Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


А.И. Орлов, М.О. Циркова, О.В. Шведовский1

Отдел социального творчества детей и юношества


Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ЛИДЕР»
Возраст обучающихся – 8-15 лет

Срок реализации программы – 2 года

Количество часов в год:

первый год обучения – 128

второй год обучения – 132

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа относится к социально-педагогической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, когда на первый план выходит становление характера, поиск себя и траектории своего жизненного самоопределения.

Динамичность и нестабильность современной жизни оказывают сильное влияние на подростков. Наступление «материальной культуры», распространение потребительских стандартов в отношении к жизни и к труду приводят к искажению нравственных установок, возникновению у молодежи иллюзий «лёгкой наживы».

Непрерывно растущий информационный поток лишь усиливает пассивность и разобщённость молодых людей, отгораживает их от насущных проблем «взрослого» мира. Утрата глубокой эмоциональной связи с родителями, неудовлетворенная потребность в любви, доверии, эмоциональном тепле и заботе приобретает массовый характер.

Всё это ведёт к серьёзным психологическим проблемам, с которыми сталкивается подросток в пору своего взросления. Отсюда со всей очевидностью вытекает фактический социальный заказ общества, адресованный к профессиональной среде: необходима организация долговременной профессиональной психологической помощи и поддержки для подрастающего поколения, которому суждено через 15-20 лет принять на свои плечи всю ответственность за судьбы страны.

В известной мере эту задачу решают школьные психологи. Однако их возможности сильно ограничены пределами решения конкретных проблем, возникающих в школе, в силу чего они чаще общаются с учителями, чем с детьми, в лучшем случае ориентированы на индивидуальную помощь конкретному ребёнку. Между тем не менее важно, чтобы подростки могли не только получить «неотложную психологическую помощь», но и приобрести те знания и навыки, которые позволят им разобраться в себе и в случае необходимости, используя свои знания, самостоятельно решать некоторые проблемы, на самом деле часто не требующие обязательно прибегать к помощи профессиональных психологов.

Кроме того, следует учитывать, что для многих детей обращение за профессиональной психологической помощью затруднено бытующими в подростковой среде стереотипами, нежеланием признаться своим сверстникам в проблемах в этой области, чтобы не прослыть «психом».

С этой точки зрения существует необходимость использовать потенциал системы дополнительного образования детей для того, чтобы не только дать подросткам психологические знания, объективно необходимые каждому современному человеку, но и, что особенно важно, научить их применять эти знания в своей собственной жизни.

Именно на это и нацелена настоящая образовательная программа – программа практической психологии.

Она сосредоточена на тех задачах, которые решает каждый ребёнок, проходя тот или иной возрастной этап. Предметом обучения являются различные задачи развития. Социальное развитие, как определил это понятие Д.Б. Эльконин, – это осуществление некоторого выбора, решение некой проблемы на протяжении различных возрастных этапов. Определённый возраст предполагает свои задачи развития. В каждый момент времени индивид может быть вовлечён в решение нескольких задач. Задача является связующим звеном между индивидом и его социальным окружением.

Образовательная концепция программы предполагает деятельность на стыке нескольких областей.

1. С предметной точки зрения предусматривается изучение и исследование социальных задач при помощи комплекса психологических методов: социально-психологического тренинга, групп личностного роста, групп встреч и консультаций. В ходе реализации программы осуществляется сопровождение детей в их развитии, оказание помощи, позволяющей пройти возрастные кризисы с благоприятным исходом как для них, так и для общества.

2. По целевому назначению программа функционирует на стыке обучения и досуга детей. Получая определённые навыки в процессе занятий, они затем имеют возможность расширить и углубить свои знания в процессе специализированных досуговых мероприятий.

Отличительные особенности программы

Так как данное направление только начинает входить в сферу дополнительного образования, то программ, специально ориентированных на эту систему образования, практически нет, или они нацелены на простое знакомство обучающихся с академическими основами психологии вне их практического применения.

Исключением из этого является, пожалуй, только программа «Школа будущего психолога», но она узконаправленная, поскольку готовит будущих абитуриентов к поступлению на психологические факультеты, их профессиональному самоопределению.

Настоящая программа предназначена для работы с любыми желающими и является практически ориентированной. В этом смысле она может быть отнесена к инновационным программам.



Цель и задачи программы

Цель программы: создание для подростков условий для решения возрастных задач развития; обеспечение поддержки и, при необходимости, оказание помощи в решении этих задач.

Задачи программы

Обучающие:

  • повышение общей психологической культуры молодых людей;

  • предоставление возможности подросткам и молодежи получить начальное, практически ориентированное, психологическое образование.

Развивающие:

  • оказание психологической помощи и поддержки подросткам, молодёжи и их семьям;

  • организация продуктивного взаимодействия между преподавателями, подростками и их родителями;

  • создание условий для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные:

  • содействие формированию инициативности, активной позиции, готовности оказать помощь и поддержку своим сверстникам;

  • приобретение обучающимися опыта организации, проведения и участия в выставках, конкурсах, смотрах, фестивалях, благотворительных лотереях и марафонах.

Сроки реализации программы

Данная программа рассчитана на группы переменного состава в количестве 8-15 человек.

Полный курс рассчитан на два года.

Количество учебных часов за два года – 260 часов (первый год – 128 часов, второй год – 132 часа).




Формы и режим занятий

В программе существуют два основных направления форм деятельности.



1. Психологические формы:

а) социально-психологический тренинг (в рамках этой формы реализуется большинство модулей программы). Модуль – это одна из составных частей, специализированный курс, подпрограмма. Такими модулями являются: «Техника общения», «Психология жизненного пути», «Психология успеха», «Психология семьи», «Он и Она: взаимоотношение полов» и «Психопластика»);

б) группа личностного роста, в которой ведущими направлениями являются: психодрама, НЛП и гештальт-психология;

в) выездные семинары;

г) консультации.

2. Культурно-досуговые формы:

а) клубная деятельность по интересам (КВН, молодёжный совет; студии: газета «ВЕТЕР», фото, видео, театр). Эта деятельность создаёт возможность развить творческий потенциал и способности обучающихся, осуществлять творческую поисковую деятельность и самостоятельно получать знания. Творчески-поисковая деятельность – это творческий поиск себя и реализация себя как личности;

б) родительский лекторий – дискуссии между родителями и детьми по социально значимым вопросам;

в) экскурсии;

г) проведение праздников.

Эти два направления органично сочетаются друг с другом, позволяя создать интегрированный подход к обучению. Интегрированная форма обучения является наиболее эффективной, так как позволяет сочетать не только усвоение знаний и навыков, но и развитие и углубление этих навыков в практической деятельности.

Использование интегрированной формы можно отнести к показателю новизны программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения данной программы у обучающихся актуализируются такие психологические процессы, как:



  • познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;

  • способность самостоятельно добывать знания;

  • исследовательская деятельность;

  • потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала;

  • общая психологическая культура молодых людей;

  • получение обучающимися начального практически ориентированного психологического образования;

  • активная деятельность подростков, для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми;

  • творческое мышление подростков, стремящихся к раскрытию личностного потенциала, направленного на поиск места в социуме;

  • успешное прохождение кризисных этапов подростковой жизни.

Знания по данной программе не могут подвергнуться жёсткой аттестации, т.к. она направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Данная образовательная программа запускает процесс творческой деятельности, который движет человеком всю жизнь.

Несмотря на отсутствие жёсткой аттестации в программе всё-таки предусмотрены критерии оценки знаний и навыков. Это не только тестирование, при помощи которого можно проследить изменения личности обучающихся, но и зачёты, которые предусмотрены по окончании каждого модуля.



Формы подведения итогов реализации программы

По окончании всей программы, которая рассчитана на два года, проводится экзамен. Зачёты и экзамены проходят в творческой, свободной форме, которая позволяет систематизировать и структурировать полученные знания и навыки.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН




п/п

Название модулей программы

Количество часов

Количество занятий

Ведущий педагог

Первый год обучения

1

Техника общения

44

11

Орлов А.И.

2

Психология жизненного пути

44

11

Циркова М.О.

3

Психология успеха

36

9

Рахманова А.Р.




Подведение итогов года

4

1

Орлов А.И.




Всего за год:

128

32




Второй год обучения

4

Психология семьи

44

11

Шведовский О.В.

5

Психопластика

44

11

Аверина С.Ю.

6

Он и Она: взаимоотношения полов

40

10

Малькова Е.А.




Подведение итогов года

4

1

Орлов А.И.




Всего за год:

132

33







Итого за два года:

260

65



В дополнение к программе обучающиеся за два года смогут:



  • принять участие в 4-6 тематических выездных мероприятиях;

  • съездить на две туристические игры во время летних каникул по программе «Каникулы»;

  • сходить со своими друзьями в несколько походов;

  • принять участие в 6 дискуссиях между детьми и их родителями по актуальным темам;

  • создать свою команду КВН;

  • отметить вместе со своими друзьями Татьянин день, Новый год, День рождения Школы «Планей» и другие праздники.


Первый год обучения
Модуль «Техника общения»
Цель обучения по данному модулю – помочь обучающимся стать более коммуникабельными, научиться понимать себя и других, находить выходы из трудных ситуаций в общении.

Обучающиеся получают системную подготовку в самой распространённой области общения – коммуникации. Полученные навыки позволяют доходчиво и убедительно говорить, управлять вниманием слушателей. Особое внимание в курсе уделяется умению правильно понимать говорящего, слушать так, чтобы собеседнику хотелось говорить. Подростки овладевают эффективными методами управления дискуссиями и конструктивного влияния на различные жизненные ситуации. Они приобщаются к наблюдательности за жизнью, а только потом к анализу ситуации и разрешении её в нужную сторону.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п

Наименование тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

1

3

4

2

Умение знакомиться с людьми

1

3

4

3

Техники знакомства

1

3

4

4

Марафон знакомств

-

4

4

5

Невербальное общение

1

3

4

6

Техники невербального общения

1

3

4

7

Вербальное общение

1

3

4

8

Техники вербального общения

1

3

4

9

Умение поддерживать разговор

1

3

4

10

Методы воздействия на собеседника

1

3

4

11

Резюме курса. Зачёт

1

3

4




Итого

10

34

44

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в программу.

Содержание модуля. Что такое общение. Инструктаж по технике безопасности.



Практические занятия. Знакомство обучающихся друг с другом.

Тема 2. Умение знакомиться с людьми.

Как люди знакомятся: целевые установки и приёмы.



Практические занятия. Тренинг на установление и облегчение контактов. Оценка коммуникативных возможностей каждого участника учебной группы и их слабых мест в общении с людьми.

Тема 3. Техники знакомства.

Стереотипы и догмы в обществе. Эффект толпы. Нормы, традиции и ритуалы в общении («игры, в которые мы играем»). Техника установления контакта с незнакомым человеком.



Практические занятия. Проведение транзактного анализа Э. Берна.

Тема 4. Марафон знакомств.

Практические занятия. Тренинг на установление контакта с незнакомыми людьми.

Тема 5. Невербальное общение.

Что включает в себя общение. Виды общения. Невербальное общение и его специфика.



Практические занятия. Упражнения из серии «Подстройка».

Тема 6. Техники невербального общения.

Конкретные техники невербального общения.



Практические занятия. Упражнения из серии «Подстройка».

Тема 7. Вербальное общение.

Что значит «Уметь разговаривать».



Практические занятия. Дискуссия на темы невербального общения.

Тема 8. Техники вербального общения.

Конкретные техники вербального общения.



Практические занятия. Упражнения из серии «Вербалика».

Тема 9. Умение поддерживать разговор.

Технология разговора. Дискуссия. Спор. Рефлексия.



Практические занятия. Упражнения из серии «Вербалика».

Тема 10. Методы воздействия на собеседника.

Нравственные принципы при манипуляции людьми – третий закон Ньютона.



Практические занятия. Упражнения из серии «Спор».

Тема 11. Резюме курса. Зачёт.

Подведение итогов.



Практические занятия. Ролевая игра на проверку усвоения пройденного материала и дающая общее представление о коммуникации. Упражнение «Кораблекрушение».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методика реализации программы предполагает использование комплекса упражнений.

Упражнения

  1. «О себе в 3-х словах».

Ведущий просит каждого участника группы назвать 3 слова, которые могли бы его охарактеризовать. Эти слова могут быть существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, могут составлять целое предложение или нет. Ведущий может попросить участника объяснить, о какой своей черте хотел рассказать участник, называя то или иное слово.

  1. «Я».

Каждый из участников должен сказать: «Я – …», назвать своё имя (с определённой интонацией) и принять в этот момент такую позу, которая могла бы каким-то образом раскрыть основные черты его поведения, характера, темперамента.

Разминочные

1. «Настроение».

Ведущий просит каждого участника рассказать о своем настроении («здесь и сейчас») и ответить на вопрос: на что оно похоже? – предмет, погода, мебель и т.п. Затем участники разбиваются на пары, в которых оба участника поочередно выступают в роли «скульптора» и «глины». Задача «скульптора» – вылепить из «глины» своё настроение, то настроение, о котором он рассказывал группе.



2. «Боди-джаз».

Упражнение делается под музыку. Ведущий просит участников группы разойтись по комнате и дает инструкцию: «Каждый из вас умеет танцевать. Хоть чуть-чуть, но умеет. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, из чего складывается ваш танец? Верно, из движений отдельных частей тела – головы, рук, ног. Сейчас у вас будет возможность понаблюдать за тем, как танцует каждая из них по отдельности. Сначала будет танцевать голова, затем плечи, локти, кисти, позвоночник с опорой на таз, бёдра, колени и ступни. И в самом конце будет танцевать тело целиком. Постарайтесь в каждом случае находить какое-то нестандартное движение, такое движение, которое вы никогда не делали этой частью тела». Далее ведущий просит закрыть глаза и включает ритмичную музыку. Через каждые 30 секунд называется часть тела, которая должна танцевать.



3. «Изобразить чувство».

Каждый из участников группы получает записку, содержащую название чувства или определённого состояния (гнев, обида, удивление, радость и т.п.) и пантомимически изображает его перед участниками группы, которые должны определить показываемое чувство.



4. «Немой приказ».

Группа разбивается на пары. Один человек из пары получает записку с несложным заданием, например: «Сделать вид, что моешь окно». Жестами и мимикой он должен передать своему напарнику содержание этой записки и проследить, чтобы партнёр понял и точно выполнил полученную инструкцию.



5. «Чувство по кругу».

Участники садятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Выбранный участник передает своему соседу справа при помощи прикосновений определённое чувство, тот, в свою очередь, старается передать полученное чувство своему соседу справа с минимальными искажениями и т.д. Таким образом чувство проходит круг и возвращается к тому, кто его послал. Затем участники делятся своими впечатлениями о том чувстве, которое они получили. В конце первый участник рассказывает, какое чувство он «послал», и какое в результате «получил».



6. «Танцующая скульптура».

Упражнение делается под музыку. Участники разбиваются на пары, в которых один становится «скульптором», а второй «глиной». «Глина» встаёт перед «скульптором», закрывает глаза и старается максимально расслабить мышцы своего тела. «Скульптор» очень осторожно начинает придавать «глине» позы танцующего человека, следя за тем, чтобы партнёр не потерял равновесие. После окончания мелодии участники меняются ролями.



Развлекательные

1. «Мой день».

Группа делится на команды по 5-6 человек в каждой. В команде выбирается человек, который будет главным героем (тем, кто будет представлять некоторое среднее «Я» команды). Ведущий произносит: «Как проходит ваш день? Наверное, все вы встаёте не раньше 5.30 и не позже 8.20, завтракаете, идёте в школу, учитесь и т.д. Конечно, каждый из вас делает это по-своему, но всегда можно найти общее – то, что точно делает каждый из вас. Пусть главный герой будет неким средним «Я» команды. Он будет вставать, завтракать и т.д., в то время как остальные участники будут предметами, которые его окружают во время той или иной деятельности. Время на подготовку – 10 минут». Затем каждая команда показывает, как проходит её день. Можно отметить команду, представившую максимальное количество деталей в своём «рассказе».


2. «Останкинская телебашня» и «Титаник».

Участники делятся на две группы, каждая из которых получает задание изобразить пожар на Останкинской телебашне и столкновение «Титаника» с айсбергом. Даётся время на подготовку, затем команды показывают друг другу свои сценки.



3. «Старичок-профессор».

Выбираются двое водящих, один из них становится «Профессором», другой – его «Руками». «Профессор» садится на стул, убирает руки за спину, «Руки» встают позади «Профессора» и протягивают свои руки вперед. Задача «Рук» – рассказывать жестами лекцию (на любую тему), «Профессора» – понять, что показывают ему «Руки» и читать лекцию вслух. Через некоторое время можно выбрать новых водящих.



4. «Заросли».

Группа изображает заросли (джунгли, переплетающиеся лианы), через которые по очереди должны пройти все участники.



5. «Путанка».

Вариант 1: один из участников выходит из комнаты, остальные берутся за руки, образуя кольцо, и запутываются. Тот, кто вышел, должен распутать их обратно.

Вариант 2 «Путанка-зверь»: все участники становятся в круг, вытягивают вперёд руки и по команде ведущего хватают первую встретившуюся руку (важно следить за тем, чтобы за одну руку не держались двое или трое). Таким образом получается одно большое существо, которое может передвигаться в сторону головы (положение головы также может меняться), петь, танцевать, сидеть, спать и т.д. – всё это проигрывается участниками группы. В конце упражнения ведущий предлагает попробовать распутаться. Обычно при этом образуется одно кольцо или два соединённых между собой звена цепочки.

6. «Малюма и Ти-ки-тэ».

Группа разбивается на две команды. Ведущий рисует на доске две фигуры: звёздочку и восьмёрку и произносит: «Перед вами два существа, пусть каждая команда выберет себе одного из них. Об этих существах неизвестно ничего, кроме имён – одного зовут Малюма, а второго – Ти-ки-тэ. Ваша задача: определить, как зовут ваше существо и ответить на вопросы: во что оно обычно одевается, какого цвета его одежда, как оно разговаривает, как оно передвигается, как оно танцует, его любимое блюдо?».



7. «Подарки».

Участникам предлагается свободно передвигаться по комнате (можно под музыку) и дарить воображаемые подарки встретившимся на их пути. Можно предложить дарить подарки только тем, кому захочется.



8. «Мысленный приказ».

Одновременно повернуться лицом друг к другу и повернуться в ответ на «мысленный приказ» партнёра.



Вариант 1: выбираются 2 человека. Их задача, встав спиной друг к другу, начать медленно удаляться в противоположные стороны и одновременно оглянуться. Проделывается 2-3 раза с одной парой, затем выходит другая.

Вариант 2: выбираются 2 участников, которые встают друг за другом. Задача первого участника – закрыв глаза, медленно идти вперёд и повернуться в ответ на «мысленный приказ» партнёра, задача второго – пристально смотреть на первого и в определённое время дать ему мысленный приказ повернуться. Чтобы можно было отследить приказ, второго участника просят, когда посылается приказ, поднять руку.

9. «Робот».

Выбираются 2 пары, которые встают в разные концы аудитории лицом к центру. В паре один становится «роботом», а второй – тем, кто им управляет. Придумывается несложное задание, например, пожать друг другу руки. Управляющие участники по очереди дают «роботам» простые команды (например, шаг вперёд, повернись на 90 градусов влево, подними руку и т.п.), их цель – выполнить задание и вернуть «роботов» на исходную позицию. Затем участники меняются ролями.



10. «Знакомство по объявлению».

Ведущий произносит: «Наверняка каждый из вас видел объявления в газете, вроде: «Симпатичный молодой человек (185/70/26) ищет веселую девчонку до 25 для серьёзных отношений. Телефон такой-то». Представьте себе, что ваша работа – помогать в составлении подобных объявлений тем людям, которые сами сделать это не в состоянии. И вот к вам приходит некий человек (кто он и чем занимается, будет написано на листочке, который я вам дам) и просит помочь. Разумеется, не все сведения, которые вы получите, стоит использовать. Включите свою фантазию и напишите такое объявление, чтобы ваш клиент очень быстро нашел того или ту, которую он так долго искал». Затем ведущий даёт каждому из участников лист, на котором представлены основные сведения о человеке, например: девушка, 23 года, заканчивает учебу на юридическом факультете, любит читать французскую литературу, серьёзная, носит очки. Каждый из участников составляет своё объявление и затем читает его на группе. Остальные высказывают своё мнение об этом человеке, составляют его психологический портрет, затем читаются те сведения, которые давались изначально, обучающиеся сравнивают их с текстом объявления.



11. «Найди пару».

Ведущий предлагает участникам вытащить из пачки карточек с наклеенными фотографиями мужчин и женщин по одной и в течение ограниченного времени постараться найти пару. Также необходимо дать имена изображённым людям, придумать, где бы они могли познакомиться, какова их дальнейшая судьба. По истечении времени устраивается мини-ток-шоу с каждой из образовавшихся пар. Далее ведущий узнаёт, есть ли здесь люди, не нашедшие себе пару, почему это произошло, и предлагает попробовать найти пару ещё раз среди неиспользованных карточек.



12. «Ответит сосед справа».

Ведущий произносит: «Для выполнения этого упражнения от вас требуется собранность и внимание. Сейчас кому-то из вас я задам вопрос, но отвечать за него будет его сосед справа. Например, такой вопрос…». Ведущий в качестве упражнения задаёт кому-либо вопрос и, получив ответ, справляется у участника, правильно ли ответил его сосед справа. Если ответ дан правильно, то ведущий задаёт следующий вопрос, в противном случае – водит «сосед справа», неправильно ответивший на вопрос.



13. «Найти контакт».

Для выполнения упражнения необходим кусок непрозрачной материи (приблизительно 2х2 метра), которая будет играть роль ширмы. Выбираются 2 участника, которые встают по обе стороны этой ширмы. Ткань должна полностью скрывать их фигуры. По команде участники должны найти контакт друг с другом, используя кулаки. Задача считается выполненной, если их кулаки точно коснулись друг друга. Задание можно усложнить, дав задание найти контакт с помощью указательных пальцев.



14. «Объёмная фотография».

Участникам предлагается представить себе характерную сцену, например, семейную, относящуюся к определённому периоду жизни, «сфотографировать» её и продемонстрировать всей группе, выбрав отдельных участников в качестве главных героев, придав им соответствующие позы и т.п.


Модуль «Психология жизненного пути»
Цель обучения по данному модулю: предоставить обучающимся возможность сформировать представление о своём будущем – ближайшем и далёком, найти новые и укрепить старые ориентиры в жизни, и в результате продвинуться в плане самоопределения, развития себя как личности, в обретении и осознании своей идентичности.

Исходя из поставленной цели, можно выделить целый ряд задач, отражающих специфику данного курса, таких как:



  • принятие своего прошлого как неотъемлемой части жизненного опыта;

  • формирование более чёткого представления об отдельных этапах человеческой жизни;

  • попытка определения собственной системы жизненных ценностей;

  • осознание стереотипов поведения людей на разных этапах жизненного пути;

  • осознание важности собственного мнения для стабильности своего «Я».

В качестве теоретической основы данного курса взята концепция Э. Эриксона в адаптированном для подростков варианте, а также некоторые положения социальной психологии. Помимо этого в работе используются упражнения психопластики, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, упражнения с элементами аутотренинга и другие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

1

3

4

2

Психологическое время,

психологический возраст



1

3

4

3

Жизненный путь,

целостное представление о жизни



1

3

4

4

Личностные качества.

Как стать таким, каким хочешь быть



1

3

4

5

Выбор профессии

1

3

4

6

Формулируем цели

1

3

4

7

Как научиться управлять временем

1

3

4

8

Бессознательные аспекты в жизни

1

3

4

9

Смерть и самоубийство

1

3

4

10

Значимые люди в нашей жизни

1

3

4

11

Резюме курса. Зачёт

1

3

4




Итого

11

33

44



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в программу.

Введение, мотивирование, настрой группы на работу; знакомство с некоторыми понятиями; знакомство с группой, работа с умением жить «здесь и сейчас». Обсуждение ожиданий от курса и реальное содержание курса. Индивидуальность. Объяснение необходимости работы над собой, постановка целей.



Тема 2. Психологическое время, психологический возраст.

Знакомство с понятиями психологического времени и психологического возраста, определение психологического возраста. Обсуждение вопросов: психологическое время, скорость времени, настоящее, психологический возраст, что такое психологический возраст.



Тема 3. Жизненный путь, целостное представление о жизни.

Знакомство с представлениями о жизни как о прохождении ряда этапов; знакомство с понятиями «кризис развития», «задача развития», «жизненные этапы»; понимание психологических особенностей различных возрастов. Понятие «задача развития» (определённые задачи, которые лучше всего решить именно в данном возрасте). Теория Э. Эриксона. Понятие «кризис развития».



Тема 4. Личностные качества. Как стать таким, каким хочешь быть.

Определение значения индивидуальных качеств личности, обучение приёмам работы над ними.



Тема 5. Выбор профессии.

Помощь в профориентации, формирование представления о сущности профессионального выбора, знакомство со схемой построения личной профессиональной перспективы, ориентация в собственных профессиональных планах. Схема реализации выбора. Схема личного профессионального плана. Восьмиугольник выбора профессии. Восемь факторов, которые обычно влияют на наш выбор. Способ выбора профессии.



Тема 6. Формулируем цели.

Обучение умению формулировать цели так, чтобы они были достижимы.



Тема 7. Как научиться управлять временем.

Обучение умению успевать, планировать свое время; не волноваться в стрессовых ситуациях. Обсуждение: список проблем, которые возникают, если не уметь обращаться со своим временем, составляется вместе. Принципы обращения со временем. Стресс.



Тема 8. Бессознательные аспекты в жизни.

Знакомство с основными положениями сценарной концепции Э. Берна, формирование представления о бессознательных жизненных установках, знакомство с типичными жизненными сценариями. Работа с собственными сценариями. Жизненный сценарий. Сценарные роли. Как формируется жизненный сценарий. Темы и примеры сценариев, античные мифы, детские сказки. О'кей-позиция. Победители и неудачники.



Тема 9. Смерть и самоубийство.

Дать возможность подросткам подумать о смерти, формирование представления о собственной смертности как необходимого условия взрослости (против инфантильности'), профилактика попыток самоубийства.



Тема 10. Значимые люди в нашей жизни.

Формирование осознанного подхода к выбору своего окружения, самоопределение по вопросам: друзья и знакомые, выбор партнёра для брака, определение роли семьи, отношения со значимыми другими.



Тема 11. Резюме курса. Зачёт.

Сравнение представлений о своей жизни, которые были в начале курса, с теми, которые появились к концу, обсуждение и закрепление результатов, работа по сплочению и сближению группы.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Тематические (отвечающие задачам занятия) упражнения
1. Упражнения на закрепление лекционной части.

Направлены на лучшее усвоение и запоминание темы лекционной части и её содержания. Например, проигрыш в парах схемы конструктивной критики, действий драйверов и т.п.



2. «Сбор мнений».

Содержание данного упражнения может меняться в зависимости от темы занятия, но цель всегда остается одной – узнать мнения участников группы, касающееся того или иного вопроса. Например: рисунок ребёнка школьного возраста, 7 предметов, которые его постоянно окружают. Или: юность – выделить 5 основных проблем.



3. «Круг плечом к плечу».

Упражнение на определение сплочённости группы. Участники становятся в круг так, чтобы их плечи соприкасались. Ведущий просит группу по его команде чуть наклониться вперед и отметить, произошло ли что-нибудь с первоначальным плотным кольцом. Затем ведущий просит занять всех исходное положение, по команде начать осторожно покачиваться из стороны в сторону и снова отметить, произошло ли что-нибудь с кольцом. После окончания упражнения ведущий может спросить участников о том, на что, по их мнению, направлено проделанное упражнение.



4. «Назад в прошлое».

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, представить себя в настоящий момент, вспомнить, как начинался сегодня их день, чем они занимались вчера.

Затем начинается «погружение» в прошлое: ведущий просит вспомнить 1 сентября этого учебного года, с каким настроением ребята шли в школу, какая была погода и т.п. Затем предлагается вспомнить 1 сентября в пятом классе – это был первый год, когда ребята перешли из начальной в среднюю школу. Наконец, 1 сентября, когда они пошли «первый раз в первый класс»: кто провожал ребят в школу, какие цветы они несли, во что они были одеты и т.п.

Далее ведущий предлагает вспомнить ребятам дошкольный период их жизни: кто-то ходил в детский сад, кто-то сидел дома с бабушкой. Ребят просят представить себя маленькими и перенестись в комнату, в которой они жили или просто представить, как бы она могла выглядеть. Ведущий ровным, спокойным голосом начинает задавать вопросы: «Какая мебель вас сейчас окружает? Что лежит на вашей кровати, чем она накрыта? Попробуйте подойти к столу, если он есть в комнате, и посмотреть, что лежит на нем. Найдите в комнате свою любимую игрушку, что это за игрушка? Есть ли в вашей комнате окно? Подойдите к нему. Есть ли на этом окне занавески? Какого они цвета? Вам очень хочется залезть на подоконник, но он слишком высок. Но вот вам все-таки удаётся забраться на него. Посмотрите на улицу: какая погода за окном? Какие мысли приходят сейчас вам в голову? (Далее несколько минут ведущий молчит).

К сожалению, период детства проходит очень быстро, и нам пора возвращаться назад. Оглянитесь вокруг, попрощайтесь со всем тем, что вас окружает. Попрощайтесь со своей любимой игрушкой и положите её на то место, откуда взяли. Посмотрите вокруг и скажите: «До свидания».

Затем ведущий, строго соблюдая последовательность этапов, начинает проговаривать дорогу «назад»: детский сад, 1 сентября в 1 классе (опять чувства, эмоции, которые испытывали ребята в этот день), 1 сентября в 5 классе, 1 сентября этого учебного года, вчерашний день, утро этого дня, настоящий момент. Ребят просят сосредоточиться на своих ощущениях и открыть глаза, когда они будут готовы.

В этом упражнении очень важно строго соблюдать схему погружения и чётко проговаривать все этапы, так как в противном случае человек может просто «потеряться».

Обсуждение после окончания упражнения: какие чувства вызвало это упражнение? Всё ли удалось вспомнить? Удалось ли вспомнить любимую игрушку? А залезть на подоконник? Что было труднее – погружаться или возвращаться обратно? Почему?

5. «От маленького семечка…».

Упражнение делается под музыку. Каждому участнику предлагается изобразить судьбу растения, которая начинается с маленького семечка.



Обсуждение: какое растение вы выбрали? Почему? Кто чем закончил жизненный путь растения? Почему? Какие мысли посетили вас во время выполнения данного упражнения? Какие были сложности? Понравилось/не понравилось?

6. «У мамы на руках».

Упражнение делается под музыку. Участники разбиваются на пары. Один из них становится «родителем», другой – «ребёнком». «Ребёнок» ложится на колени «родителя» и закрывает глаза. Задача «родителя» выразить свою любовь к «ребёнку» без слов, только при помощи прикосновений.



Обсуждение: понравилось/не понравилось, чувства, эмоции, мысли, сложности.

7. «Мы с мамой идём гулять».

10 стульев ставятся в ряд, образуя «дорожку», выбираются 4 участника – 2 «родителя» и 2 «ребёнка». «Родители» встают на противоположные концы «дорожки», берут своих «детей» за руки. Инструкция «родителям»: «Вы решили пойти погулять с ребёнком и случайно на одной из аллей встретили своего/свою бывшего/-ую одноклассника/-цу. Как много вам хочется друг другу рассказать!». Инструкция «детям»: «Вы с мамой спокойно гуляли по аллее, и вдруг к вам подошла какая-то незнакомая женщина с ребёнком вашего возраста. Вам, конечно, интересно пообщаться со сверстником, но очень хочется домой. А мама, похоже, домой и не собирается. Что делать?». Затем участники меняются ролями.



Обсуждение: в какой роли вам было удобнее? Почему? Какие чувства вы испытывали, находясь в той или иной роли? Вызывало ли что-то затруднения?

8. «Запретный плод».

Все участники садятся в круг, в центр которого помещается любой предмет – он будет играть роль «запретного плода». Участники по очереди должны показать, как они ведут себя в ситуации внутреннего конфликта, когда их желания расходятся с внешними (общественными) и внутренними (моральными) нормами.



9. «Психологический рост».

Ведущий даёт группе инструкцию: «Закройте глаза и встаньте по росту – от самого высокого до самого маленького слева направо. Переговариваться при этом нельзя».


Обсуждение: кто угадал свой рост? Кто завысил /понизил свой рост? Почему?

10. «Подоконник».

Каждый из участников группы должен подняться на возвышение (подоконник, стол, тумба) и спиной упасть на руки остальных членов группы.



Обсуждение: кто упал? Какие ощущения? Было ли страшно, если да, то в какой именно момент – до, во время или после падения? Чего именно вы боялись? Кто упал сразу, а кто сомневался, почему? Кто вообще не падал, почему?

11. «Погружение».

следующая страница>


Образовательная программа дополнительного образования детей «лидер» Возраст обучающихся 8-15 лет Срок реализации программы 2 года

Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, ког

995.3kb.

27 09 2014
5 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей «Радиотехника» Возраст обучающихся 10-16 лет Срок реализации 3 года

Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к

283.94kb.

02 10 2014
1 стр.


Образовательная программа Рок-лаборатория Возраст детей: 12-18 лет Срок реализации: 3 года

Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра

429.99kb.

10 10 2014
2 стр.


Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство с тележурналистикой» для детей от 12 до 17 лет

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн

203.48kb.

13 10 2014
1 стр.


Образовательная программа по шахматам для детей 7 18 лет cрок реализации 3 года

Рф на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся»

414.35kb.

14 12 2014
3 стр.


Программа «патриот» Срок реализации программы: 5 лет Возраст учащихся: 1-11 классы
56.92kb.

25 09 2014
1 стр.


Программа дополнительного образования детей «Национальные виды спорта» Возраст детей: 7-18 лет
419.96kb.

15 12 2014
1 стр.


Программа предназначена для детей 8-16 лет с ограниченными возможностями здоровья (дцп). Срок реализации 3 года
10.28kb.

14 12 2014
1 стр.