Перейти на главную страницу
Отдел социального творчества детей и юношества
Срок реализации программы – 2 года
Количество часов в год:
первый год обучения – 128
второй год обучения – 132
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа относится к социально-педагогической направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, когда на первый план выходит становление характера, поиск себя и траектории своего жизненного самоопределения.
Динамичность и нестабильность современной жизни оказывают сильное влияние на подростков. Наступление «материальной культуры», распространение потребительских стандартов в отношении к жизни и к труду приводят к искажению нравственных установок, возникновению у молодежи иллюзий «лёгкой наживы».
Непрерывно растущий информационный поток лишь усиливает пассивность и разобщённость молодых людей, отгораживает их от насущных проблем «взрослого» мира. Утрата глубокой эмоциональной связи с родителями, неудовлетворенная потребность в любви, доверии, эмоциональном тепле и заботе приобретает массовый характер.
Всё это ведёт к серьёзным психологическим проблемам, с которыми сталкивается подросток в пору своего взросления. Отсюда со всей очевидностью вытекает фактический социальный заказ общества, адресованный к профессиональной среде: необходима организация долговременной профессиональной психологической помощи и поддержки для подрастающего поколения, которому суждено через 15-20 лет принять на свои плечи всю ответственность за судьбы страны.
В известной мере эту задачу решают школьные психологи. Однако их возможности сильно ограничены пределами решения конкретных проблем, возникающих в школе, в силу чего они чаще общаются с учителями, чем с детьми, в лучшем случае ориентированы на индивидуальную помощь конкретному ребёнку. Между тем не менее важно, чтобы подростки могли не только получить «неотложную психологическую помощь», но и приобрести те знания и навыки, которые позволят им разобраться в себе и в случае необходимости, используя свои знания, самостоятельно решать некоторые проблемы, на самом деле часто не требующие обязательно прибегать к помощи профессиональных психологов.
Кроме того, следует учитывать, что для многих детей обращение за профессиональной психологической помощью затруднено бытующими в подростковой среде стереотипами, нежеланием признаться своим сверстникам в проблемах в этой области, чтобы не прослыть «психом».
С этой точки зрения существует необходимость использовать потенциал системы дополнительного образования детей для того, чтобы не только дать подросткам психологические знания, объективно необходимые каждому современному человеку, но и, что особенно важно, научить их применять эти знания в своей собственной жизни.
Именно на это и нацелена настоящая образовательная программа – программа практической психологии.
Она сосредоточена на тех задачах, которые решает каждый ребёнок, проходя тот или иной возрастной этап. Предметом обучения являются различные задачи развития. Социальное развитие, как определил это понятие Д.Б. Эльконин, – это осуществление некоторого выбора, решение некой проблемы на протяжении различных возрастных этапов. Определённый возраст предполагает свои задачи развития. В каждый момент времени индивид может быть вовлечён в решение нескольких задач. Задача является связующим звеном между индивидом и его социальным окружением.
Образовательная концепция программы предполагает деятельность на стыке нескольких областей.
1. С предметной точки зрения предусматривается изучение и исследование социальных задач при помощи комплекса психологических методов: социально-психологического тренинга, групп личностного роста, групп встреч и консультаций. В ходе реализации программы осуществляется сопровождение детей в их развитии, оказание помощи, позволяющей пройти возрастные кризисы с благоприятным исходом как для них, так и для общества.
2. По целевому назначению программа функционирует на стыке обучения и досуга детей. Получая определённые навыки в процессе занятий, они затем имеют возможность расширить и углубить свои знания в процессе специализированных досуговых мероприятий.
Отличительные особенности программы
Так как данное направление только начинает входить в сферу дополнительного образования, то программ, специально ориентированных на эту систему образования, практически нет, или они нацелены на простое знакомство обучающихся с академическими основами психологии вне их практического применения.
Исключением из этого является, пожалуй, только программа «Школа будущего психолога», но она узконаправленная, поскольку готовит будущих абитуриентов к поступлению на психологические факультеты, их профессиональному самоопределению.
Настоящая программа предназначена для работы с любыми желающими и является практически ориентированной. В этом смысле она может быть отнесена к инновационным программам.
Данная программа рассчитана на группы переменного состава в количестве 8-15 человек.
Полный курс рассчитан на два года.
Количество учебных часов за два года – 260 часов (первый год – 128 часов, второй год – 132 часа).
В программе существуют два основных направления форм деятельности.
а) социально-психологический тренинг (в рамках этой формы реализуется большинство модулей программы). Модуль – это одна из составных частей, специализированный курс, подпрограмма. Такими модулями являются: «Техника общения», «Психология жизненного пути», «Психология успеха», «Психология семьи», «Он и Она: взаимоотношение полов» и «Психопластика»);
б) группа личностного роста, в которой ведущими направлениями являются: психодрама, НЛП и гештальт-психология;
в) выездные семинары;
г) консультации.
2. Культурно-досуговые формы:
а) клубная деятельность по интересам (КВН, молодёжный совет; студии: газета «ВЕТЕР», фото, видео, театр). Эта деятельность создаёт возможность развить творческий потенциал и способности обучающихся, осуществлять творческую поисковую деятельность и самостоятельно получать знания. Творчески-поисковая деятельность – это творческий поиск себя и реализация себя как личности;
б) родительский лекторий – дискуссии между родителями и детьми по социально значимым вопросам;
в) экскурсии;
г) проведение праздников.
Эти два направления органично сочетаются друг с другом, позволяя создать интегрированный подход к обучению. Интегрированная форма обучения является наиболее эффективной, так как позволяет сочетать не только усвоение знаний и навыков, но и развитие и углубление этих навыков в практической деятельности.
Использование интегрированной формы можно отнести к показателю новизны программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения данной программы у обучающихся актуализируются такие психологические процессы, как:
Несмотря на отсутствие жёсткой аттестации в программе всё-таки предусмотрены критерии оценки знаний и навыков. Это не только тестирование, при помощи которого можно проследить изменения личности обучающихся, но и зачёты, которые предусмотрены по окончании каждого модуля.
По окончании всей программы, которая рассчитана на два года, проводится экзамен. Зачёты и экзамены проходят в творческой, свободной форме, которая позволяет систематизировать и структурировать полученные знания и навыки.
№ п/п |
Название модулей программы |
Количество часов |
Количество занятий |
Ведущий педагог |
Первый год обучения | ||||
1 |
Техника общения |
44 |
11 |
Орлов А.И. |
2 |
Психология жизненного пути |
44 |
11 |
Циркова М.О. |
3 |
Психология успеха |
36 |
9 |
Рахманова А.Р. |
|
Подведение итогов года |
4 |
1 |
Орлов А.И. |
|
Всего за год: |
128 |
32 |
|
Второй год обучения | ||||
4 |
Психология семьи |
44 |
11 |
Шведовский О.В. |
5 |
Психопластика |
44 |
11 |
Аверина С.Ю. |
6 |
Он и Она: взаимоотношения полов |
40 |
10 |
Малькова Е.А. |
|
Подведение итогов года |
4 |
1 |
Орлов А.И. |
|
Всего за год: |
132 |
33 |
|
|
Итого за два года: |
260 |
65 |
|
В дополнение к программе обучающиеся за два года смогут:
Обучающиеся получают системную подготовку в самой распространённой области общения – коммуникации. Полученные навыки позволяют доходчиво и убедительно говорить, управлять вниманием слушателей. Особое внимание в курсе уделяется умению правильно понимать говорящего, слушать так, чтобы собеседнику хотелось говорить. Подростки овладевают эффективными методами управления дискуссиями и конструктивного влияния на различные жизненные ситуации. Они приобщаются к наблюдательности за жизнью, а только потом к анализу ситуации и разрешении её в нужную сторону.
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов | ||
Теорет. |
Практич. |
Всего | ||
1 |
Введение в программу |
1 |
3 |
4 |
2 |
Умение знакомиться с людьми |
1 |
3 |
4 |
3 |
Техники знакомства |
1 |
3 |
4 |
4 |
Марафон знакомств |
- |
4 |
4 |
5 |
Невербальное общение |
1 |
3 |
4 |
6 |
Техники невербального общения |
1 |
3 |
4 |
7 |
Вербальное общение |
1 |
3 |
4 |
8 |
Техники вербального общения |
1 |
3 |
4 |
9 |
Умение поддерживать разговор |
1 |
3 |
4 |
10 |
Методы воздействия на собеседника |
1 |
3 |
4 |
11 |
Резюме курса. Зачёт |
1 |
3 |
4 |
|
Итого |
10 |
34 |
44 |
Содержание модуля. Что такое общение. Инструктаж по технике безопасности.
Как люди знакомятся: целевые установки и приёмы.
Стереотипы и догмы в обществе. Эффект толпы. Нормы, традиции и ритуалы в общении («игры, в которые мы играем»). Техника установления контакта с незнакомым человеком.
Что включает в себя общение. Виды общения. Невербальное общение и его специфика.
Конкретные техники невербального общения.
Что значит «Уметь разговаривать».
Конкретные техники вербального общения.
Технология разговора. Дискуссия. Спор. Рефлексия.
Нравственные принципы при манипуляции людьми – третий закон Ньютона.
Подведение итогов.
Ведущий просит каждого участника рассказать о своем настроении («здесь и сейчас») и ответить на вопрос: на что оно похоже? – предмет, погода, мебель и т.п. Затем участники разбиваются на пары, в которых оба участника поочередно выступают в роли «скульптора» и «глины». Задача «скульптора» – вылепить из «глины» своё настроение, то настроение, о котором он рассказывал группе.
Упражнение делается под музыку. Ведущий просит участников группы разойтись по комнате и дает инструкцию: «Каждый из вас умеет танцевать. Хоть чуть-чуть, но умеет. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, из чего складывается ваш танец? Верно, из движений отдельных частей тела – головы, рук, ног. Сейчас у вас будет возможность понаблюдать за тем, как танцует каждая из них по отдельности. Сначала будет танцевать голова, затем плечи, локти, кисти, позвоночник с опорой на таз, бёдра, колени и ступни. И в самом конце будет танцевать тело целиком. Постарайтесь в каждом случае находить какое-то нестандартное движение, такое движение, которое вы никогда не делали этой частью тела». Далее ведущий просит закрыть глаза и включает ритмичную музыку. Через каждые 30 секунд называется часть тела, которая должна танцевать.
Каждый из участников группы получает записку, содержащую название чувства или определённого состояния (гнев, обида, удивление, радость и т.п.) и пантомимически изображает его перед участниками группы, которые должны определить показываемое чувство.
Группа разбивается на пары. Один человек из пары получает записку с несложным заданием, например: «Сделать вид, что моешь окно». Жестами и мимикой он должен передать своему напарнику содержание этой записки и проследить, чтобы партнёр понял и точно выполнил полученную инструкцию.
Участники садятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Выбранный участник передает своему соседу справа при помощи прикосновений определённое чувство, тот, в свою очередь, старается передать полученное чувство своему соседу справа с минимальными искажениями и т.д. Таким образом чувство проходит круг и возвращается к тому, кто его послал. Затем участники делятся своими впечатлениями о том чувстве, которое они получили. В конце первый участник рассказывает, какое чувство он «послал», и какое в результате «получил».
Упражнение делается под музыку. Участники разбиваются на пары, в которых один становится «скульптором», а второй «глиной». «Глина» встаёт перед «скульптором», закрывает глаза и старается максимально расслабить мышцы своего тела. «Скульптор» очень осторожно начинает придавать «глине» позы танцующего человека, следя за тем, чтобы партнёр не потерял равновесие. После окончания мелодии участники меняются ролями.
Группа делится на команды по 5-6 человек в каждой. В команде выбирается человек, который будет главным героем (тем, кто будет представлять некоторое среднее «Я» команды). Ведущий произносит: «Как проходит ваш день? Наверное, все вы встаёте не раньше 5.30 и не позже 8.20, завтракаете, идёте в школу, учитесь и т.д. Конечно, каждый из вас делает это по-своему, но всегда можно найти общее – то, что точно делает каждый из вас. Пусть главный герой будет неким средним «Я» команды. Он будет вставать, завтракать и т.д., в то время как остальные участники будут предметами, которые его окружают во время той или иной деятельности. Время на подготовку – 10 минут». Затем каждая команда показывает, как проходит её день. Можно отметить команду, представившую максимальное количество деталей в своём «рассказе».
Участники делятся на две группы, каждая из которых получает задание изобразить пожар на Останкинской телебашне и столкновение «Титаника» с айсбергом. Даётся время на подготовку, затем команды показывают друг другу свои сценки.
Выбираются двое водящих, один из них становится «Профессором», другой – его «Руками». «Профессор» садится на стул, убирает руки за спину, «Руки» встают позади «Профессора» и протягивают свои руки вперед. Задача «Рук» – рассказывать жестами лекцию (на любую тему), «Профессора» – понять, что показывают ему «Руки» и читать лекцию вслух. Через некоторое время можно выбрать новых водящих.
Группа изображает заросли (джунгли, переплетающиеся лианы), через которые по очереди должны пройти все участники.
Группа разбивается на две команды. Ведущий рисует на доске две фигуры: звёздочку и восьмёрку и произносит: «Перед вами два существа, пусть каждая команда выберет себе одного из них. Об этих существах неизвестно ничего, кроме имён – одного зовут Малюма, а второго – Ти-ки-тэ. Ваша задача: определить, как зовут ваше существо и ответить на вопросы: во что оно обычно одевается, какого цвета его одежда, как оно разговаривает, как оно передвигается, как оно танцует, его любимое блюдо?».
Участникам предлагается свободно передвигаться по комнате (можно под музыку) и дарить воображаемые подарки встретившимся на их пути. Можно предложить дарить подарки только тем, кому захочется.
Одновременно повернуться лицом друг к другу и повернуться в ответ на «мысленный приказ» партнёра.
Выбираются 2 пары, которые встают в разные концы аудитории лицом к центру. В паре один становится «роботом», а второй – тем, кто им управляет. Придумывается несложное задание, например, пожать друг другу руки. Управляющие участники по очереди дают «роботам» простые команды (например, шаг вперёд, повернись на 90 градусов влево, подними руку и т.п.), их цель – выполнить задание и вернуть «роботов» на исходную позицию. Затем участники меняются ролями.
Ведущий произносит: «Наверняка каждый из вас видел объявления в газете, вроде: «Симпатичный молодой человек (185/70/26) ищет веселую девчонку до 25 для серьёзных отношений. Телефон такой-то». Представьте себе, что ваша работа – помогать в составлении подобных объявлений тем людям, которые сами сделать это не в состоянии. И вот к вам приходит некий человек (кто он и чем занимается, будет написано на листочке, который я вам дам) и просит помочь. Разумеется, не все сведения, которые вы получите, стоит использовать. Включите свою фантазию и напишите такое объявление, чтобы ваш клиент очень быстро нашел того или ту, которую он так долго искал». Затем ведущий даёт каждому из участников лист, на котором представлены основные сведения о человеке, например: девушка, 23 года, заканчивает учебу на юридическом факультете, любит читать французскую литературу, серьёзная, носит очки. Каждый из участников составляет своё объявление и затем читает его на группе. Остальные высказывают своё мнение об этом человеке, составляют его психологический портрет, затем читаются те сведения, которые давались изначально, обучающиеся сравнивают их с текстом объявления.
Ведущий предлагает участникам вытащить из пачки карточек с наклеенными фотографиями мужчин и женщин по одной и в течение ограниченного времени постараться найти пару. Также необходимо дать имена изображённым людям, придумать, где бы они могли познакомиться, какова их дальнейшая судьба. По истечении времени устраивается мини-ток-шоу с каждой из образовавшихся пар. Далее ведущий узнаёт, есть ли здесь люди, не нашедшие себе пару, почему это произошло, и предлагает попробовать найти пару ещё раз среди неиспользованных карточек.
Ведущий произносит: «Для выполнения этого упражнения от вас требуется собранность и внимание. Сейчас кому-то из вас я задам вопрос, но отвечать за него будет его сосед справа. Например, такой вопрос…». Ведущий в качестве упражнения задаёт кому-либо вопрос и, получив ответ, справляется у участника, правильно ли ответил его сосед справа. Если ответ дан правильно, то ведущий задаёт следующий вопрос, в противном случае – водит «сосед справа», неправильно ответивший на вопрос.
Для выполнения упражнения необходим кусок непрозрачной материи (приблизительно 2х2 метра), которая будет играть роль ширмы. Выбираются 2 участника, которые встают по обе стороны этой ширмы. Ткань должна полностью скрывать их фигуры. По команде участники должны найти контакт друг с другом, используя кулаки. Задача считается выполненной, если их кулаки точно коснулись друг друга. Задание можно усложнить, дав задание найти контакт с помощью указательных пальцев.
Участникам предлагается представить себе характерную сцену, например, семейную, относящуюся к определённому периоду жизни, «сфотографировать» её и продемонстрировать всей группе, выбрав отдельных участников в качестве главных героев, придав им соответствующие позы и т.п.
Исходя из поставленной цели, можно выделить целый ряд задач, отражающих специфику данного курса, таких как:
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов | ||
Теорет. |
Практич. |
Всего | ||
1 |
Введение в программу |
1 |
3 |
4 |
2 |
Психологическое время, психологический возраст |
1 |
3 |
4 |
3 |
Жизненный путь, целостное представление о жизни |
1 |
3 |
4 |
4 |
Личностные качества. Как стать таким, каким хочешь быть |
1 |
3 |
4 |
5 |
Выбор профессии |
1 |
3 |
4 |
6 |
Формулируем цели |
1 |
3 |
4 |
7 |
Как научиться управлять временем |
1 |
3 |
4 |
8 |
Бессознательные аспекты в жизни |
1 |
3 |
4 |
9 |
Смерть и самоубийство |
1 |
3 |
4 |
10 |
Значимые люди в нашей жизни |
1 |
3 |
4 |
11 |
Резюме курса. Зачёт |
1 |
3 |
4 |
|
Итого |
11 |
33 |
44 |
Введение, мотивирование, настрой группы на работу; знакомство с некоторыми понятиями; знакомство с группой, работа с умением жить «здесь и сейчас». Обсуждение ожиданий от курса и реальное содержание курса. Индивидуальность. Объяснение необходимости работы над собой, постановка целей.
Знакомство с понятиями психологического времени и психологического возраста, определение психологического возраста. Обсуждение вопросов: психологическое время, скорость времени, настоящее, психологический возраст, что такое психологический возраст.
Знакомство с представлениями о жизни как о прохождении ряда этапов; знакомство с понятиями «кризис развития», «задача развития», «жизненные этапы»; понимание психологических особенностей различных возрастов. Понятие «задача развития» (определённые задачи, которые лучше всего решить именно в данном возрасте). Теория Э. Эриксона. Понятие «кризис развития».
Определение значения индивидуальных качеств личности, обучение приёмам работы над ними.
Помощь в профориентации, формирование представления о сущности профессионального выбора, знакомство со схемой построения личной профессиональной перспективы, ориентация в собственных профессиональных планах. Схема реализации выбора. Схема личного профессионального плана. Восьмиугольник выбора профессии. Восемь факторов, которые обычно влияют на наш выбор. Способ выбора профессии.
Обучение умению формулировать цели так, чтобы они были достижимы.
Обучение умению успевать, планировать свое время; не волноваться в стрессовых ситуациях. Обсуждение: список проблем, которые возникают, если не уметь обращаться со своим временем, составляется вместе. Принципы обращения со временем. Стресс.
Знакомство с основными положениями сценарной концепции Э. Берна, формирование представления о бессознательных жизненных установках, знакомство с типичными жизненными сценариями. Работа с собственными сценариями. Жизненный сценарий. Сценарные роли. Как формируется жизненный сценарий. Темы и примеры сценариев, античные мифы, детские сказки. О'кей-позиция. Победители и неудачники.
Дать возможность подросткам подумать о смерти, формирование представления о собственной смертности как необходимого условия взрослости (против инфантильности'), профилактика попыток самоубийства.
Формирование осознанного подхода к выбору своего окружения, самоопределение по вопросам: друзья и знакомые, выбор партнёра для брака, определение роли семьи, отношения со значимыми другими.
Сравнение представлений о своей жизни, которые были в начале курса, с теми, которые появились к концу, обсуждение и закрепление результатов, работа по сплочению и сближению группы.
Направлены на лучшее усвоение и запоминание темы лекционной части и её содержания. Например, проигрыш в парах схемы конструктивной критики, действий драйверов и т.п.
Содержание данного упражнения может меняться в зависимости от темы занятия, но цель всегда остается одной – узнать мнения участников группы, касающееся того или иного вопроса. Например: рисунок ребёнка школьного возраста, 7 предметов, которые его постоянно окружают. Или: юность – выделить 5 основных проблем.
Упражнение на определение сплочённости группы. Участники становятся в круг так, чтобы их плечи соприкасались. Ведущий просит группу по его команде чуть наклониться вперед и отметить, произошло ли что-нибудь с первоначальным плотным кольцом. Затем ведущий просит занять всех исходное положение, по команде начать осторожно покачиваться из стороны в сторону и снова отметить, произошло ли что-нибудь с кольцом. После окончания упражнения ведущий может спросить участников о том, на что, по их мнению, направлено проделанное упражнение.
Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, представить себя в настоящий момент, вспомнить, как начинался сегодня их день, чем они занимались вчера.
Затем начинается «погружение» в прошлое: ведущий просит вспомнить 1 сентября этого учебного года, с каким настроением ребята шли в школу, какая была погода и т.п. Затем предлагается вспомнить 1 сентября в пятом классе – это был первый год, когда ребята перешли из начальной в среднюю школу. Наконец, 1 сентября, когда они пошли «первый раз в первый класс»: кто провожал ребят в школу, какие цветы они несли, во что они были одеты и т.п.
Далее ведущий предлагает вспомнить ребятам дошкольный период их жизни: кто-то ходил в детский сад, кто-то сидел дома с бабушкой. Ребят просят представить себя маленькими и перенестись в комнату, в которой они жили или просто представить, как бы она могла выглядеть. Ведущий ровным, спокойным голосом начинает задавать вопросы: «Какая мебель вас сейчас окружает? Что лежит на вашей кровати, чем она накрыта? Попробуйте подойти к столу, если он есть в комнате, и посмотреть, что лежит на нем. Найдите в комнате свою любимую игрушку, что это за игрушка? Есть ли в вашей комнате окно? Подойдите к нему. Есть ли на этом окне занавески? Какого они цвета? Вам очень хочется залезть на подоконник, но он слишком высок. Но вот вам все-таки удаётся забраться на него. Посмотрите на улицу: какая погода за окном? Какие мысли приходят сейчас вам в голову? (Далее несколько минут ведущий молчит).
К сожалению, период детства проходит очень быстро, и нам пора возвращаться назад. Оглянитесь вокруг, попрощайтесь со всем тем, что вас окружает. Попрощайтесь со своей любимой игрушкой и положите её на то место, откуда взяли. Посмотрите вокруг и скажите: «До свидания».
Затем ведущий, строго соблюдая последовательность этапов, начинает проговаривать дорогу «назад»: детский сад, 1 сентября в 1 классе (опять чувства, эмоции, которые испытывали ребята в этот день), 1 сентября в 5 классе, 1 сентября этого учебного года, вчерашний день, утро этого дня, настоящий момент. Ребят просят сосредоточиться на своих ощущениях и открыть глаза, когда они будут готовы.
В этом упражнении очень важно строго соблюдать схему погружения и чётко проговаривать все этапы, так как в противном случае человек может просто «потеряться».
Обсуждение после окончания упражнения: какие чувства вызвало это упражнение? Всё ли удалось вспомнить? Удалось ли вспомнить любимую игрушку? А залезть на подоконник? Что было труднее – погружаться или возвращаться обратно? Почему?
5. «От маленького семечка…».
Упражнение делается под музыку. Каждому участнику предлагается изобразить судьбу растения, которая начинается с маленького семечка.
Упражнение делается под музыку. Участники разбиваются на пары. Один из них становится «родителем», другой – «ребёнком». «Ребёнок» ложится на колени «родителя» и закрывает глаза. Задача «родителя» выразить свою любовь к «ребёнку» без слов, только при помощи прикосновений.
10 стульев ставятся в ряд, образуя «дорожку», выбираются 4 участника – 2 «родителя» и 2 «ребёнка». «Родители» встают на противоположные концы «дорожки», берут своих «детей» за руки. Инструкция «родителям»: «Вы решили пойти погулять с ребёнком и случайно на одной из аллей встретили своего/свою бывшего/-ую одноклассника/-цу. Как много вам хочется друг другу рассказать!». Инструкция «детям»: «Вы с мамой спокойно гуляли по аллее, и вдруг к вам подошла какая-то незнакомая женщина с ребёнком вашего возраста. Вам, конечно, интересно пообщаться со сверстником, но очень хочется домой. А мама, похоже, домой и не собирается. Что делать?». Затем участники меняются ролями.
Все участники садятся в круг, в центр которого помещается любой предмет – он будет играть роль «запретного плода». Участники по очереди должны показать, как они ведут себя в ситуации внутреннего конфликта, когда их желания расходятся с внешними (общественными) и внутренними (моральными) нормами.
Каждый из участников группы должен подняться на возвышение (подоконник, стол, тумба) и спиной упасть на руки остальных членов группы.
Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, ког
27 09 2014
5 стр.
Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к
02 10 2014
1 стр.
Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра
10 10 2014
2 стр.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн
13 10 2014
1 стр.
Рф на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся»
14 12 2014
3 стр.
25 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.