Перейти на главную страницу
В 2002 г. ВВП Монголии был равен 1,09 млрд. долл. США. В 2003 г. он вырос на 5,5 % и составил порядка 1,15 млрд. долл. США. Согласно предварительным оценкам, в 2004 г. рост ВВП достиг 10,6% (около 1,3 млрд. долл. США).
К началу 2004 г. среднемесячная зарплата составила 83,1 тыс. тугриков.
В сфере сельского хозяйства создается более 30 % ВВП Монголии.
Основные показатели производства сельского хозяйства Монголии за 2004 г.:
Годы
|
2003 |
2004 |
2004 / 2003
|
Поголовье скота (млн. голов) |
25,5 |
28,0 |
110,0 |
Приплод молодняка (млн. голов) |
7,9 |
9,3 |
117,9 |
Падеж скота (млн. голов) |
1,3 |
0,3 |
23,1 |
Урожай продовольственных культур | |||
Зерновые (тыс. тонн) |
165,0 |
138,5 |
83,9 |
Картофель (тыс. тонн) |
78,7 |
80,2 |
101,9 |
Овощи (тыс. тонн) |
59,6 |
49,2 |
82,5 |
Сено (тыс. тонн) |
840,7 |
818,6 |
97,4 |
Посевные площади | |||
Всего засеяно (тыс. га): |
225,8 |
200,5 |
88,8 |
В том числе: Под зерновые |
207,3 |
172,9 |
83,4 |
Под картофель |
8,4 |
9,1 |
107,8 |
Под овощи |
5,9 |
4,9 |
83,8 |
Из 28 млн. голов скота - 256,3 тыс. верблюдов, 2,0 млн. лошадей, 1,83 млн. крупного рогатого скота, 11,7 млн. овец и 12,2 млн. коз.
Общее количество скота увеличилось на 10 %, или на 2,5 млн. голов по сравнению с прошлым годом.
В 2004 г. было собрано 138,5 тыс. тонн зерна, 80,2 тыс. тонн картофеля, 49,2 тыс. тонн овощей. По сравнению с 2003 годом собрано: зерна - меньше на 26,5 тыс. тонн, овощей - меньше на 10,4 тыс. тонн, картофеля - больше на 1,5 тыс. тонн.
По данным Национального Статистического Управления (НСУ) Монголии в 2004 г. производство валовой промышленной продукции в постоянных ценах 1995 г. составило 312,6 млрд. тугр. (699,3 млн. долл. США), что на 36,0 млрд. туг. (80,5 млн. долл. США), или на 13 % выше по сравнению с прошлым годом – 276,6 млрд. тугр. (618,8 млн. долл. США).
За 2004 год реализовано на внешнем и внутреннем рынках продукции на сумму 1175,9 млрд. туг. (в текущих ценах).
Структура производства промышленной продукции (в ценах 1995 г.):
млрд. тугриков
Наименование отрасли |
2003 |
2004 |
2004/2003, % |
Горнодобывающая (медный и флюоритовый концентраты, уголь, нефть, и др.) |
130,5 |
170,6 |
130,8 |
Энергетика, водоснабжение |
45,7 |
48,6 |
106,3 |
Пищевая |
31,9 |
32,7 |
102,5 |
Легкая (в т.ч. кожевенная) |
41,7 |
41,5 |
99,5 |
Деревообрабатывающая (в т.ч. мебельная) |
2,3 |
1,6 |
70 |
Металлургия |
5,9 |
8,2 |
139 |
Прочие отрасли |
18,6 |
9,4 |
51 |
Всего |
276,6 |
312,8 |
113,0 |
Объемы промышленного производства возросли на 13,0%, что было достигнуто благодаря интенсивному развитию горнорудной отрасли, особенно добычи меди и золота. Не следует сбрасывать со счетов и постоянное увеличение добычи нефти. Положительно сказалась и мировая конъюнктура цен на эти товары. При активном участии канадских, австралийских, китайских компаний завершается разведка и начинается освоение таких месторождений, как Оюу толгой (медь, золото), Таван толгой (уголь), Нарийнсухайт (коксующийся уголь), Бурундур (железная руда) и т.д. В целом прирост в горнорудной отрасли составил 30,8%, в том числе добыча металлов возросла на 41,9%, нефти - на 17,9%, угля - на 21,9%.
Возросла роль энергетического сектора - выработка тепла и электроэнергии увеличилась на 6,3%. Большое внимание уделялось модернизации отрасли, возведению новых объектов. Введено в строй 785 им линий электропередачи. Началось строительство ЛЭП 110 КВт от Увурхангайского до Баянхонгорского аймака, а также Дургунской ГЭС.
В рамках реализации проекта «Дорога тысячелетия", осуществляемого на зарубежные кредиты, предоставляемые АзБР, Япония, уложено 120 км дорог с твердым покрытием, построено 873 метра железобетонных мостов. Ведется работа по модернизации Улан-Баторской железной дороги и при содействии японских специалистов разрабатываются планы развития сети железных дорог до 2021 г.
В 2004 г. было перевезено 21,6 млн. т груза и в общей сложности 194,2 млн. пассажиров всеми видами транспорта. По сравнению с прошлым годом выросли перевозки грузов на 22,5 %, или на 4,0 млн. т, перевозки пассажиров на 15,7 %, или на 26,3 млн. человек.
По сравнению с 2003 г. выросли перевозки грузов по железной дороге на 14,2 %, или на 1,7 млн. т, а пассажиров на 9,6%, или на 0,4 млн. человек. Железные дороги Монголии в лице «АО «УБЖД» сохраняют ведущие позиции в качестве главного грузоперевозчика, хотя его доля сократилась с 70,0 % до 65,1%.
По сравнению с 2003 г. в 2004 г. перевозки пассажиров авиатранспортом увеличились на 0,8 %, или на 2,1 тыс. человек, в то же время перевозки грузов снизились на 16,9%, или на 0,4 тыс. т. Роль авиационного транспорта, особенно на внутренних линиях, снижается, главным образом из-за отсутствия финансовых возможностей для обновления самолетного парка.
Интенсивно развивался автомобильный транспорт (перевозки увеличились на 41,7%), что свидетельствует об эффективности программы строительства новых и реконструкции действующих дорог.
Бюджетная ситуация в динамике 2003-2004 гг.:
Годы Показатели |
2003 |
2004 |
2004/2003 % |
Государственный бюджет в текущих ценах (млрд. тугр. / млн. долл. США)) Доходы Расходы Баланс |
553,9 / 474,2 |
692,8 / 573,0 |
125, 1 / 121 |
615,8 / 527,2 |
717,3/ 593,3 |
116,5 / 113 | |
-61,9 / -53 |
-24,6 /-20,3 |
39,7 / 38,3 | |
Уровень инфляции ( % , с начала года) |
4,7 |
11,0 |
- |
Валютные резервы Монголбанка (млн. долл. США) |
129,0 |
163,6 |
126,8 |
Курс национальной валюты (тугрик/доллар) |
1168 |
1209 |
103,5 |
Монголия в 2004 г. поддерживала внешнеэкономические связи более чем с 80 странами мира. В общем объеме экспорта Монголии наибольшие доли имели следующие страны: Китай – 47,0 %; США – 17,9 %; Великобритания – 15,7 %; Россия 2,1 %; прочие – 17,3 %.
В импорте Монголии наиболее активными в отчетном г. были: Россия – 33,3 %; Китай – 21,9 %; Япония – 7,4 %; Республика Корея – 6,0 %; США – 4,6 %; прочие - 26,8 %.
Товарооборот между Российской Федерацией и Монголией в 2004 г. увеличился на 15,6% и составил 354,6 млн. долларов США. Увеличение двустороннего товарооборота было достигнуто в основном за счет увеличения российского экспорта в Монголию.
Общий объем экспорта России в Монголию в 2004 г. увеличился на 26,7% и составил 336,5 млн. долл. США. В структуре российского экспорта более 51% составляли нефтепродукты. Удельный вес машин и оборудования в структуре российского экспорта составил менее 2%. Рост российского экспорта обусловлен в основном ростом мировых цен на энергоносители.
Импорт товаров из Монголии в Россию снизился на 56,1% и составил 18,1 млн. долларов США.
ГодыПоказатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Товарооборот |
251,3 |
270,9 |
285,6 |
306,6 |
354,6 |
Экспорт России |
206,2 |
226,0 |
237,6 |
265,4 |
336,5 |
Импорт России |
45,1 |
44,9 |
48,0 |
41,2 |
18,1 |
Сальдо |
+161,1 |
+181,1 |
+189,6 |
+224,2 |
+318,4 |
В январе - июле 2005 г. двусторонний товарооборот увеличился на 14% и составил 202,5 млн. долларов США. Российский экспорт в Монголию увеличился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. и составил 193,8 млн. долларов США, его структура особых изменений не претерпела. Российский импорт из Монголии увеличился в 1,6 раза, однако в стоимостном выражении его объем остается небольшим - 8,7 млн. долларов США. Из положительных тенденций взаимной торговли можно отметить рост импорта из Монголии плавиково-шпатовой продукции в 3,6 раза (5,4 млн. долларов США).
Наименование показателя |
7 мес. 2004 |
7 мес. 2005 |
7 мес. 2004/ 7 мес. 2005 (%) | |
Российский экспорт, всего: |
172,1 |
193,8 |
112,6 | |
В том числе: |
|
|
| |
|
- автобензин |
41,4 (132,9 тыс. тонн) |
41,6 (88,6 тыс. тонн) |
100,5 (66,7)
|
|
- дизтопливо |
37,1 (115,9 тыс. тонн) |
62,3 (110,1 тыс. тонн) |
168,0 (95,0)
|
|
- электроэнергия |
4,1 (151,2 млн. Квт-час) |
3,3 (138,6 млн. Квт-час) |
80,5 (91,7)
|
Российский импорт, всего: |
5,5 |
8,7 |
158,2 | |
В том числе: |
|
|
| |
|
-медный концентрат |
- |
- |
|
|
-молибденовый концентрат |
- |
- |
|
|
-плавиково-шпатовый концентрат |
1,5 (22,3 тыс. тонн) |
5,4 (66,3 тыс. тонн) |
в 3,6 раза (в 3 раза) |
|
-конина и мясопродукты |
1,2 (1,5 тыс. тонн) |
1,2 (1,7 тыс. тонн) |
100 (113,3)
|
|
|
|
|
|
Товарооборот |
177,6 |
202,5 |
114,0 |
На территории Монголии зарегистрировано 449 предприятий с российским капиталом, в том числе 24 хозединицы со смешанным капиталом: 8 российско-украинских, 2 российско-британских, 2 российско-белорусских, 2 российско-американских и 10 России с Казахстаном, Болгарией, Канадой и США, Великобританией, Украиной и Молдавией, Югославией, Эстонией, Ирландией, Норвегией, КНР.
По количеству зарегистрированных в Монголии предприятий Россия занимает третье место после КНР (1604) и Республики Корея (624).
Динамика российских инвестиций в экономику Монголии в 2000-2004 гг.:
млн. долларов США
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Объем российских инвестиций |
2,404 |
5,702 |
1,566 |
2,723 |
2,258 |
млн. долларов США
№ |
Отрасль экономики |
1990 -2004 | ||
Всего прямых инвестиций |
В том числе российских
| |||
Объем |
% от общего объема инвестиций в отрасль | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Геологоразведка, горнодобывающая, перерабатывающая промышленность |
483,823 |
9,223 |
1,9 |
2 |
Пищевая промышленность |
15,572 |
4,022 |
25,8 |
3 |
Переработка животноводческого Сырья
|
55,702 |
0,206 |
0,37 |
4 |
Здравоохранение |
4,022 |
0 |
0 |
5 |
Строительство и производство строй материалов |
51,529 |
5,492 |
10,7 |
6 |
Наука, культура, образование и пресса |
18,469 |
0,245 |
1,33 |
7 |
Транспорт |
20,994 |
2,207 |
10,5 |
8 |
Сельское хозяйство |
9,955 |
0,823 |
8,27 |
9 |
Лёгкая промышленность |
86,564 |
0,802 |
0,93 |
10 |
Энергетика |
5,294 |
1,009 |
19,05 |
11 |
Торговля и общепит |
166,537 |
2,544 |
1,53 |
12 |
Связь и телекоммуникации |
19,204 |
0,070 |
0,36 |
13 |
Электронная промышленность |
1,690 |
0,100 |
5,92 |
14 |
Бытовое обслуживание |
2,412 |
0,025 |
1,04 |
15 |
Банки и финансовые услуги |
66,083 |
4,164 |
6,23 |
16 |
Производство ювелирных изделий и сувениров |
1,381 |
0,182 |
13,18 |
17 |
Производство мебели |
5,407 |
0,246 |
4,55 |
18 |
Производство бытовых изделий |
1,312 |
0,245 |
18,67 |
19 |
Туризм |
13,642 |
0,719 |
5,27 |
20 |
Нефтеразведка и нефтедобыча |
126,863 |
0 |
0 |
21 |
Прочие |
96,074 |
3,682 |
3,83 |
|
Всего |
1252,528 |
36,166 |
2,89 |
Монгольское законодательство, а также реальные действия органов исполнительной власти не препятствуют импорту товаров и услуг из России.
Среди наиболее крупных предприятий с российским капиталом, действующих в Монголии, следует отметить горно-обогатительный комбинат «Эрдэнэт», объединение «Монголросцветмет» и АО «Улан-Баторская железная дорога», основанные на кредиты, предоставленные СССР, начиная с 1949 г.
СП «Эрдэнэт» запущено в эксплуатацию в IV квартале 1978 г. (I очередь), в 1982-1983 гг. вышло на проектную мощность по переработке руды по 16 млн. тонн в год. В 1989-1990 гг. был введен в строй комплекс самоизмельчения и V очередь флотации, при этом проектная мощность доведена до 20 млн. тонн руды в год.
За 25 лет работы обогатительная фабрика достигла мощности по переработке руды свыше 25 млн. тонн в год. За это время переработано 448,875 млн. тонн руды, выпущено меди в медном концентрате 2792, 052 тыс. тонн, выпущено молибдена 39 тыс. тонн.
В соответствии с Соглашением от 01.07.2003г., подписанном между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности ГОКа «Эрдэнэт», совместное предприятие преобразовано в монголо-российскую компанию с ограниченной ответственностью «Предприятие Эрдэнэт». Новое соглашение закрепило за Россией прежнюю ее долю - 49%, а Монголии сохранило право на ведение самостоятельной сбытовой политики предприятия.
В настоящее время монголо-российское совместное объединение «Монголросцветмет», созданное в 1973 г., проводит свою деятельность, имея в своем составе 4 рудника в 9 аймаках Монголии, 7 участков по добыче, фабрику с мощностью переработки и обогащения до 600 тыс. тонн плавиково-шпатовой руды, 2 золотодобывающего предприятия, угольный рудник и геолого-разведочную экспедицию. Доля российской стороны в собственном капитале предприятия составляет 49%, монгольской – 51%.
Характеристика потенциального торгового и инвестиционного сотрудничества.
Потенциалом дальнейшего развития двустороннего торгового и инвестиционного сотрудничества между нашими странами являются основные совместные российско-монгольские объекты.
С урегулированием долга по кредитам СССР открывается возможность осуществления кредитной помощи Монголии по программам технического содействия.
Вместе с тем, учитывая, что на приграничную и региональную торговлю приходится около 70% общего товарооборота России с Монголией, очевидно, развитие этого вида сотрудничества имеет первостепенное значение.
17-19 июля 2005 г. в Иркутске состоялось XI-е заседание Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (далее – Комиссия).
В ходе работы Комиссии был рассмотрен совместно с монгольской стороной весь комплекс торгово-экономических вопросов между Россией и Монголией, были достигнуты следующие договоренности:
- Совместно разработать программу по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества до 2010 г.;
- Создать в составе Комиссии Рабочую группу по координации инвестиционного сотрудничества и поддержке предпринимательства.
Помимо этого с монгольской стороной были обсуждены следующие конкретные направления сотрудничества:
- Проведение модернизации Улан-Баторской железной дороги с участием российских организаций;
- Участие ОАО «Северсталь-Групп» в финансировании, строительстве и эксплуатации горнодобывающего предприятия на базе месторождения коксующихся углей Тавантолгой как в качестве основного инвестора, так и в составе консорциума заинтересованных организаций;
- Расширение сотрудничества на тендерной основе в модернизации и реконструкции энергетических объектов, построенных ранее с участием российских организаций в Монголии, а также по сооружению новых энергетических объектов, линий электропередачи.
Монгольская сторона предложила обсудить возможности и направления сотрудничества, в том числе инвестиционного, в создаваемых свободной торговой зоне «Алтанбулаг» на монголо-российской государственной границе и «Промышленно-технологических парках» в региональных центрах.
В ходе работы Комиссии монгольская сторона была проинформирована о заинтересованности российских финансово-промышленных групп в участии в приватизации энергетических и промышленных объектов в Монголии.
Российские организации выразили готовность принять участие в строительстве восточного участка автомагистрали «Дорога тысячелетия» при своевременном информировании монгольской стороной о времени и условиях проведения соответствующих тендеров.
Пакистан о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанным в Москве 20. 04. 99 г., которым предусматривается взаимное предоставление сторонами режима наиболее благоприятствуемо
04 09 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
В 2002 г. Ввп монголии был равен 1,09 млрд долл. Сша. В 2003 г он вырос на 5,5 и
14 10 2014
1 стр.
Литвы и Конфедерация промышленников Литвы. Соглашение о сотрудничестве между тпп россии и Ассоциацией торгово-промышленных и ремесленных палат Литвы подписано 29 мая 2002 г
09 10 2014
1 стр.
Договор «О научно-культурном сотрудничестве между Казну и Каирским университетом»
13 09 2014
1 стр.
Кузбасской торгово-промышленной палате состоится торгово-экономическая миссия Алтайского края, целью которой является установление деловых контактов между предприятиями Алтайского
02 10 2014
3 стр.
Настоящий документ имеет цель принятия Меморандума о сотрудничестве между образовательными и консультационными учреждениями, развивающими академические программы высшего образован
23 09 2014
1 стр.
Торгово-промышленная Немецкое Бюро Технического Севастопольская торгово- севастопольская городская
02 09 2014
13 стр.