Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
г.о. Орехово-Зуево Московской области
Конспект открытого урока математики
«Числитель и знаменатель дроби. Запись дробей»
( 3 класс)
Малая педагогическая ассамблея
«Информационная грамотность в начальной школе, как одно из направлений
формирования ключевых компетенций»
Кретинина М.В.,
учитель начальных классов
2012 год
Цель: ввести понятие числителя и знаменателя дроби, выявить математический смысл
каждого из них через практическую работу.
Задачи:
-
дать возможность научиться записывать дроби с соответствующими числителями и знаменателями;
-
развивать и совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи различных видов, уравнения;
-
совершенствовать умение работать с математическими текстами различных видов, со схемами, усвоение и закрепление знаний математических терминов;
-
воспитывать любознательность, внимательное отношение к природе;
-
формировать у детей потребность в чтении.
Оборудование: система мультимедиа, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказки попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Анализируй и считай.
Будем мы решать, трудиться,
Нам, друзья, нельзя лениться.
Сегодня мы проведем урок-путешествие с одним из героев вашего любимого автора – Виталия Бианки – Муравьишкой. Вместе с ним мы узнаем, как называется каждое число, используемое при записи дробей, закрепим умения решать задачи, уравнения.
II. Актуализация знаний.
- Начнем урок, как обычно, с устного счета.
- Где живут муравьи? (В муравейнике).
- В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Количество особей в муравейнике среднего размера достигает 100-200 тысяч.
1) Решение задач в стихотворной форме.
а) Задача на нахождение суммы трех слагаемых удобным способом:
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
27 несут травинки,
35 несут былинки,
23 несут иголки.
Сколько их всего под елкой?
б) Задача на нахождение произведения двузначного числа на однозначное:
В муравейнике мурашки
Шили к празднику рубашки.
Одному мурашке в руки
Нужно сшить 4 штуки,
Сколько же двенадцати мурашкам
Надо сшить всего рубашек?
2) Математический диктант.
- Залез наш Муравей на березу, сел на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз». А листок был желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Летит Муравьишка на листке – чуть жив от страха. Чтобы отвлечься, решил он посчитать.
И вы с ним вместе. Запишите только ответы.
Слайды с выражениями:
-
Найдите частное чисел 56 и 2.
-
Вычислите произведение чисел 17 и 3.
-
Уменьшите 52 на 18.
-
Во сколько раз 24 больше, чем 2?
-
Чему равна сумма чисел 37 и 9?
-
Чему равна разность чисел 93 и 57?
-
Уменьшите 320 в 8 раз.
-
Увеличьте 16 в 4 раза.
-
На сколько 63 больше, чем 57?
-
Увеличьте 46 на 28.
5 тетрадей – проверка учителем, остальные ученики выполняют самопроверку с помощью слайда.
- Какое число «лишнее»? Почему вы так думаете? (Рассуждения учащихся).
III. Работа по теме урока.
1) Упражнение в записи дробей.
- Занес ветер листок на луг. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Как до дома добираться? Смотрит – Гусеница-Землемер лежит. Вскарабкался Муравей к нему на спину. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост – к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел землю мерить.
- Изобразим путь Муравьишки домой с помощью схемы. (Отрезок на слайде).
- Разделим отрезок на равные части. На сколько частей разделили отрезок?
- Покажем с помощью зеленого цвета, сколько проехал Муравьишка на Гусенице-Землемере. Какая часть пути пройдена? (1/6).
- Запишите дробью.
- Дальше Муравьишку понесла на своей спине Жужелица. Покажем ее путь на отрезке синей линией. Какую часть пути она прошла? (2/6).
- Запишите дробью.
- Посмотрите на схему. Какую часть пути уже прошел Муравьишка? (3/6).
- Можно ли эту часть пути записать с помощью другой дроби? (1/2).
2) Введение понятия числителя и знаменателя.
- Какое число в дроби показывает, на сколько равных частей мы разделили целое?
- Кто из вас знает, как оно называется? (Выслушиваются предположения детей, затем читаем 1-ую часть правила в учебнике на с. 81).
- Что показывает число над чертой дроби?
- Как оно называется? (Читаем 2-ую часть правила в учебнике на с. 81).
3) Упражнение в записи дробей с данными знаменателями и числителями.
Учебник – с. 81 № 345 (3). Работа с объяснением у доски.
4) Рефлексия.
- Довезла Жужелица Муравьишку до картофельного поля.
- Слезай, - говорит, - не с моими ногами по картофельным грядкам прыгать.
Картофельная ботва для Муравьишки – лес густой. Вдруг слышит он, пищит кто-то:
- А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем.
Обернулся Муравьишка – стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.
Еле уместился Муравей на его спине. Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, как пружинки, - да щелк! – распрямил их. Глядь, он уж на грядке сидит. Щелк – на другой.
- А пока они пересекают картофельное поле, давайте мы посмотрим на схему поля. (Работа со слайдом).
- На сколько равных частей поделено поле?
- На светло-зеленых участках посажен картофель-скороспелка. Запишите дробью, какую часть поля занимает этот сорт картофеля.
- Как называется число 8? 20?
- На темно-зеленых участках посажен среднеспелый сорт картофеля – агрия (голландский сорт). Запишите дробью.
- Как называется число 12? 20?
Как вы думаете, какая из дробей – 8/20 или 12/20 больше?
IV. Физминутка.
V. Создание проблемной ситуации.
- Так весь огород Блошачок и отщелкал до самого забора. Муравьишка спрашивает:
- А через забор можешь?
- Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси, он может.
Пропедевтическое введение нового вида задач на нахождение целого числа по его доле.
Кузнечик перепрыгнул через забор. Чему равна высота забора, если его 1/3 часть составляет 30 см?
- Что такое 30 см? (1/3 часть).
- Как можно найти высоту забора, если известна его часть? (Рассуждения учащихся, выбор правильного решения)
VI. Закрепление и повторение ранее изученного материала.
1) Решение задачи на движение.
- Перенес Кузнечик Муравьишку через забор. А впереди – река. Глядь – бежит по воде лодочка на ножках. Нет, не лодочка, а Клоп-Водомерка.
- Благодаря особому строению ножек Водомерка передвигается по поверхности воды, при этом ее скорость может достигать до 1 м/с!
Водомерка двигается со скоростью 40 см/с. Через сколько секунд она достигнет противоположного берега реки, если ширина речки – 280см?
Работа в парах.
2) Решение уравнений.
- Дальше, чтобы попасть домой, пришлось Муравьишке обратиться к Майскому Жуку. Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
- А пока они летят, я вам предлагаю решить уравнения:
х + 97 = 486 : 3 4у = 864
- Выберите то уравнение, которое вам по силам, и решите его самостоятельно.
3) Нахождение значений выражений с использованием письменных приемов вычислений (самостоятельная работа).
- А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. Сел Жук на ветку березы:
- А уж как тебе вниз спуститься – не знаю.
И тут Муравьишка увидел Гусеницу-Листовертку. Прицепился к ней и закачался как на качелях – выматывается у Листовертки из брюшка ниточка, тянется, не рвется.
- Пока они спускаются к муравейнику, вы им помогите – найдите значения выражений, записывая их столбиком.
Учебник – с. 86 № 356.
VII. Итог урока.
- Муравьишка с Листоверткой все ниже и ниже спускаются. А внизу в муравейнике муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. Муравьишка с Гусеницы кувырк – и домой. Успел до захода солнышка. И вы молодцы. Многое успели сделать на уроке.
- Что нового мы сегодня узнали о дробях?
- Что повторили из изученного ранее материала?
- Понравилось ли вам путешествовать с Муравьишкой?
- Тогда читайте и другие книги В.Бианки.
Домашнее задание: с.82 № 347(1,2), № 348.