Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

г.о. Орехово-Зуево Московской области

Конспект открытого урока математики

«Числитель и знаменатель дроби. Запись дробей»

( 3 класс)

Малая педагогическая ассамблея

«Информационная грамотность в начальной школе, как одно из направлений

формирования ключевых компетенций»

Кретинина М.В.,

учитель начальных классов

2012 год


Цель: ввести понятие числителя и знаменателя дроби, выявить математический смысл

каждого из них через практическую работу.


Задачи:

  • дать возможность научиться записывать дроби с соответствующими числителями и знаменателями;

  • развивать и совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи различных видов, уравнения;

  • совершенствовать умение работать с математическими текстами различных видов, со схемами, усвоение и закрепление знаний математических терминов;

  • воспитывать любознательность, внимательное отношение к природе;

  • формировать у детей потребность в чтении.


Оборудование: система мультимедиа, презентация.
Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В страну сказки попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Анализируй и считай.

Будем мы решать, трудиться,

Нам, друзья, нельзя лениться.

Сегодня мы проведем урок-путешествие с одним из героев вашего любимого автора – Виталия Бианки – Муравьишкой. Вместе с ним мы узнаем, как называется каждое число, используемое при записи дробей, закрепим умения решать задачи, уравнения.


II. Актуализация знаний.

- Начнем урок, как обычно, с устного счета.

- Где живут муравьи? (В муравейнике).

- В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Количество особей в муравейнике среднего размера достигает 100-200 тысяч.


1) Решение задач в стихотворной форме.

а) Задача на нахождение суммы трех слагаемых удобным способом:

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

27 несут травинки,

35 несут былинки,

23 несут иголки.

Сколько их всего под елкой?

б) Задача на нахождение произведения двузначного числа на однозначное:

В муравейнике мурашки


Шили к празднику рубашки.
Одному мурашке в руки
Нужно сшить 4 штуки,
Сколько же двенадцати мурашкам
Надо сшить всего рубашек?
2) Математический диктант.

- Залез наш Муравей на березу, сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз». А листок был желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Летит Муравьишка на листке – чуть жив от страха. Чтобы отвлечься, решил он посчитать.

И вы с ним вместе. Запишите только ответы.

Слайды с выражениями:


  • Найдите частное чисел 56 и 2.

  • Вычислите произведение чисел 17 и 3.

  • Уменьшите 52 на 18.

  • Во сколько раз 24 больше, чем 2?

  • Чему равна сумма чисел 37 и 9?

  • Чему равна разность чисел 93 и 57?

  • Уменьшите 320 в 8 раз.

  • Увеличьте 16 в 4 раза.

  • На сколько 63 больше, чем 57?

  • Увеличьте 46 на 28.

5 тетрадей – проверка учителем, остальные ученики выполняют самопроверку с помощью слайда.

- Какое число «лишнее»? Почему вы так думаете? (Рассуждения учащихся).


III. Работа по теме урока.

1) Упражнение в записи дробей.

- Занес ветер листок на луг. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Как до дома добираться? Смотрит – Гусеница-Землемер лежит. Вскарабкался Муравей к нему на спину. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост – к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел землю мерить.

- Изобразим путь Муравьишки домой с помощью схемы. (Отрезок на слайде).

- Разделим отрезок на равные части. На сколько частей разделили отрезок?

- Покажем с помощью зеленого цвета, сколько проехал Муравьишка на Гусенице-Землемере. Какая часть пути пройдена? (1/6).

- Запишите дробью.

- Дальше Муравьишку понесла на своей спине Жужелица. Покажем ее путь на отрезке синей линией. Какую часть пути она прошла? (2/6).

- Запишите дробью.

- Посмотрите на схему. Какую часть пути уже прошел Муравьишка? (3/6).

- Можно ли эту часть пути записать с помощью другой дроби? (1/2).
2) Введение понятия числителя и знаменателя.

- Какое число в дроби показывает, на сколько равных частей мы разделили целое?

- Кто из вас знает, как оно называется? (Выслушиваются предположения детей, затем читаем 1-ую часть правила в учебнике на с. 81).

- Что показывает число над чертой дроби?

- Как оно называется? (Читаем 2-ую часть правила в учебнике на с. 81).
3) Упражнение в записи дробей с данными знаменателями и числителями.

Учебник – с. 81 № 345 (3). Работа с объяснением у доски.


4) Рефлексия.

- Довезла Жужелица Муравьишку до картофельного поля.

- Слезай, - говорит, - не с моими ногами по картофельным грядкам прыгать.

Картофельная ботва для Муравьишки – лес густой. Вдруг слышит он, пищит кто-то:

- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.

Обернулся Муравьишка – стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.

Еле уместился Муравей на его спине. Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, как пружинки, - да щелк! – распрямил их. Глядь, он уж на грядке сидит. Щелк – на другой.

- А пока они пересекают картофельное поле, давайте мы посмотрим на схему поля. (Работа со слайдом).

- На сколько равных частей поделено поле?

- На светло-зеленых участках посажен картофель-скороспелка. Запишите дробью, какую часть поля занимает этот сорт картофеля.

- Как называется число 8? 20?

- На темно-зеленых участках посажен среднеспелый сорт картофеля – агрия (голландский сорт). Запишите дробью.

- Как называется число 12? 20?

Как вы думаете, какая из дробей – 8/20 или 12/20 больше?


IV. Физминутка.
V. Создание проблемной ситуации.

- Так весь огород Блошачок и отщелкал до самого забора. Муравьишка спрашивает:

- А через забор можешь?

- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси, он может.

Пропедевтическое введение нового вида задач на нахождение целого числа по его доле.

Кузнечик перепрыгнул через забор. Чему равна высота забора, если его 1/3 часть составляет 30 см?

- Что такое 30 см? (1/3 часть).

- Как можно найти высоту забора, если известна его часть? (Рассуждения учащихся, выбор правильного решения)

VI. Закрепление и повторение ранее изученного материала.

1) Решение задачи на движение.

- Перенес Кузнечик Муравьишку через забор. А впереди – река. Глядь – бежит по воде лодочка на ножках. Нет, не лодочка, а Клоп-Водомерка.

- Благодаря особому строению ножек Водомерка передвигается по поверхности воды, при этом ее скорость может достигать до 1 м/с!



Водомерка двигается со скоростью 40 см/с. Через сколько секунд она достигнет противоположного берега реки, если ширина речки – 280см?

Работа в парах.


2) Решение уравнений.

- Дальше, чтобы попасть домой, пришлось Муравьишке обратиться к Майскому Жуку. Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

- А пока они летят, я вам предлагаю решить уравнения:

х + 97 = 486 : 3 4у = 864

- Выберите то уравнение, которое вам по силам, и решите его самостоятельно.


3) Нахождение значений выражений с использованием письменных приемов вычислений (самостоятельная работа).

- А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. Сел Жук на ветку березы:

- А уж как тебе вниз спуститься – не знаю.

И тут Муравьишка увидел Гусеницу-Листовертку. Прицепился к ней и закачался как на качелях – выматывается у Листовертки из брюшка ниточка, тянется, не рвется.

- Пока они спускаются к муравейнику, вы им помогите – найдите значения выражений, записывая их столбиком.

Учебник – с. 86 № 356.


VII. Итог урока.

- Муравьишка с Листоверткой все ниже и ниже спускаются. А внизу в муравейнике муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. Муравьишка с Гусеницы кувырк – и домой. Успел до захода солнышка. И вы молодцы. Многое успели сделать на уроке.

- Что нового мы сегодня узнали о дробях?

- Что повторили из изученного ранее материала?

- Понравилось ли вам путешествовать с Муравьишкой?

- Тогда читайте и другие книги В.Бианки.



Домашнее задание: с.82 № 347(1,2), № 348.



Конспект открытого урока математики «Числитель и знаменатель дроби. Запись дробей»

Цель: ввести понятие числителя и знаменателя дроби, выявить математический смысл

63.14kb.

23 09 2014
1 стр.


«Умножение десятичных дробей» (5 класс)

Цель урока: повторить правило умножения десятичной дроби на натуральное число, сформулировать правило умножения десятичных дробей, закрепить материал с помощью решения упражнений,

45.56kb.

13 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации с указанием рекомендуемой литературы для студентов V курса (2004 2005 уч год) І семинарское занятие

Происхождение обыкновенных дробей. Египетские дроби, шес­тидесятиричные вавилонские дроби. Понятие дроби в хyiii- начале XIX века

119.31kb.

09 10 2014
1 стр.


«Деление дробей. Факториал.»

Произведение дробей записать в виде дроби, в числители, которой записано произведение числителей, в знаменателе произведение знаменателей

92.45kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект урока математики в 6 классе по теме: ''Признаки делимости на 3, на Цели урока: Образовательные повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Признаки делимости»

План- конспект урока математики в 6 классе по теме: ''Признаки делимости на 3, на 9”

96.23kb.

16 12 2014
1 стр.


План-конспект открытого урока по истории в 5 классе Тема урока: Финикия страна мореплавателей
118.08kb.

14 12 2014
1 стр.


Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Климат Африки»

Цели и задачи урока: Сформировать представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Учить работать с климатическими диаграммами, климатическими картами. Тип уро

56.04kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока по английскому языку.(2 класс)

Цель урока: научить учащихся обобщать и использовать на практике в устной и письменной речи полученную информацию по теме

24.94kb.

08 10 2014
1 стр.