Перейти на главную страницу
Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или идеальная система. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.
Научные исследования классифицируются по видам связи с производством и степени важности для него; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения.
По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования.
Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности.
Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.
В результате научно-исследовательских работ (НИР) создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.
Целью опытно-конструкторские работ (ОКР) является подбор конструкционных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.
Разработки направлены на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих.
По степени важности научные исследования подразделяются на важнейшие, по планам отраслевых министерств, по планам научно-исследовательских организаций.
Каждую НИР можно отнести к определённому направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования (например, техническое, социальное и др.).
Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, темы и научные вопросы.
Проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе (противоречие между знанием и незнанием). Она возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» достижения цели.
Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определённый круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Под научными вопросами понимается мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.
Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей.
При выборе проблемы и темы научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуальность.
1) разработка технического задания (ТЗ) на НИР;
2) выбор направлений исследования;
3) теоретические и экспериментальные исследования;
4) обобщение и оценка результатов исследований.
Примерный перечень работ на этапах НИР приведен в таблице.
Этапы НИР |
Состав работ |
Разработка ТЗ на НИР |
Научное прогнозирование. Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований. Изучение патентной документации. Учет требований заказчиков |
Выбор направления исследования |
Сбор и изучение научно-технической информации. Составление аналитического обзора. Проведение патентных исследований. Формулирование возможных направлений решения задач, поставленных в ТЗ на НИР, и их сравнительная оценка. Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач. Сопоставление ожидаемых показателей новой продукции после внедрения результатов НИР с существующими показателями изделий-аналогов. Оценка ориентировочной экономической эффективности новой продукции. Разработка общей методики проведения исследований. Составление промежуточного отчета |
Теоретические и экспериментальные исследования |
Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследований, обоснование допущений. Выявление необходимости проведения экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов. Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования. Проведение экспериментов, обработка полученных данных. Cопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями. Корректировка теоретических моделей объекта. Проведение при необходимости дополнительных экспериментов. Проведение технико-экономических исследований. Cоставление промежуточного отчета |
Обобщение и оценка результатов исследований |
Обобщение результатов предыдущих этапов работ. Оценка полноты решения задач. Разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям и проведению ОКР. Разработка проекта ТЗ на ОКР. Составление итогового отчета. Приемка НИР комиссией |
– объект исследования;
– описание требований к объекту исследования;
– перечень функций объекта исследования общетехнического характера;
– перечень физических и других эффектов, закономерностей и теорий, которые могут быть основой принципа действия изделия;
– технические решения (в прогнозных исследованиях);
– сведения о научно-техническом потенциале исполнителя НИР;
– сведения о производственных ресурсах (применительно к объекту исследований);
– сведения о материальных ресурсах;
– маркетинговые сведения;
– данные об ожидаемом экономическом эффекте.
Дополнительно используется следующая информация:
– методы решения отдельных задач и обработки информации;
– общетехнические требования (стандарты, ограничения вредных влияний, требования по надежности, ремонтопригодности, эргономике и так далее);
– проектируемые сроки обновления продукции;
– предложения лицензий и “ноу-хау” по объекту исследований.
На последующих этапах НИР в качестве базы в основном используется перечисленная выше информация. Дополнительно учитываются:
– сведения о новых принципах действия, новых гипотезах, теориях, результатах НИР;
– данные экономической оценки, моделирования основных процессов, оптимизации многокритериальных задач, макетирования, типовых расчетов, ограничений;
– требования к информации, вводимой в информационные системы и т.д.
Результатом НИР является достижение научного, научно-технического, экономического и социального эффектов.
ВОПРОС №3. Характеристика факторов и признаков научной и научно-технической результативности НИР.
Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для “внутринаучного” потребления. Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции. Экономический эффект характеризует коммерческий эффект, полученный при использовании результатов прикладных НИР. Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования.
Научная деятельность носит многоаспектный характер, ее результаты, как правило, могут использоваться во многих сферах экономики в течение длительного времени.
Фактор научной результативности |
Коэфф. значимости фактора |
Качество фактора |
Характеристика фактора |
Коэфф. достигнутого уровня |
Новизна полученных результатов |
0,5 |
Высокая |
Принципиально новые результаты, новая теория, открытие новой закономерности |
1,0 |
Средняя |
Некоторые общие закономерности, методы, способы, позволяющие создать принципиально новую продукцию |
0,7 | ||
Недостаточная |
Положительное решение на основе простых обобщений, анализа связей факторов, распространение известных принципов на новые объекты |
0,3 | ||
Тривиальная |
Описание отдельных факторов, распространение ранее полученных результатов, реферативные обзоры |
0,1 | ||
Глубина научной проработки |
0,35 |
Высокая |
Выполнение сложных теоретических расчетов, проверка на большом объеме экспериментальных данных |
1,0 |
Средняя |
Невысокая сложность расчетов, проверка на небольшом объеме экспериментальных данных |
0,6 | ||
Недостаточная |
Теоретические расчеты просты, эксперимент не проводился |
0,1 | ||
Степень вероятности успеха |
0,15 |
Большая |
|
1,0 |
Умеренная |
|
0,6 | ||
Малая |
|
0,1 |
Таблица 4 Характеристики факторов и признаков научно-технической результативности НИР
Фактор научно-технической результативности |
Коэфф. значимости фактора |
Качество фактора |
Характеристика фактора |
Коэфф. достигнутого уровня |
Перспективность использования результатов |
0,5 |
Первостепенная |
Результаты могут найти применение во многих научных направлениях |
1,0 |
Важная |
Результаты будут использованы при разработке новых технических решений |
0,8 | ||
Полезная |
Результаты будут использованы при последующих НИР и разработках |
0,5 | ||
Масштаб реализации результатов |
0,3 |
Национальная экономика |
Время реализации: до 3 лет, до 5 лет, до 10 лет, свыше 10 лет |
1,0
0,6 0,4 |
Отрасль |
Время реализации: до 3 лет, до 5 лет, до 10 лет, свыше 10 лет |
0,8
0,5 0,3 | ||
Отдельные фирмы и предприятия |
Время реализации: до 3 лет, до 5 лет, до 10 лет, свыше 10 лет |
0,4
0,2 0,1 | ||
Завершенность результатов |
0,2 |
Высокая |
Техническое задание на ОКР |
1 |
Средняя |
Рекомендации, развернутый анализ, предложения |
0,6 | ||
Недостаточная |
Обзор, информация |
0,4 |
В этом случае коэффициент научно-технической результативности определяется по формуле
где k – число оцениваемых параметров; – коэффициент влияния i-го параметра на научно-техническую результативность; – коэффициент относительного повышения i-го параметра по сравнению с базовым значением.
Для удобства выполнения расчетов данные сводятся в табл. 5.
Таблица 5 Оценка научно-технической результативности прикладных НИР
Параметр |
Единица измерения |
Коэфф. влияния
|
Значения параметров |
|
| |
|
|
|
достигнутые |
базовые | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма= |
В соответствии с постановкой задачи прикладной НИР ее обобщенные исходы могут иметь следующий характер:
– отрицательные результаты (например, вывод – создать новый образец техники не представляется возможным на основе исследованных научных направлений);
– промежуточные результаты (необходимо продолжить исследования);
– положительные результаты (на основе полученных в НИР результатов можно приступить к выполнению ОКР, в этом случае в состав итогового отчета по НИР включается проект технического задания на ОКР).
Методы исследований, применяемые в НИР, естественно должны быть согласованы с поставленной задачей и спецификой предмета исследования. К сожалению, случается работа с псевдонаучной формой и практическим отсутствием положительного выхода. Многолетняя практика автора по организации НИОКР позволяет ему сделать следующие выводы:
– наукообразность работы часто достигается постулированием неких математических моделей и обработкой результатов их использования с помощью компьютерной техники;
– основной упор при этом делается не на исследования адекватности модели объективной реальности, а на математическую строгость доказательств;
– ясно, что говорить о применимости результатов подобных исследований к практике можно лишь с большой натяжкой;
– в ряде отраслей знания хорошим тоном считается широкое использование математических методов (например, языкознание, экономика и другие), однако связи полученных результатов использования таких методов с целями исследования уделяется значительно меньше внимания (например, производится изощренная статистическая обработка результатов исследования, но нет ответа на стандартный вопрос “Ну и что?”).
Работа по подбору экспертов осуществляется организаторами экспертизы в соответствии с ее целью). От качества выполнения этой работы существенно зависят результаты экспертизы, поэтому она должна поручаться только квалифицированным специалистам, которые предварительно должны всесторонне изучить проблему, уметь выявить взаимосвязи между различными аспектами изучаемой проблемы и активно влиять на ход экспертного опроса.
Этапы проведения работ по подбору экспертов
1 этап – определение количества экспертов
выявление областей знаний, связанных с решаемой проблемой
составление перечня областей знания по решаемой проблеме
приемлемость каждой области, исходя из достоверности результатов
определение минимального и максимального числа экспертов в каждой области
определение общего минимального и максимального числа экспертов по всем областям
формирование альтернативного решения в зависимости от расходов на оплату, достоверности и количества экспертов
2 этап – составление списка экспертов
анализ качества экспертов (оценка экспертизы, ее степень сложности и остроты; квалификация экспертов и опытность, личные качества и т.д.)
определение местонахождения и возможного участия выбранных специалистов в экспертизе
направление приглашений и анкет участникам
формирование окончательного списка экспертов при получении заполненных анкет
уведомление участников о включении их в состав экспертов
3 этап – получение согласия экспертов на участие в работе.
ВОПРОС №2. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Использование экспертных методов для определения приоритетных направлений и методического подхода предполагает оценочно-аналитичес-кую деятельность, выполняемую специалистами и экспертами, и принятие необходимых решений на основе выводов по итогам данной деятельности.
Проведение корректных, научно-обоснованных экспертных оценок предполагает соблюдение целого комплекса общих принципов и правил: регулярности и преемственности в проведении экспертизы; гласности; независимости экспертов; конфиденциальности; демократичности; ответственности субъектов экспертизы. Сама постановка общей целевой задачи экспертной оценки – выбор критических технологий – предполагает использование ее основных видов, а именно, анкетирование (составление и рассылка анкет экспертам), сценарий (составление каждым из экспертов сценария возможного результата), интервьюирование (личная беседа с экспертами) и групповые методы экспертных оценок: мозговой штурм, дискуссия, совещание, метод Дельфы и т.д. Анкетирование и сценарий предполагают индивидуальную работу экспертов. Интервьюирование может осуществляться как индивидуально, так и группой экспертов. Остальные – предполагают коллективное участие экспертов в работе.
Генерирование знаний и мыслей компетентных специалистов (экспертов) проводится в несколько этапов:
1 этап – организация работ по подбору экспертов;
2 этап – организация опроса экспертов;
3 этап – организация работ по обработке экспертных оценок;
4 этап – создание правдоподобной модели анализируемого явления.
ВОПРОС №3. Организация опроса экспертов.
Опрос – это главный этап совместной работы организаторов экспертизы и экспертов. Основным содержанием опроса является:
- постановка задачи и предъявление вопросов экспертам;
- информационное обеспечение работы экспертов;
- выработка экспертами суждений, оценок, предложений;
- сбор результатов работы экспертов.
Существуют три типа задач, которые решаются в процессе опроса: построение новых объектов; построение и оценка новых объектов и оценка качественно или количественно заданного объекта.
Существующие методы опроса можно подразделить на индивидуальные и групповые, очные и заочные, открытые и закрытые и т.д.. Самыми распространенными являются методы групповой оценки, т.к. отвечают в наибольшей степени задачи достоверности информации. Среди них выделяются такие основные методы, как мозговая атака, дискуссия и совещание и метод групповых оценок Дельфы.
Метод мозговой атаки. Данный метод представляет собой способ получения новых идей, решение каких-либо проблем в результате коллективного творчества группы людей в ходе заседания – сеанса, проводимого по определенным правилам. Метод мозговой атаки называется также мозговым штурмом, коллективной генерацией идей и групповым рассмотрением с отнесенной оценкой.
Принципиальной особенностью данного метода является абсолютное исключение в ходе самого сеанса критики и оценки высказывания идей. Сущность метода мозгового штурма заключается в разделении двух задач: генерирования новых идей и анализа и оценки предложенных идей. Соответственно образуются две разные группы – группа генераторов идей и группа аналитиков. Члены группы генераторов идей не обязательно должны быть специалистами по обсуждаемой проблеме, но должны понимать поставленную задачу. Круг специалистов должен быть как можно шире, чтобы исключить предвзятость и профессиональную узость, и желательно составлен из людей, занимающих примерно одинаковое служебное и общественное положение, а также не должно быть личной и коллективной заинтересованности.
Метод дискуссии. Дискуссию целесообразно использовать при решении задач, не требующих точной количественной оценки объектов, параметров, альтернатив. Количество участников дискуссии должно составлять от 20-30 человек и более.
При проведении дискуссии эксперты могут использовать различные методы анализа проблемы, изложения своих соображений, мотивов, доказательств, а также использовать логические и математические методы. В дискуссии возможно моделирование проблемы и построение матриц «цели – средства», деревьев решений, используя компьютерные технологии.
1 этап – подготовка заседания
отбор участников-экспер-тов
обращение к ним и приглашение на заседание
формулировка проблемы, подпроблемы, целей заседания
подготовка правил проведения мозгового штурма и ознакомление с ними участников
предложение подумать и подготовить несколько идей
вступительное слово ведущего: объявляет проблему и необходимость ее решения
выдвижение экспертами идей
процесс генерирования идей, т.е. оценка и критика высказанных предложений
тщательный анализ идей группой специалистов
3 этап – подведение итогов
обработка результатов: отбрасывание предложений, явно не представляющих ценности; оставшиеся – классифицируют на группы по категориям, зависящих от сущности проблемы
оценка внутригрупповая и межгрупповая: баллы частных критериев, обобщенные критерии и др. количественные методы
определение надежности полученных результатов
Этапы проведения мозговой атаки
1 этап – определение и формулировка метода дискуссии; порядка его проведения
выявление различных аспектов анализируемой проблемы, роли, значимости факторов, связанные с ней, и определение главного
формулирование цели и требований к экспертам;
отделение спорных вопросов от бесспорных
определение и ограничение спектра спорных вопросов, решение которых выносится на дискуссию
определение способов и условий решения спорных вопросов, т.е. построение процедуры дискуссии
2 этап – проведение дискуссии
вступительное слово председателя
доклад по анализируемой теме одним из организаторов дискуссии, где предлагаются возможные пути решения
вопросы докладчику и его ответы
выступление экспертов;
принятие обобщающего решения
3 этап – подведение итогов, фиксация и обработка результатов
подведение председателем итогов обсуждения и согласование решения с участниками дискуссии
анализ и обработка, в т.ч. количественная, результатов дискуссии и всех ее материалов.
Метод совещания. Совещание созывается для временного информирования и ориентации его участников, обмена мнениями, разработки и координирования планов, выработки рациональной линии действий и в связи с другими задачами. Данный метод является очень дорогостоящим, т.к. отрывает многих от выполнения своих прямых обязанностей, и поэтому лучше проводить его в минимально короткий срок. Что касается самих совещаний, то они могут иметь различный характер проведения, а именно: диктаторский и авторитарный, согрегативным, дискуссионным, свободным и т.д. Это зависит от самого руководителя совещания, от его стиля управления организацией в целом.
Метод Дельфы. Среди групповых методов экспертизы, разновидностей которых существует множество, следует выделить метод Дельфы. Сущность данного метода в его современном варианте заключается в том, что для лучшего использования объединенного мнения групп вопросники направляются участникам-экспертам в несколько этапов (обычно 2-4 этапа). На каждом новом этапе экспертам дается информация, полученная по итогам проведения предыдущего этапа. Результатом таких повторных экспертных опросов является согласованное мнение участников-экспертов по существу проблемы. На каждом новом этапе опроса в качестве «информации к размышлению» участникам предлагаются не только вопросы, которые ставятся на предыдущем этапе, но и сведения о степени согласия между участниками – экспертами. В результате среди его участников достигается высокая степень согласованности, появляется конвергенция оценок.
Организация процесса проведения совещания. Процесс проведения совещания представлен .
1 этап – подготовка к совещанию
определение темы
формирование повестки дня
определение целей и задач, состав участников
дата, время начала, регламента и длительности
подготовка проекта и доклада
материально-техническая подготовка
2 этап – проведение совещания
вступительная речь председателя совещания
выступление докладчиков
вопросы по докладам
обсуждение каждого из докладов
чтение проекта
обсуждение проекта и принятие решения
3 этап – подведение итогов
обработка результатов каждого из доклада и проекта
окончательное подведение итогов и фиксация результатов в протоколе совещания
Характеристика факторов и признаков научной и научно-технической результативности нир
15 12 2014
2 стр.
Кочетков В. М., Зорин Ю. А., Джурик В. И. Комплексные геофизические исследования в Монголии // Геофизические исследования в Восточной Сибири на рубеже XXI века: Сб науч тр. Новосиб
14 12 2014
1 стр.
Экспедиционные работы проводились в соответствии со следующими программами и проектами
01 10 2014
1 стр.
Охватывает обе части работы
07 10 2014
3 стр.
На уроке аспиранты учатся глубоко анализировать литературное произведение, литературный процесс и проводить объемные научные исследования
14 12 2014
1 стр.
Литературоведение — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание, или лингвистика
01 10 2014
16 стр.
Открытое образование в рыночных условиях: федеральный и региональный уровни : монография / [И. Ю. Ляшенко и др.]. – Саратов: иц «Наука», 2010. – 399 с
16 12 2014
1 стр.
Рассматриваются основные научные достижения и направления дальнейшей работы философской школы социоприродных исследований на базе бгту
13 10 2014
1 стр.