Конспект урока русского языка в 5 «А» классе.
Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок».
Цель: Познакомить учащихся с новой орфограммой;
развивать умение самостоятельно находить способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически; развивать внимание, зрительную, слуховую память, воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Средства: компьютер, скайп, e-mail
1.Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомиться с разделом науки о языке – морфемикой. Давайте вспомним основные термины и понятия, изученные на прошлых уроках. Слайд 1
Терминологический диктант. // ответ в виде кроссворда выполнить на компьютере ( для ребенка-инвалида)
1) наименьшая значимая часть слова (морфема)
2) часть изменяемого слова без окончания (основа)
3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс)
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слов. Эту замену называют …(чередованием)
6) значимая часть слова, которая образует формы слова (окончание)
7) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов (корень)
8) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются … морфем (варианты)
9) Правила написания слов изучаются в разделе… (орфография)
- Давайте проверим.
Учитель. Как связаны между собой эти 2 раздела – Морфемика и Орфография?
- С правописанием какой морфемы мы познакомились вчера? (приставки)
- Давайте вспомним, на какие 3 группы делятся приставки? Слайд 2
- Назовите слова с приставками, не изменяющимися на письме из дом.зад №422. (Проверка письм.дом.задания) // Или проверить задание, присланное по e-mail (заранее и проанализировать ошибки) // Или ученик объяснит по скайпу.
2. Объяснение нового материала.
Учитель. А сегодня мы познакомимся со второй группой приставок – приставками, оканчивающимися на з и с.
- Послушайте рассказ. Слайд 3
Сказывают, жила когда – то гордая королева в стране Грамматики. И у неё были прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ-. (Слайд4) Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелёгкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая буква С и спросила: «Что вам угодно?». «Мы пришли посмотреть, как вы живёте», - ответили принцессы звонкие. «Милости просим. Но вы войдёте в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете её на меня», - ехидненько улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, БЕЗ- быстро меняют З на С!»
Вопрос. При каком условии принцессы вошли в город?
- Какие же приставки получились? Как называются эти морфемы, в которых мы видим чередование звуков?
3. Работа с учебником? Стр.174, п.83
Вывод. Алгоритм. Слайд 6
№ 423
4. Словарная работа. Рассвет, расцвет. Презентация ученика (инд.дом.работа)
Задание. Составьте предложения с этими словами.
5. Задание. Замените словосочетание словом с приставкой без или бес.
Ребёнок без забот – беззаботный
Жидкость без цвета – бесцветная
Дорога без конца – бесконечная
Движение без шума – бесшумное
Ночь без сна – бессонная
Труд без пользы – бесполезный
6. Давайте отдохнем. Поиграем! «Четвертый лишний» Слайд 8
1) испортить,
бездонный, растопить, бесконечный
2) беспорядок, разделить, разжечь, безвкусный
3) разжимать, безжизненный, расширить, чрезмерный ( Ответы Слайд 9)
7. Выборочный диктант // работа с тестами (2-3 человека) // Или работа с тестом ( по e-mail )
Бесснежная зима в этом году. Расщедрилась она на мороз. Голодно птицам зимой. Мороз к ним беспощаден. Дети смастерили кормушки для птиц. Прилетают к ним синицы, воробьи.
Ребята, помогайте птицам зимой!
- Как вы предлагаете озаглавить текст? («Трудное время», «Помогайте птицам»).
- Определите тип речи.
- При повторном чтении выпишите слова с буквами з-, с- на конце приставок. У доски работает …
- Проверяем.
Тест по теме «Правописание приставок на з и с»
Инструкция: каждое тестовое задание содержит один правильный ответ.
1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) и.черпать;
б) чре.мерный;
в) бе.жизненный;
г) во.делать.
2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) во.наградить;
б) бе.шумный;
в) ра.жечь;
г) во..мутить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни.ходить;
б) во.произвести;
в) ра.чёт;
г) в.дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
А) и.жарить;
Б) и.царапать;
В) ра.шнуровать;
Г) бе.ценный.
8. Итог урока
9. Рефлексия. Слайд 10
10.Закончи предложения: «Буква З пишется на конце приставок, если…»
«Буква С пишется на конце приставок, если …» ( по вариантам)
11. Дом. задание. П 83, повт. 82, №424, подг. слова по дан. теме к игре «Четвертый лишний» Слайд 11, 12 (прислать по e-mail)