Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Открытый урок по музыке в 5-В классе. Учитель МОУ СОШ № 4 Пушняк. Е.В.

Первая четверть. 2005 год.




Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы» («Друзья мои, прекрасен наш союз...»).
Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ.

Задачи:

- закрепление, обобщение ранее пройденного материала;

- развитие слуховой памяти, активного творческого мышления;

- воспитание интереса к авторской позиции, роли поэта и композитора в произведении.



Материал:

  1. Учебник «Музыка» (Т. И. Науменко, В. В. Алеев). Стр. 110;

  2. М. Глинка «Жаворонок»;

  3. Моцарт. Симфония №40 (гл. тема экспозиции);

  4. М. П. Мусоргский. Текст «Кот Матрос».

  5. Красев. Опера «Муха-Цокотуха» (final, хор).

  6. раздаточный материал с текстом Чуковского «Муха-Цокотуха» (фрагмент). Группа №4.

  7. Музыкальное приветствие «Доброе утро» Кабалевского (4 заключительные фразы).

  8. М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

  9. * (дополнительно) Марш Черномора.

  10. «Гимн школы «Жар-птица». Музыка и слова Н.Бобровой.


Оформление доски:

  1. Эпиграфы

«Стань музыкою, слово...» (Н.Заболоцкий)

«Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок» (К.В. Глюк)



  1. схема-солнышко с центром ИСКУССТВО, лучи – виды искусства (МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР, АРХИТЕКТУРА..)

  2. словарь: вокальный цикл, романс-песня, опера, увертюра, симфония.

  3. портреты композиторов: Мусоргского, Глинки, Моцарта.

Время: 45 минут.
Этапы:


  1. Вход под сопровождение к песне «Гимн школы «Жар-птица». На мелодию этой же песни приветствие учителя:

Нам утро это дарит с искусством встречу вновь,

В душе мечту и радость, тепло хранит любовь.


Музыкальное приветствие класса (выразительно, с развитием в каждой фразе и кульминацией): трехкратное проведение фразы «Доброе утро».
Вводное слово:

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии.


Сообщение темы урока, чтение эпиграфов, постановка задачи: «Еще раз обращаемся к союзу этих двух искусств, чтобы выяснить, в каких отношениях они находятся?».



Активизация имеющихся знаний
 гл. тема симфонии № 40 (класс называет композитора, жанр)

-У кого учится музыка в этом произведении? (беседа с классом)

О.о. У человеческой речи, т.к. есть фразы, рифма, ритмический рисунок, акценты, интонации взволнованной речи.

- музыка стремиться к поэзии, прочувствуйте это в исполнении

(исполнение классом главной темы симфонии Моцарта вокализом, с показом ладонью движения мелодии; стремление к вершине, спад, внимание к концу фразы).
Закрепление имеющихся знаний

Учитель: «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее... Вот идеал, к которому я стремлюсь». Кому принадлежит эта мысль (показывает на портреты композиторов)?



Перевоссоздание музыки: работа с текстом М. П. Мусоргского (стр. 38), сочинение музыки по цепочке(интонация задается учителем).

У. В чем «странность» такой музыки и поэзии?

О.о Нет соразмерности фраз, нет куплетов, много восклицаний, трудно петь, мелодия скачкообразная.



Вывод: Что чему подчиняется у М. П. Мусоргского? Что из чего рождается? (музыка и поэзия рождается из разговорной речи).

У. дополняет: песни, романсы, мессы, кантаты, оратории, оперы – эти главные жанры вокальной музыки на протяжении многих веков оставались для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновения в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению. Мы только что побывали на месте композитора, попытались сочинить свою музыку к фрагменту знакомого вокального цикла, вы почувствовали, как это интересно и сложно.
У. Да, испокон веков музыка училась у поэзии, иногда рождается из слова, но необходимо ли равноправие в этом союзе? Давайте еще раз обратимся к знакомой музыке, жанру романса, как примеру союза музыки и поэзии.

М.Глинка, слова Кукольника, романс «Жаворонок»... ( учитель исполняет романс без вокализации, класс работает с раздаточным материалом. Задача: выделить сочетания, созвучные и музыке Глинки и тексту Н. Кукольника).



Раздаточный материал: « Такой мягкости и плавности, такой души в звуках... я не у кого не встречала! У Глинки клавиши пели... и издаваемые им звуки непрерывно лились один за другим, как будто их связывала симпатия... слышались народная мелодия и свойственная только Глинке нежность и игривая веселость, и задумчивое чувство, и мы слушали ее, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи» ( А.Керн).

Заслушивание ответов (дополнительно возможен выбор цветового ряда с опорой на лад, динамику, колорит, выбранные ключевые слова).

 «Жаворонок» Глинки ( исполняет Чернухина Н.).



    • Понравилось исполнение? Почему (опора на предыдущее задание)?

    • Сопоставление стиха «Жаворонок» и «Я помню чудное мгновение…» Пушкина по красочности, образности…

    • Что в этом союзе облагораживало? Музыка поэзию или наоборот? (на примере романса М.Глинки)

У. Драматург и поэт Нестор Кукольник сам хорошо играл на гитаре, импровизировал на фортепиано; Глинку он обожал, его музыку любил страстно, охотно «подкладывал» свои стихи под глинкинские мелодии.

    • (класс вспоминает, что на знаменитых «братиях» у братьев Кукольников и музыканты, и поэты, и художники мечтали о союзе искусств, веря, что этот союз может преобразовать общество, людей).

Самый сложный синтез музыки и поэзии – опера, это знакомый нам жанр. Жанр, где литература становится частью музыки.


Распределение заданий:


  • Группа (осмысление логики сочинения оперы через «номерную структуру») дорабатывает домашнее задание: сочиняет музыку к тексту, пока неизвестной нам оперы «Муха – Цокотуха», распределяет оперные номера, инструменты, голоса, сочиняет музыку и исполняет.

Группа №4


  1. Песня

  2. Ария (песня главного героя)

  3. Дуэт (2 человека)

  4. Хор (все)

  5. Речитатив (проговаривая)

  6. Оркестровый номер

  7. Хореографическая сцена

  8. Финальный хор

  9. Увертюра (оркестр)

  10. Вставной танцевальный номер

  11. Сцена (нападение, похищение…)


А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе веревками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»
Задание:


  • выбрать и распределить термины;

  • выбрать характер исполнения (интонации);

  • выбрать инструменты оркестра, голоса;

  • спеть фрагмент (всем)


  • Класс работает с учебником стр. 110 (беседа).

    • Когда возник жанр оперы?

    • Через что раскрывается действие в опере?

    • Почему даже самое гениальное литературное произведение не может в неизменном виде стать основой оперы?

    • Почему либретто (сценарий) по сравнению с литературным первоисточником более упрощенное, схематичное?




  • Проверка работы группы (акцентировка классу мотивации работы).

Работа над финальным хором «Муха-Цокотуха» (музыка Красева).



Задача: (после ритмодекламации текста) соотнести музыкальные фрагменты (музыкальную интонацию) с поэтическими фрагментами (с поэтической интонацией). Учитель играет фрагменты хора, класс сопоставляет их с текстом.

 - разучивание хора (эскизное) классом. Задача: сохранить единство поэтической и музыкальной интонации.



Вывод: в этом союзе равноправны были и музыка и литература.
Попадаем в знакомую увертюру М. Глинки к опере «Руслан и Людмила».

Задача: узнать героев ( + беседа через интонации, инструменты).



Учитель: можно ли сказать, что Глинка и Пушкин одинаково относились к своим героям? (акцентировка на образах Людмилы, Наины, Черномора).

О.о. (дети аргументируют свои ответы через ладовую окраску, интонацию).



  1. Задача (переносимся в оперу, слушаем главную музыку Черномора).

- как называется главная песня главного героя в опере? (ария)

    • Услышать, каким инструментом показал свой смех композитор? ( Марш Черномора).

    • Был ли текст в арии?

Учитель: (учитель акцентирует внимание на отсутствии слов у гл. отрицательного героя, в жанре теснейшим образом связанном с литературой: «зло безголосо» - так считали в Древней Руси).

У. Нужны ли были здесь слова?
Резюме: содружество, союз... Что вы думаете об этом?

О.о. не могут без друг друга; стремятся подражать друг другу; близки по настроению, интонациям; рождают новые жанры.... вдохновляют.



У. Искусство - это сказка и яркая мечта,

А звуки это краски для сердца и ума.

И для души, что рвется в неведомый полет,

Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.


А чем должен обладать этот союз, чтобы увлекать за собой?

( учитель переворачивает схему-солнышко и класс на лучах и в центре читает: Душа, Радость, Гармония, Красота, Любовь...)


Д/з – допридумать схему-солнышко

- нарисовать «иллюстрацию» по произведениям нашего урока

- придумать эмблему, символ содружества музыки и литературы.
Урок заканчивается песней по выбору учащихся (требование к выбору: песня как продолжение разговора об искусстве).

О.о. «Гимн школы «Жар-птица»; «Мир, в котором...» муз. Савельева; «Песня о красоте».


Оценочная деятельность учащихся.





Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 6 классе, разработанный Еникеевой Г. В. Моу «Беляногорская сош» 2011/12 уч год. Тема урока: «Притяжательные местоимения»

Открытый урок русского языка в 6 классе, разработанный Еникеевой Г. В. Моу «Беляногорская сош» 2011/12 уч год

33.56kb.

02 09 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-м классе Воробьева Ольга Николаевна, учитель музыки Цели урока: Образовательная: познакомить с особенностями оперного жанра

Развивающая: продолжить развитие интереса к классической музыке, к вокальному искусству

80kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса»

Обобщающий урок в 11 классе ( гуманитарного профиля) по теме «Конус. Площадь поверхности конуса». Учитель: Дульцева Л. П. Мбоу «сош №29 с углубленным изучением отдельных предметов»

35.04kb.

11 10 2014
1 стр.


Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Тема урока «Чудесная тайна и сказка». Е. Светланов

Ввести их в волшебный мир музыки В. А. Моцарта и П. И. Чайковского, развивать у них слушательские навыки

96.85kb.

25 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района монохиной и. Н. Тема урока: «Портрет в изобразительном искусстве и музыке» Цель урока: познакомить учащихся с жанром портрета

Открытый интегрированный урок по музыке, проведенный учителем моу сош №2 п. Разумное Белгородского района

34.74kb.

30 09 2014
1 стр.


Открытый урок в 10 классе Тема урока: «Аминокислоты»

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания дет

167kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок по теме "Функция" в 7 классе Обед, знакомство с выставкой учебно-методической литературы 13. 00 14. 00 Пленарное заседание

Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”

83.99kb.

15 09 2014
1 стр.