Перейти на главную страницу
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Утверждаю
Директор МОУ ДОД ДДТ
___________________Е.Н.Фаст
________________________2008
Шахматы
дополнительная образовательная программа по шахматам
для детей 7 – 18 лет
cрок реализации – 3 года
Составитель
педагог дополнительного
образования МОУ ДОД ДДТ
Утверждена
на заседании педагогического совета
МОУ ДОД ДДТ «Дом детского творчества»
Протокол №1 от 10.09.2008
Пояснительная записка
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Вот уже много веков люди изучают истины шахмат. В последние годы интерес к этому виду спорта значительно усилился. На развитие шахматного образования обращает внимание и руководство российского образования: достаточно вспомнить известный в шахматных кругах приказ Минобразования РФ № 2211 от 18.05.2004г. «О развитии шахматного образования РФ». Это был первый в истории нашей страны специальный чисто шахматный приказ, в соответствии с которым создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е.Карповым и принята Программа мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г. было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся», рекомендованное для использования в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования детей.
Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся приобретенные ими знания, умения, навыки. Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В итоге обучающийся выходит на свою самостоятельную творческую дорогу жизни, в которой шахматы – любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.
Всплеск интереса к шахматам, шахматной педагогике подтверждается возросшим количеством издаваемой шахматной литературы. За последние годы на прилавках книжных магазинов появились качественные шахматные учебники и пособия. Книжные магазины располагают многочисленным арсеналом изданных решебников, комбинаций, этюдов по всем разделам шахматной практики.
Как довести огромный объем полезной и нужной информации до уровня ее практического использования? Задача не из простых. На ее решение как раз и направлена данная программа.
Отличительные особенности программы
За основу данной программы взята программа «Изучение основ шахматной игры и совершенствование шахматного мастерства» Н.Б. Постнова, педагога дополнительного образования г. Москвы, КМС по шахматам.
Ключом для решения проблемы ознакомления юных шахматистов с накопленным опытом шахматной борьбы стало выделение в процессе обучения 4-х последовательных этапов: ознакомительного, подготовительного, формирующего, развивающего.
Первые два этапа соответствуют первому году обучения, третий и четвертый – соответственно второму и третьему годам обучения. Материал для каждого из них подобран таким образом, чтобы он оптимально соответствовал возможностям детей в его освоении. При этом от этапа к этапу возрастает коэффициент понятийной сложности, что позволяет связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и совершенствования личностных качеств обучающихся.
Особенностью построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения; правда происходит это с различной глубиной погружения в материал. Высший этап обучения опирается в этих случаях на более высокий уровень развития психических качеств детей. Это придает программе в целом возвратно – поступательный характер и существенно экономит время педагога на подготовку занятий в разных группах. Реализуется дидактический прием «от простого к сложному».
Целью программы является освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств.
Задачи программы дифференцированы по годам обучения.
Занятия с группами первого года обучения нацелены на привлечение детей младшего школьного возраста к активным творческим занятиям по изучению основ шахматной игры.
Задачи, решаемые для достижения цели:
Задачи, решаемые для достижения цели:
Задачи, решаемые для достижения цели:
Программа рассчитана на детей 7-18 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.
обучения составляет 576 часов, первый год обучения 144часа, второй и третий год по 216 часов.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий; беседа, рассказ преподавателя, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.
К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом).
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10-15 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.
Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.
Наименование разделов и тем |
Всего |
Теория |
Практика |
1. Объяснение игры |
16 |
7 |
9 |
1.1. Шахматная доска, фигуры |
2 |
1 |
1 |
1.2. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей , диагоналей |
2 |
1 |
1 |
1.3. Шахматная нотация. Условные обозначения. Запись положения |
2 |
1 |
1 |
1.4. Специфика действия фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня |
2 |
1 |
1 |
1.5. Специфика действия пешек |
4 |
1 |
3 |
1.6. Измерение ударной силы одиночных фигур и пешки в зависимости от их размещения на разных полях доски |
2 |
1 |
1 |
1.7. Типовая и относительная ценность фигуры пешек. Размены |
2 |
1 |
1 |
2. Цель игры. Способы ее завершения |
24 |
6 |
18 |
2.1. Шах. Три способа защиты. Типовые матовые конструкции |
4 |
1 |
3 |
2.2. Ничья. Пат. Типовые патовые конструкции |
4 |
1 |
3 |
2.3. Вечный шах. Бешеные фигуры |
4 |
1 |
3 |
2.4. Техника матования одиночного короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем и королем, ладьей и королем, двумя слонами и королем, слоном и конем с королем |
12 |
3 |
9 |
3.Техника расчета в эндшпиле |
12 |
6 |
6 |
3.1. Правила квадрата |
2 |
1 |
1 |
3.2. Подсчет ходов или (полей) |
2 |
1 |
1 |
3.3. Подсчет количества ударов |
2 |
1 |
1 |
3.4.Блуждающий квадрат |
2 |
1 |
1 |
3.5. Критические поля проходной пешки |
2 |
1 |
1 |
3.6 .Критические поля блокированной пешки |
2 |
1 |
1 |
4.Основные принципы разыгрывания дебюта |
16 |
6 |
10 |
4.1. Три главных дебютных принципа |
2 |
1 |
1 |
4.2. Центр |
2 |
1 |
1 |
4.3. Мобилизация |
2 |
1 |
1 |
4.4. Безопасность |
2 |
1 |
1 |
4.5. Итальянская партия: стратегические идеи, типичные планы, тактические приемы |
2 |
1 |
1 |
4.6. Анализ дебютных ошибок в коротких партиях |
6 |
1 |
5 |
5.Тактика (первый уровень сложности) |
36 |
18 |
18 |
5.1. Двойной удар. Возможные защиты |
2 |
1 |
1 |
5.2. Связка. Возможные защиты от связки |
2 |
1 |
1 |
5.3. Открытое нападение |
2 |
1 |
1 |
5.4. Открытый шах. Двойной шах |
2 |
1 |
1 |
5.5. Комбинация на завлечение |
2 |
1 |
1 |
5.6. Блокировка |
2 |
1 |
1 |
5.7. Спертый мат |
2 |
1 |
1 |
5.8. Комбинация на отвлечение |
2 |
1 |
1 |
5.9. Комбинация на освобождение поля |
2 |
1 |
1 |
5.10. Комбинация на освобождение линии |
2 |
1 |
1 |
5.11. Комбинация на уничтожение защитника |
2 |
1 |
1 |
5.12. Перекрытие |
2 |
1 |
1 |
5.13. Разрушения пешечного прикрытия короля |
2 |
1 |
1 |
5.14. Промежуточный ход. Выигрыш темпа. |
2 |
1 |
1 |
5.15.Рентген |
2 |
1 |
1 |
5.16. Преследование |
2 |
1 |
1 |
5.17. Ограничение материала |
2 |
1 |
1 |
5.18. Игра на мат |
2 |
1 |
1 |
6.Турниры. Подведение итогов обучения |
40 |
2 |
38 |
6.1. Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) |
38 |
0 |
38 |
6.2. Подведение итогов обучения |
2 |
2 |
0 |
ИТОГ О |
144 |
45 |
99 |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Знакомство с названием фигур, с ходами фигур. Алфавит шахмат.
Способы защиты от шаха. Правила шахматной игры: мат в один ход, мат в два хода. Сравнительная ценность фигур. Техника матования: одиночного короля ферзем, ладьей, двумя ладьями, Ф+К, Л+К; мат двумя ладьями; мат ферзем и королем; мат ладьей и королем; двумя слонами; мат конем и слоном против короля. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Основы эндшпиля. Определение эндшпиля. Изучение типовых позиций (ладейных, пешечных). Изучение правил: правила квадрата, блуждающего квадрата, критические поля проходной пешки, блокированной пешки. Матование.
Определение дебюта. Три главных принципа дебюта. Типичные комбинации в дебюте.
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Изучение комбинаций: двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах, на завлечение на поле, на отвлечение, на блокировку, на спертый мат. Тема «рентгена». Сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Освобождение пространства.
Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий.
Рф на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся»
14 12 2014
3 стр.
Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра
10 10 2014
2 стр.
14 12 2014
1 стр.
Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к
02 10 2014
1 стр.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн
13 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для детей и подростков 10-15 лет. Срок реализации 5 лет
10 09 2014
1 стр.
Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, ког
27 09 2014
5 стр.
02 10 2014
1 стр.