
Нестандартный урок
Устный журнал
6 класс
Подготовила и провела А.Н. Закурьева
Вода в жизнедеятельности растений
Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70—95 % сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды.
Обмен веществ в растительном организме происходит только при достаточном количестве воды. С водой в растение поступают минеральные соли из почвы. Она обеспечивает непрерывный ток питательных веществ по проводящей системе. Без воды не могут прорастать семена, не будет в зеленых листьях фотосинтеза. Вода в виде растворов, наполняющих клетки и ткани растения, обеспечивает ему упругость, сохранение определенной формы.
Поглощение воды из внешней среды — обязательное условие существования растительного организма.
Растение получает воду главным образом из почвы с помощью корневых волосков корня. Наземные части растения, в основном листья, через устьица испаряют значительное количество воды. Эти потери влаги регулярно восполняются, так как корни постоянно поглощают воду.
Бывает, что в жаркие часы дня расход воды испарением превышает ее поступление. Тогда у растения листья увядают, особенно самые нижние. За ночные часы, когда корни продолжают всасывать воду, а испарение у растения снижено, содержание воды в клетках снова восстанавливается и клетки и органы растения вновь приобретают упругое состояние.
Главным способом поступления воды в живые клетки является ее осмотическое поглощение. Осмос — это способность растворителя (воды) поступать в клеточные растворы. При этом поступление воды приводит к увеличению объема жидкости в клетке. Сила осмотического поглощения, с которой вода входит в клетку называется сосущей силой.
Поглощение воды из почвы и потеря ее [ испарении создают постоянный водный об
лен у растения. Водный обмен осуществляется током воды через все органы растения. Он
-складывается из трех этапов: 1) поглощения воды [ корнями, 2) передвижения ее по сосудам древесины, 3) испарения воды листьями. ()обычно при нормальном водном обмене сколько воды поступает в растение, столько ее и испаряется.
Растение пропускает через себя очень много воды. Например, подсолнечник за один день испаряет до 800 г воды, а за лето — до 200 кг.
Каждое растение пшеницы (то же ячМень, овес) за день .испаряет около 50 г воды. Представляете, сколько надо воды для целого пшеничного поля?
Из всего огромного количества воды, проходящей через растение, лишь очень незначительная ее часть используется им на синтез веществ своего тела. Только 0,2 % всей пропускаемой воды растение усваивает. Остальные 99,8 % поглощенной воды тратятся на испарение (рис. 80). Но эта «трата очень важна для растения.
Корни, поглощал воду из почвы, вместе с ней постоянно привносят в организм растворенные минеральные соли. Поступив с водой в растение, соли не испаряются, а остаются в нем, образуя так называемое сухое вещество. Накопление сухого вещества в теле растения — результат совместной работы корней и листьев.
Водный ток в растении идет в восходящем направлении: снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волос ков внизу и от интенсивности испарения наверху. Постоянный ток воды от корневой системы к надземным частям растения служит средством транспортировки и накопления в органах тела минеральных веществ и различных химических соединений, поступающих из корней. Он объединяет все органы растения в единое целое. Помимо этого, восходящий ток воды в растении необходим для нормального водоснабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процес са фотосинтеза в листьях.
Достаток или дефицит влаги в клетках влияет на все жизнедеятельные процессы растения.
Сухопутные растения произрастают в местах разной степени обводненности. По способности осуществлять свой водный обмен в разных условиях среды обитания растения разделяются на разные экологические группы. Экологические группы — это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организмов.
По отношению к воде растения делят на экологические группы
1 Гидатофиты (от греч. гидотос — «вода», фитон — «растение») — водные травы (элодея, лотос, кувшинки). Гидатофиты полностью погружены в воду. Стебли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом.
2. Гидрофиты (от греч. гидрос «водный») — растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз, тростник, аир). Обычно обитают по берегам водоемов на
сырых лугах.
3. Гигрофиты (от греч. гигра — «влага») — растения влажных мест с высокой влажностью воздуха (калужница, осоки, циперус, ситник).
4. Мезофиты (от греч. мезос — «средний») — растения, живущие в условиях
умеренного увлажнения и хорошего минерального питания (сурепка, нивяник,
ландыш, земляника, яблоня, ель, дуб).
Растут в лесах, на лугах, в поле. Большинство сельскохозяйственных растений —мезофиты. Они лучше развиваются при дополнительном поливе.
5. Ксерофиты (от греч. ксерос — «сухой») — растения сухих местообитаний, где воды в почве мало, а воздух сухой (алоэ, кактусы, саксаул). Среди ксерофитов различают сухие и сочные. Сочные ксерофиты с мясистыми листьями (алоэ, толстянки) или мясистыми стеблями (кактусы — опунция, маммилярия, цереус) называют суккулентами. Сухие ксерофиты — склерофиты (от греч. склерос — «жесткий») приспособлены к жесткой экономии воды, к уменьшению испарения (ковыль, саксаул, кермек, верблюжья колючка).
Вода — важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения. Ее роль в организме растения многообразна. Представленная в клетках, тканях и органах растения, она объединяет все части организма в единое целое. Вода — главный компонент в транс портной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока воды зависит жизнь растительного организма. По отношению к условиям обводненности местообитаний у растений выработались особые приспособительные свойства.
Устный журнал «Вода в жизни растений»
Цели: в увлекательной форме познакомить ребят со значением воды в жизни растений: развивать у детей самостоятельность, интерес к предмету, способность работать с дополнительной литературой:
Воспитывать уверенность в своих силах, способность выступать перед аудиторией.
Оборудование: плакаты с растениями разных сфер обитания, гербарий, рисунки учащихся.
Условия проведения устного журнала: дети заранее получают задания, готовятся, консультируются с учителем, готовят свои выступления.