Открытый урок русского языка в 6 классе, разработанный Еникеевой Г.В. МОУ «Беляногорская сош» 2011/12 уч. год.
Тема урока: «Притяжательные местоимения»
Цели урока:
1. Познакомить с притяжательными местоимениями, их особенностями употребления в речи.
2. Развивать речь, воображение, память.
3. Воспитывать внимание к точному словоупотреблению.
Оборудование: мультимедийная презентация.
1.Оргмомент.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня в наш класс пришло одно интересное письмо
- Послушайте
Дорогие ребята! Приглашаю Вас в плавание по морю Местоимений. Сегодня Вы должны стать открывателями острова в этом море.
Морской король.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны пройти одно небольшое испытание
- Какую часть речи мы изучали на прошлом уроке?
- Сейчас я предлагаю Вам устно составить предложения с данными местоимениями (мы, я, вы, себя, кто, что? сколько?)
- Итак, а теперь можно отправляться в путь.
3. Знакомство с новой темой.
- Как вы, наверное, заметили в нашем море есть острова.
- А какие они имеют названия, мы сейчас узнаем.
- Делаю подсказки. На первом острове живут местоимения он, она, оно, они, я, мы, вы, ты. Что это за остров?
- На втором острове живет местоимения себя.
- На третьем - местоимения кто? что? какой? сколько? чей?
- На четвёртом – местоимения кто, что, какой, который, чей.
- На пятом – местоимения некто, нечто, кое-кто, что-нибудь, что-то.
- На шестом – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
- Посмотрите в нашем море есть еще один остров, но пока мы не знаем, как он называется, и какие местоимения на нем живут.
-Как вы думаете, почему?
-Кто какую цель поставит перед собой на урок?
-Что узнать о жителях острова, нам нужно выполнить небольшое задание
-Сравним два предложения
Кто отправился в плавание по морю Местоимений?
Все знают, кто отправился в плавание по морю Местоимений.
-Прочитайте первое предложение
-Что о нем можно сказать? Какое оно?
-А какие местоимения?
-Прочитайте второе предложение.
-А что можно сказать о нем?
-Для чего употреблено местоимение кто?
-Попробуйте его опустить, изменится ли смысл?
-Какой вывод можно сделать?
-Для чего служит данное местоимение?
-А как называются такие местоимения, прочитаем в наших учебниках.
4. Закрепление изученного материала.
-На море нас ждут различные препятствия, выполняя которые мы будем закреплять новую тему
-Откройте тетради, запишите дату
-Найдите упр.386
-Сейчас я буду называть устойчивые словосочетания. Вам нужно составит с ними предложения, но в начале объясним их значение.
(сколько лет, сколько зим; что есть духу; ни за какие коврижки)
-Выполним упражнение 387
5. Итог урока, домашнее задание.
-Какие местоимения называются относительными, какую роль они играют в предложении?
-Дома нужно подобрать пять предложений из художественной литературы, в которых встречаются данные местоимения
6. Рефлексия.
-Вот и закончилось наше путешествие по морю Местоимений. Если на уроке было все понятно, нарисуйте на контуре лица, который я вам раздала, веселое выражение, нет - грустное.