Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Гурьева Татьяна Владимировна,d:\desktop\pictures\я.jpeg

учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ №523 Колпинского района Санкт-Петербурга

Резюме

Педагогический стаж – 25 лет

Учитель высшей категории

Эксперт ЕГЭ по русскому языку

Награды: Почётная грамота Министерства Образования Российской Федерации,

Нагрудный знак «Почётного работника общего образования Российской Федерации»

Урок литературы

«Сказки для детей изрядного возраста»

( художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина)

Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, формировать умение пользоваться литературоведческими терминами, совершенствовать навыки грамотной речи школьников.

Форма проведения урока: беседа, презентация, сообщения учащихся.

Педагогические технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированная технология.

Опережающее домашнее задание (по творческим группам):


  1. Прочитать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  2. Подготовить краткий пересказ.

  3. Какие пороки обличает писатель?

  4. Составьте словарик терминов: сатира, гротеск, аллегория, иносказание, гипербола.

Ход урока

1.Слово учителя.



«Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьёзная для умного человека. И ещё не думайте, что взрослые умны, а дети глупы, что взрослому надо нарочно «приглупиться», чтобы детям сказку рассказать» (И.А.Ильин «Духовный смысл сказки»).

М.И.Салтыков-Щедрин –Сатиры смелый властелин, продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя. В его сатире чувствуется не столько слёзы сквозь смех, сколько гнев, ненависть, скорбь.



Почему писатель выбрал жанр сказки, чтобы сказать своему читателю то, что возмущало, о чём болела душ?

- Жанр сказки позволял скрыть истинный смысл от цензуры.

-Используя «эзопов язык», Салтыков-Щедрин мог обличать крепостное право, чиновников, дворян - всех тех, кто живёт чужим трудом.

Известный критик М.С. Ольмиский предупреждал, что Салтыкова-Щедрина надо читать умеючи.



Проблемный вопрос: в чём особенности «Сказок для детей изрядного возраста»?

2.Презентация «Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина».







Выступления учащихся на основе материала опережающего домашнего задания:

1 творческая группа: сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этой сказке генералы-дармоеды, не принёсшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую упразднили за ненадобностью, попали на необитаемый остров. Они ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Они бы умерли с голоду, если бы рядом не оказался мужик. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и самодовольство. «Вот как оно хорошо быть генералами – нигде не пропадёшь!» - думают они. В Петербурге генералы денег загребли, а мужику выслали «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»d:\desktop\pictures\фото\dsc00047.jpg

2 творческая группа: сказка «Медведь на воеводстве». В этой сказке трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Они занимались разного рода злодействами: один – мелкими, «срамными» (чижика съел), другой – крупными, «блестящими» (задрал у крестьянина лошадь, корову, свинью, пару овец). Третий Топтыгин не жаждал «кровопролития». Он действовал осторожно, многие годы получал от мужика поросят, кур и мёд. Но лопнуло у народа терпение, и они расправились с медведем.d:\desktop\pictures\фото\dsc00038.jpg

3 творческая группа: Сказка о «Премудром пескаре». Маленькая рыбёшка всю жизнь думала о том, как бы её не съела щука. Поэтому всю жизнь просидел пескарь в своей конуре, подальше от опасностей. Пескарь «жил – дрожал, и умирал – дрожал». А умирая, подумал: чего ради он всю жизнь дрожал и прятался?» Горько звучат слова писателя: «Какие были у него радости? Кого он утешил? Кто об его существовании вспомнит?» никому от таких «пескарей» ни тепло, ни холодно. Живут, даром место занимают.d:\desktop\pictures\фото\dsc00065.jpg

4 творческая группа: сказка «Орёл-меценат». Орёл – царь зверей – решил завести при дворе науки и искусства. Но орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел на учёного дятла кандалы и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались розыски, следствия, судбища, наступил «мрак невежества». Вывод таков: «Орлы для просвещения вредны».

Вопрос: назовите общие черты сказок Салтыкова-Щедрина.d:\desktop\pictures\фото\dsc00040.jpg

- В сказках Салтыкова-Щедрина ест сказочные зачины, сказочные образы.

- Автор использует пословицы и поговорки – народную мудрость.

- В сказках сочетается реальное и фантастическое.

- Сатирик использует просторечия, жаргонизмы, канцелярские слова, архаизмы, иностранные слова.

Письменный вопрос-вывод: Почему «Сказки для детей изрядного возраста», написанные в 19 веке, актуальны и в наше время?

Всю жизнь М.Е.Салтыков-Щедрин своим творчеством вызывал презрение ко всяким проявлением рабской трусости, лицемерия, пошлости. К сожалению, и сегодня живут «пескари», барствуют «помещики», процветает невежество и пошлость. Писатель надеялся, что в жизни когда-нибудь восторжествуют такие качества, как человеческое достоинство, свобода, правда.



Домашнее задание (по творческим группам): сочинить сказку на социальную тему в стиле сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поставить кукольный спектакль по сочинённой сказке.

Урок литературы «Сказки для детей изрядного возраста»

Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина, формировать умение пользоваться литературоведческими терминами, совершенствовать навыки грамотной ре

37.22kb.

26 09 2014
1 стр.


Книга по мотивам произведений В. В. Бианки мбдоу «Детский сад №10» н п. Нивский 2012 год «Любимые сказки-несказки»

Сборник рассказов и рисунков по мотивам произведений В. В. Бианки – итоговая работа исследовательской деятельности детей разновозрастной группы старшего дошкольного возраста «Сказк

50.04kb.

25 12 2014
1 стр.


Задача для воспитателя: уточнить и закрепить знания детей о домашних животных на примере сказки Дж. Родари «Сказки, у которых три конца»

Задание для воспитанников: в деревне появилась собака, которая не умела «разговаривать», она решила научиться этому делу и пошла искать того, кто ей может помочь

68.65kb.

07 10 2014
1 стр.


Брейн-ринг «Наши любимые сказки»

Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных и др

76.72kb.

17 12 2014
1 стр.


Программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе

Мма для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе» реализуется в рамках методической темы «Изменение учебных отношений при переходе

657.1kb.

16 12 2014
3 стр.


Урок литературы в 6 классе «Живой урок жизни»

Цели: рассмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, дать детям образец поведения

61.1kb.

16 12 2014
1 стр.


Закон кыргызской республики о защите грудного вскармливания детей и регулировании маркетинга продуктов и средств для искусственного питания детей принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 30 октября 2008 года

Целью настоящего Закона является охрана здоровья детей, в частности младенцев и детей младшего возраста, путем защиты и пропаганды грудного вскармливания детей, регулирования марке

227.1kb.

25 12 2014
1 стр.


«В гостях у сказки»

Предположительный конечный результат для ребенка: умеет согласовывать действия с другими детьми героями сказки, строит ролевой диалог, употребляет слова сказки в соответствии с выб

61.53kb.

25 12 2014
1 стр.