Открытый урок по музыке в 5-В классе. Учитель МОУ СОШ № 4 Пушняк. Е.В.
Первая четверть. 2005 год.
  
Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы» («Друзья мои, прекрасен наш союз...»).
Цель:   через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ.
Задачи:
- закрепление, обобщение ранее пройденного материала;
- развитие слуховой памяти, активного творческого мышления;
- воспитание интереса к авторской позиции, роли поэта и композитора в произведении.
Материал: 
 - 
Учебник «Музыка» (Т. И. Науменко, В. В. Алеев). Стр. 110;
 - 
М. Глинка «Жаворонок»;
 - 
Моцарт. Симфония №40 (гл. тема экспозиции);
 - 
М. П. Мусоргский. Текст «Кот Матрос».
 - 
Красев. Опера «Муха-Цокотуха» (final, хор).
 - 
раздаточный материал с текстом Чуковского «Муха-Цокотуха» (фрагмент). Группа №4.
 - 
Музыкальное приветствие «Доброе утро» Кабалевского (4 заключительные фразы).
 - 
М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
 - 
* (дополнительно) Марш Черномора.
 - 
«Гимн школы «Жар-птица». Музыка и слова Н.Бобровой.
 
 
Оформление доски:
 - 
Эпиграфы
 
 
«Стань музыкою, слово...» (Н.Заболоцкий)
«Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок» (К.В. Глюк)
 - 
схема-солнышко с центром ИСКУССТВО, лучи – виды искусства (МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР, АРХИТЕКТУРА..)
 - 
словарь: вокальный цикл, романс-песня, опера, увертюра, симфония.
 - 
портреты композиторов: Мусоргского, Глинки, Моцарта.
 
 
Время: 45 минут.
Этапы:
 - 
Вход под сопровождение к песне «Гимн школы «Жар-птица». На мелодию этой же песни приветствие учителя:
 
 
Нам утро это дарит с искусством встречу вновь,
В душе мечту и радость, тепло хранит любовь.
Музыкальное приветствие класса (выразительно, с развитием в каждой фразе и кульминацией): трехкратное проведение фразы «Доброе утро».
Вводное слово: 
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и даже симфонии.
Сообщение темы урока, чтение эпиграфов, постановка задачи: «Еще раз обращаемся к союзу этих двух искусств, чтобы выяснить, в каких отношениях они находятся?».
Активизация имеющихся знаний
 гл. тема симфонии № 40 (класс называет композитора, жанр)
-У кого учится музыка в этом произведении? (беседа с классом)
О.о. У человеческой речи, т.к. есть фразы, рифма, ритмический рисунок, акценты, интонации взволнованной речи. 
- музыка стремиться к поэзии, прочувствуйте это в исполнении 
(исполнение классом главной темы симфонии Моцарта вокализом, с показом ладонью движения мелодии; стремление к вершине, спад, внимание к концу фразы).
Закрепление имеющихся знаний
Учитель: «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее... Вот идеал, к которому я стремлюсь». Кому принадлежит эта мысль (показывает на портреты композиторов)?
Перевоссоздание музыки: работа с текстом М. П. Мусоргского (стр. 38), сочинение музыки по цепочке(интонация задается учителем).
У. В чем «странность» такой музыки и поэзии?
О.о Нет соразмерности фраз, нет куплетов, много восклицаний, трудно петь, мелодия скачкообразная.
Вывод: Что чему подчиняется у М. П. Мусоргского? Что из чего рождается? (музыка и поэзия рождается из разговорной речи).
У.  дополняет: песни, романсы, мессы, кантаты, оратории, оперы – эти главные жанры вокальной музыки на протяжении многих веков оставались для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновения в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению. Мы только что побывали на месте композитора, попытались сочинить свою музыку к фрагменту знакомого вокального цикла, вы почувствовали, как это интересно и сложно.
У. Да, испокон веков музыка училась у поэзии, иногда рождается из слова, но необходимо ли равноправие в этом союзе? Давайте еще раз обратимся к знакомой музыке, жанру романса, как примеру союза музыки и поэзии.
М.Глинка, слова Кукольника, романс «Жаворонок»... ( учитель исполняет романс без вокализации, класс работает с раздаточным материалом. Задача: выделить сочетания, созвучные и музыке Глинки и тексту Н. Кукольника).
Раздаточный материал: « Такой 
мягкости и п
лавности, такой 
души в звуках... я не у кого не встречала! У Глинки 
клавиши пели... и издаваемые им звуки 
непрерывно лились один за другим, как будто их 
связывала симпатия... слышались народная мелодия и свойственная только Глинке 
нежность и игривая веселость, и 
задумчивое чувство, и мы слушали ее, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи» ( А.Керн).
Заслушивание ответов (дополнительно возможен выбор цветового ряда с опорой на лад, динамику, колорит, выбранные ключевые слова).
 «Жаворонок» Глинки ( исполняет Чернухина Н.).
  - 
Понравилось исполнение? Почему (опора на предыдущее задание)?
 - 
Сопоставление стиха «Жаворонок» и «Я помню чудное мгновение…» Пушкина по красочности, образности…
 - 
Что в этом союзе облагораживало? Музыка поэзию или наоборот? (на примере романса М.Глинки)
 
 
 
У. Драматург и поэт Нестор Кукольник сам хорошо играл на гитаре, импровизировал на фортепиано; Глинку он обожал, его музыку любил страстно, охотно «подкладывал» свои стихи под глинкинские мелодии.
  - 
(класс вспоминает, что на знаменитых «братиях» у братьев Кукольников и музыканты, и поэты, и художники мечтали о союзе искусств, веря, что этот союз может преобразовать общество, людей).
 
 
 
Самый сложный синтез музыки и поэзии – опера, это знакомый нам жанр. Жанр, где литература становится частью музыки.
Распределение заданий:
 - 
Группа (осмысление логики сочинения оперы через «номерную структуру») дорабатывает домашнее задание: сочиняет музыку к тексту, пока неизвестной нам оперы «Муха – Цокотуха», распределяет оперные номера, инструменты, голоса, сочиняет музыку и исполняет.
 
 
Группа №4
 - 
Песня
 - 
Ария (песня главного героя)
 - 
Дуэт (2 человека)
 - 
Хор (все)
 - 
Речитатив (проговаривая)
 - 
Оркестровый номер
 - 
Хореографическая сцена
 - 
Финальный хор
 - 
Увертюра (оркестр)
 - 
Вставной танцевальный номер
 - 
Сцена (нападение, похищение…)
 
 
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
«Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»  
Задание:
 - 
выбрать и распределить термины;
 - 
выбрать характер исполнения (интонации);
 - 
выбрать инструменты оркестра, голоса;
 - 
спеть фрагмент (всем)
 
 
 - 
Класс работает с учебником стр. 110 (беседа).
 - 
Когда возник жанр оперы?
 - 
Через что раскрывается действие в опере?
 - 
Почему даже самое гениальное литературное произведение не может в неизменном виде стать основой оперы?
 - 
Почему либретто (сценарий) по сравнению с литературным первоисточником более упрощенное, схематичное?
 
  
 
 - 
Проверка работы группы (акцентировка классу мотивации работы).
 
 
Работа над финальным хором «Муха-Цокотуха» (музыка Красева). 
Задача: (после ритмодекламации текста) соотнести музыкальные фрагменты (музыкальную интонацию) с поэтическими фрагментами (с поэтической интонацией). Учитель играет фрагменты хора, класс сопоставляет их с текстом.
 - разучивание хора (эскизное) классом. Задача: сохранить единство поэтической и музыкальной интонации.
Вывод: в этом союзе равноправны были и музыка и литература.
Попадаем в знакомую увертюру М. Глинки к опере «Руслан и Людмила».
Задача: узнать героев ( + беседа через интонации, инструменты).
Учитель: можно ли сказать, что Глинка и Пушкин одинаково относились к своим героям? (акцентировка на образах Людмилы, Наины, Черномора).
О.о. (дети аргументируют свои ответы через ладовую окраску, интонацию).
 - 
Задача (переносимся в оперу, слушаем главную музыку Черномора).
 
 
- как называется главная песня главного героя в опере? (ария)
  - 
Услышать, каким инструментом показал свой смех композитор? ( Марш Черномора).
 - 
Был ли текст в арии?
 
 
 
У
читель: (учитель акцентирует внимание на отсутствии слов у гл. отрицательного героя, в жанре теснейшим образом связанном с литературой: «зло безголосо» - так считали в Древней Руси).
У. Нужны ли были здесь слова?
Резюме: содружество, союз... Что вы думаете об этом?
О.о. не могут без друг друга; стремятся подражать друг другу; близки по настроению, интонациям; рождают новые жанры.... вдохновляют.
У. Искусство - это сказка и яркая мечта,
А звуки это краски для сердца и ума.
И для души, что рвется в неведомый полет,
Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.
А чем должен обладать этот союз, чтобы увлекать за собой?
( учитель переворачивает схему-солнышко и класс на лучах и в центре читает: Душа, Радость, Гармония, Красота, Любовь...)
Д/з – допридумать схему-солнышко
- нарисовать «иллюстрацию» по произведениям нашего урока
- придумать эмблему, символ содружества музыки и литературы.
Урок заканчивается песней по выбору учащихся (требование к выбору: песня как продолжение разговора об искусстве).
О.о. «Гимн школы «Жар-птица»; «Мир, в котором...» муз. Савельева; «Песня о красоте».
Оценочная деятельность учащихся.