Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента
Программа дисциплины
Научные исследования в менеджменте
для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Автор к.э.н., доцент Титова Н.Л.



[email protected]

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва


Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ. занятия



1

Процесс научного исследования и написания работы

16

4

4

8

2

Методы научного исследования

16

4

4

8

3

Особенности исследований в менеджменте

32

14

2

16




Итого:

64

22

10

32

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Базовые учебники

  1. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. – М.: «Дашков и К», 2008.

  2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 2003.


Формы контроля:

Формы отчетности по курсу: защита результатов деловой игры «Потенциал фирмы».

Текущий контроль: контрольная работа.

Время выполнения работ (для аудиторных работ)

  • Анализ кейса «Сторонники изобилия» (2 часа);

  • Деловая игра «Потенциал фирмы» (14 часов, выполняется во время лекционных занятий).


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

А) Работа на практических занятиях- 30%.

Б) Письменная аудиторная контрольная работа (60 мин.) – 30%.

В) Коллективная защита проекта «Потенциал фирмы» - 40%.
Содержание программы
Курс «Научные исследования в менеджменте» предназначен для студентов третьего курса бакалавриата факультета «Менеджмент». Его целью является приобщение студентов к научным исследованиям. Поставленная цель объясняет выбор момента для его проведения – написание курсовой работы по предмету «Разработка управленческих решений».

Основными задачами курса «Научные исследования в менеджменте» являются:



  • формирование представлений о процессе научного исследования, в том числе, выборе анализируемой проблемы, формулировке цели работы и перечня проверяемых гипотез, выборе метода исследования, определении круга используемой информации и методах ее верификации и т.д.;

  • получение практических навыков научного исследования;

  • овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня, включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования и пр.;

  • изучение специфики менеджериальных исследований и состояния их сегодняшнего уровня, в частности, в России.

Основными содержательными блоками курса «Научные исследования в менеджменте» являются:



  1. Теоретическая (лекционная) часть, посвященная методологии научных исследований;

  2. Примеры авторских исследований последних лет;

  3. Коллективное обсуждение курсовых работ, выполняемых студентами;

  4. Анализ кейса «Сторонники изобилия»:

  5. Выполнение мини-группами деловой игры «Потенциал фирмы» и защита ее результатов.


Тема 1. Процесс научного исследования и написания работы.

1.1. Научное исследование: сущность и особенности (Кузнецов И.Н., стр. 8-10);

1.2. Логика процесса научного исследования. Проблема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования (Кузнецов И.Н., стр. 52-64);

1.3. Основные этапы научного исследования: содержание и последовательность (Кузнецов И.Н., стр. 64-70);

1.4. Структура научной работы и порядок ее написания (Кузнецов И.Н., стр. 233-244).
Практическое занятие: Обсуждение логики различных исследовательских проектов.

Домашнее задание: разработка формулировка проблемы, цели, задач, объекта и предмета курсовой работы.

Контрольная работа: взаимное рецензирование проблемы, цели, задач, объекта и предмета курсовой работы.
Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. – М.: «Дашков и К», 2008.



Дополнительная литература

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 2003. Стр. 131-192, 228-295.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.
Тема 2. Методы научного исследования.


    1. Общие методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, системный подход (Кузнецов И.Н., стр. 34-48);

    2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение (Кузнецов И.Н., стр. 25-29);

    3. Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов. Методы повышения надежности информации (Ядов В. А., Стр. 131-192);

Практические занятия:

    1. Обсуждение методов, выбранных при осуществлении исследовательских проектов;

    2. Обсуждение методов, выбранных при осуществлении курсовых проектов;

    3. Анализ кейса «Сторонники изобилия».


Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. – М.: «Дашков и К», 2008.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 2003. Стр. 131-192, 228-295.

Дополнительная литература

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. - Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995.

Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем. М.: Мир, 1981.

Налимов В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971.

Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих решений. М.: Мир, 1981.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.
Тема 3. Особенности исследований в менеджменте.1

3.1. Проблемы, связанные с начальным этапа становления менеджмента, как науки:

3.2. Противоречие между глубиной и широтой исследования;

3.3. Заинтересованность объектов исследований в их результатах;

3.4. Объективные ограничения на объем анализируемой информации;

3.5. Выбор методов исследования с учетом качества информации.


Основная литература

Титова Н.Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. – М.: Макс Пресс, 2008.



Дополнительная литература

Н.Л. Титова Н.Л. Базисный” кейс-метод - основы и практика использования - Бизнес-образование, №2 (5), 1998 .

Сборник учебных кейсов: Опыт российских компаний (Северо-Западный регион). С.-Петербург: Издательский Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2003.

Стратегическое управление российскими компаниями. Сборник учебных кейсов. С.-Петербург: Издательский Дом С.-Петерб. Гос. Ун-та, 2004.

Adrian W. Strategische Unternehmensfuehrung und Informationssystemgestaltung auf der Grundlage kritischer Erfolsfaktoren: ein anwendungsorientiertes Konzept fuer mittelstaendische Unternehmen. Koeln: Uul, 1989.
Практическое занятие: выполнение и защита результатов деловой игры «Потенциал фирмы».

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



  1. Принципиальные особенности научных исследований;

  2. Принципы выделения проблемы, объекта и предмета исследования;

  3. СвоеоТиповая сбразие выделения проблемы, объекта и предмета исследования в учебных работах;

  4. Соотношение целей и задач исследования;

  5. Основные этапы научного исследования;

  6. Принципиальные отличия очередности выполнения учебных работ;

  7. Структура научной работы;

  8. Порядок написания учебной работы;

  9. Классификация общих методов и приемов познания;

  10. Возможности использования общих методов и приемов познания в менеджериальных исследованиях;

  11. Наблюдение, как метод сбора информации для менеджериальных исследований;

  12. Основные задачи исследователя при разработке сценария наблюдения, его проведении и обработке результатов;

  13. Эксперимент, как метод сбора информации для менеджериальных исследований;

  14. Основные задачи исследователя при разработке сценария эксперимента, его проведении и обработке результатов;

  15. Возможности выбора объектов для сравнения в менеджериальных исследованиях;

  16. Особенности анкетных опросов и интервью в менеджменте;

  17. Разновидности опросов;

  18. Методы повышения надежности информации;

  19. Проблема выбора методов исследования с учетом качества информации.

Автор программы:



_____________________________/ Ф.И.О./

Приложение 1.



Кейс «Сторонники изобилия»2
«Тагуальпа - небольшая североамериканская республика, лежащая между Соединенными Штатами и Мексикой. С одной стороны ее обрамляет Сьерра-Хероне, с трех других - широкой петлей охватывает река Рио-Гранде. В 1526 году испанцы, одержав победу над тагуальпекскими индейцами, завоевали Тагуальпу. В дальнейшем сюда хлынули переселенцы самых разных рас и национальностей: французы, голландцы, немцы, скандинавы ,итальянцы, а также семиты с Кипра и Ближнего Востока. Государственным языком Тагуальпы остался испанский. Экономика Тагуальпы, богатой сырьем, прекрасными тучными пастбищами, находится в расцвете. Площадь: 54 660 кв. км; население: 6 700 000 чел. (тагуальпеки). Столица - Хаварон.
Вот что сообщается о Тагуальпе в кратком словаре Ларусса. Желающих получить более подробные сведения мы отсылаем ... в первую очередь к замечательному исследованию «Американская Швейцария». Но пусть такое название не введет вас в заблуждение. Тагуальпа напоминает Швейцарскую конфедерацию лишь размерами своей территории да высоким уровнем промышленного развития, что и в самом деле поразительно для такого крохотного государства. Да еще, пожалуй, удивительной диспропорцией доходов жителей разных провинций, как то наблюдается в Швейцарии, если, к примеру, сравнить районы Цюриха и Тессена. Но по всему прочему маленькая Тагуальпа скорее напоминает мексиканский отросток штата Техас. Сюда все больше проникает американский образ жизни, и кое в чем тагуальпеки, пожалуй, даже перещеголяли Соединенные Штаты. Иными словами, социальные барьеры, разделяющие разные слои населения в зависимости от их доходов, еще многочисленнее в Тагуальпе, чем в Соединенных Штатах. При малейшем изменении материального положения человек вынужден полностью менять образ жизни. Он должен немедленно переехать в другой квартал города, сменить машину, клуб, знакомых, друзей...»

В компании «Фрижибокс», занимающейся продажей холодильников, дела которой неуклонно ухудшались вследствие очередного экономического кризиса в стране, появился странный человек с не менее странным именем Квота, пообещавший увеличить сбыт в тысячи, а может быть в десятки тысяч раз. Руководство «Фрижибокса», словно загипнотизированное Квотой, согласилось со всеми его предложениями, как бы безумно они не выглядели.



1. Наблюдение

«Прежде всего были переделаны витрины. Их расширили, но не для того, чтобы разместить там больше холодильников. Квота устроил здесь нечто вроде выставки Холода. Среди ледяных сталактитов и сталагмитов, припорошенных снегом, в разноцветном освещении было искусно представлено все, что во все времена, в давние и теперешние, имело хоть отдаленное отношение к холоду: полярные экспедиции, животные, проводящие зиму в спячке, эскимосские чумы, рыбный промысел на Крайнем Севере, зимний спорт, производство искусственного льда, мороженицы и ледники старой конструкции, первые холодильники и тому подобное... Так в центре этого вечно залитого солнцем города, уже оцепеневшего от влажной и жаркой субтропической весны, возникло любопытное и освежающее зрелище, при виде которого, если можно так выразиться, во рту становилось прохладно. А в центре этой декорации возвышался экран, на котором демонстрировали цветной фильм - где любимая тагуальпекская кинозвезда исполняла стриптиз среди вечных снегов Сьерра-Хероны и ледяных глыб, на которых она развешивала свою одежду и белье, постепенно обнажаясь перед зрителями.

Перед столь завлекательными витринами целый день толпился народ, но два-три холодильника терялись среди всего этого великолепия и пока что ежедневная продажа не увеличилась ни на йоту...

Оригинальные, прекрасно оформленные витрины, в самом деле, привлекали всеобщее внимание. Женщины все, или почти все, непременно останавливались. Лишь некоторые мужчины, да и то, судя по всему, спешившие, не замедляли шага, однако кидали на витрины беглый взгляд.

- Ничего, в следующий раз задержатся, они от нас не уйдут. А сегодня следите, как поступят те семьдесят процентов пешеходов, которые остановились поглазеть.

Действительно, все - кто долго, кто наспех - разглядывали различные сценки: рыбака-эскимоса, спящего сурка, корабль Амундсена, зажатый льдами... - и так, переходя от одного зрелища к другому, оказывались перед экраном, на котором улыбающаяся кинозвезда, снятая на отличной цветной пленке, раздевалась на фоне снегов Сьера-Хероны, подставляя ласковому солнцу свои прелести, и почти обнаженная, с головокружительной быстротой съезжала на лыжах с горы и исчезала.

В общем все было сделано с таким расчетом, чтобы от взгляда зевак не ускользнул большой плакат, на котором люминесцентными буквами было написано:




Новинка!

Невиданное изобретение!

ХОЛОДОПЕДАЛЬ!

Спорт и экономия!




- Холодопедаль! Это еще что за чертовщина! - воскликнул ошеломленный Бретт. Холодильник с педалями? Мы никогда не выпускали подобной ерунды!

- Надеюсь, сказал Квота. - Да и кому он нужен?

- Так что же это такое?

Квота улыбнулся:

- Ну просто.. холодильник с педалями...

И так как Бретт от изумления разинул рот, Квота продолжал:

-Терпение, дорогой директор, чуточку терпения! Не пытайтесь понять раньше времени. Лучше понаблюдайте за поведением прохожих. И считайте, сколько из них, послушавшись указующей стрелки, переступят порог магазина. Подумайте только: один шаг - и человек в наших руках. Он не выйдет обратно без покупки.»


Задание: Сформировать задание (форму) для определения качества рекламной кампании, используя «Рекламную пирамиду» (осведомленность, усвоение информации, убежденность, желание, действие (покупка). Затем возможно появление повторной покупки3.

2. Эксперимент.

«Для всех шести торговых залов центрального магазина, где собирались провести первые опыты, было по проекту Квоты изготовлено несколько странных предметов... Так, например, пришлось заказать шесть огромных зеркал, отражающая сторона которых была чуть золотистой и придавала лицу особенно приятный цвет. Эти зеркала обладали еще одной особенностью: если вы смотрелись в них с одной стороны в освещенном помещении, вы видели свое отражение, но если смотреть с другой стороны, из темноты, то амальгама теряла свои свойства и зеркало становилось как бы прозрачным стеклом...

Пришлось также более чем на полтора месяца забрать из цехов бригаду квалифицированных слесарей для изготовления шести экземпляров странного механизма с таинственными колесиками, который был величиной с карбюратор, внешне напоминал комбайн, а сложной системой зубчатых передач - астрономические часы. Для чего предназначался этот агрегат? На вопрос ... слесари ответили, что, с их точки зрения, он ни на что не пригоден.

И, наконец, были изготовлены на специальном предприятии шесть больших автоматов, выбрасывающих духи, пудру, шоколад, шариковые ручки и сережки, но устроен он был так, что, если выдергали за ручку один раз, автомат выдавал требуемое, но во второй раз он действовать отказывался. Ошеломлял и висевший над автоматами рекламный плакат - пышная, весьма откровенно выставлявшая напоказ свои прелести красавица, с улыбкой указывала куда-то вниз, а надпись на плакате гласила: «Наша фирма предлагает вам бесплатно» и еще более крупным шрифтом «К вашим услугам». Но Квота в дополнение к этим плакатам заказал еще таблички, на которых было написано: «Не работает». Их должны были вешать на автоматы. И это казалось уже совсем непонятным.»

«- Разумеется, никаких дверей, - заметил Квота. - Открывать дверь - это уже к чему-то обязывает, человек может заколебаться...

В огромном квадратном холле, облицованном плитками, обычно выставляли различные модели холодильников. Квота приказал их убрать. Вдоль одной из стен пустого холла шли задники витрин, а в другой было устроено шесть маленьких прихожих, которые вели в торговые залы. Над каждой прихожей была стрелка, но пять из шести прихожих вместе со стрелками были темные.

- Что случилось? - заволновался Бретт. - Пробки перегорели?

Только одна прихожая - шестая - была освещена очень ярко, ... равно как и большая стрелка над входом в нее.

Нет, - ответил Квота. - Это нарочно. Как только мы пройдем через освещенную прихожую, свет в ней потухнет и зажжется в соседней. И загорится соответствующая стрелка. И так все по очереди. Таким образом, два посетителя не могут пройти сразу друг за другом в один и тот же салон, привлеченные, как бабочки, одним и тем же ослепительным светом.

Действительно, тамбур был хорошо освещен, холл освещен еще лучше, прихожая совсем ярко, а из открытой двери салона шло такое сияние, что вас невольно тянуло туда, и Квота пригласил всех последовать за ним... Как только все переступили порог, дверь захлопнулась за ними, словно крышка люка.

- И вот покупатель в ловушке, в буквальном смысле слова, - проговорил Квота. - Он не может открыть дверь, она буквально защелкнулась за ним, и он выберется из магазина лишь по прошествии известного времени. Но он не успеет насторожиться или забеспокоиться, так как услышит через громкоговоритель сказанную любезнейшим тоном фразу: «Вас обслужат сию минуту».

Напротив находилась еще одна дверь, застекленная, на ней крупными красными буквами было выделено: «Вход воспрещен». Корме того, полная темнота, разлитая за дверью, безусловно, отобьет охоту нарушить запрет даже у самых бесцеремонных покупателей.

Итак, они оказались в маленькой, похожей на чулан комнате - три метра на три, - очень загроможденной: там стоял один из шести автоматов, над которым висела - кстати сказать, криво - фотография пышной красавицы, приглашавшей нажать кнопку. А поперек щитка автомата красовалась табличка, гласившая «Не работает». Перед автоматом помещался столик, заваленный альбомами и журналами, один с фотографиями из светской жизни, другой спортивный, третий с голыми девицами, еще один с художественными репродукциями и, наконец, журнал научной фантастики. На соседнем столике возвышался какой-то странный аппарат с таинственным механизмом, а на совсем низеньком стояли две коробки - в одной беспорядочно навалены сигареты, в другой - конфеты. В стену, напротив автомата, было вделано огромное зеркало, к которому инстинктивно направилась Флоранс поправить прическу.

Квота вошел в дверь, на которой висела табличка «Вход воспрещен». Каписта с помощниками последовал за ним. В этом вновь оборудованном помещении, где стояли теперь кресла, письменный стол и демонстрационная модель холодильника «В-12», Каписта узнал их бывший торговый зал, хотя здесь было темно и помещение стало меньше, так как устроили прихожую и отделили ее зеркалом - оно действительно служило перегородкой, но с этой стороны, из темноты, было прозрачным.

Сквозь эту перегородку Квота с помощниками и Капистой могли наблюдать за Флоранс и Бреттом, которые вели себя по-разному. Взбив перед зеркалом прическу, Флоранс принялась разглядывать странный агрегат, надеясь угадать, что это такое, а ее дядя тщетно старался поправить косо висящую фотографию и нервничал, так как фотография снова сползала вбок. После третьей попытки он раздраженно пхнул ее и тоже принялся изучать агрегат, от которого отошла Флоранс. А Флоранс, несмотря на предупреждение, висевшее на видном месте, взялась теперь за ручку автомата. Возможно, чтобы проверить. И в руку ей упала шоколадка.

- Да он работает! - раздался ее возглас.

Флоранс из любопытства потянула второй раз ручку, но ничего больше не выпало, и она вспомнила, что автомат устроен с таким расчетом, что действует только раз. Потом она пересмотрела все марки сигарет в коробке, порылась в конфетах, взяла одну попробовать, рассеянно перелистала какой-то журнал, просмотрела его, швырнула обратно, взяла второй, потом третий - с репродукциями - и принялась внимательно их изучать.

А в это время ее дядюшка упорно со всех сторон обследовал загадочный агрегат. Наконец он оставил его в покое, но не стал ни тянуть ручку автомата, ни просматривать журналы, он остановился перед зеркалом и, словно увидев тех, кто стоял там, с другой стороны, высунул язык. Но он просто пытался рассмотреть прыщик. Затем озабоченно оттянул веко левого глаза.

- Хватит, - сказал Квота своим спутникам, которых развеселило это зрелище. - Мы уже достаточно нагляделись.

Он зажег свет, раскрыл дверь и пригласил Бретта с племянницей войти.

- Где же он? - спросил Бретт, оглядывая торговый зал.

- Кто? - слукавил Квота.

- Педальный холодильник.

- Он вас так интересует?

- Но ведь... - недовольно буркнул Бретт.

- Попались на удочку, да? - насмешливо проговорил Квота.

- На какую удочку?

- На холодильную.

- Но в конце концов, черт побери, где же его можно увидеть?

- Кого?

- Да этот, провались он пропадом, педальный холодильник! - завопил Бретт, и его лысина приобрела оттенок спелого помидора.



Казалось, Квота искренне удивился:

- Вы серьезно считаете, что он существует?

На лице Бретта гнев мгновенно сменился выражением глубокого разочарования...

На возмущенные вопросы собравшихся Квота ответил, что скрытое наблюдение за поведением покупателей необходимо для их классификации. - «Плохих покупателей не существует, ... есть плохие продавцы.

- В чем состоит роль хорошего продавца? В том, чтобы обезвредить недостатки покупателя, которые мешают ему сделать покупку. Но как же продавец может это сделать, раз он сам не знает недостатков клиента? А как он может их узнать, если предварительно покупателя в этой комнате не подвергнут соответствующим тестам? - обратился Квота к своим помощникам. - А после того как характер покупателя нам станет ясен, мы пошлем ему не первого попавшегося продавца, как делалось до сих пор ..., - а именно того единственного, чьи качества лучше всего соответствуют характеру покупателя. Понятно? Кита не ловят на червяка, а пескаря не бьют гарпуном, точно также неврастеника не уговорит болтун, а робкого - молчальник...»
Задание: разработать методы фиксации результатов эксперимента.

Приложение 2.



следующая страница>


Программа дисциплины Научные исследования в менеджменте для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Охватывает обе части работы

353.77kb.

07 10 2014
3 стр.


Программа дисциплины " Стратегический менеджмент знаний и инноваций " для направления 080500. 68 Менеджмент подготовки магистров

Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического Председатель Филонович С. Р. менеджмента Зав. Кафедрой Филинов Н. Б

393.01kb.

01 09 2014
3 стр.


Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления 080500. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Курса не только современные концепции, но и те, что составляют их основу или не устарели в науке. Выбор концепций и последовательность их разбора предопределены основополагающим зн

158.22kb.

05 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины Философия для направления 080500. 62 менеджмент подготовки бакалавра

Каждая тема программы сопровождается контрольными вопросами и заданиями. Подбор этих вопросов исходит из того, что главная цель философского образования состоит в том, чтобы побужд

359.8kb.

23 09 2014
4 стр.


Программа дисциплины Французский язык для направления 080200. 62«Менеджмент» подготовки бакалавра
272.49kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа дисциплины «Теория организации и организационное поведение»

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 080500. 62 «Менеджмент», 080200. 62 "Менеджмент"

520.24kb.

25 12 2014
3 стр.


Программа дисциплины Управление данными для направления 080500. 62 Бизнес-информатика подготовки бакалавров

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500. 62 Бизнес-информатика, изучающих дисциплину «У

1404.1kb.

10 10 2014
14 стр.


Программа дисциплины Торговая политика: теория и практика реализации для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра

Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра, обучающихся по программе «Мировая экономика». Дисциплина является дисц

39.55kb.

30 09 2014
1 стр.