Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д. Бондаренко
Волоконовского района Белгородской области»
Конспект урока по географии
в 6 классе
«Реки»
подготовила
учитель географии
Дворниченко Елена Анатольевна
с. Погромец
2012
Тема урока: Реки
Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о реках, их строении, значении.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление учащихся о реке и ее частях, познакомить с понятием исток, устье, приток, речная система, бассейн реки, горная река, равнинная; научить определять левые и правые притоки.
Развивающие: развивать умения описывать реки по плану, раскрывать зависимость рек от климата и рельефа, формировать умения работать с картами и показывать на них реки.
Воспитательные: продолжить формирование экологической культуры учащихся, воспитывать чувство любви к Родине, бережное отношение к природе.
Оснащение урока: презентация, карта полушарий, таблица, этикетки.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок. Сели правильно, красиво, чтоб на урок хватило силы. Улыбнулись друг другу, вот с таким настроением мы будем работать на уроке.
-
Проверка домашнего задания:
Чтобы настроиться на урок географии я предлагаю для начала провести учебную разминку.
-
Кто такой? Что такое?
- атмосфера, 21%, рельеф, Гималаи, литосфера, Восточно- Европейская, Марианский, шельф, Антафалла, Памир, гейзер, Анды, Гольфстрим, Тихий, гидросфера, Индостан .
2. Третий лишний:
-Бенгальский, Тихий, Мексиканский
-Дрейка, Мадагаскар, Гибралтарский
-Охотское, Камчатка, Берингово
-Мадагаскар, Таймыр, Гренландия
Евразия, Африка, Канада
-
Словарная работа: У вас на партах лежат карточки, я называю определение термина, а тот у кого ответ, поднимаете эту карточку.
- прибор, которым измеряют влажность воздуха ( гигрометр)
-глубокие места в океанах ( желоба)
-невидимое скопление капелек воды на определенной высоте в тропосфере ( облака)
-прибор, измеряющий температуру воздуха ( термометр)
-мельчайшие капельки воды в приземном слое воздуха ( туман)
- сила, с которой воздух давит на земную поверхность ( атм. Давление)
- количество водяного пара в граммах, находящее в 1 куб. метре воздуха ( абсолютная влажность)
-прибор, измеряющий атмосферное давление ( барометр)
- воздух, перемещающий в горизонтальном направлении ( ветер)
- состояние атмосферы в данном месте, в данное время ( погода)
- выработанный многолетний режим погоды ( климат)
- ветер, меняющий направление 2 раза в год ( муссон)
- ветер меняющий направление 2 раза в сутки( бриз)
- прибор, показывающий направление ветра ( флюгер)
3. Повторение карты: показать на карте географические объекты: Бенгальский залив, Мексиканский залив, пролив Дрейка, Берингов пролив, пролив Мозамбикский, о. Мадагаскар, о. Гренландия, материк Африка, материк Евразия, Индийский океан, Тихий океан.
4. Правильно- неправильно: если я говорю неправильно, то вы должны поднять цветную карточку, если правильно, то молчите.
- Течение, это перемещение воды в горизонтальном направлении ( +)
-Гольфстрим- холодное течение (-)
- Самые высокие приливы отмечены у берегов Северной Америки в заливе Фанди (+)
-Во время прилива вода заходи на сушу (+)
-Течение западных ветров находится в Северном Ледовитом океане (-)
- Течение Гольфстрим находится в Тихом океане (-)
- Цунами образуются в результате землетрясений (+)
-Морская вода сладковатая на вкус (-)
-Самый длинный пролив мире Мозамбикский (+)
5. Выполнение тестов:
1. Часть океана, отличающее от него свойствами воды, живыми организмами называется
А) залив Б) море В) пролив Г) канал
2. Неширокое водное пространство, ограниченное с 2 –х сторон берегами материков или островами называется
А) залив Б) пролив В)море Г) канал
3. Моря, расположенные по окраинам суши называются:
А) внутренними Б) окраинными В) глубокими Г) мелкими
4. Часть океана глубоко вдающееся в сушу, но свободно соединяющее с ним называют
А) залив Б) пролив В) канал Г)озеро
5. Огромные участки суши в океане называют:
А) острова Б) материки В) полуострова Г) вулканы
6. Небольшие участки суши в океане называют
А) острова Б) материки В) полуострова Г) вулканы
7. На Земле океанов:
А) 4 Б) 5 В) 3 Г) 6
8. Соленость воды измеряется ...
А) процентах Б) килограммах В) промилле Г) градусах
9. Перемещения воды в океане в горизонтальном направлении, зависящие от постоянных ветров:
А) волны Б) приливы В) цунами Г) течения
10. Самое холодное и мощное течение:
А) Северо- Атлантическое Б) Гольфстрим В) Западных ветров Г)Куросио
11. Средняя солёность вод Мирового океана у экватора составляет
А) 35 % Б) 40% В) 64% Г) 25%
Ответы: 1- Б, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-Б, 6-А, 7- А, 8- В, 9- Г ,10 -В, 11- А
Взаимопроверка тестов, поставить оценки если 1-2 ошибки «5», 34- «4», 5-6 «3», более 6 «2».
-
Новый материал:
Какую географическую оболочку мы изучаем? ( гидросферу)
Давайте вспомним, какие воды образуют гидросферу? ( моря, озера, реки, ледники, пруды и т.д.)
Послушайте загадку, ответ на которую будет темой нашего урока.
« Течет, течет не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит» - Река.
Какая же тема сегодняшнего урока? ( Реки) Запишем в тетрадь тему урока « Реки».
( слайд)
Как вы думаете, а что мы должны узнать на уроке о реках? ( что называется рекой, какие бывают реки, из каких частей состоит река, научиться показывать реки на карте). Ну а теперь можно продолжить наш урок.
Я даже и спрашивать не буду у вас все ли вы видели реку? А почему? Так как у нашего села протекает река, кА кона называется? ( Оскол), (слайд реки Оскол)
Учитель: Реки издавна имели большое значение для человека. Поэтому о реках художники писали свои картины, поэты сочиняли стихи, а композиторы песни. Посмотрите на эти слайды, как красивы реки. ( слад картин художников о реках)
А что вы знаете о реках? ( ответы детей)
А что такое река? ( дают определение)
Посмотрите в учебник на стр. 147, прочитайте определение и запишите его в тетрадь.
Река- это поток воды, который движется в углублении
называемом руслом.
Все материки покрыты сетью больших и малых рек. Всего на земле 20 млн. рек, но 53 реки имеют длину более 1000 км. У нас в стране насчитывается более 200 тысяч рек.
А сейчас давайте немного пофантазируем и порисуем. Я буду читать сказку, а вы должны ее нарисовать.
« Жил на свете Родник Ключевой и был у него сын Ручеек. И вот однажды ручеек решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля. Во время течения по земной поверхности, в ручеек вливались слева и справа такие же ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пение птиц. И однажды рано утром река впала в огромный водоем – это было море. Вот такая судьба у каждой реки. ( давайте посмотрим, что у вас получилось, замечательно, вы справились с этим заданием)
И мы продолжим отдыхать, давайте все вместе встанем, возьмемся за руки и сделаем движения такие как течет река ( включаю музыку)
А теперь посмотрите на доску вы видите термины: « Исток» « Русло» « Устье» « Притоки» « Главная река» « Бассейн реки» « Речная система»- это части реки..
Давайте на вашем рисунке найдем эти части реки и подпишем их.
У вас на рабочем листе имеется определения этих понятий. Найдите, что такое исток?
1. Исток- это место где берет начало река. ( где у вас на рисунке исток? это родник. Подпишите на рисунке). Но реки могут брать начало не только их родников, но из болот, морей, озер, гор, других рек и тд. ( слайд об истоках рек).
Приведем примеры по карте: река Волга- родник, река Лена - хребтах, река Нева- их Ладожского озера, а Амур возникает при помощи слияния двух рек- Шилки и Аргунь.
-
Устье- это место, где река заканчивается ( где устье на вашем рисунке? это море. Подпишите на рисунке).
Устья рек например Лены- в море, устье Волги- море.
Устья могут быть двух форм: дельты и эстуария ( слайд)
Найдите в учебнике на стр. 149 определение что такое дельта и что такое эстуарий.
Запись в тетради:
Дельта- это ветвящееся устье.
Эстуарий- это воронкообразное устье.
Правильно на карте показывать реки от истока к устью. ( показать на карте)
-
Длина реки- это расстояние от истока реки до устья. Самая длинная в мире река Нил- 6671 километр. А также к числу величайших рек мира относятся: Волга, Лена, Енисей, Амур, Амазонка, Миссисипи.
-
Притоки рек – реки впадающие в главную реку. Например у Енисея есть притоки: Подкаменная Тунгузка, Нижняя Тунгузка, Ангара.
Притоки бывают левые и правые. Как узнать: стать по течению реки.
-
Речная система – это река вместе с притоками.
-
Бассейн реки- это площадь с которой река собирает воду.
-
Пороги- это выход твердых горных пород, через которые река движется.
-
Водопады- это высокие уступы с которых вода падает. Самый высокий водопад мира- Анхель, на реке Ориноко в Южной Америке, его высота 1054 метра.
-
Ребята, 22 апреля проводится Всемирный день Земли, а 22 марта Всемирный день Воды. И мне хочется сегодня на уроке обратиться к вам с таким призывом: берегите реки, не засоряйте, охраняйте их от загрязнения.
Закрепление урока:
-
Отметить на контурной карте реки: Волга, Енисей, Нил, Лена, Амазонка, Объ, Миссисипи.
-
Возвратимся к нашим новым словам: я буду читать определения а вы должны найти его среди этих этикеток и снять:
- это выход твердых горных пород, через которые река движется ( пороги)
- это высокие уступы с которых вода падает ( водопад)
- это площадь с которой река собирает воду ( бассейн реки)
- реки впадающие в главную реку ( притоки)
- это расстояние от истока реки до устья ( длина реки)
- это ветвящееся устье ( дельта)
- это воронкообразное устье ( эстуарий)
- начало реки ( исток)
- конец реки ( устье)
Домашнее задание: п.40, выучить термины, номенклатура, уметь показывать на карте реки.
Творческое задание: подобрать стихи, песни о реках.
-
И завершить урок я хочу словами:
Пусть на Земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Рефлексия:
Ребята а сейчас я вас попрошу при выходе из класса прикрепить свои цветные карточки на табличку, где есть такие записи:
Урок был интересен
|
Я принимал активное участие
|
Урок полезен для меня
|
Я недоволен
уроком
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
-
1. Большая советская энциклопедия (Яндекс-словари - http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/08700.htm, http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00046/79300.htm )
-
http://www.trip-guide.ru/img/341/1641.jpg
-
Географический словарь - http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:SonghuaRiver_ASTER_20020401.jpg
-
Географическая энциклопедия - http://rgo.ru/geography/fiz_geography/slovar/meandr1
-
http://www.sochiexplorer.ru/images/kichmai/33/800x600/kichmai5.jpg