Название проблемной группы «Тьюторское сопровождение одарённых учащихся»
Руководитель Гук Антонина Ивановна
Количество членов проблемной группы: 14
Методическая тема «Технология тьюторского сопровождения учащихся как средство реализации личностного потенциала учащихся »
Цель и задачи проблемной группы.
Цель: создание условий для перехода педагогов на позицию тьютора и создание системы тьюторского сопровождения учащихся школы.
Задачи:
-
изучить литературу по технологии тьюторского сопровождения учащихся;
-
организовать взаимодействие педагогов, принявших позицию тьютора, в рамках сопровождения одарённых учащихся;
-
провести диагностику интересов одарённых учащихся школы;
-
определить пары «тьютор-тьюторант»;
-
разработать модель индивидуальной образовательной программы ученика;
-
рассмотреть возможности метода проектов и метода образовательных путешествий для реализации тьюторского сопровождения учащихся школы.
Анализ
работы проблемной группы «Тьюторское сопровождение одарённых учащихся»
В течение учебного года проведено четыре заседания проблемной группы. На них были рассмотрены следующие вопросы:
-
Контекст и условия введения тьюторства в современной школе
-
Основные схемы тьторского сопровождения;
-
Индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный план ученика – круглый стол;
-
Тьюторство в начальной школе. Особенности возраста. Сущность, цели, задачи тьюторского сопровождения . Формы и методы - лекция;
-
Эффективность тьюторского сопровождения - дискуссия;
-
Тьюторство в основной школе. Особенности возраста. Сущность, цели, задачи тьюторского сопровождения . Формы и методы
Педагогами, принявшими позицию тьютора, осуществлялось сопровождение учащихся во время подготовки к предметным олимпиадам и научно-практическим конференциям. Первый вид сопровождения не дал желаемых результатов. Это обусловлено тем, что период накопления знаний в определённых областях достаточно длительный, он требует целенаправленной систематической работы, зависит от мотивации учащихся к учению вообще. Сопровождение же учащихся, ведущих самостоятельные исследования в какой-либо области, дало достаточно высокие результаты:
-
конференция «Юниор Красноярья» - 6 участников, 2 победителя;
-
конференция «Шаг в будущее» - 6 участников, 5 победителей.
Конечно, сосредоточенность на какой-либо одной теме позволяет подготовиться к защите лучше, нежели к участию в олимпиаде. Но для нашей школы и для группы «Тьюторское сопровождение одарённых учащихся» вопрос об успешности во Всероссийской олимпиаде школьников остаётся самым трудным и самым важным.
Одним из перспективных направлений интеллектуальной подготовки учащихся мы считаем участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах. С нашей точки зрения – это первая ступенька на пути к качественной подготовке ко Всероссийской олимпиаде школьников. Поэтому осуществлялось тьюторское сопровождение учащихся, выполняющих задания в рамках проекта «Эрудиты Планеты», МАН «Интеллект будущего», центра «СНЕЙЛ» и многих других. Лучшие результаты в этом направлении показала учительница математики Неборак Ю.К. . Она работала с ученицей 5 класса Дражник Дарьей, которая стала Лауреатом Осеннего, Зимнего, Весеннего туров по математике в рамках проекта «Познание и творчество» (МАН «Интеллект будущего»). Результатом успешного тьюторского сопровождения одарённых учащихся можно считать официальное приглашение от МАН «Интеллект будущего» команде нашей школы принять участие в Летнем туре проекта «Познание и творчество» в городе Анапа. Но, к сожалению, наши финансовые возможности не позволяют принять приглашение.
Хорошие результаты и в группе «Гук А.И – Рудакова О.»: участие в конкурсе творческих работ «Идеи Лихачёва и современность», проводимого Санкт-Петербургским университетом профсоюзов, завершилось приглашением во второй тур – гуманитарную олимпиаду. Выйти в очный тур не удалось. Но дело не в качестве подготовки тьторанта, а уровне заданий второго тура и времени, отведённого на их выполнение. Были предложены задания по литературе 10-11 классов. Девочка же учится только в девятом. За неделю не было возможности прочитать все произведения, вошедшие в задания. Оля ответила только на вопросы по 10 классу.
Перспективным направлением работы проблемной группы является реализация проекта создания межшкольной (Причулымск – Большая Салырь) Интеллектуальной газеты. Первый номер газеты уже создан группой тьюторантов МКОУ Причулымской СОШ.
В конце учебного года (май 2012 ) проведена диагностика интересов всех учащихся школы. Результаты исследования – материал для организации тьюторского сопровождения уже всех учащихся школы на следующий учебный год.
На последнем заседании проблемной группы было решено, что основными методами тьторского сопровождения учащихся школы в 2012-2013 учебном году будут метод проектов (начальная школа и среднее звено) и метод образовательных экспедиций (старшее звено)
Выводы: анализ успеваемости учеников, внеклассной и внеурочной деятельности показал, что западающим звеном является именно учебная деятельность школьников. О результативности работы школы судят по результатам ККР, ГИА, ЕГЭ, предметным олимпиадам. И если результаты ККР, ЕГЭ находятся на достаточном уровне, то результаты ГИА оставляют желать лучшего. Всем понятно, что среднее звено в школе самое сложное, и поэтому именно здесь необходимы индивидуальные образовательные планы, программы, словом, тьюторское сопровождение каждого ученика. На следующий учебный год нам предстоит пройти сложный путь от интересов ученика к успешности его в учебной деятельности. Будет трудно. Но это необходимо.
План работы проблемной группы «Тьюторское сопровождение одарённых учащихся»
на 2012-2013 учебный год
Методическая тема «Технология тьюторского сопровождения учащихся как средство реализации личностного потенциала учащихся и повышения качества знаний»
План работы
№
|
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Формы и виды деятельности
|
Ответственные
|
Литература
|
I
|
1
|
Утверждение плана работы на 2012-2013учебный год
|
2 неделя
сентября
|
Анализ и оценка
Лекция
Практикум
|
Руководитель ПГ, учителя-предметники
Гук А.И
Педагоги-тьюторы
|
Предметные журналы; журнал
«Практик», журнал
«Завуч»
|
2
|
Метод образовательных экспедиций
|
3
|
Анализ диагнос-тических материалов, определение пары «тьютор –тьторант»
|
II
|
1
|
Обсуждение индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных планов ученика
|
3 неделя октября
|
Круглый стол
|
Педагоги-тьюторы
|
Журнал «Завуч»
|
2
|
Методика проведения тьюториалов
|
Лекция
|
Гук А.И
|
Т.М.Ковалёва «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»
|
3
|
Успешные практики по подготовке к предметным олимпиадам в школе
Роль тьютора в подготовке тьюторанта к олимпиадам
|
Индивидуальная работа по подготовке, внеклассная работа по предмету,
внутришкольные олимпиады
|
Педагоги-тьюторы
|
Олимпиадные задания по разным предметам.
|
III
|
1
|
Анализ работы тьюторских групп по подготовке к предметным олимпиадам
|
3 неделя января
|
Круглый стол
|
Педагоги-тьюторы
|
|
2
|
Эффективность тьюторского сопровождения учащихся в первом полугодии(ср. с 2011-2012 годом)
|
Дискуссия
|
Педагоги-тьюторы
|
|
4
|
Тьюторское сопровождение участников районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
|
Март
|
Предварительная защита научно-исследовательских работ
|
Руководитель НОУ
|
Литература по работе с одарёнными детьми
|
IV
|
1
|
Приёмы эмоционального стимулирования познавательных интересов школьников
|
4 неделя апреля
|
Лекция
|
Гук А.И
|
|
|
2
|
Анализ диагностических работ по различным предметам как показатель успешности деятельности тьютора
|
3 неделя декабря
|
Тестирование, контрольные работы
|
Учителя-предметники, руководители МО
|
Диагностическая литература по предметам
|
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ, РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ – В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА
|