Перейти на главную страницу
Факультет менеджмента
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
«Философия» онтологии, логики и теории познания
Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Зав. кафедрой В.Н. Порус
________________________________
«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г
Утверждена УС факультета
менеджмента
Ученый секретарь И.В. Макарова
_________________________________
« ____» ___________________200 г.
Москва
Разбор общепризнанных естественно-научных концепций как исторический эскиз, предусматривающий (согласно заглавию Курса) не только современные концепции, но и те, что составляют их основу или не устарели в науке. Выбор концепций и последовательность их разбора предопределены основополагающим значением физики для естествознания и ее содержательными особенностями.
Складывается по итогам семинаров (обсуждений лекционной и окололекционной тематики), эссе и зачета.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007.
Темы |
Всего |
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
Общая характеристика науки и ее историческая конкретизация |
13 |
4 |
- |
9 |
Концепции классической физики как предвосхищения современной релятивистско-квантовой физики |
15 |
3 |
2 |
10 |
Концепции релятивистско-квантовой физики |
20 |
4 |
4 |
12 |
Стандартная модель эволюции вселенной и ее трудности |
14 |
- |
2 |
12 |
Концепции химии в ракурсе физики |
18 |
4 |
2 |
12 |
Концепции биологии в ракурсе физики и химии |
18 |
4 |
2 |
12 |
Методологические особенности современной науки |
10 |
1 |
- |
9 |
Итого: |
108 |
20 |
12 |
76 |
Структура науки: теоретический и эмпирический уровни, разнопорядковые теории и гипотезы, гипотезы ad hoc. Научная картина мира, исследовательская программа и парадигма (структура и соотношение). О различии выражений «концепции современного естествознания» и «современные концепции естествознания».
Вопрос об историческом начале науки. Античная и средневековая наука как пример научности, но не науки. Дисциплинирование науки в новое время: закладка ценностно-нейтральной методологии, очищение научного знания от вненаучно-познавательного и ценностей, первые научно-исследовательские программы (Декарт и Ньютон), научные школы и учреждения.
Литература
Основная:
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 26-191.
Дополнительная:
Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, с. 7-14, 17-20, 111-125, 136-145, 150-152, 213-214.
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с. 113-152, 209-254.
Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004, с. 204-266.
Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997, с. 323-344.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003, с. 3-67.
Никифоров А.Л. Философия и история науки. М., 2008, с. 37-51.
Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 117-139.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М. 2000, с. 36-99, 188-231.
Механическая картина мира и ее общеконцептуальные понятия (пространство и время, масса, сила, перемещение). Примеры ее преодоления в классике: обоснование идеи инерции Галилеем; пространственно-временная характеристика вещества, вихревая космология и протополевая модель магнита Декарта; волновая и корпускулярная теории света Гюйгенса-Юнга-Френеля и Ньютона; теории электромагнетизма Ампера-Вебера и Фарадея-Максвелла; сохранения и превращения энергии Майера-Джоуля-Гельмгольца. Объединительные тенденции в корпускулярно-волновых теориях света и электромагнетизма. Понятие поля.
Кризис в физике рубежа XIX- нач. XX в.: вопрос эфира, скорость света и исследования микромира.
Литература
Основная:
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 177-216, 277-292.
Дополнительная:
Баженов Л.Б. Место физики в системе наук // Философия науки. М., 2007, с. 317-324.
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М. 2000, с. 113-152, 191-199, 209-254.
Девис П. Пространство и время в современной картине вселенной. М., 1979, с. 29-38, 42-48.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982, с. 56-80, 90-113, 144-157, 160-196.
Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989, с. 9-43, 48-90.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000, с. 185-355, 387-417, 503-532, 533-609.
Идея квантов Планка. Ее неочевидность в исследованиях излучения абсолютно черного тела. Идея квантово-волнового дуализма света как основа объяснения фотоэффекта. От Эйнштейна к де Бройлю: всеобщность квантово-волновых свойств микрочастиц.
Складывание планетарной модели атома Резерфорда-Бора. Классическая основа этой модели: взаимодействие притягательно-отталкивательных сил через центры масс, эллиптическая орбита электрона, ускоренное движение. Отличие этой модели от модели Нагаоке. Взаимосвязь этой модели и квантовой механики. Постулаты Бора. Принципы соответствия и дополнительности Бора. Общенаучное методологическое значение этих принципов. Принцип неопределенности Гезенберга и лапласовский детерминизм. Строение атома и вопрос строения микрочастиц.
Виды взаимодействий. Вопрос «великого объединения». Феноменологичность физики и вопрос объяснений.
Литература
Основная:
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 310-410.
Дополнительная:
Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики. М., 1993, с. 27-91, 130-160.
Баженов Л.Б. Проблема пространства-времени // Философия науки. М., 2007, с. 337-367.
Девис П. Пространство и время в современной картине вселенной. М., 1979, с. 38-42, 49-81.
Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989, с. 28-57, 79-161, 182-185.
Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с. 21-81.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982, с. 299-344, 350-369, 391-401, 403-410, 415-419.
Липкин А.И. Философские проблемы квантовой механики // Философия науки. М., 2007, с. 368-406.
Липкин А.И. Естественно-научная, наддисциплинарная и натурфилософская стороны синергетики // Философия науки. М., 2007, с. 407-427.
Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989, с. 91-125, 152-188.
Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000, с. 80-116, 214-232.
Состав стандартной модели. «расширяющаяся вселенная» Фридмана, «Большой взрыв» Гамова и ОТО. Ее экспериментальные подтверждения и теоретические обоснования: «красное смещение», «реликтовое излучение», соотношение химических элементов вселенной, асимметрия вещества и антивещества (концепции Ли-Янга-Ву, Кронина-Фитча).
Трудности: вопросы сингулярного состояния вселенной, однородности и изотропности, антропного принципа. Попытки решения: хаотичность начала вселенной, «раздувающаяся вселенная», «раздувание вселенной с медленным нарушением симметрии».
Литература
Основная:
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 292-295, 411-544.
Дополнительная:
Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981, с. 12-15, 98-115, 124-144.
Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989, с. 186-242.
Зельдович Я.Б. Дополнения редактора русского перевода // Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981, с. 173-186, 191-197.
Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 140-213, 232-245.
Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000, с. 56-79, 161-199.
Физическая основа кинетико-каталитических реакций: взаимосвязь строения атома и реакционной способности молекул. Периодичность как выражение числа электронных зарядов; особенности веществ в зависимости от числа, расположения, взаимосвязи и взамопереходов электронов (идеи Томсона, Рамзая, Резерфорда, Штарка и Бора).
Несводимость химии к физике – физическая основа и физико-химический пересмотр общеконцептуальных понятий химии (химического атома, элемента, связи и соединения) как показатели синтеза этих наук, а не подмены.
Литература
Основная:
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 296-299, 346-356.
Дополнительная:
Боряз В.Н., Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Очерк истории диалектико-материалистической разработки. Л., 1976, с 207-249.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982. с. 335-340,413-419.
Липкин А.И. Проблема редукционизма: сводится ли химия к физике? // Философия науки. М., 2007, с. 428-436.
Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971, с. 25-50, 287-318, 327-345.
Теории эволюции как основа спецификации биологии: идеи историзма, наследования свойств, неизменности видов, взаимодействия со средой в теории ламаркизма, катастрофизма и униформизма. Углубление понимания наследственности и взаимодействия со средой в теории Дарвина: от идеи упражнений и наследственности в общем виде к идее борьбы за существование и естественного отбора; к идее различения изменчивости (определенной и неопределенной), ее различных взаимосвязей со средой (непосредственных и опосредованных) и наследственностью (утрата или сохранение свойств); идея геммул как предвосхищение теории блуждающих генов. Вопрос ограничения теории эволюции в понимании происхождения человека. Трудности теории: «кошмар Дженкинса», вопрос подтвержденности естественного отбора и т.д. Синтетическая теория эволюции – теория взаимодействия эволюционных и генетических явлений.
Несводимость живого к неживому: асимметрия, поэтому трудносинтезируемость живого (хиральность живого-неживого), увеличение биологической разнородности (индивидуации), биологические принципы организма. Вопрос витализма. Невозможность понимания живого вне его физико-химических основ: химическая природа генетических структур, значение термодинамики, синергетики, принципа дополнительности, периодического закона Менделеева.
Литература
Основная:
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 172-177, 255-276, 545-628, 633-644.
Дополнительная:
Гороховская Е.А. Редукционизм и антиредукционизм в биологии // Философия науки. М., 2007, с. 437-452.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983, с. 22-55.
Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. М., 2005, с. 43-75, 79-84, 89-102.
Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание: философско-методологический анализ. М., 1997, с. 117-166.
Опарин А.И. Материя Жизнь Интеллект. М., 1977, с. 26-30, 82-83, 96-164.
Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной. М., 1956, с. 15-51.
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы ,правила, принципы и гипотезы). М., 1994, с. 45-90.
Сойфер В.Н. Генетика. Зарождение хромосомной теории неследственности // История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975, с. 295-313.
Сойфер В.Н. Молекулярная генетика // История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975, с. 479-495.
Тимофеев-Ресовский Н.В. и др. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969, с. 53-59, 100-157.
Междисциплинарные взаимодействия, взаимопроникновения естествознания и гуманитарных наук, антропный принцип как особенности современной науки и вопрос их этапной локализации. Вопрос субъект-объектного и ценностно-познавательного сдвигов современной науки.
Литература
Основная:
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 630-632.
Дополнительная:
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003, с. 132-151.
Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000, с. 578-702.
Контрольные вопросы к зачету
Автор программыпрофессор кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии ГУ - ВШЭ |
|
И.В. Кирсберг |
Курса не только современные концепции, но и те, что составляют их основу или не устарели в науке. Выбор концепций и последовательность их разбора предопределены основополагающим зн
05 09 2014
1 стр.
Охватывает обе части работы
07 10 2014
3 стр.
Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического Председатель Филонович С. Р. менеджмента Зав. Кафедрой Филинов Н. Б
01 09 2014
3 стр.
Каждая тема программы сопровождается контрольными вопросами и заданиями. Подбор этих вопросов исходит из того, что главная цель философского образования состоит в том, чтобы побужд
23 09 2014
4 стр.
15 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 080500. 62 «Менеджмент», 080200. 62 "Менеджмент"
25 12 2014
3 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500. 62 Бизнес-информатика, изучающих дисциплину «У
10 10 2014
14 стр.
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра, обучающихся по программе «Мировая экономика». Дисциплина является дисц
30 09 2014
1 стр.