Неоплатонизм как прообраз религиозной философии
План
-
Историческая периодизация неоплатонизма.
-
Причины возникновения неоплатонизма и его связь с христианством.
-
Плотин
-
Общие биографические сведения.
-
Первоединое
-
Многое.
-
Ум.
-
Душа.
-
Природа
-
Материя.
-
Экстаз
-
структура мировой системы.
-
Демонология.
-
Эстетика.
-
Заключение.
-
Порфирий.
4.1. Общие биографические сведения.
4.2. Триада.
4.3. Демонология.
4.4. Заключение.
5. Вывод и заключение.
5.1. Борьба христианства и язычества?
5.2. Неоплатонизм 4-7 веков.
5.3. Прокл.
5.4. Заключение.
6. Список цитируемых материалов.
7. Список используемой литературы
Ссылки на использованные материалы приводимые в качестве цитат.
[1] А.Ф. Лосев « История античной эстетики. Поздний эллинизм». Часть 2, книга 2, параграф 3. История античной эстетики, том VI
М.: "Искусство", 1980.
[2] А. Балабуха, «История которой не было», глава 1, стр.10 , М. «Асмус», 2001.
[3] Плотин «Эннеады» 5.4. «Каким образом от первоначала происходит то, что после него и первоедином»
[4] Плотин «Эннеады» 6.8. « О воле и свободе первоединого» часть1, абзац 2.
[5] Плотин «Эннеады» 5.2. О происхождении и порядке существ, которые следуют после Первого.
[6] Плотин «Эннеады» 5.5О том, что ноумены не вне ума, и о благе.
[7] Плотин «Эннеады» IV.8 О нисхождении души в тела.
[8] А.Ф. Лосев «История античной эстетики» том 6 часть четвертая, подраздел 2, параграф 3. История античной эстетики, том VI
М.: "Искусство", 1980.
[9] А.Ф. Лосев «История античной эстетики». Том 7 часть 3 «Искусство».
[10] А.Ф. Лосев «История античной эстетики» том «Последние века».
[11] А.Ф. Лосев «История античной эстетики» том 7, часть 6 «Письмо к Мацарелле», параграф 2.
[12] Философский Интернет журнал “Phenomen.ru.” статья «Неоплтоническая мысль 4-7 века».
Список Литературы.
1. Плотин «Эннеады» 1-9.
2. Лосев А.Ф. «История античной эстетики» тома 1- 7. М.: "Искусство", 1980.
3. А. Булабуха «История, которой не было» М. «Асмус», 2001.
4. Г. Гегель «История философии» . Соч., т. 11, М. - Л., 1935
5. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль, 2000-2001
6. В.В. СЕМЕНОВ
Истоки неоплатонической концепции экстаза
Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. СПб., 2001, с.
7. А.В. Петров «Место неоплатонизма в истории философии». К.:София,2000г.
8. Аверинцев С. «Неоплатонизм перед лицом платоновой критики мифопоэтического мышления», журнал «Феномен» номер 5, 1999г.
8. Philosophy.ru «Философские методы в поздней патристике», статья.
…Почему же между неоплатониками и христианством возник столь бурный спор? Ответ на этот вопрос лежит скорее в понимании мира эпохи поздней античности. Ведь преимущественно население было языческим. Но разве Плотин и неоплатоники взывали к политеизму? Вовсе нет. В этом мы убедимся позже, при рассмотрении концепции первоединого. Так в чем же дело? В первую очередь в понимании Бога как такового, ведь христианской метафизике свойственно приписывать богу определенные человеческие качества, ровно как и античным языческим богам. Но Плотин вовсе не был мифотворцем как его предшественники, он явился результатом, квинтэссенцией своей эпохи, закатом и апофеозом гениального античного периода. Неоплатоники небыли философами с мифологическим мировоззрением, они стали первыми теософами, богословами своей эпохи. Ранние христиане же, все таки в какой то степени были еще языческими пережитками, в плане мировоззрения и понимания трансцендентных вещей. Конечно, мы не способны судить в данный момент об исторической личности Иисуса Христа как человека, на эту тему есть достаточно много исследований, как подтверждающих его существование, так и опровергающих. Да и потом, история, как известно подвергается изменениям, поэтому примем за аксиому то, что ранне-христианские общины обладали в какой-то мере мифологическим пониманием мира. Христианство в этот период стало бурно распространяться, в доказательство этому приведу цитату из исторической работы Тация [2] :
« те, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев.»…