Перейти на главную страницу
Выявление принципов педагогической концепции ДПО – важнейшая составляющая теоретического знания. Принципы всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения (образования), выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
К принципам, отражающим идеи ДПО научно-педагогических работников мы относим принципы фасилитации, субъектности и элективности.
Приницп фасилитации. В современных условиях информационно насыщенного пространства и новых технологий образования, личностно ориентированной парадигмы обучения работники системы ДПО столкнулись с ситуацией, где целью образования становится фасилитация изменения и учения педагога (to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, К. Роджерс, В.А. Сластенин и др. признают фасилитацию эффективным принципом управления учением.
Выделим некоторые основополагающие идеи, составляющие сущность принципа фасилитации: о свободе личности и неотъемлемых его правах; о потребности человека в самоактуализации; об индивидуальности человека; об обучении и воспитании как помощи человеку в развитии индивидуальности и личностном росте; о педагогической поддержке; о развитии субъектного опыта человека в процессе жизнедеятельности; о доверии и вере в человека; о равенстве участников педагогического процесса и др.
Эти и другие идеи, интериоризированные педагогом, изначально включены в его субъектный опыт и составляют Я педагога. Субъектный опыт делает всех участников образовательного процесса разными и неповторимыми.
В контексте принципа фасилитации обучающийся как субъект познавательной деятельности ценен воспроизводством и общественного, и индивидуального субъектного опыта.
Принцип фасилитации – педагогическая категория, представляющая нормативное положение для создания условий осознания обучающимися индивидуальной сущности, самостоятельности, становления автором и творцом жизненных обстоятельств. Стержневая идея принципа заключается в опоре на творческий потенциал обучающегося, в искренней вере и поддержке его стремления к самоактуализации и самореализации [1].
Следовать принципу фасилитации – значит активно включать обучающегося в деятельность, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности. Стратегия фасилитации предусматривает направленность согласованных действий субъектов образовательного процесса. Главное в реализации принципа – фасилитация саморазвития личности обучающегося. Стержневая целевая ориентация принципа – опора на потенциальные возможности педагога в самоактуализации. Принцип фасилитации оказывает системообразующее влияние на компоненты образовательного процесса и ориентирован на разрешение противоречий в системе ДПО, уменьшение влияния когнитивного диссонанса, добавляя новые когнитивные элементы в систему знаний индивида.
Обучающиеся, принимающие фасилитацию и работающие с педагогом-фасилитатором, обнаруживают высокий уровень «когнитивного функционирования» (Э.Ф. Зеер). Вместе с тем не следует исключать и феномен негативной фасилитации (ингибиции), ведущий к возникновению психологических барьеров, комплексов, который реализуется в защитных реакциях организма обучающегося в виде формализма, индифферентности, болтливости.
Таким образом, принцип фасилитации это:
Вопросы формирования субъектности становятся предметом многих педагогических и психологических исследований (Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.). Согласно деятельностной теории, разработанной К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, С.Л. Рубинштейном, субъектность – инициирующее творческое начало, выступающее условием изменения себя, сознательного стремления к сохранению в неизменном виде собственной самости (в русскоязычном варианте – субъектности).
Важнейшее из всех качеств человека – быть субъектом, т.е. творцом собственной истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит инициировать, осуществлять и развивать изначально практическую деятельность, общение, нравственное поведение, познание и другие виды специфической человеческой активности и добиваться необходимых результатов. Позиция субъекта обеспечивает научно-педагогическому работнику непрерывность профессионального развития, устойчивость профессиональной «Я-концепции», направленность на самосовершенствование и саморазвитие.
Анализ научной литературы показал, что выраженность субъектности обнаруживается при определенной степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности (чаще деятельности), в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни:
Мы разделяем мнение Л.А. Недосеки [2], согласно которому субъектность – это качественная и динамическая характеристики человека, интегрированного в современные социокультурные реалии диалога культур, указывающая на способности действовать в условиях свободы, толерантности, смыслотворчества и смыслопорождения, проявлять активную позицию, самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, инициативно и креативно создавать способы и условия решения поставленных задач, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений. При этом функциями субъектности в профессионально-личностном становлении являются: направленность на саморазвитие и профессиональное самоопределение, целеполагание, смыслотворчество и смыслопорождение, в процессе реализации которых субъектность проявляется как сложная многоуровневая характеристика слушателя – субъекта образовательного процесса, заключающаяся в инициации овладения им и профессиональной деятельностью, совокупности профессиональных ценностно-волевых установок, способности быть целеполагающим и смыслопорождающим субъектом образовательной деятельности.
Мы полагаем, что субъектность научно-педагогических работников будет развиваться более эффективно при соблюдении следующих правил: а) наполненность содержания ДПО личностными смыслами, проблемами обучаемых; б) принятие преподавателем слушателя таким, какой он есть; в) свобода выбора источников знания и информации; г) свободное взаимодействие слушателя с преподавателем, созданное на паритетных началах; д) повышение самостоятельности обучаемых; е) помощь научно-педагогическим работникам в выявлении их жизненно-творческих способностей и креативности и т.д.
Согласно разработанной Л.А. Недосекой [2] модели педагогической поддержки становления субъектности реализация принципа субъектности в ДПО включает в себя следующие этапы:
Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sedvitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.
Принцип элективности состоит в максимально возможном сохранении индивидуальности обучения, поскольку «индивидуальность – это драгоценнейшее в человеке и его творчестве.… Где она не сохранена, подавлена или в пренебрежении, там образования совершенно не происходит» [3, с. 92].
Принцип элективности предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.
При этом индивидуализация обучения может осуществляться по:
Правила данного принципа требуют:
Совершенствование анализа себестоимости и производственных затрат в пушном звероводствЕ
04 09 2014
1 стр.
Идейно-художественные особенности американского трансцендентализма в произведении амина рейхани
18 12 2014
1 стр.
Критерии эффективности инвестиций в человеческий капитал с точки зрения экономической теории
08 10 2014
1 стр.
Послеоперационная выживаемость больных при различных иммунофенотипических вариантах карцином желудка
18 12 2014
1 стр.
Нормированные наказания (худуд)по закону об исламских уголовных наказаниях исламской республики иран 1991 г
14 12 2014
1 стр.
На современном этапе дополнительное профессиональное образование (далее дпо) реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, госуда
14 12 2014
1 стр.
России. Наблюдается тенденция качественных изменений самой преступности. В частности, на первые позиции выходят корыстные преступления, которые принимают все более изощренные и мас
26 09 2014
1 стр.
Таким образом, все мемуаристы были непосредственными участниками описываемых ими событий. Использование источников, исходящих как из революционного, так и из правительственного лаг
10 09 2014
1 стр.