Заслушано на педагогическом совете МОУ ВПЦ «Патриот» Протокол № от _________________2009 г
|
|
Утверждаю Директор МОУ ВПЦ «Патриот» ______________А. В. Чебанюк «______»_____________2009 г. |
подготовки профессионалов-любителей радиосвязи
для детей в возрасте от 10 до 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор: |
Котвицкий Людвиг Александрович, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Военно-патриотический центр «Патриот» |
2009г.
№ |
Наименование раздела |
Страница |
|
Историческая справка |
3 |
|
Пояснительная записка |
4-8 |
|
Учебно-тематический план |
9-10 |
|
Содержание занятий |
11-13 |
|
Список используемой литературы |
14 |
|
Приложение |
|
Александр Степанович Попов родился в 1859 году на Урале в городе Краснотурьинск. После окончания Петербургского физико-математического факультета при университете. А.С. Попов поступил преподавателем Минный офицерский класс в Кронштадте. В свободное время он посвящает физическим опытом.
7 мая 1895 года Попов сделал доклад на заседание Русского химического общества в Петербурге и продемонстрировал в действии свой прибор связи. Это был день рождения РАДИО.
Для обеспечения слуховой радиосвязи используется телеграфная азбука, разработанная около 170 лет назад американским изобретателем Самюэлем Морзе. Впервые для радиосвязи она была применена А.С. Поповым, который 6 февраля 1900 года передал на ледокол '"Ермак" сообщение о бедствии рыбаков, унесенных на льдине.
Вместе с профессиональной связью развивалась и радиолюбительская связь, которая внесла в свою копилку самые прекрасные достижения в радиолюбительскую связь. Любая радиосвязь - это прогресс мирового значения. Связь - это нерв армии и государства,
Что касается радиолюбителей и радиолюбительства, они внесли огромный вклад в развитие радиоэлектроники.
В 1924 году вышел 1 номер журнала "Радио", где публиковались все новшества в радиолюбительском спорте, его выпуск организовало "Радиобюро".
Пояснительная записка
Данная программа разработана для воспитанников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Военно-патриотический центр "Патриот" п. Кировский на основе существующей научно-методической литературы по спортивной радиолюбительской связи в соответствии с требованиями учебного плана учреждения.
Направленность дополнительной образовательной программы. Особенностями программы, радиолюбительская связь является направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (радиокласс укомплектованный всеми техническими средствами для обучения), климатическими условиями.
Программа направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей ребенка, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами связи, культуры и спорта по радиотелеграфии, спортивной радиопеленгации «Охота на лис», на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, радиолюбительской культуры и спорта.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни творческо-познавательной мотивации и способностей. В программу входят инвариативные блоки, предусматривающие базовую подготовку спортсмена. Вариативная часть программы отвечает направленности ее на специализацию (технических видов спорта). Новизну программы определяет комплектность решения образовательных и воспитательных задач при ее реализации.
В программе раскрыты:
-Теория и методика современной радиотелеграфной связи. Вопросы технической подготовки, воспитания физических качеств методики обучения.
-Техническая, тактическая, психическая подготовка спортсмена по радиолюбительской связи и радиопеленгации «Охота на Лис».
-Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий по скоростной радиотелеграфии и радиопеленгации «Охота на Лис»
-Организация и методика многолетней подготовки по любительской радиотелеграфной связи.
Актуальность разработки программы определяется:
1. Развитием способностей воспитанника кружка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта.
2. Формированием в процессе обучения трехуровневой образованности подростков элементарной грамотности в области системе радиосвязи (любительской), функциональной грамотности и допрофессиональной компетентности.
3. Прописанностью форм и методов образовательного процесса, отслеживания образовательных результатов.
1.3. Цель образовательной программы.
Дать воспитанникам систему знаний обобщенного характера современной радиолюбительской связи в эфире высокой классности, формировать гармоничную высококультурную личность воспитанника на основе воспитания и развития их физической, профессиональной интеллектуальной и духовной целостности.
- привитие знаний, навыков и умений в теории и методике радиосвязи;
- ознакомить с особенностями ведения радиолюбительской связи в эфире;
- показать возможности средств связи;
-привить культуру поведения в работе с нашими и зарубежными радиолюбителями, сохранять этику общения, здорового образа жизни для осознания физического и нравственного здоровья;
- привлечь обучающихся к регулярным и систематическим занятиям физической культурой и техническими видами спорта;
-содействовать воспитанию чувства гражданской ответственности и патриотизма;
- формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам
технике безопасности на занятиях;
- развивать коммуникативные способности.
Интенсивный рост количества созданных педагогами дополнительного образования образовательных программ нередко приводит к их дублированию. Программу отличает от уже существующих решение педагогом задач по созданию физического технико-познавательного образовательного пространства, социально-значимой, практико-ориентированной деятельности обучающихся и становлению личности через физическое самовыражение.
Подобных программ в образовательных учреждениях Кировского района нет. Дополнительность данной образовательной программы выражается в том, что занятия в кружке развивают у обучающихся применение на практике знаний по профориентации в жизненно-важном пространстве и по здоровому образу жизни.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на обучающихся 5 - 11 классов (10-17 лет). Заниматься в спортивном объединении может каждый обучающийся, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Программа предусматривает 2 года обучения, но в случае необходимости может изучаться в течение более длительного срока. После прохождения двухлетнего цикла педагог может дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов детей.
Время, отведенное на обучение, составляет:
1 год обучения - 171 часов в год (3 недельных часа);
2 год обучения - 216 часов в год (6 недельных часов);
Рекомендуемый минимальный состав группы:
1 год обучения - 15 человек;
2 год обучения -12 человек;
В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
1.7. Формы и режим занятий.
Практические занятия составляет большую часть программы. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (обязательной), объяснительной и практической;
- основной (упражнения из раздела передача и приём на слух азбуки «Морзе» и радиоориентирование «Охота на лис», упражнение на внимание, подведение итогов, домашнее задание).
опыта, специализацию и интересов детей. Время, отведенное на обучение, составляет:
год обучения - 114 часов в год (3 недельных часа)
год обучения - 228 часов в год (6 недельных часов)
Рекомендуемый минимальный состав группы:
1 год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 12 человек.
В течении курса обучения сохраняется преемственность образования. Как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Содержание, формы соревнований по радиоспорту;
Историю развития радиоспорта.
- Основные требования, предъявляемые к личности спортсмена, основы формирования профессионального мастерства спортсмена;
Технику безопасности при занятиях с техническими видами оборудования и спортивной деятельности;
Правила соревнований и судейства;
Выполнять базовую технику спортивной связи.
Проводить специальную разминку.
- Участвовать в спортивных мероприятиях, соревнованиях, учебно-тренировочных сборах.
- Владеть техникой и тактикой при проведении занятий, но военно-прикладным видам спорта «Охота на Лис» (радиопеленгации).
- Выполнять специальные упражнения по подготовке к обоюдным видам занятий.
Овладеть:
- Навыками специальных упражнений работы в эфире и радиопеленгации «Охота на Лис».
- Опытом выступлений в 2-3 соревнованиях.
2 год обучения:
Иметь представление:
- О классификации, систематики и терминологии о ведении связи в эфире.
- Об актуальных вопросах развития радиотелеграфии.
Знать:
- Основы тактико-технических действий при прокладке маршрута (азимута) при тренировках и соревнованиях «Охота на Лис» (радиопеленгации).
- Выполнять технику при передаче на телеграфном ключе.
- Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на повышении скорости приема азбуки "Морзе"'.
Овладеть:
- Навыками комбинационных действий при выполнении тренировочных работ по подготовке к соревнованиям по скоростной радиотелеграфии.
- Навыками техники подготовки определенными видами технических средств связи.
- Выполнения индивидуального плана тренировки и анализа его выполнения,
- Составление тактического плана в соревнованиях по радиопеленгации «Охота на Лис».
- Опытом выступлений в 5 соревнованиях.
Умение использовать средства физической культуры, технические средства для укрепления состояния здоровья, для отдыха и досуга. Углубление знаний старшеклассников закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, о значении занятий техническими видами для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функции материнства и отцовства.
Конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического и технического развития, двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Формирование у молодого поколения представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической и технической подготовленности.
1.9.ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Входной контроль - с целью объективной проверки первоначального
уровня знании, умений и навыков обучающихся. Текущий контроль в виде рейтингового контроля. Итоговый контроль в конце учебного года в виде итогового теста, включающего вопросы по всем изученным темам.
Оценка правильности составления карточек с комплексами специально подготовительных и специально подводящих упражнений.
Оценка комплексов ОРУ для всех возрастных групп. Оценка работы списка типичных, основных и незначительных ошибок в технике выполнения упражнении по радиопеленгации.
Оценка спортивно-технических нормативов.
Составить программу индивидуальной работы с воспитанниками;
Ведение дневника самоконтроля, его проверка и анализ;
Прием и сдача контрольных нормативов в конце месяца по ОФП по спортивно-скоростной радиотелеграфии и по радиопеленгации.
№ |
Наименование темы |
Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика | ||
1 |
Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Задачи подготовки радиоспортсменов. Разучивание сигналов телеграфной азбуки.
|
56 |
6 |
50 |
2 |
Повышение скорости приема и передачи от 30 до 50 – 60 знаков в минуту. Виды радиоспорта, система распределения волн и позывных, правила спортивной радиосвязи, правила спортивной радиосвязи. |
73 |
- |
73 |
|
Сдача нормативов на спортивный разряд. |
42 |
10 |
32 |
|
Итого |
171 |
16 |
155 |
№ |
Наименование темы |
Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика | ||
1 |
Задачи спортсменов второго года обучения. Радиоспорт – военно-прикладной вид спорта. Прием на слух, передача на ключе. Повышение скорости от 50 до 90 знаков в минуту. |
90 |
2 |
88 |
2 |
Дежурство на радиостанции. |
80 |
20 |
60 |
3 |
Тренировки по «Охоте на лис». |
30 |
5 |
25 |
4 |
Тренировки по радиомногоборью. |
6 |
2 |
4 |
|
Соревнования |
10 |
- |
10 |
|
Итого |
216 |
29 |
187 |
Физическая культура и спорт в Российской Федерации.
Радиоспорт – военно-прикладной вид спорта. Правила посадки за рабочее место.
Изучение букв Т, М, О, Ш и Е, И, С, Х.
Изучение букв букв А, Г, Ф на прием. Передача длинных и коротких сигналов.
Изучение на прием букв Б, З. Передача букв Т, М, О, Ш и Е, И, С, Х.
Изучение на прием буквы У. Передача цифр 0,5,1,9.
Изучение на прием букв К, Р. Передача цифр 6,7,8.
Повторение пройденных знаков. Изучение правил радиообмена. Передача цифр 2,3,4.
Изучение на прием букв П,Д. Передача букв А,Я и запятой.
Повторение пройденных знаков. Изучение правил радиокода. Передача букв У, Ж.
Изучение на прием буквы Щ. Передача букв В, Н.
Изучение на прием букв Н, Ь. Передача букв Д, Б.
Изучение на прием букв Ж, Ю. Передача букв Г, Ч.
Изучение на прием букв Л, В. Передача букв З, Ю.
Изучение буквы Ы, точки, восклицательного знака.
Изучение на прием буквы Я, запятой, вопросительного знака. Передача букв К, Б.
Изучение на прием буквы Ч, Э. Передача букв Ф, Э.
Изучение буквы Ц. передача буквы Ш, Ц, Ы.
Повторение изученных букв. Контрольная проверка.
Передача знака раздела, восклицательного и вопросительного знаков совместно с ранее изученными знаками.
Изучение на прием цифр 1,3,5. Передача всех изученных знаков.
Изучение на прием 2,4,6. Передача – радиообмен в условиях радиокласса.
Прием буквенных радиограмм.
Изучение на прием цифр 7,8,9,0. Передача позывных любительских радиостанций. Прием буквенных радиограмм.
Прием цифровых и буквенных радиограмм. Передача пятизначных несмысловых текстов латинского алфавита. Передача с помехами.
Прием слабо условленных знаков. Передача буквенной радиограммы объемом 50 групп. Передача цифровой радиограммы объемом 50 групп.
Прием цифровых радиограмм. Чтение без записи буквенных смысловых радиограмм. Изучение правил любительской радиосвязи.
Прием на слух цифровых радиограмм. Прием несмысловых радиограмм латинского алфавита. Чтение радиограмм без записи. Передача – работа в радионаправлении.
Контрольная работа по приему цифровой радиограммы: объем 50 групп, скорость 30 знаков в минуту. Передача групповых текстов.
Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Радиоспорт военно-прикладной вид спорта. Развитие радиоспорта в нашей стране и за рубежом. Радиоспортсмен – патриот своей родины.
Повышение скорости приема и передачи от 50 до 70 знаков в минуту. Тренировки по приему радиограмм смыслового и несмыслового текстов. Прием радиограмм объемом по 150- 200 групп.
Повышение скорости приема и передачи от 70 до 90 знаков в минуту. Правила записи и возможной замены знаков на повышенных скоростях. Переписка радиограмм. Прием радиограмм буквенного и цифрового текстов по 300-500 групп и цифр с периодической проверкой. Передача на ключе смысловых и несмысловых радиограмм объемом по 200 – 250 групп каждая. Проведение соревнований.
Дежурство на радиостанции. Политическое воспитание спортсменов. Принцип радиосвязи. Аппаратура радиостанции. Антенные системы, применяемые для радиосвязи. Принцип управления переносными радиостанциями для проведения военных игр или обслуживания радиосвязью различных мероприятий.
Распределение и типы позывных радиолюбительских станций мира. Позывные российских радиостанций. Система позывных других стран мира.
Правила ведения радиотелеграфной и радиотелефонной связи. Радиокод – переговорная таблица радистов и радиоспортсменов. Таблица Щ –(О) – кода. Изучение простейшего принципа ведения радиолюбительской радиосвязи. Нарушение правил связи.
Практическая работа на радиостанции. Наблюдение за работой радиостанции (контроль эфира). Ведение двусторонних радиосвязей на любительских диапазонах. Соблюдение правил техники безопасности при работе на радиостанции.
Тренировки по бегу с радиоориентированием «Охота на лис»
Основы тренировок по бегу с радиоориентированием. Устройство спортивной аппаратуры, управление ею. Методика ближнего поиска. Определение правильного поиска. Ориентирование на местности. Пользование картой и компасом. Физическая подготовка спортсмена. Предстартовая разминка. Бег на короткие дистанции. Бег на длинные дистанции. Основы бега по пресеченной местности.
Занятие106-126.
Спортивно-техническая подготовка. Бег по радиопеленгу на диапазоне 3,5 Мгц – дистанция бега 300-500 метров, одна или две контрольные точки («Лисы»). Бег по радиопеленгу на длинные и короткие дистанции.
Тренировка по многоборью. Принципы соревнований многоборцев. Спортивное ориентирование. Соревнования в радиоклассе. Работа на радиостанциях в полевых словиях. Вхождение в радиосвязь. Прием и передача радиограмм. Переход на запасную частоту. Принцип проведения детских соревнований по радиомногоборью.
М.П. Алексеев, Е. И.Григорьев, А.А. Лебедков.-М.:1981г.
Методика подготовки радиотелеграфистов.
И.В. Казанский, В.Т. Поляков. -М.: 1978г
Азбука коротких волн.
А.А. Баранов. Пособие для руководителей радиокружков М.: 1985г
02 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
27 09 2014
5 стр.
14 10 2014
20 стр.
25 12 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.