Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина

И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: «В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы».

Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки - это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк), художественные приемы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). Сказки Салтыкова-Щедрина имеют фольклорную основу - сказки о животных, но это только форма. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.

Первое знакомство с творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина начинается со сказок «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Орел-меценат», «Верный Трезор», «Медведь на воеводстве» и др. Все эти сказки знакомы нам с детских лет. За образами животных в этих сказках скрываются известные человеческие пороки и недостатки.

Автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью например в сказке «Самоотверженный заяц». Почему простой человек так быстро смиряется со своей участью? Почему он так покорен и беззащитен? Отчего обыватели считают правомерным свое бесправное положение? Салтыков-Щедрин показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка, т. е. власть. Заяц выступает здесь в той же роли, что и в русских сказках, но в народных историях о животных слабейший почти всегда оказывался победителем.

В сказке «Орел-меценат» разоблачению подвергнут глупый и жадный правитель. Он иронично назван меценатом, представляя собой образец правительственного мракобесия. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого «нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно», дотла разорил ворон-мужиков. Но Орла ждало наказание: бунт.

«Верный Трезор» - сказка-сатира на раболепную покорность и «собачью преданность» подчиненных своим неблагодарным хозяевам. Но классическим образом крестьянской России стал Коняга. Коняга - труженик, источник жизни для всех. Без отдыха, без собственной цели, без вознаграждения трудится скотина. «Нет конца работе!» Работой исчерпывается весь смысл его существования.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио «Роман о Лисе». Лис в этой истории - мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников - волка, медведя, льва, и тогда мы сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых - кур, зайца, он получает заслуженное наказание.



Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), отсутствует образ положительного героя.

Сказки Салтыкова-Щедрина не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII в., но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX в. Сам Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорил: «...Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности». Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались премудрые пескари, жестокие хищные волки. Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную действительность.

Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина

И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: в салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игр

26.75kb.

14 10 2014
1 стр.


Салтыков-щедрин m e. Крестьянская и помещичья русь в сказках м е. салтыкова-щедрина
48.31kb.

10 10 2014
1 стр.


Народ и самодержавие в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Богатырь», «Орел-меценат» и, наконец, образ великого и многострадального русского народа

26.67kb.

16 09 2014
1 стр.


Теми Зміст самостійної роботи Кількість годин

Цикл «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина – сатирическая панорама российской действительности

36.95kb.

26 09 2014
1 стр.


План урока по литературе для 7 класса на тему

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

56.53kb.

10 10 2014
1 стр.


1. Особенности развития русской литературы в последней трети 19 в

Салтыкова-Щедрина, драматургии Островского и Сухово-Кобылина, романах Достоевского и многих других классических произведениях литературы 60-х годов

3785.31kb.

15 09 2014
19 стр.


Сказки Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь»

Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, а именно сатирическую сказку-притчу. Этот жанр он развил в своем творчестве до совершенства

25.91kb.

26 09 2014
1 стр.


Урок литературы «Сказки для детей изрядного возраста»

Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, формировать умение пользоваться литературоведческими терминами, совершенствовать навыки грамотной ре

37.22kb.

26 09 2014
1 стр.