Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок литературы в 6 классе «Живой урок жизни»

(Евангельская притча о блудном сыне)
Цели: рассмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, дать детям образец поведения

Ход.

  1. Мотивация: интрига

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы продолжаем с вами удивительное путешествие в мир притч (Слайд 1), замечательных историй, в которых всегда есть какая-то тайна, и тайна эта далеко не каждому раскрывается. Но мы будем внимать и говорить сердцем и, я верю, обязательно растолкуем смысл одной внешне очень простой истории.

Мудрые люди в своё время назвали эту притчу живым уроком жизни (Слайд 2 «Живой урок жизни»). А почему? Отвечать сегодня вам.

(Демонстрация гравюр Т.Г.Шевченко "Проигрался в карты", "В хлеву", "В кабаке", "Среди разбойников", "На кладбище", "Наказание колодкой", "Наказание шпицрутенами", "В тюрьме").

!!Обратим внимание на уникальную серию гравюр известного украинского поэта и художника XIX века Тараса Григорьевича Шевченко. Он представил хорошо известное вам литературное произведение в нравах и обычаях современного ему общества.

?? Что это за произведение?

(Евангельская притча о блудном сыне)

?? Шевченко не успел закончить эту серию, им было задумано 12 сюжетов, а он сделал только 8. Каких эпизодов нет в этой серии гравюр?

(Сцены покаяния и возвращения блудного сына. Мы видим только грехи и наказание за них)

Воспоминание

Давайте вспомним все сюжеты библейской истории о блудном сыне. Пока Юля готовится к пересказу, мы запишем тему урока.



Запись темы урока (Слайд 3 «Живой урок жизни» (Евангельская притча о блудном сыне)

Пересказ учащимся притчи (слайды 4,5,6,7,8 – иллюстрация притчи)

II Образ

?? Как вы понимаете слово «блудный»? (слайд)



Скитающийся Заблудившийся, потерявшийся

Блуждающий, бродящий в поисках дороги

Перед нами - история сбившегося с пути человека, потерявшего нравственные ориентиры, история, злободневная во все времена…



III. Анализ

?? Сын просит у отца наследство. Согласно библейскому закону, младший сын получает меньшую часть наследства только после смерти отца. Родитель мог ничего не выделить младшему сыну. Однако он уважает просьбу сына и исполняет её. Почему?

(Отец милосерден и хочет сделать приятное тому, кого любит)

?? Как сын благодарит своего отца?

?? Почему решает вернуться домой, просит взять его в наёмные работники?

?? Почему так ликует и радуется отец? Что значат его слова “…сын мой был мертв и ожил”?



?? А теперь давайте мы с вами решим, кто же он, блудный сын: грешник или праведник.

Докажем своё мнение словами из текста.

(Учащиеся делают наброски словесного портрета блудного сына. В ходе словесного рисования создаётся таблица с цитатами из притчи)

      Грешник   




Праведник …

 "... дай мне часть имения..."  

 "... забравши всё, ушёл в дальнюю сторону"

"... жил распутно  и прожил всё имение"

" Есть из одного корыта с грязными свиньями..."



"... батюшка!  согрешил я пред Богом и пред тобою; и уже недостоин называться сыном твоим"

"... сын мой был всё равно как покойник и ожил, пропадал и нашёлся



?? Обратим внимание ещё на одного героя притчи. Справедлива ли обида на отца старшего сына? Какие чувства движут им? Почему он не рад возвращению брата?

Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.



Отец

Младший сын

Старший сын

Милосердный

Ветреный

Обиженный

Мудрый

Распутный

Жестокосердный

Любящий

Раскаявшийся

Завистливый

Сострадающий

Признавший вину

 

Умеющий прощать

 

 

Каждый из вас в своём воображении нарисовал образ блудного сына. А теперь я предлагаю сопоставить наше "произведение" с произведениями великих живописцев.



Работа в парах.

Перед вами - репродукции картин разных художников. Всмотритесь в изображение, почувствуйте настроение художника, произведения, после чего определить основную мысль картины.



1 группа Пюви де Шаванн. Блудный сын. XIX век. Франция.

( Вся фигура блудного сына выражает глубокую печаль, удручённость, раскаяние: он наг, сир и беден, голова его со стыдом опущена, руки прижаты к груди, словно в молитве. Он уже осознаёт, что вёл неправедную жизнь, что согрешил "против неба и отца" и готов покаяться)


2 группа Иероним Босх. Бродяга (Блудный сын)

(За спиной героя - убогая деревенская харчевня: крыша её обветшала, оконные стёкла выбиты, в дверях солдат пристаёт к служанке, у стены справляет нужду какой-то пьяница. Видимо, здесь предавался беспутству молодой измождённый человек. Теперь, полный раскаяния, он направляется домой, решив оставить прежнюю греховную жизнь. Неуверенно, оглядываясь назад крадётся он к закрытой калитке, за которой мирный пейзаж, достойная жизнь. Босх словно задаёт себе и зрителю вопрос: вернётся ли бедный путник в родительский дом, или кривой путь вновь приведёт его в этот грязный и скучный притон? Блудный сын в пути...)



3 группа Харменс ван Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668-1669. Голландия.

(Блудный сын вернулся, покаянно упав на колени перед стариком. В облике кающегося сына - само страдание, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя. Старик, склонившись над блудным сыном, любовно ощупывает его (глаза его уже плохо видят). Руки отца вливают в юное тело сострадание, прощение, неизмеримую заботливость и преданность)

А как вы прокомментируете картину нашего современника Олега Королёва?

4. Олег Королёв. Блудный сын.

(Блудный сын Олега Королёва - художника нашего времени - пытается разорвать порочный круг, выйти из тёмной, беспросветной жизни. Ему удаётся это сделать, так как руку помощи заблудшему протягивает Высшая сила. Глаза  в глаза, лёгкое прикосновение...и происходит перевоплощение, рождение нового (светлого) человека)

Сцена возвращения блудного сына в родной дом особенно привлекала живописцев. Как вы думаете, почему?

(Именно в этой сцене выражена главная идея притчи - идея покаяния и прощения).



IV. Действие.

?? К каким же выводам можно прийти, размышляя над текстом притчи?

(Высказывания учащихся)

1. Человека, который осознал свою ошибку, следует простить.

2. Человек, который не имеет связи с домом-миром, умирает духовно.

3. Притча о блудном сыне - это завещание грядущим поколениям жить в мире и согласии с самим собой и другими людьми.

4. Нужно искоренять зависть, так как люди, ею заражённые, не только огорчают  самих себя, но и омрачают также радость других (речь идёт о старшем сыне, который позавидовал брату, осудил его, не обрадовался покаянию заблудшего)

5. Может быть, в притче предсказана судьба всего человечества, которое делает много ошибок, но в конечном итоге найдёт правильный путь.

6. В каждом человеке есть и хорошее и плохое. Надо уметь видеть хорошее, а плохое не замечать. Вот оно и исчезнет.

Фазу Алиева


Рефлексия. Продолжи фразу: «Сегодня я понял, что…»
V. Проповедь

Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:

- Что вы видите? – спросил он.

- Точку, - ответил один.

- Чёрную точку, - подтвердил второй.

- Жирную чёрную точку, - уточнил третий.

Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:

- Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?

- Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.

Домашнее задание: 1) сочинить притчу;

2) пересказать притчу;



3) проиллюстрировать притчу




Урок литературы в 6 классе «Живой урок жизни»

Цели: рассмотреть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души, дать детям образец поведения

61.1kb.

16 12 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Урок №26 Тема. Великий круговорот жизни (3 класс ) Тип: урок открытия новых знаний

Цель урока: дать учащимся представления о круговороте жизни на Земле и его основных звеньях. Расширить знания детей о живой и неживой природе

113.01kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок-спектакль «Мир живой природы на страницах русской поэзии XX века»

Наш урок называется «Мир живой природы на страницах русской поэзии 20 века». Урок немножко необычный: урок-спектакль «В лесном театре»

167.11kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека" по рассказу И. А. Бунина "

Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека"

63.8kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок в 5 классе по теме «Противопожарная безопасность»

Данный урок занимает важное место в разделе «Пожары». Материал используется и в последующих уроках и в любой момент жизни может пригодиться учащимся

84.37kb.

06 10 2014
1 стр.


Урок литературы в IV классе учителя начальных классов моу «Гимназия №6» г. Новочебоксарска

Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения

125.16kb.

07 10 2014
1 стр.