (то), (в) третьих, (по) прежнему, (по) старому, едва (едва), (по) видимому, (по) зимнему,

(по) старинному, (кое) когда, (во) первых, откуда (нибудь), где (либо), еле (еле).

31. Распределите словосочетания по двум столбикам.


(По) новому шоссе, жить (по) новому, беспокоиться (по) пустому, (по) прежнему пути, (по) осеннему лесу, пахло (по) осеннему, поделиться (по) братски, договориться (по) хорошему, холодно (по) зимнему, (по) зимнему пути, говорить (по) русски, (по) русскому языку, идти (по) пустому переулку, (по) французскому обычаю, (по) французски говорить.
с наречиями с прилагательными

________________________ _________________________

________________________ _________________________

________________________ _________________________


32. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте запятые. Определите синтаксическую роль омонимичных слов.
1) Я медле___о иду (по) осеннему лесу любуясь ж__лты ми красными золотыми красками осени слушаю ш__рох листьев под ногами.

(В. Кетлинская.)

2) Снов__ уст__новились тёплые но уже иные, (по) осеннему молчаливые дни.

(В. Кетлинская.)

3) Долго мы ходили с друзьями (по) ночному городу прислуш__ваясь к его звукам и ш__рохам.

4) Прямая освещ_____ая фонарями улица уводила в город (по) ночному тихий пусты____ый и (не) знакомый.

(А. Чешкова.)

5) И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч__ (по) прежнему и работает за четверых (по) прежнему и (по) прежнему важен и степенен.

(И. Тургенев.)

6) Долго шли мы (по) прежнему пути (не) надеясь на встречу с ними.
33. Придумайте предложения со словами и запишите их.
По-моему — по моему

во-первых — во (в) первых

по-хорошему — по хорошему
Включите в предложения деепричастные и причастные обороты.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

34. Образуйте от существительных наречия с приставками и без приставок.






Дом — дома, утро —____________, осень — _____________,

гурьба — __________, ш__пот — __________, конец —

_____________, время — ____________, брод — __________,

слух — _____________, тайна — ____________, глубь —

_______________, миг —____________, даль —____________.
С образованными наречиями придумайте и запишите 5 пред­ложений.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________



__________________________________________________________________
35. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Графически объясните правописание омонимичных слов. Расставьте пропущенные запятые.
1) (В) конец обессил__в я отшвырнул лопату.

(Ю. Нагибин.)

2) Река светилась как бы изнутри из своей глубины и переливаясь из конца (в) конец бл__стела (густо) синей лентой, таинстве____ой и (холодно) сказочной.

(В. Распутин.)

3) Влев__, бе__конечно далеко (в) глубь, ра__тилалисъ засе__(н,нн)ые поля.

(М. Горький.)

4) Туркмены складывали кибитки и бежали (в) глубь степей.

(К. Паустовский.)

5) (В) дали полуночной, безвольной, это смолкнувший звон колокольный.

(В. Брюсов.)

6) Но и (в) дали, в краю чуж__м,

Я буду мыслию всегдашней

Бродить Тригорского кругом,

В лугах у речки над холмом

В саду под сенью лип домашней.

(А. Пушкин.)

7) И мир бе__конечно для него ра__ширился (в) глубьи (в) ширь.

(Г. Серебр якова.)

8) Он направлялся (в) глубь безлюдной впадины по дну древнего моря спеша и бе__покоясь.

(А. Платонов.)

9) Мужики явились рано (по) утру всей деревней.

(И. Соколов-Микитов.)

10) (По) утру можно определить погоду на весь день.

(И. Соколов-Микитов.)

11) Мы (на) силу пр__одолели внезапное пр__пятствие.

(К. Федин.)

12) (На) силу его мы уже не надеялись.

13) Все от__езжающие пр__были на вокзал (во) время.

14) (Во) время (научно) и(с,сс)ледователъской эксп__диц__и были сделаны ун__кальные открытия.
36. Придумайте предложения со следующими парами слов и запишите их.
Сначала (когда?) — с начала (чего?)

наудачу (как?) — на удачу (какую?)

ввысь (куда?) — в высь (чего?)

навстречу (куда? как?) — на встречу (с кем?)

втайне (как?) — в тайне (в чём?)
38. Раскройте скобки.
Провести время (в) пустую, побежали (в) рассып­ную, сложить (в) четверо, идти (по) двое, разделить (на) двое, поглядел (в) верх, беспокоиться (по) пусту, (по) долгу не видеться, сидели (в) двоём, работать (в) ручную, сказать (в) открытую, идти (на) мировую, набирать скорость (по) немногу, побежал (в) при­прыжку, (в) век не забудь, посмотрел (в) даль, смеяться (до) упаду, разделить (на) семерых.
ЗАПОМНИТЕ!

Слитно Раздельно

внутри без просыпу

восвояси без толку

вразбивку до зарезу

врасплох на лету

всерьёз на скаку

вскользь на ходу

дотла на четвереньках

исподтишка в сердцах

навытяжку до смерти

наизусть в одиночку

поодиночке

39. Распределите словосочетания по трём группам. При выполнении этого задания в случае затруднения обращайтесь к словарю.

1) Наречия с приставками, которые пишутся слитно.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2) Наречия, пишущиеся раздельно.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3) Словосочетания, в которых нет наречий.

_______________________________________________________________

________________________________________________________________
Идти (на) пропалую, отвечать (на) обум и (не) впопад, бежать (в) одиночку, (во) время перемены, приходить (во) время, опуститься (на) корточки, схватить (в) охапку, выступать (в) первые, (в) первые минуты встречи, прощаться (на) век, говорить (без) устали, покинуть (на) веки город, сделать (в) тайне, сохранить (в) тайне, идти (по) одиночке, вспоминать (в) послед­ствии, рубить (с) плеча, свешивался (с) плеча охот­ника, увидеться (на) утро, перенесли (на) утро, петь (по)тихоньку, (по) истине справедливо.



Мягкий знак после шипящих на конце наречий
40. Придумайте словосочетания со следующими наречиями и запишите их.




Вскачь, наотмашь, навзничь, сплошь, замуж, прочь.

Составьте 2—3 предложения с придуманными словосочетаниями.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_____________________________________________________________


41. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и рас­ставьте знаки препинания.


1) Птица сплош__ покрывает просторную площадь залива.

(И. Соколов-Микитов.)

2) Фрося отв__рила настеж__окно и услышала губную гармонию которую она совсем забыла.

(А. Платонов.)

3) Он подош__л к поручику и наотмаш__ударил его по лицу.

(К. Паустовский.)

4) Вот первая себе без шуму и шажком плетётся другая вскач__ несётся.

(И. Крылов.)

5) Закажи Балде службу чтоб стало ему невмоч__.

А требуй чтобы он её исполнил точъ (в) точъ

Тем ты и лоб от расплаты избавит__

И Балду-то без расплаты отправит.__

(А. Пушкин.)

6) Вадим круто повернул в сторону отбежал проч__ слез пр__вязал коня к толстой берёзе и сел на землю.

(М. Лермонтов.)
Выпишите словосочетания с наречиями, определите их значение.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

42. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.



1. Наконец миновав болота мы пересекли (не)большую но глубокую реч__нку которую без риска и не перейдёшь (в) брод.

Мало (по) малу дорога стала поднимат__ся и мы въехали в лес. Сторона (по) видимому была глухая. Пошла сплош__ одна сосна. Но вот сосна стала (по) немногу редеть и сквозь стволы проглядывала не (в) далеке равнина. (По) осеннему пахло сыростью. (В) дали что (то) блес__уло но (на) столько (не) ясно что (ни) как нельзя было рассмотреть, что это такое. (По) напрасну всматривались мы (в) даль (на) встречу нам поднимался туман.

После одного крутого пов__рота мы увидели мельничную пл__тину.

При нашем прибл__жени__ к мельниц__ десятки ворон с криком разлетелись (в) рассыпную, неожида____о залаяла собака и (в) первые за весь день мы остановились у человеческого жилья.
2. Вставьте пропущенные буквы.
Говорить взволнова___о, взглянуть рассея___о, семена рассея____ы ветром, облегчё___о вздохнуть, общество удивле____о, спросил удивлё___о, спорили возбуждё___о, письмо написа____о а(к,кк)уратно, кольцо це____о.




3. Выполните разбор по составу.
1) Думать по-прежнему2.

2) Поступить преднамеренно2.

3) Попросту2 сказать.

4) Говорите погромче2.

5) Разделить на пятерых2.
4. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограмм.
Слыш__тся (из) далек__, выт__рать (до) сух__, вернуться (за) светл__, пересказать (до) словн__, об__яснить (до) ходчив__, освещается (из) редк__, сгорело (до) чист__, смотрел доверчив__, изучить доскональн__, к__снутъся (с) легк__.
5. Раскройте скобки.

Стоит (на) искосок, разделить (на) двое, встать (на) цыпочки, уехать (за) границу, бороться (в) одиночку, идти (по) одному, изменилось (в) миг, вспоминать (в) последствии, выучить (на) изусьъ, схва­тить (на) лету, толкнуть (ис) (под) тишка, испугал (до) смерти, принять (в) серьёз, петь (в) (пол) голоса.
6. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Выполните полный разбор предложения.
Генерал чуть (чуть)3 было усмехнулся но подумал и пр__остановился оглядел ещ__ раз своего гостя (за) тем указал ему на стул сел (не) сколько (на) искось3 и в (не) терпел__вом ожидани__ повер­нулся к князю.

(Ф. Достоевский.)

7. Определите, в каких предложениях неправильно употребляется наречие "обратно". Исправьте эти пред­ложения.


1) Но силой ветров от залива преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива.

__________________________________________________________________

2) Мой товарищ обратно выполнил задание плохо.

__________________________________________________________________

3) Мы вчера были в лесу, завтра обратно пойдём.

_________________________________________________________________

4) Командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно.

_______________________________________________________________

5) Обратно дует ветер.

_________________________________________________________________

8. Замените наречие фразеологизмом.



Сильно краснеть — до корней волос;

крепко спит —_____________________________________

быстро скакать — _________________________________

быстро бежать — __________________________________

громко кричать — __________________________________

хорошо знать —____________________________________

мало — ____________________________________________

встать рано —_____________________________________

сделать плохо —____________________________________

близко —

43. ЕСЛИ ТЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ!


1. Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку до-?

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Вспомните, что такое паронимы? К каждому из указан­ных паронимов подбери синонимы. С паронимами составьте словосочетания.


Образец. Безответно — безответственно.

Безответно — не получая отклика, ответа.

Чувство его к ней было______________________________

Безответственно — халатно, разгильдяйски.

Ведёт себя разгильдяйски.

Этично — эстетично

________________________________________________________________

______________________________________________________________

Убедительно — убеждённо

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Удивлённо — удивительно

_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Продолжите "цепочку" наречий.
Вдали, извне,_______________________________________

________________________________________аккуратно.

Придумайте и запишите свои 2—3 "цепочки".

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________



________________________________________________________________
4. "Четвёртый лишний".
а) (Во,) первых, (во) вторых, (в) пятером, (в) пятых.

________________________________________________________________

б) (В) пустую, (в) слепую, (в) открытую, (в) плотную.

_________________________________________________________________

в) (По) пусту, (по) напрасну, (по) новому, (по) просту.

__________________________________________________________________

Урок русского языка (7 класс) Тема урока: Наречие как часть речи. Группы наречий по значению

При правильном выполнении задания ответ: наречие. На экране проецируется слайд с

85.12kb.

29 09 2014
1 стр.


Наречие Наречие- это самостоятельная часть речи, которая включает слова, обозначающие признаки действий или признаки признаков. Наречие отвечает на вопросы, как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?

Наречие отвечает на вопросы, как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени? Например: читать внимательно, встретимся завтра, очень веселый. В предложении наречия выступа

28.95kb.

09 09 2014
1 стр.


Наречие как часть речи

Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых было названием части речи — "глагол"

244.27kb.

09 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 7 классе по теме: «Наречие как часть речи»

Дать определение наречию. Акцентировать внимание учащихся на общем грамматическом значении наречий

108.22kb.

09 09 2014
1 стр.


Разграничение омонимичных частей речи Наречия и другие части речи

Ср.: Однажды я плыл зимой на совершенно пустом теплоходе из Батума в Одессу (К. Паустовский) — зимой — наречие. Я восхищаюсь морозной зимой — зимой — существительное

66.11kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок русского языка в 4 классе. Тема : наречие. Цели : Дать первичное понятие о наречии, как о части речи

Откройте все тетради Запишите число, месяц. Сегодня 30 октября 2007 г. Сели все прямо, тетради наклоните как надо

173.34kb.

09 10 2014
1 стр.


Разработка урока по русскому языку в 7 классе Наречие. Повторение изученного материала

Цели: повторить и обобщить все изученное о наречии как части речи; закрепить приобретенные при изучении темы знания, умения, навыки

51.94kb.

09 09 2014
1 стр.


Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

Попробуем точно сформулировать задачи нашего вступительного урока по теме. Помогут нам в этом глаголы-помощники, которые мы видим на слайде: закрепить, совершенствовать, выяснить…

36.27kb.

01 10 2014
1 стр.