МОУ СОШ № 13
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В7КЛАССЕ Учитель: Жукова Л. Г
г. Приморско-Ахтарск
2011 г
Тема урока: Комплексный анализ текста (по отрывку из произведения В. Астафьева)
Цель урока: 1) проверка уровня усвоения учащимися сведений по основным разделам языка.
 - 
научиться проводить различные виды комплексного анализа текста (смысловой, речеведческий и языковой).
 - 
выявить нравственную проблему текста; способствовать духовному развитию учащихся.
 
 
Наглядное пособие: каждый ученик получает карточку с текстом и задания
к нему.
Ход урока:
  - 
Вступительное слово учителя. Учитель объявляет цель урока и сообщает учащимся о том, что наиболее сложными для выпускников являются задания, связанные с комплексным анализом текста. Смысловой анализ предполагает уяснение основных тезисов автора, речеведческий - определение стиля и типа речи, языковой - выяснение роли различных типов слов в организации текста и определение языковых средств выразительности в тексте.
 - 
Работа с текстом (текст спроецирован на доске или распечатан на листиках)
 
 
 
Ласточка с л..кованием носилась над рекой взмывала (в)верх к обл..кам падала на воду кружилась над домами над лесом над горами впархивала во дворы...
Пр..щурив меткий глаз мальчик метнул камень и сшиб бел..грудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта он схв..тил птичку с гряды услышал л..донями как часто срывисто б..ет..ся крохотное сер..це в пер..ях. Клюв открывался беззвучно круглые глаза гл..дели на мальчика с ужасом (н..)доумением и укором. Раскрывая но..тями скорбно ..жатый клюв мальчик пускал в него теплую слюну пальцами поднимал голову крылья птички подбрасывал ее надеясь что п..чужка (с)нов.. полетит но птичка скомка..но опадала на землю и (н..)шев..лилась.
( По В. Астафьеву)
Задания к тексту:
   - 
Восстановите текст, вставляя, где следует, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
 
 
 
 
( на это задание отводится 5 минут самостоятельной работы учащихся, затем проводится комментированное объяснение орфограмм и знаков препинания).
   - 
Сформулируйте тему и основную мысль текста.
 
 
 
 
( вспоминаем с ребятами, что 
тема - это то, о чем говорится, 
идея - это то, что хотел показать автор)
 Тема - гибель ласточки от рук мальчика,
охваченного охотничьим азартом. Основная мысль - безразличное отношение к окружающей среде, детям с самого малого возраста необходимо прививать любовь к природе, к «братьям нашим меньшим», нужно научить их беречь все то, что нас окружает.
 - 
Ребята, найдите в тексте слова, при помощи которых автор осуждает поведение мальчика. («... глаза глядели на мальчика с ужасом, недоумением и укором», «дрожа от охотничьего азарта», «прищурив меткий глаз», «сшиб белогрудую ласточку»).
 - 
Ребята, давайте проследим, как меняется эмоциональная окраска текста. Начало - радостное, возвышенное, мы любуемся полетом ласточки, она олицетворение жизни, прихода весны, когда все в природе оживает. Середина - настороженность, предчувствие беды.
 
 
Конец - горькое разочарование, обида, даже злость на мальчика, который «сшиб белогрудую ласточку». Все это сменяется чувством сострадания к бедной птичке.
 
Дети дают объяснение слову, учитель, ссылаясь на словарь С. И Ожегова, объясняет, что сострадание это - «жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем».
 - 
Как вы думаете, мальчик понимает, что он сделал что-то непоправимое? Ребята доказывают, опираясь на текст, что мальчик начинает осознавать неправомерность своего поступка, он пытается оказать помощь пичужке, но все его старания бесполезны.
 - 
Напрашивается вопрос: как ребенок мог так поступить? Кто его мог научить этому? Кто должен научить мальчишек и девчонок беречь и любить природу?
 
 
В классе идет обсуждение, ребята приходят к выводу, что нравственное воспитание должно проводиться и в семье, и в детском саду, и в школе, дети должны читать как можно больше художественной литературы, которая учит нас видеть прекрасное и бережно к нему относиться.
 - 
Ребята, давайте вспомним, какие произведения русских писателей поднимают эту проблему?
 
 
Вспоминаем творчество М. Пришвина, К. Паустовского, И. С Тургенева, которые в своих произведениях учат нас видеть красоту окружающего мира. В. Астафьев, JL Андреев «Кусака», Ю. Яковлев «Багульник» поднимают проблемы нравственного воспитания, учат нас быть милосердными, добрыми, отзывчивыми.
  - 
Озаглавьте текст. Ребята предлагают варианты названий. 
 
 
 
(«Прерванный полет ласточки». «Охотничьий азарт». «Пичужка»).
  - 
Определите стиль и тип речи данного текста.
 
 
 
Стиль - художественный, об этом свидетельствует наличие в тексте языковых средств выразительности.
Эпитеты: меткий глаз, белогрудая ласточка, охотничий азарт, крохотное сердце, скорбно сжатый клюв.
Синонимический ряд: носилась, взмывала, кружилась, впархивала; ужас, недоумение, укор.
Тип речи - повествование с элементами описания.
 - 
Ребята, докажите, что перед вами тип речи – повествование с элементами описания (данный отрывок представляет собой рассказ о гибели ласточки от рук мальчика, охваченного охотничьим азартом и не думавшего о последствиях; элементы описания: полет ласточки до гибели и смерть пичужки).
 
  - 
Найдите в тексте 2 слова, в которых буква Ю имеет разное звуковое значение.(раскрывая, ногтями).
 - 
Определите морфемный состав выделенного слова. 3. Домашнее задание.
 
 
Предлагается написать сочинение - рассуждение по данному тексту, начав его рядом риторических вопросов:
 - 
Кто должен научить мальчишек и девчонок беречь и любить природу?
 - 
Кто должен объяснить им, что лес без птиц неприветлив и скучен?
 - 
Кто должен научить их радоваться прилету ласточек и беречь рощу, островком темнею в поле?