Перейти на главную страницу
1
Формат научной статьи в журнале не предполагает включения в текст аудиовизуального материала, читателю не перейти непринужденно по ссылке, и потому придется начать с описания - описания роликов в YouTube, самом популярном, демократичном и простом в использовании Интернет-портале для циркуляции любительского видео. Система YouTube устроена таким образом, что любой короткий (как правило, пять, максимум десять минут) аудиовизуальный материал, не защищенный копирайтом (от фрагментов старых фильмов, телепередач, музыкальных видео, модных показов до домашней съемки и личных фотографий) может быть выложен на этот портал любым пользователем, любым же пользователем просмотрен и даже внесен в свои «фавориты» или в один из самостоятельно сформированных плей-листов. Ролики, таким образом, не существуют в изоляции, все они открыты немедленным публичным реакциям, вплоть до перемонтирования и переозвучки, они участвуют в различных конкурсах и рейтингах, они все вместе формируют пеструю современную ярмарку кинематографических образов, к которым пользователь получает доступ в относительно новом, мультимедийном и интерактивном режиме1. В YouTube не редкость сочетание в одном ролике разных типов медиа, например рисунков и фотографий, фрагментов фильмов и повседневной съемки, да и сами YouTube’овские ролики тоже легко отправляются в плавание по другим Интернет-формам (когда их переносят, к примеру, в блоги, сопровождая комментариями или выстраивая подборку, отвечающую какой-то логике автора). Давайте бегло «просмотрим» две такие подборки, предоставляющие необходимый материал и отправную точку для моего исследования.
Первая подборка - это самые популярные ролики 2007 года, номинированные и победившие в конкурсе «YouTube Video Awards 2007» - в предельно демократичном, всеобщем открытом зрительском голосовании. Номинаций двенадцать, в каждой из них представлено по пять коротких видео, все представленные и победившие видеоролики чем-то особенно хороши – хотя в глаза бросается и безусловная, подчеркнутая репрезентативность материала. Так, ролик «Итан хохочет», победивший в категории «милых» видео («adorable»), показывает нам смех ребенка – и это всего лишь самый «милый» ребенок из десятков, если не сотен «милых» смеющихся детей, чей хохот и улыбки выложены в YouTube их гордыми родителями. А ролик из категории «свидетельство» под названием «Невероятное торнадо», снятый группой профессиональных stormchaser-ов, «охотников за ураганами» – один из множества роликов с изображением торнадо, града, ураганов и цунами, свидетелями которых то расчетливо, то абсолютно случайно становятся люди с видеокамерами в руках. Итак, ребенок пять минут хохочет перед камерой – это и есть предмет и сюжет фильма. «Охотники за торнадо» не могут сдержать криков восхищения при виде возвышенного природного зрелища, принимают меры безопасности – и в то же время стараются подобраться к торнадо поближе и поймать как можно более выразительный кадр. В номинации «милое видео» мы видим еще кошку, три минуты играющую на пианино. В номинации «спорт» можно посмотреть на неожиданный неправдоподобно высокий прыжок с места вверх в исполнении спортсмена-штангиста и на то, как скейтбордист катается в чаше, переполненной воздушными шариками. В номинации «комедия» побеждает скетч театра кукол-перчаток, веселая и немного циничная пародия на «Гарри Поттера». В номинации «креатив» - игра тетрис, где вместо привычных разноцветных шариков вставлены фотографические человеческие фигурки. Один из роликов в этой же номинации показывает нам человека, поющего перед камерой песню сначала задом наперед, а потом в естественном режиме, в сопровождении лопающихся и «восстанавливающихся» воздушных шариков. Надеюсь, что большинство читающих этот текст имели возможность когда-нибудь видеть один из ранних фильмов братьев Люмьер «Разрушение стены» - который был, как утверждают историки, по ошибке пущен на показе задом наперед, и стена «собралась» из пыли и обломков на глазах изумленных зрителей – после чего Люмьеры всегда включали в программу этот фильм дважды, в прямой и сразу же вслед за этим в обратной последовательности.
Но вернемся в современность. Вот номинация «инструкции»: приятный молодой человек объясняет, обращаясь к зрителям с экрана, как собрать кубик Рубика («магия и ее полное разоблачение»). Номинация «короткий фильм»: побеждает социальная драма, где девочка рассказывает нам свою историю от первого лица, но следом за ней опять идет ролик, выстроенный по принципу люмьеровского «разрушения стены»: двое рэперов сначала здороваются, а потом прощаются зеркальной серией танцевальных жестов. Ну и так далее. Миллионы людей по всему миру (судя по статистике YouTube, один только ролик «Итан хохочет» был просмотрен с момента своего появления в сети почти 15 миллионов раз!) снимают, смотрят и голосуют – а значит, можно утверждать, любят, хотят видеть и умеют ценить, - то, что представляют нам эти как правило совсем простые в исполнении, дешевые, технически непритязательные и зачастую некачественные фильмы, которые и фильмами-то назвать получается с некоторым усилием – настолько они далеки от современных профессиональных продуктов кино как индустрии развлечений. То есть люди любят, хотят видеть и ценят несколько составляющих кинематографического и около-кинематографического зрелища, которые я и предполагаю сделать предметом обсуждения в своем тексте - как ряд характеристик, отвечающих потребностям современного зрительского восприятия, позволяющих описать и проанализировать актуальную антропологию зрения.
Среди этих характеристик прежде всего особая темпоральность кинематографического события: его стремительный характер, его уникальность «здесь и сейчас», его вписанность в ситуацию запечатленного свидетельства и потребность свидетеля разделить личный опыт с потенциальным сообществом зрителей (свидетелю урагана одинаково важно и наблюдать ураган самому, и заснять это мимолетное единичное событие, вместе со своей реакцией, на пленку, выложить в Интернет, насладиться восторженными комментариями). Затем, его «магическая», иллюзионистская составляющая, в сочетании с обязательным требованием простоты трюка, его подчеркнутой кустарности – технически сложным спецэффектам нет места в этом пространстве, где симпатии зрителей отданы простейшим приемам и предполагают доверие к любой самой высокой степени условности, готовность принимать правила игры народного театра, балагана, цирка, или радоваться самым базовым кинематографическим приемам, помещенным в ситуацию остранения, словно бы изобретенным впервые как какое-то особенное средство воздействия (в этой роли часто выступает ускоренная съемка или трюковый монтаж с исчезновением предметов). Главное, чтобы в результате был произведен эффект удивления, спровоцирован вздох, задержка дыхания или хохот – любая резкая реакция разрядки. И неожиданность, которая эту реакцию провоцирует, организуется тем вернее, тем эффектнее, чем более элементарны первоначальные условия, неожиданностью решительно преодолеваемые. Требование простоты, обусловленное и технически, и экономически, и социально (Интернет и любительская видеосъемка – средства повышенной социальной доступности, они не предполагают серьезных барьеров по овладению своим языком, а технические средства, обеспечивающие их функционирование, непрестанно развиваются и дешевеют) приводит также к тому, что зритель YouTube’овских роликов словно «подписывает» согласие на возвращение к самым ранним стадиям развития кинематографического языка: значительная часть роликов, оказавшихся в числе победителей, и вообще огромная часть роликов, функционирующих в YouTube, если речь не идет о фрагментах профессиональной продукции, вообще не несут на себе следов монтажа, снимаются неподвижной камерой или грубо скачущей ручной камерой, само изображение может быть очень невысокого качества. На фоне этого соскальзывания кинематографических средств в первоначальную простоту любой заметный прием начинает восприниматься как прием многократно усиленный, а неожиданная оригинальность одного монтажного стыка на весь фильм существенно перевешивает все то, что мог бы продемонстрировать в заданном формате чуть более продвинутый монтажер.
Наконец, последняя группа существенных характеристик, также неразрывно связанная со всем предыдущим, может быть обозначена как обращенность к «здесь-и-сейчас» присутствующему сообществу, как подчеркнутая видимость и того, кто снимает, и того, кто смотрит (комментирует, пользуется инструкцией, переозвучивает предложенный материал по-своему, и т.д.). Сосуществование демонстратора и зрителя в их обоюдной видимости изначально опирается на многообразно предзаданные условия солидарности. Это и солидарность интереса – можно сказать, любопытства – к частному пространству других людей, готовность подивиться чужим успехам, оценить песню или акробатический номер, карнавальный костюм или пирог; солидарность общей страсти, ведущая к созданию сообществ фанатов музыкальных групп, фильмов, тех или иных хобби (например, сообщество любителей паркуров); солидарность смеха, которая подкармливается тысячами выложенных в YouTube «приколов» и дурачеств собственного и чужого производства; солидарность бесплатного совета, бескорыстной помощи («я просто так расскажу вам, как собирать кубик Рубика, ведь я это умею»), частично завязанная, разумеется, на возможности стать популярным, которую потенциально обеспечивает YouTube как средство массовой коммуникации – но эту мотивацию нельзя назвать ни единственной, ни даже основной. Это и солидарность равенства возможностей, отсюда такая востребованность самых простых и вместе с тем оригинальных решений – здесь задействовано утопическое качество аудиовизуального пространства Интернета, фиксируемое не только в случае с YouTube, но и в случае тех же блогов или многочисленных чатов и форумов. Утопическая мотивация освобождения из-под контроля капитала, хотя бы частичного снятия с месседжа его коммерческой рекламной нагрузки логично соединяется с негативным отношением описанных мною пространств к понятию цензуры2, с их относительной вольностью, распространенностью в них черного юмора и всех видов «неполиткорректности», как в аудиовизуальном материале, так и особенно в не контролируемых ничем зрительских оценках. Ну и так далее. По совокупности характеристик определить и описать это аудиовизуальное пространство языком современной кинотеории кажется возможным в первую очередь, если не исключительно, с помощью понятия, которого я до сих пор намеренно избегала и которое станет в дальнейшем одним из ключевых понятий моей статьи – «кино аттракционов».
Желание увязать вопрос о современной антропологии зрения с проблематикой раннего кино обязывает меня посмотреть в том числе на то, как само раннее кино представлено в пространстве современной аудиовизуальной культуры. Прибегнуть и в этом случае в том числе к помощи YouTube целесообразно потому, что именно в этом пространстве (а также в Интернете в целом) мы можем сегодня получить самые полные и качественные сведения не только о спонтанном производстве аналогов раннего кино обычным зрителем, но и о восприятии самих первых фильмов. Именно в YouTube и на любительских Интернет-сайтах раннее кино присутствует как объект относительно свободного интереса и как способ выстраивания определенного рода высказываний10.
Но давайте все же посмотрим на вторую подборку роликов в YouTube, собранную в «фаворитах» уже лично мной – подборку, которую можно было бы назвать «раннее кино возвращается». Ее основу составляет раннее кино, которого в YouTube выложено на удивление много14. Там присутствуют практически все самые известные фильмы пионеров кинематографа: Жоржа Мельеса, братьев Люмьер, Томаса Эдисона, Эдвина Портера, Джона Вильямсона, плюс изрядное количество редкостей, носящих, к тому же, очевидные следы самостоятельной работы зрителей с материалом, понимания того, с чем они имеют дело. Так, например, поклонники раннего кино выкладывают в YouTube как отдельную единицу просмотра двухсекундный фильм «Падающая кошка», составленный из хронофотографий Этьена-Жюля Маре, а также собирают в небольшие фильмики фотографии Эдварда Мьюбриджа: его знаменитых скачущих лошадей, играющих спортсменов и женщин с кувшинами. В YouTube широко представлены actualities15, самого разного свойства, они по-разному группируются и заявляются теми, кто их выкладывает: иногда просто воспроизводится логика или фрагмент ДВД, с которого взят материал, иногда же пользователи сами создают и обсуждают у себя тематические подборки, например «Нью-Йорк в начале ХХ века». Комментарии под роликами с ранним кино, то ироничные, то восхищенные, позволяют прямо зафиксировать основные эмоции, переживаемые по этому поводу современным зрителем.
Исследование выполнено при поддержке Научного Фонда гу вшэ. Индивидуальный исследовательский проект 07-01-148 «Киноантропология современности: раннее кино как теоретическая проблем
13 10 2014
2 стр.
Все истинные киноманы относятся к кино одинаково. Каждый дилетант относится к кино по-своему
16 12 2014
1 стр.
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта 2007 года Научного Фонда гу-вшэ
23 09 2014
1 стр.
Данное явление можно трактовать как проявление исторической памяти см об этом подробнее: [Богословская 2004], как результат длительного сохранения параллельных лексических единиц в
23 09 2014
1 стр.
Шукшина как мир единства человека и природы, как слитность времени прошлого, настоящего и будущего на фоне всепобеждающего человеческого чувства любви
10 10 2014
1 стр.
Выполнено по заказу Всемирного фонда природы в рамках программы «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления Европейской политики д
30 09 2014
19 стр.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ргнф в рамках научно-исследовательского проекта ргнф ("Инвестиционные процессы в высшем образовании России: региональный и отраслево
23 09 2014
1 стр.
На самом деле "феминистская критика" не эпитет (ее успешно практикуют и мужчины, например, Ричард Дайер в Англии), а термин. Как известно, ее Лесбосом в пространстве и времени стал
14 12 2014
1 стр.