Перейти на главную страницу
и гимны важные внушенные богами (П. Музе).
и голосов нестройный гул (Л. Демон).
однообразен каждый день (П. Бахч. фонтан).
нет, жены робкие Гирея (П Бахч. фонтан).
в юдоли где расцвел
мой горестный удел (П. Городок).
явись — и дланию своей (П. К тени полководца).
твой лоб наморщенный увит (Л. Казбеку),
и различал я как узор (Л. Мцыри).
и разгоралась как заря (П. Галуб).
там где сливаяся шумят (Л. Мцыри).
тому кто в бой итти не смеет (П. Галуб).
утомительно гремит (П. Зимняя дорога).
и горе нашему врагу (П. Прозаик и поэт).
и валунов им на славу (Л. Дары Терека).
вот смерклось. Были все готовы (Л. Бородино).
лишь в бору поникши ели (Л. “Листья в поле пожелтели”).
вечор она мне величаво (П. Паж).
колокольчик вдруг умолк (П. Бесы).
Марии ль чистая душа
являлась мне, или Зарема (П. Бахч. фонтан).
здесь будет город заложен
на зло надменному соседу (П. Медный всадник).
и стон раздался под стеной (Л. Баллада).
туманно в поле и темно (Л. Бояр. Орша).
темно. Луна зашла в туманы (П. Цыганы).
и труд и мука и отрада (П. Евг. Онег.).
и склонясь в дыму кальяна (Л. Спор).
от стен его ложатся тени (Л. Демон).
сижу я под окном (П. Городок).
неколебимо как Россия (П. Медн. всадн.).
его в день гнева породила (П. Анчар).
потом он отворил окно
все было на небе темно (Л. Бояр. Орша).
на узорные шальвары
сонный льет грузин (Л. Спор).
не плачь. Ужасен вид твоей печали (П. Аул Бастунджи).
ах долго я забыть не мог
две ножки. Грустный, охладелый (П. Евг. Онег.).
и старый замок озаряет (П. Полтава).
или не верь, мне все равно (Л. Мцыри).
с волненьем песни он внимал (П. Кавк. пленн.).
и вот на поле грозной сечи ночная пала тень. (Л. Бородино).
ни власть ни жизнь меня не веселят (П. Борис Годунов).
на кровле устланной коврами (Л. Демон).
лежит на нем камень тяжелый (Л. Возд. корабль).
Стык:
и в даль глядел. Пред ним широко
и саклю новую минуя
и ничего перед собой
иль зачем судьбою тайной
и вот средь общего молчанья
в передовом твоем отряде
урядник был бы он лихой (П. Д.В. Давыдову).
когда голодной и худой
обходит волк вокруг гумна (Л. Бояр. Орша).
и вьются виноградин лозы
и злато блещет на стенах (П. Бахч. фонтан).
и поучительной лозой
чтоб укорять того, чья злоба
убила друга моего (П. Заклинанье).
за ним верблюдов длинный ряд
прядет ушьми и полный страха
твои булатные копыта.
народов ненависть почила
песни дружные гребцов,
желая сердце обмануть
близ пепелища все воссели.
и сладострастными стихами
и тихим шепотом любви (П. К Батюшкову).
я знаю, нежного Парни
хотел всю область Палемона
и племя чуждого закона (П. Конр. Валленрод).
что раз потеряно, то, верно,
немолчный ропот, вечный спор
обнявшись будто две сестры
чей конь примчался запаленный
и пал на камни у ворот (Л. Демон).
по оживленным берегам
где скрылись ханы? Где гарем?
кругом все тихо, все уныло (П. Бахч. фонтан).
как вдруг однажды он исчез
осенней ночью... (Л. Мцыри).
приятной лестью забавлять,
промчались в глубине долины
не поминай теперь о ней.
в домах все темно. У ворот
затворы с тяжкими замками (П. Опричник)
я дочь мою мнил осчастливить браком,
висят над ложем образа,
их ризы блещут,... (Л. Боярин Орша).
скажи, когда ж опять свиданье?
сладки мне родные звуки
мелькает редко наслажденье.
младые жены как-нибудь (П. Бахч. фонтан).
где выл крутясь сердитый вал
при первом звуке новой встречи
его встревожили сильней (Л. А. Гр. Хомутовой).
с своим бесчувствием холодным
как часто милым лепетаньем
иль упоительным лобзаньем (П. Цыганы).
ее невольно обнял тайный страх,
как будто в ту башню пустую
тень смерти мрачной полосой
и ревом скрипок заглушен
у люльки дочь поет любовь.
Алеко внемлет и бледнеет (П. Цыганы).
лежу один и думаю,
ужели не во сне (Л. Свиданье).
и капают горькие слезы (Л. Возд. корабль).
и речи резвые, живые,
я очарован, я горю (П. К. Н. Ушаковой).
уж день погас. Угрюмо бродит
Аджи вкруг сакли... (Л. Каллы).
и скоро все в дали степной
сокрылось... (П. Цыганы).
который мельпомены
котурны и кинжал (П. Городок).
провозглашать я стал любви
и правды чистые ученья (Л. Пророк).
в тени хранительной темницы
утаены их красоты (П. Бахч. фонтан).
истерт ногами ездока (Л. Бояр. Орша).
постеля есть, покой вам нужен
и к стойлу тянется ваш конь (П. Альфонс).
меня тревожит дух лукавый
неотразимою мечтой (Л. Демон).
страшно мысли в нем мешались,
трясся ночь он напролет (П. Утопленник).
шипенье пенистых бокалов
и пунша пламень голубой (П. Медн. Всадн.).
он ласки дорого ценил (Л. “Не плачь, не плачь, мое дитя”).
и вымолвить хочет: давай улетим.
и ветер дул, печально воя,
другим рассказы сокращают
угрюмой ночи праздный час (П. Братья разбойники).
навис покров угрюмой нощи
на своде дремлющих небес (П. Восп. о Ц. С.).
одна в глуши лесов сосновых
он сетью зеленеющей (П. Свиданье).
с востока понесло (Л. Свиданье).
я видел ханское кладбище
владык последнее жилище (П. Бахч. фонтан).
то огонь по членам пробегает,
то негою томится грудь (П. Кольна).
седых вершин зубцы,
ужо тебе. И вдруг стремглав
и он изгнанник перелетный
и три копья пронзили грудь,
обагрила знойной крови
Угрюмый сторож ханских жен (П. Бахч. фонтан).
я скоро таинство постиг (Л. С. Н. Карамзиной).
в крови горит огонь желанья,
душа тобой уязвлена (П. “В крови горит...”).
меня смешила их измена,
и скорбь исчезла предо мной (П. Друзьям).
авось на память поневоле
придет вам тот, кто вас певал (П. Е. Н. Ушаковой).
с кем я тревоги боевые
в шатре за чашей забывал (П. “Кто из богов...”).
именинница ль она
чудотворца исполина (П. Пир Петра Великого).
...злой холоп,
окончишь ли допрос нелепый (П. Полтава).
сердечной ревностью горя,
он оком опытным героя (П. Полтава).
но в этом страшном ожиданье
забилось сердце не одно (Л. Валерик).
до большой реки
колыхаясь и сверкая (Л. Спор).
ласкаю я мечту родную
везде одну (Л. Любовь мертвеца).
и от мира уводила
в очарованную даль (П. Рифма).
так поведали бы миру
Гезиод или Омир (П. Рифма).
увяла роза
дитя зари (П. Роза).
не в наследственной берлоге
не средь отческих могил (П. Дорожные жалобы).
с сотней пушек и мортир
и своих мамлюков роту (П. Бонапарт и Черногорцы).
но в храме, средь боя,
и где я ни буду (Л. “Есть речи...”).
я вижу там окно
но свечкой одинокою (Л. Свиданье).
любила поменяться с ним,
когда сквозь вечные туманы (Л. Демон).
и в чело его целует
светел сердцем и лицом (П. Пир Петра Великого).
буря мглою небо кроет
вихри снежные крутя (П. Зимний вечер).
за весной красой природы
лето знойное пройдет (П. Цыганы).
одели темные поляны
широкой белой пеленой (Л. Беглец).
счастливец. Видел я и локон своевольный
родных кудрей покинувший волну (Л. “Из-под таинственной”)
угрюм и пуст широкий двор.
вот испытав замки дверей (Л. Бояр. Орша).
очнулся пленник как от сна
и в глубине пещеры тесной (Л. Кавк. пленн.).
неволю душных городов
там люди в кучах за оградой (П. Цыганы).
...из-под ног
сорвавшись камень иногда (Л. Мцыри).
батареи медным строем
скачут и гремят (Л. Спор).
узнаем коней ретивых
мы по выжженым таврам (П. “Узнаем коней...”).
и усов его края
обагрила знойной крови (Л. Дары Терека).
зачем вы посетили нас
в глуши забытого селенья (П. Евг. Онег.).
им в грядущем нет желанья.
им прошедшего не жаль (Л. Демон).
что вас любить немудрено.
что нежным взором вы Армида (П. Е. Н. Ушаковой).
учтиво с ясностью холодной
звал друга Ленский на дуэль (П. Евг. Онег.).
твой бог не полною отрадой
своих поклонников дарит (П. “Я знаю, Лидинька...”).
...его ланиты
пух первый нежно отенял (П. Клеопатра).
когда хоть одному творенью
я мог свободу даровать (П. Птичка).
под ним струя светлей лазури
над ним луч солнца золотой (Л. Парус).
оружие отличное: врагам
кидаете в лицо вы эпиграммой (Л. Сказка для детей).
смотрел вздыхая на восток
томим неясною тоской (Л. Мцыри).
как зверь преследуем гоним
с окровавленными ногами (Л. Беглец),
и поклонников пророка
он тебе не покорит (П. Талисман).
что наместо чепрака
кожей он твоей покроет (П. Конь).
но эта речь была скорее стон
как будто сердца лучшая струна (Л. Литвинка).
ум улетал за край земной,
а между тем грозы незримой (П. Руслан и Людмила).
волнуя лишь серебряный ковыль
скитается летучий Аквилон (Л. 1831 г. 11 июня).
как он хорош. А конь — картина.
да жаль, он кажется корнет. (Л. Казначейша).
Как указано, концевой повтор может совпасть с рифмой, усложняя этим созвучность слов. Приведу несколько примеров у Пушкина и у Лермонтова:
молва—глава, листы—высоты, ночи—скорбно очи, голоса— раздался, тропой—порой, предай—ад и рай, брат—бы рад, старика—ветерка, врага—свои рога, голосов—слов, золотист—лист, Арсений мой—со мной, креста—сирота, отвага—ватага (П. Полтава, Л. Измаил-бей), горах—брегах, между собою—судьбою, торопит—в море топит, голубое око—глубоко, гор кусты— красоты, рома и вина—времена и пр.
Казенная теория стихосложения, говоря о благозвучии, ограничивается указанием на рифму, стоящую в конце стихотворной строки. “Кроме ритма, стихотворная речь пользуется нередко рифмой. Рифмами называются сходные созвучия в концах стихов, начиная от последнего ударяемого гласного звука в стихе”. (А. Шалыгин. Теория словесности. 5-ое изд. Стр. 103). Следовательно, из всех возможных созвучий упоминается только рифма, из всех возможных приемов расстановки только концовка. А между тем, существуют еще ассонансы, аллитерации, повторы; кроме концовок — стыки, скрепы, кольца и пр. Да и рифмы не всегда стоят в конце строки, есть рифмы строчные, начальные, витые и мн. др. (см. П.П.Шульговский. Теория и практика поэтического творчества. Страница 378 сл.). Предпочтенье, оказываемое теоретиками словесности концевой рифме, объясняется не только тем, что инструментовка стиха не достаточно еще исследована, но и тем, что казенная теория считает вопрос исчерпанным указаньем на законное, сознательно примененное евфоническое средство. И действительно, если поэзия — мышленье образами, то достаточно упомянуть, что это мышленье иногда бывает ритмическим (стихи) с рифмами в конце строки или без оных.
Прием формального сочетанья, как и прием простого сочетанья, часто проявляется в виде звукообразной формальной тавтологии:
Кольцо:
Дитя сама, в толпе детей (П. Евг. Онегин).
И час их красоты — его паденья час (Л. Дума).
И жив ли тот, и та жива ли (П. Цветок).
Ему смешны слова привета
И всякий верящий смешон (Л. Демон).
И злобы не боясь ничей. (Л. “Когда к тебе молвы”).
А годы проходят, все лучшие годы (Л. Дума).
Отрады ждал я от разлуки.
в моей любви для вас блаженство
Она томилась увядала.
И ночь, и звезды, и луну
Я думаю о ней, я плачу и люблю,
Из равнодушных уст я слышал смерти весть
И равнодушно ей внимал я (П. На смерть Ризнич).
Ясны далекие звезды
Ясны как счастье ребенка (Л. Небо и звезды).
Концовка:
О дева-роза, а в оковах,
Но не стыжусь твоих оков (П. “О дева-роза...”).
Над сединами не гремят
Безумства резвые гремушки (П. Стансы Я. Н. Толстому).
Как день твои блистают очи
При встрече радостных очей (Л. “Ты молод...”).
Он ласки дорого ценил,
Но слез твоих он не оценит (Л. “Не плачь, не плачь...”).
Земного счастья мы не ценим
Людей привыкли мы ценить.
Себе мы оба не изменим,
А нам не могут изменить (Л. Договор).
Любопытный пример тавтологического кольца находим у Шалыгина:
Несть спасенья в мире, несть;
Лесть одна всем миром правит, лесть;
Смерть одна спасти нас может. Смерть.
(Раск. стих).
Тавтологический стык чрезвычайно распространен в народной поэзии. К сожалению, самый полный сборник народных песен изуродован редактором, проф. А.И.Соболевским. Его соображения по этому поводу настолько характерны, что считаю необходимым привести их полностью. “При оценке напечатанных в нашем сборнике текстов, не излишне иметь в виду, что многие из них записаны не совсем точно. В том виде, в каком они изданы, некоторые их стихи оказываются не полными, и если их пропеть, получается нечто не складное. Но здесь беда не великая. Дело в том, что ради удобств записи, нередко бывает опущено одно из тех двух полустиший, которыми оканчивается предыдущий стих и начинается последующий, которые повторяются или без всяких изменений, или с изменениями незначительными и несущественными. Вот, например, начало песни № 498 5-го тома, записанной Кохановскою:
Против красна солнушка стояла сосенушка,
Зеленая, кудрявая.
Под тою под сосною стояла короватушка,
Короватушка тесовая.
Его, конечно, нельзя петь в этом виде. Оно поется с повторением вторых полустиший 1-го и 3-го стихов, так что получается:
Против красна солнушка стояла сосенушка,
Стояла сосенушка, зеленая, кудрявая.
Под тою под сосною стояла короватушка,
Стояла короватушка, короватушка тесовая.
“(Великорусские народные песни. Изданы профессором А. В Соболевским. Том 7-й. Стр. 4).”
А ведь проф. Соболевский — академик!
Тавтологическое кольцо мы находим в стихотворении Пушкина “Слыхали ль вы”, в стихотворении Полонского “Зари догорающей пламя” и мн. др. Как сознательный прием, как необходимое формальное условие, тавтологическое кольцо выступает в ронделе, триолете и рондо. Так же, как тавтологический стык в сонете с повторением и в сонетном венке; как тавтологическая концовка в французской балладе, в припеве, в газели (тавтологическая рифма).
Построение образов по принципу формального сочетания, по-видимому, также существует. Укажу хотя бы на попытку А.А.Тамамшева обнаружить образное кольцо в некоторых стихотворениях Пушкина. (Пушкинист. 2-ой выпуск. Стр. 196 сл.). Однако эта область поэтического творчества еще настолько мало исследована, что приходится пока воздержаться от широких обобщений.
IV
В заключение я считаю необходимым привести несколько общих соображений, касающихся звуковой структуры стиха.
Акустическое значение звуков слова не одинаково. Из гласных характерен ударяемый, неударяемые значительно слабей. Согласные не представляют такого резкого различия, однако выделяются начальный, а также согласный, стоящий непосредственно перед ударяемым гласным. Располагая звуки слова по их акустической значимости мы получим следующую схему:
1. Ударяемый гласный.
2. Нажимные согласные.
3. Ненажимные согласные.
4. Неударяемые гласные.
Созвучность ударяемых гласных дает ассонанс. Созвучность нажимных согласных — аллитерацию. Созвучность ненажимных согласных — звуковой повтор. (Для звукового повтора нажимность согласного безразлична). Неударяемые гласные, ввиду слабости акустической окраски, едва ли могут образовать определенные звуковые сочетанья; и следует принять, что они в своей совокупности дают общий звуковой фон.
Рифма (я имею в виду полную рифму) — сложное сочетанье из ассонанса, аллитерации (опорный согласный), прямого звукового повтора (полное совпадение согласных) и полного. т. е. качественного, количественного и порядкового совпадения неударяемых гласных.
Когда мы смотрим на картину, мы видим сначала только центральные фигуры; остальное кажется нам малозначущей декорацией. Впоследствии мы убеждаемся, что вся картина в целом представляет из себя единую живописную композицию, что центральные фигуры — лишь более яркое воплощение основного художественного замысла. Так же точно, слушая стихотворную речь, мы замечаем рифмы и думаем, что ими исчерпывается благозвучие стиха. Однако анализ инструментовки стиха убеждает нас, что и здесь мы имеем единую, цельную композицию, для которой существенно важны не только отдельные центральные созвучия, но и вся совокупность звукового матерьяла.
Обычно анализ звуковой стороны поэтического произведения сводится к указанию удачных или неудачных созвучий; причем критерий — личный вкус критика
12 10 2014
3 стр.
Отражение от внутренней слоистой структуры жк панелей. Измерения в поляризованном свете
05 09 2014
1 стр.
Звуковые колебания стали распространяться со скоростью радиоволн. В радиоприемнике смешанный радиосигнал разделялся и низкочастотные звуковые колебания воспроизводили переданные зв
14 12 2014
1 стр.
Феликс Баумгартнер стал первым в истории парашютистом, сумевшим преодолеть в свободном падении звуковой барьер. Он также поставил мировой рекорд высоты свободного падения
11 10 2014
1 стр.
Курс «Страны брик, шос и современный миропорядок» в рамках магистерской программы «Социально-политическое развитие и вызовы современной Восточной Азии» по направлению подготовки «В
09 10 2014
1 стр.
Это производственно-технологические структуры, консалтинговые организации, организации по подготовке кадров, информационные структуры, финансовые структуры, сбытовые структуры, инс
09 09 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
Цель занятия: закрепление умения анализировать звуки с – ш, делить предложения на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слогов и слов
02 10 2014
1 стр.