Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ СОШ № 13

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В7КЛАССЕ Учитель: Жукова Л. Г

г. Приморско-Ахтарск

2011 г

Тема урока: Комплексный анализ текста (по отрывку из произведения В. Астафьева)

Цель урока: 1) проверка уровня усвоения учащимися сведений по основным разделам языка.

  1. научиться проводить различные виды комплексного анализа текста (смысловой, речеведческий и языковой).

  2. выявить нравственную проблему текста; способствовать духовному развитию учащихся.

Наглядное пособие: каждый ученик получает карточку с текстом и задания

к нему.


Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя. Учитель объявляет цель урока и сообщает учащимся о том, что наиболее сложными для выпускников являются задания, связанные с комплексным анализом текста. Смысловой анализ предполагает уяснение основных тезисов автора, речеведческий - определение стиля и типа речи, языковой - выяснение роли различных типов слов в организации текста и определение языковых средств выразительности в тексте.

    2. Работа с текстом (текст спроецирован на доске или распечатан на листиках)

Ласточка с л..кованием носилась над рекой взмывала (в)верх к обл..кам падала на воду кружилась над домами над лесом над горами впархивала во дворы...

Пр..щурив меткий глаз мальчик метнул камень и сшиб бел..грудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта он схв..тил птичку с гряды услышал л..донями как часто срывисто б..ет..ся крохотное сер..це в пер..ях. Клюв открывался беззвучно круглые глаза гл..дели на мальчика с ужасом (н..)доумением и укором. Раскрывая но..тями скорбно ..жатый клюв мальчик пускал в него теплую слюну пальцами поднимал голову крылья птички подбрасывал ее надеясь что п..чужка (с)нов.. полетит но птичка скомка..но опадала на землю и (н..)шев..лилась.

( По В. Астафьеву)

Задания к тексту:


      1. Восстановите текст, вставляя, где следует, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

( на это задание отводится 5 минут самостоятельной работы учащихся, затем проводится комментированное объяснение орфограмм и знаков препинания).

      1. Сформулируйте тему и основную мысль текста.

( вспоминаем с ребятами, что тема - это то, о чем говорится, идея - это то, что хотел показать автор) Тема - гибель ласточки от рук мальчика,

охваченного охотничьим азартом. Основная мысль - безразличное отношение к окружающей среде, детям с самого малого возраста необходимо прививать любовь к природе, к «братьям нашим меньшим», нужно научить их беречь все то, что нас окружает.



  • Ребята, найдите в тексте слова, при помощи которых автор осуждает поведение мальчика. («... глаза глядели на мальчика с ужасом, недоумением и укором», «дрожа от охотничьего азарта», «прищурив меткий глаз», «сшиб белогрудую ласточку»).

  • Ребята, давайте проследим, как меняется эмоциональная окраска текста. Начало - радостное, возвышенное, мы любуемся полетом ласточки, она олицетворение жизни, прихода весны, когда все в природе оживает. Середина - настороженность, предчувствие беды.

Конец - горькое разочарование, обида, даже злость на мальчика, который «сшиб белогрудую ласточку». Все это сменяется чувством сострадания к бедной птичке.

  • Что такое сострадание?

Дети дают объяснение слову, учитель, ссылаясь на словарь С. И Ожегова, объясняет, что сострадание это - «жалость, сочувствие, вызываемое чьим- нибудь несчастьем, горем».

  • Как вы думаете, мальчик понимает, что он сделал что-то непоправимое? Ребята доказывают, опираясь на текст, что мальчик начинает осознавать неправомерность своего поступка, он пытается оказать помощь пичужке, но все его старания бесполезны.

  • Напрашивается вопрос: как ребенок мог так поступить? Кто его мог научить этому? Кто должен научить мальчишек и девчонок беречь и любить природу?

В классе идет обсуждение, ребята приходят к выводу, что нравственное воспитание должно проводиться и в семье, и в детском саду, и в школе, дети должны читать как можно больше художественной литературы, которая учит нас видеть прекрасное и бережно к нему относиться.

  • Ребята, давайте вспомним, какие произведения русских писателей поднимают эту проблему?

Вспоминаем творчество М. Пришвина, К. Паустовского, И. С Тургенева, которые в своих произведениях учат нас видеть красоту окружающего мира. В. Астафьев, JL Андреев «Кусака», Ю. Яковлев «Багульник» поднимают проблемы нравственного воспитания, учат нас быть милосердными, добрыми, отзывчивыми.

    1. Озаглавьте текст. Ребята предлагают варианты названий.

(«Прерванный полет ласточки». «Охотничьий азарт». «Пичужка»).


    1. Определите стиль и тип речи данного текста.

Стиль - художественный, об этом свидетельствует наличие в тексте языковых средств выразительности.

Эпитеты: меткий глаз, белогрудая ласточка, охотничий азарт, крохотное сердце, скорбно сжатый клюв.

Синонимический ряд: носилась, взмывала, кружилась, впархивала; ужас, недоумение, укор.

Тип речи - повествование с элементами описания.

  • Ребята, докажите, что перед вами тип речи – повествование с элементами описания (данный отрывок представляет собой рассказ о гибели ласточки от рук мальчика, охваченного охотничьим азартом и не думавшего о последствиях; элементы описания: полет ласточки до гибели и смерть пичужки).

  1. Найдите в тексте 2 слова, в которых буква Ю имеет разное звуковое значение.(раскрывая, ногтями).

  2. Определите морфемный состав выделенного слова. 3. Домашнее задание.

Предлагается написать сочинение - рассуждение по данному тексту, начав его рядом риторических вопросов:

  • Кто должен научить мальчишек и девчонок беречь и любить природу?

  • Кто должен объяснить им, что лес без птиц неприветлив и скучен?

  • Кто должен научить их радоваться прилету ласточек и беречь рощу, островком темнею в поле?

Методическая разработка урока русского языка в7классе учитель: Жукова Л. Г г. Приморско-Ахтарск 2011 г Тема урока: Комплексный анализ текста

Цель урока: 1 проверка уровня усвоения учащимися сведений по основным разделам языка

47.28kb.

26 09 2014
1 стр.


Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия» «Увертюра

Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Может быть использована для пров

81.23kb.

15 10 2014
1 стр.


Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) Тема урока : История, трагедия и слава русского зарубежья

Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и преемственности в истории

121.66kb.

18 12 2014
1 стр.


2010 год Тема урока: Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Тема взаимоотношений между детьми и родителями: уважение, любовь, благодарность и ответственность за свои поступки

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна

117.88kb.

13 10 2014
1 стр.


Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизм»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

78.8kb.

14 12 2014
1 стр.


3 класс Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании» Учитель: Емельянова Е. А бобровка 2011 год. Тема урока: «Путешествие по Франции и Великобритании». Цели урока: Общеобразовательная

Этот урок? Что нового вы унесёте с собой? / Учитель объявляет оценки

181.66kb.

10 09 2014
1 стр.


Конспект урока русского языка в 5 «А» классе. Тема урока: «Буквызис на конце приставок». Цель: Познакомить учащихся с новой орфограммой

Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомиться с разделом науки о языке – морфемикой. Давайте вспомним основные термины и понятия, изученные на прошлых уроках. Слайд 1

39kb.

03 09 2014
1 стр.


Конспект урока русского языка (1 класс, умк «Школа России») Тема урока : Слово. Цель : развивать умение точно употреблять слова предметы в речи. Задачи

Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на г. Н. Новгорода

38.5kb.

23 09 2014
1 стр.