Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Нестандартный урок

Устный журнал

6 класс

Подготовила и провела А.Н. Закурьева



Вода в жизнедеятельности растений

Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70—95 % сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды.

Обмен веществ в растительном организме происходит только при достаточном количестве воды. С водой в растение поступают минеральные соли из почвы. Она обеспечивает непрерывный ток питательных веществ по проводящей системе. Без воды не могут прорастать семена, не будет в зеленых листьях фотосинтеза. Вода в виде растворов, наполняющих клетки и ткани растения, обеспечивает ему упругость, сохранение определенной формы.

Поглощение воды из внешней среды — обязательное условие существования растительного организма.

Растение получает воду главным образом из почвы с помощью корневых волосков корня. Наземные части растения, в основном листья, через устьица испаряют значительное количество воды. Эти потери влаги регулярно восполняются, так как корни постоянно поглощают воду.

Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает ее поступление. Тогда у растения листья увядают, особенно самые нижние. За ночные часы, когда корни продолжают всасывать воду, а испарение у растения снижено, содержание воды в клетках снова восстанавливается и клетки и органы растения вновь приобретают упругое состояние.

Главным способом поступления воды в живые клетки является ее осмотическое поглощение. Осмос — это способность растворителя (воды) поступать в клеточные растворы. При этом поступление воды приводит к увеличению объема жидкости в клетке. Сила осмотического поглощения, с которой вода входит в клетку называется сосущей силой.

Поглощение воды из почвы и потеря ее [ испарении создают постоянный водный об

лен у растения. Водный обмен осуществляется током воды через все органы растения. Он

-складывается из трех этапов: 1) поглощения воды [ корнями, 2) передвижения ее по сосудам древесины, 3) испарения воды листьями. ()обычно при нормальном водном обмене сколько воды поступает в растение, столько ее и испаряется.

Растение пропускает через себя очень много воды. Например, подсолнечник за один день испаряет до 800 г воды, а за лето — до 200 кг.

Каждое растение пшеницы (то же ячМень, овес) за день .испаряет около 50 г воды. Представляете, сколько надо воды для целого пшеничного поля?

Из всего огромного количества воды, проходящей через растение, лишь очень незначительная ее часть используется им на синтез веществ своего тела. Только 0,2 % всей пропускаемой воды растение усваивает. Остальные 99,8 % поглощенной воды тратятся на испарение (рис. 80). Но эта «трата очень важна для растения.

Корни, поглощал воду из почвы, вместе с ней постоянно привносят в организм растворенные минеральные соли. Поступив с водой в растение, соли не испаряются, а остаются в нем, образуя так называемое сухое вещество. Накопление сухого вещества в теле растения — результат совместной работы корней и листьев.

Водный ток в растении идет в восходящем направлении: снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волос ков внизу и от интенсивности испарения наверху. Постоянный ток воды от корневой системы к надземным частям растения служит средством транспортировки и накопления в органах тела минеральных веществ и различных химических соединений, поступающих из корней. Он объединяет все органы растения в единое целое. Помимо этого, восходящий ток воды в растении необходим для нормального водоснабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процес са фотосинтеза в листьях.

Достаток или дефицит влаги в клетках влияет на все жизнедеятельные процессы растения.

Сухопутные растения произрастают в местах разной степени обводненности. По способности осуществлять свой водный обмен в разных условиях среды обитания растения разделяются на разные экологические группы. Экологические группы — это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организмов.

По отношению к воде растения делят на экологические группы

1 Гидатофиты (от греч. гидотос — «вода», фитон — «растение») — водные травы (элодея, лотос, кувшинки). Гидатофиты полностью погружены в воду. Стебли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом.

2. Гидрофиты (от греч. гидрос «водный») — растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз, тростник, аир). Обычно обитают по берегам водоемов на

сырых лугах.

3. Гигрофиты (от греч. гигра — «влага») — растения влажных мест с высокой влажностью воздуха (калужница, осоки, циперус, ситник).

4. Мезофиты (от греч. мезос — «средний») — растения, живущие в условиях

умеренного увлажнения и хорошего минерального питания (сурепка, нивяник,

ландыш, земляника, яблоня, ель, дуб).

Растут в лесах, на лугах, в поле. Большинство сельскохозяйственных растений —мезофиты. Они лучше развиваются при дополнительном поливе.

5. Ксерофиты (от греч. ксерос — «сухой») — растения сухих местообитаний, где воды в почве мало, а воздух сухой (алоэ, кактусы, саксаул). Среди ксерофитов различают сухие и сочные. Сочные ксерофиты с мясистыми листьями (алоэ, толстянки) или мясистыми стеблями (кактусы — опунция, маммилярия, цереус) называют суккулентами. Сухие ксерофиты — склерофиты (от греч. склерос — «жесткий») приспособлены к жесткой экономии воды, к уменьшению испарения (ковыль, саксаул, кермек, верблюжья колючка).

Вода — важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Ее роль в организме растения многообразна. Представленная в клетках, тканях и органах растения, она объединяет все части организма в единое целое. Вода — главный компонент в транс портной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока воды зависит жизнь растительного организма. По отношению к условиям обводненности местообитаний у растений выработались особые приспособительные свойства.

Устный журнал «Вода в жизни растений»

Цели: в увлекательной форме познакомить ребят со значением воды в жизни растений: развивать у детей самостоятельность, интерес к предмету, способность работать с дополнительной литературой:

Воспитывать уверенность в своих силах, способность выступать перед аудиторией.

Оборудование: плакаты с растениями разных сфер обитания, гербарий, рисунки учащихся.



Условия проведения устного журнала: дети заранее получают задания, готовятся, консультируются с учителем, готовят свои выступления.

Нестандартный урок Устный журнал

Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70—95 сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды

40.97kb.

15 09 2014
1 стр.


Устный журнал «Песняры зямли беларускай»

Вед. Представляем наш устный журнал, посвящённый жизни и творчеству великих литераторов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа

66.27kb.

25 12 2014
1 стр.


Устный журнал Портнова Т. И. 2012 год
70.85kb.

23 09 2014
1 стр.


Устный журнал, посвященный дню победы

Мы решили вспомнить войну по своему. Творческие группы нашего класса

70.09kb.

14 12 2014
1 стр.


Устный журнал: «Отечества достойные сыны»

Ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов

122.14kb.

08 10 2014
1 стр.


Устный журнал для старшеклассников «Антиреклама курения»

Конкурс газет на заданную тему. (Наример – «Мир, где нет Химии» или «в химическом царстве»)

472.77kb.

10 09 2014
3 стр.


Устный журнал «Моя малая Родина. Прошлое и настоящее»

Оренбуржье, о малой Родине, формированию у учащихся ответственности за будущее малой Родины

59.28kb.

15 12 2014
1 стр.


Устный журнал: «По следам Пифагора»

Цель урока: расширить знания по данной теме и познакомить учащихся с жизнью и творчеством Пифагора Самосского

73.81kb.

14 12 2014
1 стр.