Об исполнении государственной функции по государственному земельному контролю на территории Балаковского района
за 11 месяцев 2011 года
Функция осуществления государственного земельного контроля предусмотрена статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
На территории Балаковского муниципального района Саратовской области государственный земельный контроль осуществляется Балаковским отделом Управления Росреестра по Саратовской области.
Должностные лица и специалисты Росреестра и ее территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 "О государственном земельном контроле", Земельным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушения, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативно-правовыми актами.
Государственный земельный контроль на территории Балаковского района осуществляет 3 государственных инспектора.
Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с планами работ, утвержденными в установленном порядке главным государственным инспектором Саратовской области по использованию и охране земель, а также в ходе рассмотрения заявлений и обращений граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления. Согласованный и утвержденный в установленном порядке ежегодный план размещен на официальном сайте Управления Росреестра по Саратовской области.
В течение 2011 года на территории Балаковского района государственными инспекторами по использованию и охране земель проведено 294 проверки соблюдения земельного законодательства, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, проверками охвачены земельные участки различных категорий земель, как в г. Балаково так и в муниципальных образованиях Балаковского района, в том числе 35 проверок проведено в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В результате проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства в 2011 году на территории района выявлено 140 нарушений земельного законодательства на площади 734 га, в том числе 37 нарушений совершено юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что составляет 26% от общего количества выявленных нарушений в целом по району.
Наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов. В основном это использование земельных участок жителями частного сектора г. Балаково, в пос. Дзержинском и пос. Сазанлей, для размещения палисадников, огородов, индивидуальных гаражей. В 2011 году выявлено 112 таких нарушений, что составило 82% от общего количества нарушений. Основными правонарушителями по данному виду являются граждане (68 нарушений), а также юридические лица (29). По использованию земель не по целевому назначению выявлено – 2 нарушения, не выполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства – 25, неуплата административного штрафа в срок – 1 и иные нарушения земельного законодательства– 2.
Сумма штрафных санкций наложенных на нарушителей составила 308 тыс.руб., из которых на сегодняшний момент взыскано и поступило в местный бюджет 66 тыс.руб.
Устранение нарушения земельного законодательства является логическим окончанием исполнения отделом государственной функции по государственному земельному контролю. В целях своевременного устранения нарушений земельного законодательства госземинспекторами в 2011 году выдано 126 предписаний по устранению нарушений земельного законодательства с установлением конкретных сроков устранения допущенных нарушений, в том числе: 32 предписания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. За невыполнение предписаний составлено 25 протоколов по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, протоколы направлены на рассмотрение в мировые суды, в том числе 6 протоколов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По материалам, рассмотренным мировыми судьями, признаны виновными в нарушении законодательства 20 нарушителей, в том числе 6 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Все нарушители привлечены к административной ответственности с наложением административных штрафов на общую сумму 19 тыс. рублей, вся сумма взыскана.
В результате проделанной госземинспекторами работы 42 нарушения земельного законодательства на общей площади 312 га устранены.
В течение 2011 года проводились проверки соблюдения земельного законодательства на земельных участках, занимаемых бюджетными организациями БМР. К большому сожалению установлено, что из 8 проверенных учреждений образования, в 6 случаях были выявлены нарушения земельного законодательства, нарушителям выданы Предписания об их устранении.
В ходе плановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении муниципального унитарного предприятия «Районные коммунальные сети» установлено 21 нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании МУП «РКС» земельных участков в населенных пунктах Балаковского района для размещения и обслуживания артезианских скважин, закрепленных на праве хозяйственного ведения, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В 2011 году по Постановлениям о возбуждении административного производства, вынесенным Прокуратурой г. Балаково и направленным на рассмотрение в отдел, привлечено к административной ответственности 10 нарушителей.
Следует отметить, что материалы муниципального земельного контроля поступают только от муниципального земельного контроля г. Балаково. Органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль муниципального образования г. Балаково, направлено в отдел 7 материалов, содержащих признаки административных правонарушений, к сожалению, данные материалы не смогли послужить основанием для возбуждения административного производства, т.к. либо не содержали достаточных данных, позволяющих однозначно определить субъекта административной ответственности, а также объективную сторону правонарушения либо составлены с грубыми нарушениями, в том числе и процессуальных сроков. Но по всем поступившим материалам госземинспекторами проведены внеплановые выездные проверки, и в 5 случаях нарушения подтвердились и виновные лица привлечены к административной ответственности.
В течение 2010, 2011 годов от других муниципальных образований района не поступил ни один материал проверки муниципального земельного контроля. Однако, говорить о том, что нарушения земельного законодательства в муниципальных образованиях отсутствуют, не приходится. В 2011 году государственными инспекторами отдела проведены проверки земель сельскохозяйственного назначения в Натальинском, Сухоотрогском, Новополеводинском муниципальных образованиях, и во всех случаях выявлены нарушения земельного законодательства: земельные участки используются крестянско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Так же проводились проверки в селах Балаковского района: с. Андреевка, с. Быков Отрог, с. Еланка, пос. Николевский, пос. Новониколаевский, с. Матвеевка, с. Николевка, с. Никольское-Казаково, с. Новополеводино, с. Сухой Отрог, выявлено 23 нарушения, виновные лица привлечены к административной ответственности.
Балаковским отделом при формировании плана проверок юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на 2012 проведен анализ оформления земель сельскохозяйственного назначения в различных муниципальных образованиях Балаковского района. Установлено, что в Быково-Отрогском, Матвеевском, Новониколевском, Новополеводинском, Сухоотрогском муниципальных образованиях оформлено от 50 до 70 % земель от общего числа земель сельскохозяйственного назначения. А в Головановском, Комсомольском, Красноярском муниципальных образованиях процент оформленных и зарегистрированных земельных участков составляет от 10 до 20%.
В этой связи, хотелось бы отметить, что в муниципальных образованиях необходимо развивать комплекс мероприятий по муниципальному земельному контролю по выявлению нарушителей земельного законодательства и побуждению их к оформлению документов на землю и как следствие к увеличению налогооблагаемой базы и увеличению бюджета округов за счет поступления земельного налога и арендной платы.
В заключение хочется остановиться еще на одном моменте, относящимся к сфере деятельности Росреестра. В ходе проведения проверок соблюдения земельного законодательства выявляются случаи, когда многие граждане, считают, что оформление документов заканчивается проведением работ по межеванию и постановкой земельного участка на государственный кадастровый учет. Особенно это касается глав крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции. Так, например, в Еланском МО 40%, в Новоелюзанском МО 42%, в Натальинском, Наумовском и Сухоотрогском МО 20-25% земельных участков от общего числа земель сельскохозяйственного назначения отмежевано, прошло государственный кадастровый учет, но не зарегистрировано в установленном порядке. Считаю необходимым отметить, что в соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки возникают только после государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию, в Балаковском районе в нашем отделе.
Заместитель начальника
Балаковского отдела Управления
Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии
по Саратовской области Е.А. Столбунова