: Устный опрос и счёт; работа в тетрадях, направленная на развитие ранее приобретенных знаний и умений, мыслительных операций; самостоятельная работа.
: Эвристическая беседа. Организация работы учащихся по плану урока; использование презентации для замены классной доски.
: Решение пунктов плана урока. Ведение записи в рабочей тетради; работа по карточкам.
: На доске написаны дата, тема урока, основные моменты урока отражаются на экране мультимедиа проектора.
Этапы урока
|
Дидактические
задачи
|
Приёмы и методы
|
Время (мин)
|
Показатели
Реального результата
Решения задачи
|
Организация начала урока
|
Подготовка учащихся к работе на занятии
|
Видеометод
(упражнения
с использованием компьютера)
|
2мин
|
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
|
Устный опрос
|
Актуализация опорных знаний и умений. Знакомство с историческим материалом по данной теме.
|
Словесный. (беседа), упражнения с использованием компьютера, сообщение учащегося.
|
10 мин
|
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, определение цели урока.
|
Обобщение и систематизация знаний
|
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, расширение знаний о родном крае.
|
Взаимообучение (работа в малых группах), объяснительно – иллюстративный метод(беседа с использованием компьютера)
|
10 мин
|
Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация знаний и умений по теме.
|
Контроль и самопроверка знаний.
|
Выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
|
Дифференци-
рованная самостоятельная работа.
|
15 мин
|
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
|
Подведение итогов занятий
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
|
Проблемный (обобщение)
|
3мин
|
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
|
Информация о домашнем задании
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
|
|
3мин
|
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задании я всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
|
Рефлексия
|
Мобилизация учащегося на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
|
Ответы на поставленные вопросы.
|
2мин
|
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Организация начала урока
|
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Урок сегодня не простой,
Мы будем путешествовать
По области родной.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Ничего не забывайте.
И в этом нам поможет особа одна, давайте угадаем, кто она?
На экране компьютера появляется
(см. слайд №1,2)
|
Отгадывают загадку, определяют тему урока.
|
Устный опрос
|
Учитель демонстрирует презентацию (слайд №3), сопровождая её вопросами, направленным на повторение основных понятий по теме(правильные и неправильные дроби, сравнение дробей, запись дробей, чтение дробей, нахождение дробей на координатной прямой) слайд №4
Предлагает обратиться к сведениям из истории математики.
- А теперь определим цели урока.
Обобщает цели (слайд №5)
-обобщить и систематизировать знания по теме;
- сформировать навыки работы с обыкновенными дробями;
- познакомиться с достопримечательностями родного края.
|
Отвечают на поставленные вопросы
( см. приложение 1)
Ученик делает краткое сообщение из истории дробей (слайд №6,7 и приложение№2 )
Учащиеся предлагают свои варианты.
|
Обобщение и систематизация знаний
|
Предлагает отправиться в путешествие по Костромской области, знакомиться с её достопримечательностями при этом выполняя различные задания. При выполнении заданий координирует действия учащихся.
- А сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по нашей Костромской области, которая образовалась 13 августа 1944 года, в её состав входят: 24 административных района, 8 городов областного подчинения, 4 города районного, 8 посёлков городского типа. Наша земля славиться лесом, ювелирными промыслами и сыроделием, неповторимыми историческими памятниками, храмами и монастырями.
65 – достопримечательностей земли Костромской, о некоторых из них мы сегодня и поговорим .
Для этого отправимся в разные уголки нашей области. Куда именно? Вы узнаете, выполнив задания на ваших маршрутных листах.
Демонстрирует презентацию
(слайд №8.9), сопровождая кратким рассказом(см. приложение №4)
Физкультминутка:
Давайте отдохнём.
Закрыли глаза, расслабились, посмотрели на лево, на право, вверх, вниз (2 раза)
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
|
Работают в малых группах, выполняя дифференцированные задания.
(см. приложение №3 )
В результате их работы на доске появляются следующие слова:
Кологрив, Галич. Чухлома, Буй.
|
Контроль и самопроверка
знаний.
|
Раздаёт дифференцированные кодированные задания трёх уровней:
-
Для учащихся с индивидуальной программой обучения:
-
Для учащихся обязательного уровня:
Задания :
-
-
-
Пробежав всей дистанции, спортсмен был
в 700м от финиша. Какова длина дистанции?
-
Выделите целую часть: .
-
Представьте дробь в виде неправильной.
Кодированные ответы:
2) 2450; 6) ; 3) 245; 0) ; 4) 1; 0) ; 5) 3; 0) .
-
Для учащихся продвинутого уровня:
Задания:
1.На склад привезли уголь в двух вагонах. В одном
вагоне было т угля, а в другом на т меньше.
Сколько всего угля привезли на склад?
2. Сравните дроби и укажите, какая из них больше
и на сколько?
3. Решите уравнение: 15 – (Х + ) = 
4. Составьте выражение и найдите его значение.
Найдите разность числа .
Кодированные ответы:
2) ; 1) ; 3) ; 4) ; 5)1; 6) ; 2) .
После выполнения заданий учитель расшифровывает коды: 60 200 км2 площадь, занимаемая Костромской областью, 2632 рек, протекает по нашей области.
|
Решают 2 учащихся.
Решают 5 учащихся. В результате получают код 60 200.
Решают 2 учащихся. В результате получают код:
2632
Оценивают свои работы.
|
Подведение итогов занятий
|
Раздаёт бланки (см. приложение №5) с таблицей для накопления отметок каждым учащимся по основным этапам урока. Устная работа оценивается учителем.
|
Заполнение таблиц, самооценка.
|
Информация о домашнем задании
|
Даёт пояснения по дифференцированному домашнему заданию.
1 уровень: составить задания для соседа по парте на различные действия с обыкновенными дробями(сложение и вычитание) по 4 примера.
2 уровень: найти в справочном материале историческую справку по теме.
3 уровень: написать сочинение на тему: «Обыкновенные дроби»
|
Записывают домашнее задание.
|
Рефлексия
|
Предлагает взять карточки самооценки (см. приложение №6 ) и оценить свою работу:
- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.(красная карточка)
- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.(зелёная карточка).
- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.( синяя карточка).
Заключительное слово(учитель благодарит ребят за интересную работу, хорошие отметки, прекрасное настроение и отличные знания)
Учитель: я очень рада, что вам было интересно, не скучно на уроке. Что вы уйдёте с хорошим настроением и хорошими отметками. Урок окончен.
|
Учащиеся оценивают свою работу, выбирая карточку и показывают её.
|
1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. –М.: Просвещение 2005 г.
2. В.М.Лизинский. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск»,2002-160с.
3. Лебединцева Е.А, Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся. –М.: Интеллект-Центр, 2003г.
4. Степурина С.Е. Математика. Тематический и итоговый контроль. –Волгоград: Учитель.
5. Историко-краеведческий журнал «Страницы времён» №1 2009г.