Урок литературы в 6 классе «Живой урок жизни»
(Евангельская притча о блудном сыне)
Цели: рассмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, дать детям образец поведения
Ход.
-
Мотивация: интрига
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы продолжаем с вами удивительное путешествие в мир притч (Слайд 1), замечательных историй, в которых всегда есть какая-то тайна, и тайна эта далеко не каждому раскрывается. Но мы будем внимать и говорить сердцем и, я верю, обязательно растолкуем смысл одной внешне очень простой истории.
Мудрые люди в своё время назвали эту притчу живым уроком жизни (Слайд 2 «Живой урок жизни»). А почему? Отвечать сегодня вам.
(Демонстрация гравюр Т.Г.Шевченко "Проигрался в карты", "В хлеву", "В кабаке", "Среди разбойников", "На кладбище", "Наказание колодкой", "Наказание шпицрутенами", "В тюрьме").
!!Обратим внимание на уникальную серию гравюр известного украинского поэта и художника XIX века Тараса Григорьевича Шевченко. Он представил хорошо известное вам литературное произведение в нравах и обычаях современного ему общества.
?? Что это за произведение?
(Евангельская притча о блудном сыне)
?? Шевченко не успел закончить эту серию, им было задумано 12 сюжетов, а он сделал только 8. Каких эпизодов нет в этой серии гравюр?
(Сцены покаяния и возвращения блудного сына. Мы видим только грехи и наказание за них)
Воспоминание
Давайте вспомним все сюжеты библейской истории о блудном сыне. Пока Юля готовится к пересказу, мы запишем тему урока.
Запись темы урока (
Слайд 3 «Живой урок жизни» (Евангельская притча о блудном сыне)
Пересказ учащимся притчи (слайды 4,5,6,7,8 – иллюстрация притчи)
II Образ
?
? Как вы понимаете слово «блудный»? (слайд)
Скитающийся Заблудившийся, потерявшийся
Блуждающий, бродящий в поисках дороги
Перед нами - история сбившегося с пути человека, потерявшего нравственные ориентиры, история, злободневная во все времена…
III. Анализ
?? Сын просит у отца наследство. Согласно библейскому закону, младший сын получает меньшую часть наследства только после смерти отца. Родитель мог ничего не выделить младшему сыну. Однако он уважает просьбу сына и исполняет её. Почему?
(Отец милосерден и хочет сделать приятное тому, кого любит)
?? Как сын благодарит своего отца?
?? Почему решает вернуться домой, просит взять его в наёмные работники?
?? Почему так ликует и радуется отец? Что значат его слова “…сын мой был мертв и ожил”?
?? А теперь давайте мы с вами решим, кто же он, блудный сын: грешник или праведник.
Докажем своё мнение словами из текста.
(Учащиеся делают наброски словесного портрета блудного сына. В ходе словесного рисования создаётся таблица с цитатами из притчи)
Грешник
|
Праведник …
|
"... дай мне часть имения..."
"... забравши всё, ушёл в дальнюю сторону"
"... жил распутно и прожил всё имение"
" Есть из одного корыта с грязными свиньями..."
|
"... батюшка! согрешил я пред Богом и пред тобою; и уже недостоин называться сыном твоим"
"... сын мой был всё равно как покойник и ожил, пропадал и нашёлся
|
?? Обратим внимание ещё на одного героя притчи. Справедлива ли обида на отца старшего сына? Какие чувства движут им? Почему он не рад возвращению брата?
Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
Отец
|
Младший сын
|
Старший сын
|
Милосердный
|
Ветреный
|
Обиженный
|
Мудрый
|
Распутный
|
Жестокосердный
|
Любящий
|
Раскаявшийся
|
Завистливый
|
Сострадающий
|
Признавший вину
|
|
Умеющий прощать
|
|
|
Каждый из вас в своём воображении нарисовал образ блудного сына. А теперь я предлагаю сопоставить наше "произведение" с произведениями великих живописцев.
Работа в парах.
Перед вами - репродукции картин разных художников. Всмотритесь в изображение, почувствуйте настроение художника, произведения, после чего определить основную мысль картины.
1 группа Пюви де Шаванн. Блудный сын. XIX век. Франция.
( Вся фигура блудного сына выражает глубокую печаль, удручённость, раскаяние: он наг, сир и беден, голова его со стыдом опущена, руки прижаты к груди, словно в молитве. Он уже осознаёт, что вёл неправедную жизнь, что согрешил "против неба и отца" и готов покаяться)
2 группа Иероним Босх. Бродяга (Блудный сын)
(За спиной героя - убогая деревенская харчевня: крыша её обветшала, оконные стёкла выбиты, в дверях солдат пристаёт к служанке, у стены справляет нужду какой-то пьяница. Видимо, здесь предавался беспутству молодой измождённый человек. Теперь, полный раскаяния, он направляется домой, решив оставить прежнюю греховную жизнь. Неуверенно, оглядываясь назад крадётся он к закрытой калитке, за которой мирный пейзаж, достойная жизнь. Босх словно задаёт себе и зрителю вопрос: вернётся ли бедный путник в родительский дом, или кривой путь вновь приведёт его в этот грязный и скучный притон? Блудный сын в пути...)
3 группа Харменс ван Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668-1669. Голландия.
(Блудный сын вернулся, покаянно упав на колени перед стариком. В облике кающегося сына - само страдание, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя. Старик, склонившись над блудным сыном, любовно ощупывает его (глаза его уже плохо видят). Руки отца вливают в юное тело сострадание, прощение, неизмеримую заботливость и преданность)
А как вы прокомментируете картину нашего современника Олега Королёва?
4. Олег Королёв. Блудный сын.
(Блудный сын Олега Королёва - художника нашего времени - пытается разорвать порочный круг, выйти из тёмной, беспросветной жизни. Ему удаётся это сделать, так как руку помощи заблудшему протягивает Высшая сила. Глаза в глаза, лёгкое прикосновение...и происходит перевоплощение, рождение нового (светлого) человека)
Сцена возвращения блудного сына в родной дом особенно привлекала живописцев. Как вы думаете, почему?
(Именно в этой сцене выражена главная идея притчи - идея покаяния и прощения).
IV. Действие.
?? К каким же выводам можно прийти, размышляя над текстом притчи?
(Высказывания учащихся)
1. Человека, который осознал свою ошибку, следует простить.
2. Человек, который не имеет связи с домом-миром, умирает духовно.
3. Притча о блудном сыне - это завещание грядущим поколениям жить в мире и согласии с самим собой и другими людьми.
4. Нужно искоренять зависть, так как люди, ею заражённые, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других (речь идёт о старшем сыне, который позавидовал брату, осудил его, не обрадовался покаянию заблудшего)
5. Может быть, в притче предсказана судьба всего человечества, которое делает много ошибок, но в конечном итоге найдёт правильный путь.
6. В каждом человеке есть и хорошее и плохое. Надо уметь видеть хорошее, а плохое не замечать. Вот оно и исчезнет.
Фазу Алиева
Рефлексия. Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»
V. Проповедь
Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:
- Что вы видите? – спросил он.
- Точку, - ответил один.
- Чёрную точку, - подтвердил второй.
- Жирную чёрную точку, - уточнил третий.
Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:
- Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.
Домашнее задание: 1) сочинить притчу;
2) пересказать притчу;
3) проиллюстрировать притчу