Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2




\
Оренбургская область

Оренбургский район

МОУ «Нежинский лицей Оренбургского раона»

ТЕМА:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ПАСТЕЛЬ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ»

Выполнил: Чупрынина Елена Валерьевна, учащаяся 8в класса

Научный руководитель: Колосок Г.И., зам.директора лицея по НМП, учитель высшей категории

Руководитель:
Никуленко Наталья Владимировна,
учитель ИЗО первой категории

Нежинка

2009 г

О

шщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс




Оглавление
Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1. История пастельной живописи. ---------------------------------------------5

    1. Техника пастель. Истоки и развитие. ----------------------------------------- 5

1.2 Развитие техники пастель в России. --------------------------------------------- 13
Глава 2. Техника и процесс живописи. --------------------------------------------- 24
2.1. Возможности пастельной живописи -------------------------------------------- 24

2.2. Методика работы пастелью. ------------------------------------------------------ 28


Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 32
Библиография --------------------------------------------------------------------------- 33
Приложения ------------------------------------------------------------------------------ 34
Введение

Чувство прекрасного, потребность в красоте живут в человеке. В наш век – век небывалого роста научно-технических знаний – роль искусства не уменьшается, а возрастает. Сегодня еще существует военная угроза миру, всему живому на земле. Искусство же учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит состраданию, душевности. Вспомните, что даже в самые тяжелые для нашего народа годы Великой Отечественной войны музы не молчали. И в это время создавались прекрасные картины, песни, кинофильмы. Они помогали нам выстоять в борьбе с врагом и победить его.

Искусство – это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает тебя соучастником событий и давно минувших, и нынешних.

Но искусство не исчерпывается зрительским восторгом. Оно взывает к нашей совести, побуждает задуматься как мы живем, как поступаем. В этом его нравственное значение. Ведь искусство – это прежде всего воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче душу человеческую.

Углубляясь в изучение искусства, мы знакомимся с творческой судьбой и жизнью художника, узнаем, какой ценой, каким трудом и поиском отмечен всегда путь большого мастера, а так же, какие художественные технологии он использует при создании своих полотен.

Опытному мастеру известно, что художественные техники некорректно делить на простые и сложные. Он всегда стремиться к совершенству независимо от того, какую технику использует. В настоящее время их существует около десяти.

Одним из видов художественной живописи является пастельная живопись. Мягкие, нежные, воздушные полутона. Возникает ощущение, будто изображение окружено сиянием, невесомое восприятие и чувственность - вот спутники пастели. Пастель. Как много в этом слове для сердца художника слилось, рисунки пастелью - это ни с чем не сравнимое ощущение счастья и спокойствия.

Для работы пастелью не нужны ни краски, ни кисти, ни растворители – лишь бруски спрессованного пигмента. Если верно, что рисунок – основа всего изобразительного искусства, то пастельная техника – логическое введение в мир живописи. И, хотя техника пастельной живописи довольно молода по сравнению с другими классическими техниками, она становится одной из самых излюбленных техник величайших европейских художников, одним из основных средств художественного выражения. Этому, несомненно, способствуют ее широчайшие возможности в передаче цветовых оттенков. Матовость и нежная бархатистая фактура – наиболее яркие эстетические особенности пастели. Живость красок и пленительная мягкость оттенков продолжают привлекать к ней художников. Кроме того, пастель всегда готова к использованию, не требует добавления воды или растворителей, поэтому ею удобно работать на пленэре. Ею можно выполнять рисунок во всех основных жанрах: натюрморт, портрет, пейзаж, обнаженная натура, зарисовка с натуры.

Пастель называют «материалом будущего» недаром. Появился этот удивительный художественный продукт не так давно, но с каждым веком своего существования он становится все более и более популярным. Заинтересовавшись этим видом художественной техники, я решила исследовать путь превращения пастели из вспомогательного средства в самостоятельную и богатую возможностями технику, а так же, выявить ее возможности и попытаться сформулировать основные приемы работы пастелью.

Таким образом, я определила для себя:



Объект исследования: художественная техника – пастель;

Предмет исследования: процесс развития и становления художественной техники - пастель;

База: творчество мастеров изобразительного искусства 16 – 21 вв.;

Цель работы: исследовать возможности пастельной живописи, сформулировать основные приемы работы пастелью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



  • Подобрать и изучить литературу по данной теме;

  • Исследовать опыт работы художников 16 – 21 вв., работавших в художественной технике пастель;

  • Выявить возможности пастельной живописи;

  • Сформулировать основные приемы работы пастелью;

  • Дать необходимые рекомендации начинающему пастелисту.

Глава1. История пастельной живописи.

1.1. Техника пастель. Истоки и развитие.

В эпоху раннего Возрождения рисунок стал не просто подготовительным этюдом, наброском, но и самостоятельным произведением искусства. Рисунки известных живописцев переходили из мастерской в мастерскую и служили образцами для целых поколений художников. До нас дошли многочисленные этюды и эскизы, выполненные карандашом, сангиной, мелом, пером. Именно сангина (красно- коричневый карандаш) и мел (белый и бурый) являются прообразами пастели.

Рисунок культивировали в своем творчестве Вероккьо и его ученик Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и Тициан, фламандские мастера Ян ванн Эйк и Рогир ван дер Вейден и многие другие. К примеру, рисунок Рафаэля Санти (1483- 1520) «Венера и Психея», выполненный сангиной, предвосхищает появление пастельной техники.

Пастель появилась в художественной практике в конце XV века. Редчайший образец ее употребления — в этюде Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы д'Эсте Мантуанской (1495), исполненном черным мелом, сангиной и пройденном в нескольких местах пастелью для легкого оттенения черного рисунка. Новую технику Леонардо называет colorire a secco(окрашивать сухим способом) и отождествляет с пастелью. По свидетельству художника, с этой техникой его познакомил французский поэт и придворный живописец Людовика XII — Жан Перреаль.

     В начале XVIвека пастель заняла прочное место в художественной практике. Вспомним возникший в это время французский карандашный портрет, особый тип погрудного портрета à troi crayons (в три карандаша — черным мелом, сангиной и пастелью), исполнявшийся с натуры в один-два сеанса. По-итальянски такое сочетание рисовальных материалов называлось a pastello.

Возможно, «техника работы сухими красками» (пастелью), о которой говорил Леонардо да Винчи в своих сочинениях, включала в себя и другие цвета, кроме красного, белого и бурого, присутствующих в рисунках, дошедших до наших дней, но нам об этом ничего не известно.

Художникам эпохи Возрождения и барокко удавалось добиться огромной графической тональной выразительности с помощью такого ограниченного количества материалов. Некоторые из них до сих пор используются и современными пастелистами: «черный камень» (аналог современного угольного карандаша) применялся для прорисовывания контуров и закрашивания наиболее темных участков, сангина – для наложения полутеней, белый мел – для передачи бликов и рефлексов.

Начало стилю, воспетому последователями, положил великий мастер эпохи Возрождения Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Рубенсом созданы тысячи набросков, этюдов и подготовительных рисунков для картин, которые выполняли ученики художника, буквально засыпанного количеством заказов. Рисунки мастера, созданные на основе всего трех цветов (черного камня, сангины и белого мела), отличаются необыкновенной живостью и колористической выразительностью. Рубенс, как и многие мастера Возрождения, рисовал и на бумаге, слегка подкрашенной в желтый, розовый, серый или голубой цвет. Цветной фон задавал общую тональность работы, подчеркивая ее живописность. На тонированной бумаге работал и великий портретист Пьер Бриар (1559 – 1609), его работа «Портрет молодой женщины» можно считать настоящим образцом работы пастелью. Тонирование бумаги придает рисунку особую изысканность.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Со временем пастель по своим возможностям стала приближаться к масляной живописи и достигла такого совершенства, что глядя на некоторые полотна, созданные великими художниками 17 – 18 вв., невозможно определить, выполнены они маслом или пастелью. Художники, стремившиеся в полном объеме использовать возможности новой техники, добились того, чтобы пастель с максимальной достоверностью и экспрессивностью, как и масло, передавала любую фактуру, объем, свет и цвет.

В 17 – 18 веках пастелью работали многие выдающиеся мастера. Пастель стала излюбленным изобразительным материалом для многих художников той эпохи. Именно в это время художники научились максимально использовать ее возможности. В их числе Шарль Лебрен (1619-1690), один из основателей Французской академии, придворный живописец, создатель нескольких портретов короля Людовика 4; Жозеф Вивьен (1657 – 1734), также придворный живописец- пастелист, запечатлевший в своих работах роскошь и блеск французского двора; Розальба Карриера (1675 – 1757), одна из самых утонченных портретистов за всю историю живописи, чьи работы отличают изысканность деталей, цветовое богатство и легкость фактуры; Морис Кантен де Латур (1704 – 1788), художник всецело посвятивший себя пастели, создатель грандиозных картин, которые могут соперничать с лучшими образцами масляной живописи. Из других художников, работавших в пастельной технике, необходимо упомянуть Жана Антуана Ватто(1684- 1721) и Франсуа Буше (1703- 1770), величайших представителей рококо, хотя пастель инее занимала основного места в их творчестве.

Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Однако художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли тон пастели, искажали ее первоначальную колористическую гамму, губили ее природную бархатистость и пушистость.  

 Еще Д.Дидро высказывал знаменитому пастелисту М.К. де Латуру свои опасения, что взмах крыльев времени не оставит ничего от славы великого мастера и драгоценная пыль исчезнет с поверхности, и часть ее рассеется в воздухе. К счастью, его опасения не оправдались. Пастель оказалась достаточно выносливой. Это подтверждают хранящиеся в музеях Европы старинные пастели, до сих пор удивляющие свежестью своих красок, как знаменитая «Шоколадница» Ж.Э.Лиотара из Дрезденской галереи.

Легко разрушающаяся пастель зримо воплощает идею бренности человеческого существования. Неслучайно А.Р.Менгс, немецкий художник и теоретик искусства XVIII века, сравнивал пастели с «бабочками в цветочном саду искусства».  

  В 18 веке, в период заката французского абсолютизма, пастельная живопись достигла пика своего технического совершенства. Ее признали достойной звания высокого искусства.

Это был небывалый до той поры расцвет пастельной живописи: помпезные фигуры придворных, женские образы, лицо и тело человека, идеально подходящие для передачи в мягких тонах, - все это нашло воплощение в лучших образцах изобразительного искусства18 века.

Параллельно с пастельной живописью продолжал развиваться и совершенствоваться рисунок. Многие художники по-прежнему использовали для выполнения этюдов и набросков три цвета - уголь, сангину и белый мел. Среди них наиболее замечателен Жан Антуан Ватто, это, пожалуй, единственный художник. Чьи рисунки «тремя карандашами» сопоставимы с работами Рубенса. После Ватто никому уже не удавалось вполне овладеть секретами этой удивительной техники.

С конца 18 века пастель стала приобретать все более широкое распространение. Романтизм принес новое понимание искусства, живопись стала частью образования культурного человека, и молодые студенты из Северной Европы использовали свои художественные навыки для выполнения набросков во время путешествий в южные страны (главным образом в Грецию и Италию), куда они отправлялись изучать произведения искусства. Эти наброски зачастую выполнялись пастелью. Пейзаж стал привлекать к себе все больше художников, искавших средства для передачи мимолетных явлений природы. Одним из таких средств являлась пастель. (Хотя пейзаж как жанр зародился значительно раньше, прежде он редко имел самостоятельную ценность и чаще всего представлял собой идеализированный фон для мифологических и библейских сцен. Распространение пастели совпало с развитием пейзажа как самостоятельного жанра, богатого и непредсказуемого.) Популярность приобрела также костумбристская живопись: бытовые сцены, изображавшие простых людей за их повседневными занятиями. Пастельная техника идеально подходила для работы с натуры, а интерес к реальности сделал ее более независимой: теперь идеалом стало не подражание маслу, а воплощение красок реальной жизни.

19 век – эпоха расцвета реализма в искусстве. Реализм – это художественное направление. Основным принципом которого является объективное изображение действительности. Реалистическое искусство 19 века изменило прежние представления о красоте и отошло от канонов, установленных классицистами. Художник – реалист прежде всего стремился отображать настоящую жизнь, наблюдая обычаи и поведение людей своей эпохи. Предметом изображения становятся такие явления и реалии тогдашней жизни, как индустриализация, транспорт, места развлечений и мода. Из всех существовавших живописных техник пастель, наряду с акварелью, наиболее подходила для передачи мгновений постоянно меняющегося мира: она позволяла схватывать мимолетное, едва уловимое и в то же время реалистичное, воплощая его в экспрессивных линиях, растушеванных цветовых пятнах, мягких бликах. Быстрая техника работы пастелью предоставляла художникам – реалистам широкие возможности, соединяя в себе спонтанность рисунка и цветовое богатство живописи.

Интерес к повседневной жизни означал изменение тематики и стиля. Художники – реалисты (например, Ж. Ф. Милле,1814 -1875; Ж. Д. Г. Курбе, 1819 – 1877) смело выбирали такие темы, которые раньше показались бы тривиальными и даже вульгарными. Со временем их работы были признаны настоящими произведениями искусства, а их стиль, с характерной для него кажущейся небрежностью, стал образцом художественного почерка для поколения импрессионистов. С того времени первостепенным в произведении искусства стала считаться не тема, а мастерство и изящество исполнения.

Своего величайшего расцвета пастель достигает в импрессионизме. Техника импрессионизма родилась в процессе живописи с натуры. Стремясь уловить изменения освещенности или движение фигуры, импрессионисты выработали быструю, порывистую, нервную, но в то же время уверенную манеру. Развившийся из этих установок дивизионизм (наложение отдельных мазков чистого цвета) способствовал вытеснению полутонов и серых оттенков, присущих академическому искусству предыдущих эпох, и открыл дорогу поиску новых цветовых эффектов. Импрессионисты стремились передавать действительность цветом, считая его наиболее ярким средством художественного выражения, и пастель как нельзя лучше подходила для такой цели. Все крупнейшие художники – импрессионисты обращались к этой технике, пастель часто занимала центральное место в их творчестве.

Технику дивизионизма впервые стал использовать Ж. Сера и П. Синьяк. Принцип этой техники заключается в том, чтобы использовать чистые, несмешанные цвета, которые наносятся по отдельности мелкими мазками, создающими оптическую иллюзию смешения. Таким образом, краски смешиваются в восприятии зрителя. А не на палитре или холсте, благодаря чему, картины импрессионистов отличаются необыкновенной живостью и радужностью.

Пастель нашла свое признание и в живописи 20 века. В это время рождается и развивается новый вид техники живописи – авангардизм. Многие художники – авангардисты 20 века: постимпрессионисты, символисты, фовисты, экспрессионисты и др. – использовали для своих творческих экспериментов пастель, превратив эту технику в одно из раскрепощенных средств художественного выражения. Чистота цветов пастели и различные качества ее текстуры как нельзя лучше подходят для воплощения фантастических форм в абстрактной живописи. Абстракционисты ценили такие преимущества пастели, как легкость растушевки и возможность быстро покрывать пигментом большую поверхность, и зачастую использовали для пастельной живописи нетрадиционные основы: ткань, холст, картон.

Некоторые художники комбинировали пастель с другими материалами, расширяя тем самым ее возможности. На протяжении всего века шло постоянное обновление тем и приемов, и пастель успешно адаптировалась к принципам и художественной манере каждого вышеупомянутого направления. Экспрессионисты вносили в пастельную живопись решительность мазков и насыщенность цвета; символисты использовали ее возможности в передаче тончайших оттенков и нежную текстуру; постимпрессионисты продолжали экспериментировать с композиционной игрой чистых цветов.

Самым знаменитым, пожалуй, пастелистом – импрессионистом является Эдгар Дега(1879 – 1917). Он отличался наибольшим новаторством и, несомненно, внес величайший вклад в развитие пастельной живописи. В последний период творчества пастель стала для художника основным художественным средством. Влияние фотографии усилило в Дега (как и во многих других художниках той эпохи) стремление запечатлеть момент и воплотить его в смелой, необычной, неожиданной композиции.

Импрессионисты Э. Мане, О.Ренуар и, конечно, Э.Дега решительно расширили рамки использования пастели, и начиная с 20 века практически все художники стали обращаться к этой технике для создания как эскизов, так и крупных произведений.

Художники последующих поколений, в том числе современные мастера, используют возможности пастели в полном объеме, не ставя своей задачей копировать другие техники.
1.2 Развитие техники «пастель» в России.

В России техника пастели появилась во второй половине XVIII века, но никогда не достигала такой популярности, как в Европе. Первыми известными нам пастелистами были приглашенные иностранные мастера — Г.-Ф.Шмидт, В.Эриксен, Гагельганс, И.-Г.Шмидт, И.Барду и их младший современник К.Барду. Многие из них были портретистами. Их работы исполнены на хорошем профессиональном уровне, в традициях кабинетного портретного искусства. Им свойственно живописное решение, в них внимательно выписаны индивидуальные черты, тонко моделированы лица, напудренные парики, тщательно переданы детали одежды, тонкая пена кружев, загадочный блеск орденов, типичное для пастели нежное мерцание тонов. В этих маленьких, часто парных, фамильных портретах, некогда украшавших стены русских дворянских гнезд, предстают перед зрителем живые человеческие лица, знаменитые и безвестные, — лица, ушедшие в историю, но не канувшие в Лету, благодаря художникам, сохранившим их облик для потомков.  

Многие пастельные портреты русских мастеров XVIII столетия остались анонимными. Неизвестны их авторы, так же как и изображенные ими лица. Из подписных работ этого времени назовем только превосходный «Портрет неизвестной», исполненный Степаном Яснопольским, весь образный строй которого, серебристо-жемчужная пастельная гамма перекликаются с произведениями Ф.С.Рокотова.  

Среди пастелей середины XVIII века привлекают внимание такие раритеты, как «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», подготовительный рисунок, чуть тронутый цветной пастелью, известного гравера Г.-Ф.Шмидта, «Аллегории» в стиле рококо австрийца Гагельганса и «Столетняя царскосельская обывательница с семьей» датчанина В.Эриксена, являющая нам очень ранний образец крестьянского жанра в искусстве.  

В истории русского рисунка пастелью обычно недостаточно внимания уделяют рисункам архитекторов. Между тем, в этой области художественного прошлого есть такие яркие явления, как великолепный рисунок Н.Львова с изображением интерьера московского особняка графа А.Безбородко или романтические композиции на римские темы архитектора и рисовальщика П.Соколова, отличающиеся смелым пространственным решением и большой декоративной выразительностью, или строгие и одновременно поэтические рисунки С.Иванова.

В эпоху романтизма — в первой четверти XIX века — пастель вновь появляется в портрете, становясь любимой техникой многих мастеров, в творчестве которых складывается своеобразный культ цвета. В ранних карандашных портретах О.А.Кипренского пастель звучит, как ведущая музыкальная партия. Интенсивность ее цвета придает карандашным портретам особое эмоциональное звучание, раскрывая тонкие душевные состояния его моделей. Пастель у Кипренского выступает как техника рисовальная, органично включенная в ткань рисунка.  

  Самый романтический художник эпохи — А.О.Орловский — активно работал пастелью, включая ее как важный компонент в свои энергичные и темпераментные произведения. Его рисунки, сочетающие быстрые штрихи итальянского карандаша со вспышками цвета сочной, звучной пастели, полны бурной страсти и душевных порывов.

 В технике чистой пастели работал А.Г.Венецианов. Неизвестно, кто приобщил художника к пастельным краскам, но именно в этой технике он выполнял портреты на протяжении первой половины своего творческого пути. Пастелью Венецианов написал и несколько жанровых картин. В течение многих лет художник предпочитал пастель всем другим видам живописи, и она занимала доминирующее место в его портретной практике. Его портреты построены на мягком перетекании штрихов, на гармонии цветовых отношений, исполнены широко, свободно, размашисто. Тающие контуры, тонкие переходы одного цвета в другой, обобщенность форм — все это придает моделям тихую мечтательность и умиротворенность. 

  В 1840–1850-х годах получает широкое распространение салонный портрет. Наряду с русскими художниками в этом жанре работают и иностранные мастера.

В пятидесятые — шестидесятые годы XIX века пастель практически исчезает из художественного обихода. По мере того как художники все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в русском искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, в области рисования все реже встречается многоцветная пастель. 

Среди художников-пастелистов 1840-х годов, обратившихся к изображению быта и нравов города, интересна фигура В.Садовникова, бывшего крепостного. В своих рисунках он запечатлел виды петербургских улиц, мостов, набережных и живо наблюденные уличные сцены.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К.Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном черной пастелью, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени. В известном рисунке «Группы из двух натурщиков» Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

И.Репин любил выполнять остропсихологические рисунки черной пастелью. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то пастель кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощью пастели и шероховатой поверхности холста.

В начале 20-го века значение графики, ее роль в творческом процессе художников возрастает. Для многих крупных мастеров графика становится одной из основных областей их творческих интересов. В значительной мере это относится к творчеству В.Серова и М.Врубеля. С их именами связано наше представление о необычайном взлете русской графической культуры.

В конце XIX века пастель переживает второе рождение. Искусство пастели существенно расширяет свою тематику, обнаружив при этом многообразие индивидуальных почерков и различие темпераментов художников.  

  В традиции салонно-академического искусства работает К.Е.Маковский, пастельные произведения которого пользовались огромной популярностью у публики. В эскизах декоративных панно «Аллегории искусств», рисованных в сочной цветовой гамме, виртуозно и эффектно, с колористическим размахом, с особой силой проявляется живописный темперамент художника.

  Превосходным мастером пастели был И.И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпадает с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Художник использует метод наложения на большие цветовые плоскости одного цвета штрихов и пятен пастели других цветов — своеобразную «цветопись», в которой объединяются живописные и рисуночные начала пастели. Пастели Левитана 1890-х годов — это целая эпоха в истории развития русской пленэрной живописи, отмеченная особой колористической свежестью, творческой свободой, профессиональной уверенностью, вызывающими тончайшие зрительские ощущения.

 В творчестве В.А.Серова выполненных в технике пастели пейзажей немного. По воспоминаниям современников, «Баба с лошадью» написана пастелью только потому, что на сильном морозе масляные краски застывали. Однако совершенно очевидно, что такой звучной цветовой гаммы, которая отличает его «Бабу с лошадью», Серов мог добиться лишь благодаря сочной красочности пастельных карандашей. Только используя живописные возможности пастельной техники, Серов мог передать пронзительное, интенсивное желтоватое свечение вечернего неба в пейзаже «Стригуны на водопое». В отличие от живописных работ «деревенского» Серова, пастели художника наполнены радостью жизни и лиричностью.

 В пастельных портретах Серова во многом сохраняется стилистическая параллель с его графическими работами. Художник относился к пастели, в первую очередь, как к аристократическому инструменту рисунка.

  В пастели Серов — в первую очередь рисовальщик, кстати, так же как и И.Е.Репин. Их обращение к этой технике вызвано новыми веяниями времени — обостренным интересом к искусству прошлых веков, знакомством с современным западным искусством, поисками нового изобразительного языка и большого стиля в искусстве.

 Рубеж XIX— XX веков — эпоха интенсивных художественных экспериментов. Техника пастели соединяет в себе живописные и графические возможности — легкость и импровизационность рисунка с колористическим богатством, не только не уступающим, но и превосходящим возможности масляной техники.

  Большое пастельное наследие оставил С.В.Малютин. Ему принадлежит заслуга создания нового метода работы пастелью. Он сам изготовлял пастельные карандаши, экспериментируя с добавлениями, добиваясь особой глубины и звучности тонов своей палитры, силы и красоты немногих сдержанных цветов: торжественного благородства черного, серебристо-белого, оранжево-красных, сине-зеленых. Работая пастелью на картоне, Малютин включал его желтый или серый тон в общую колористическую гамму портретов, обыгрывая неровную фактуру поверхности, благодаря чему нанесенные на нее пастельные штрихи создавали вибрирующую живописную среду. В 1913—1915 годах художник создает замечательную портретную галерею писателей, художников, ученых, любителей искусства, каждый из которых — драгоценное звено в галерее портретов русской интеллигенции начала XX века.  

 Поиски в области техники пастели привели к появлению многочисленных авторских манер, в том числе к различным вариантам смешанных техник. Пастель соединялась с акварелью, гуашью, темперой и даже маслом. Отныне между всеми этими техниками исчезают границы, стирается четкая демаркационная линия между ремеслом живописца и ремеслом рисовальщика.

  Испытывая «масляный гнет», «тяжеловесность и неподатливость масляных красок», в начале 1890-х годов к модной технике пастели обращается Л.О.Пастернак. «Я писал портреты комбинированной техникой — темперой с пастелью. Эту технику я находил очень удобной для ускорения процесса работ и для большего сохранения в вещи манеры свободного и быстрого рисунка. Большинство этих портретов написаны даже не по холсту, а по специальному рулонному ватману (торшону), который сплошь наклеивался на растянутый на подрамник холст. Ноздреватая фактура торшона еще больше сближала эти работы с фреской». Почти на десятилетие художник полностью отказывается от работы маслом в пользу особой, выработанной им смешанной техники.

  В творчестве В.Э.Борисова-Мусатова употребление пастели отличается большой сложностью и разнообразием. Он работает чистой пастелью, добиваясь особой звучности тонов («Рука с розой») или достигая эффекта ясной слепящей желтизны золотой осени («Осень»), соединяет пастель с маслом, гуашью, акварелью, создавая эффект подвижной вибрирующей красочной среды («Куст орешника», «Портрет дамы»). Иногда сама техника получает у Борисова-Мусатова символическое истолкование. В «Даме у гобелена» пастель имитирует старинный блеклый, выцветший гобелен, фрагментом которого кажется сама изображенная модель. В «Мотиве без слов» жемчужные пастельные тона словно воскрешают образ давно минувшей эпохи, они невесомы, как «пыль веков», как «шелест старины, скользящей мимо» (М.А.Волошин).  

  Обращение М.А.Врубеля к пастели было кратким. Во время пребывания в клинике, не имея возможности работать маслом, он исполнил множество рисунков восковыми и пастельными карандашами. По выходе из больницы, он создает свои знаменитые пастельные работы — «Жемчужину» и «После концерта», где волшебные переливы красок соединяются с выверенной архитектоникой рисунка.

«Эхо прошедшего времени» звучит в творчестве художников «Мира искусства». Обращение к пастели рассматривается как возрождение забытой техники. С элементами стилизации и даже имитации манеры старых мастеров встречаемся в работах А.Н.Бенуа, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой.

  Серебрякова начала работать пастелью вынужденно в 1921 году, когда не было других красок. Она легко и органично перешла от кистевого рисунка темперой к пастели, в которой доминирует рисунок, цветная линия. В то же время, в области заказного портрета художница работает пастелью живописно, откровенно стилизуя портретные образы под Розальбу Каррьера, венецианскую художницу XVIII века.

  Особое место занимают петербургские пейзажи М.В.Добужинского. Эфемерность, хрупкость техники пастели воплощают поэтическую метафору Петербурга XX века — туманную зыбкость его атмосферы, тревожное дыхание города, угасающие краски.  

  Изощренная декоративность пастели, ее подчеркнутая эффектность и маэстрия отличают эскизы декораций А.Я.Головина, Н.Н.Сапунова, театральные произведения и архитектурные пейзажи Н.К.Рериха, особый жанр театрализованного портрета, занимающий большое место в творчестве художников «Мира искусства» («Испанка», «Портрет Е.А.Смирновой» А.Я.Головина).

  Эксперименты и открытия нового французского искусства интерес к быстрой фиксации ощущений, световым эффектам, подчеркнутой динамике цветного штриха — нашли отражение в творчестве К.Ф.Юона и М.Ф.Ларионова, художника нового поколения, будущего представителя авангарда. Несколько его ранних пастелей приобрел И.Э.Грабарь для собрания Третьяковской галереи.



А.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Пергамент, дублированный на холст, пастель. Конец 1810 начало 1820-х годов.


И.Барду. Портрет П.И.Голицыной, урожд. Шуваловой. Конец XVIII века. Пергамент, пастель

А.Орловский. Воин, сидящий на камне. 1809. Бумага голубая, пастель

К.Барду. Портрет А.А.Саблукова. 1819. Пергамент, пастель



О.Кипренский. Калмычка Баяуста. Около 1813. Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила

Неизвестный художник. Портрет неизвестной. Первая половина XIX века. Пергамент, пастель


А.Венецианов. Портрет И.В.Бугаевского-Благодарного. 1815. Пергамент, пастель


Н.Лангер. Портрет семей Бехтеевых и Лафоржей. 1812. Бумага, дублированная на холст, гуашь, пастель

Н.Рерих. Замок.  Руины.  1906. Картон,  пастель


И.Левитан. Вид в окрестностях Бордигеры в Италии. 1890. Бумага, пастель. Вариант одноименной картины (1890. ГТГ)


А.Головин. Эскиз декорации для постановки оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика». 1911. Бумага, гуашь, пастель, уголь

М.Врубель. Тени лагун. 1905. Бумага, пастель, гуашь, уголь, графитный карандаш




В.Серов. Портрет Нины Хрущевой. 1903. Бумага, пастель


Неизвестный художник. Портрет неизвестной в образе Флоры. 1780-е годы. Бумага серая, пастель, итальянский карандаш


З.Серебрякова. Лежащая натурщица. 1941. Бумага на картоне, пастель


А.Головин. Испанка.  1907. Картон,  пастель


И.Левитан. Разлив. 1895. Бумага на картоне, пастель



М.Добужинский. Двор. Уголок Петербурга. 1904. Картон, гуашь, пастель


К.Юон. Окно.  1905. Картон,  пастель


В.Борисов-Мусатов. Куст орешника. 1905. Бумага, акварель, пастель


Л.Бакст. Портрет З.Н.Гиппиус. 1906. Бумага, пастель





Л.Пастернак. Концерт Ванды Ландовской. 1907. Бумага, картон.


С.Малютин. Портрет А.М.Васнецова. 1914. Бумага на холсте, пастель


В.Серов. Портрет К.Д.Бальмонта. 1905. Бумага серая на картоне, уголь, пастель, сангина, мел

В последнее десятилетие работают в технике пастель хорошо известные художники Санкт-Петербурга В. Анопова, Д. Боровский, А. Блиок, Ю. Брехов, Е. Васнецова, А. Данилов, Е. Дубицкий, В. Емельянов, О.Еремеев,О.Кукушкин, Л. Кульшаров, Ю. Люкшин, С. Спицин, И. Урусов, С. Усик,С. Фадеенко, З. Хачатрян, Н. Цветков, В. Шарыгин, Л. Эскараева, Г. Мороз, О. Яхнин, активно включившиеся в художественную жизнь города и России молодые художники, выпускники Института им. И.Е. Репина, воспитанники В. А. Ветрогонского: М. Белозерова, Е. и О. Дмитриенко, А. Ларионова и много других художников всех секций Санкт-Петербургского Союза художников

Более за два с половиной столетия своего пути русский рисунок при всем разнообразии сюжетов, тем, особенностей творческой трактовки имел общие черты, составляющие его национальное своеобразие. Они сказались в близости к окружающей художника жизни, в интересе к человеку и его внутреннему миру, в задушевности и лиричности образов.




следующая страница>


Научно-исследовательский проект
393.23kb.

25 09 2014
2 стр.


Рекламно-техническое описание

Научно-исследовательский проект по гарбологии «Современные проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов»

77.46kb.

09 10 2014
1 стр.


Международная научно-практическая конференция управление инновациями

Кизим Н. А. (Харьков, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития нан украины)

106.67kb.

27 09 2014
1 стр.


Поисково-исследовательский проект «В мире зеркальных поверхностей»

Наш проект – о зеркалах. Об обычных и не очень, о плоских, выпуклых и вогнутых, о волшебных и очень таинственных. О зеркалах, с которыми мы встречаемся каждый день везде и повсюду

629.6kb.

06 10 2014
2 стр.


Эпидемия курения среди женщин России

Государственный научно-исследовательский Центр профилактической медицины мз рф, Москва

238.35kb.

18 12 2014
1 стр.


Государственное

Разработаны фгун "Уфимский научно-исследовательский институтом медицины труда и экологии человека" Роспотребнадзора

281.44kb.

15 12 2014
1 стр.


Исследовательский проект направление: социально-гуманитарное

Международный конкурс исследовательских проектов студентов колледжей и техникумов, проводимый интернет-сообществом «Профобразование»

280.74kb.

16 12 2014
1 стр.


Первичные почвы в природных и антропогенных экосистемах

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности ран

781.93kb.

12 09 2014
5 стр.