Гурьева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №523 Колпинского района Санкт-Петербурга
Резюме
Педагогический стаж – 25 лет
Учитель высшей категории
Эксперт ЕГЭ по русскому языку
Награды: Почётная грамота Министерства Образования Российской Федерации,
Нагрудный знак «Почётного работника общего образования Российской Федерации»
Урок литературы
«Сказки для детей изрядного возраста»
( художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина)
Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, формировать умение пользоваться литературоведческими терминами, совершенствовать навыки грамотной речи школьников.
Форма проведения урока: беседа, презентация, сообщения учащихся.
Педагогические технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированная технология.
Опережающее домашнее задание (по творческим группам):
-
Прочитать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
-
Подготовить краткий пересказ.
-
Какие пороки обличает писатель?
-
Составьте словарик терминов: сатира, гротеск, аллегория, иносказание, гипербола.
Ход урока
1.Слово учителя.
«Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьёзная для умного человека. И ещё не думайте, что взрослые умны, а дети глупы, что взрослому надо нарочно «приглупиться», чтобы детям сказку рассказать» (И.А.Ильин «Духовный смысл сказки»).
М.И.Салтыков-Щедрин –Сатиры смелый властелин, продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя. В его сатире чувствуется не столько слёзы сквозь смех, сколько гнев, ненависть, скорбь.
Почему писатель выбрал жанр сказки, чтобы сказать своему читателю то, что возмущало, о чём болела душ?
- Жанр сказки позволял скрыть истинный смысл от цензуры.
-Используя «эзопов язык», Салтыков-Щедрин мог обличать крепостное право, чиновников, дворян - всех тех, кто живёт чужим трудом.
Известный критик М.С. Ольмиский предупреждал, что Салтыкова-Щедрина надо читать умеючи.
Проблемный вопрос:
в чём особенности «Сказок для детей изрядного возраста»?
2.Презентация «Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина».





Выступления учащихся на основе материала опережающего домашнего задания:
1 творческая группа:
сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этой сказке генералы-дармоеды, не принёсшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую упразднили за ненадобностью, попали на необитаемый остров. Они ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Они бы умерли с голоду, если бы рядом не оказался мужик. И вот опять генералы сыты, к ним возвращается прежняя самоуверенность и самодовольство. «Вот как оно хорошо быть генералами – нигде не пропадёшь!» - думают они. В Петербурге генералы денег загребли, а мужику выслали «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»
2 творческая группа:
сказка «Медведь на воеводстве». В этой сказке трое Топтыгиных, последовательно сменявших друг друга на воеводстве, куда они были посланы львом, чтобы «усмирить внутренних супостатов». Они занимались разного рода злодействами: один – мелкими, «срамными» (чижика съел), другой – крупными, «блестящими» (задрал у крестьянина лошадь, корову, свинью, пару овец). Третий Топтыгин не жаждал «кровопролития». Он действовал осторожно, многие годы получал от мужика поросят, кур и мёд. Но лопнуло у народа терпение, и они расправились с медведем.
3 творческая группа:
Сказка о «Премудром пескаре». Маленькая рыбёшка всю жизнь думала о том, как бы её не съела щука. Поэтому всю жизнь просидел пескарь в своей конуре, подальше от опасностей. Пескарь «жил – дрожал, и умирал – дрожал». А умирая, подумал: чего ради он всю жизнь дрожал и прятался?» Горько звучат слова писателя: «Какие были у него радости? Кого он утешил? Кто об его существовании вспомнит?» никому от таких «пескарей» ни тепло, ни холодно. Живут, даром место занимают.
4 творческая группа:
сказка «Орёл-меценат». Орёл – царь зверей – решил завести при дворе науки и искусства. Но орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел на учёного дятла кандалы и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались розыски, следствия, судбища, наступил «мрак невежества». Вывод таков: «Орлы для просвещения вредны».
Вопрос: назовите общие черты сказок Салтыкова-Щедрина.
- В сказках Салтыкова-Щедрина ест сказочные зачины, сказочные образы.
- Автор использует пословицы и поговорки – народную мудрость.
- В сказках сочетается реальное и фантастическое.
- Сатирик использует просторечия, жаргонизмы, канцелярские слова, архаизмы, иностранные слова.
Письменный вопрос-вывод: Почему «Сказки для детей изрядного возраста», написанные в 19 веке, актуальны и в наше время?
Всю жизнь М.Е.Салтыков-Щедрин своим творчеством вызывал презрение ко всяким проявлением рабской трусости, лицемерия, пошлости. К сожалению, и сегодня живут «пескари», барствуют «помещики», процветает невежество и пошлость. Писатель надеялся, что в жизни когда-нибудь восторжествуют такие качества, как человеческое достоинство, свобода, правда.
Домашнее задание (по творческим группам): сочинить сказку на социальную тему в стиле сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поставить кукольный спектакль по сочинённой сказке.