Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДДТ

___________________Е.Н.Фаст

________________________2008

Шахматы

дополнительная образовательная программа по шахматам

для детей 7 – 18 лет

cрок реализации – 3 года


Составитель



Кияновский Владимир Семенович,

педагог дополнительного

образования МОУ ДОД ДДТ


Утверждена

на заседании педагогического совета

МОУ ДОД ДДТ «Дом детского творчества»

Протокол №1 от 10.09.2008

Пояснительная записка

Направленность программы – физкультурно-спортивная.



Актуальность программы

Вот уже много веков люди изучают истины шахмат. В последние годы интерес к этому виду спорта значительно усилился. На развитие шахматного образования обращает внимание и руководство российского образования: достаточно вспомнить известный в шахматных кругах приказ Минобразования РФ № 2211 от 18.05.2004г. «О развитии шахматного образования РФ». Это был первый в истории нашей страны специальный чисто шахматный приказ, в соответствии с которым создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е.Карповым и принята Программа мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г. было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся», рекомендованное для использования в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования детей.

Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Чем больше самостоятельности предоставляется детям, тем надежнее и осознаннее становятся приобретенные ими знания, умения, навыки. Обучение шахматам содействует не только достижению должного уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные действия. В итоге обучающийся выходит на свою самостоятельную творческую дорогу жизни, в которой шахматы – любовь, вдохновение и успех в любой профессиональной деятельности.

Всплеск интереса к шахматам, шахматной педагогике подтверждается возросшим количеством издаваемой шахматной литературы. За последние годы на прилавках книжных магазинов появились качественные шахматные учебники и пособия. Книжные магазины располагают многочисленным арсеналом изданных решебников, комбинаций, этюдов по всем разделам шахматной практики.

Как довести огромный объем полезной и нужной информации до уровня ее практического использования? Задача не из простых. На ее решение как раз и направлена данная программа.

Отличительные особенности программы

За основу данной программы взята программа «Изучение основ шахматной игры и совершенствование шахматного мастерства» Н.Б. Постнова, педагога дополнительного образования г. Москвы, КМС по шахматам.

Ключом для решения проблемы ознакомления юных шахматистов с накопленным опытом шахматной борьбы стало выделение в процессе обучения 4-х последовательных этапов: ознакомительного, подготовительного, формирующего, развивающего.

Первые два этапа соответствуют первому году обучения, третий и четвертый – соответственно второму и третьему годам обучения. Материал для каждого из них подобран таким образом, чтобы он оптимально соответствовал возможностям детей в его освоении. При этом от этапа к этапу возрастает коэффициент понятийной сложности, что позволяет связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и совершенствования личностных качеств обучающихся.

Особенностью построения образовательной программы является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения; правда происходит это с различной глубиной погружения в материал. Высший этап обучения опирается в этих случаях на более высокий уровень развития психических качеств детей. Это придает программе в целом возвратно – поступательный характер и существенно экономит время педагога на подготовку занятий в разных группах. Реализуется дидактический прием «от простого к сложному».

Целью программы является освоение детьми основ шахматной игры с последующим совершенствованием шахматного мастерства, активным развитием психических процессов и личностных свойств.

Задачи программы дифференцированы по годам обучения.

Занятия с группами первого года обучения нацелены на привлечение детей младшего школьного возраста к активным творческим занятиям по изучению основ шахматной игры.

Задачи, решаемые для достижения цели:


  • объяснить содержание и правила шахматной игры;

  • обучить шахматной нотации как средства приобщения к самостоятельной работе и шахматной культуре (отечественной и мировой);

  • изучить правила шахматных соревнований и правила поведения участников соревнований;

  • воспитать молодых спортсменов – шахматистов 4 категории.

Занятия второго года обучения организуются в целях совершенствования творческих способностей школьников и повышения качества игры в шахматы, участия в квалификационных турнирах и турнирах по соответствующей возрастной группе. Обучение нацелено на привлечение детей к активным творческим занятиям по совершенствованию уже имеющихся навыков игры.

Задачи, решаемые для достижения цели:



  • ликвидировать пробелы в шахматной теории;

  • развивать способности детей до уровня понимания мотивов и способов шахматных комбинаций;

  • привлечь обучающихся к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе

Цель занятий третьего года обучения – совершенствование индивидуального шахматного мастерства школьников, их участие в квалификационных турнирах с привлечением к командным соревнованиям по первенству г. Калтана, г. Новокузнецка среди юношей и девушек.

Задачи, решаемые для достижения цели:



  • ликвидировать пробелы в шахматной теории;

  • развивать навыки в решении шахматных задач и поиске комбинационных мотивов;

  • развивать понимание позиционной борьбы;

  • изучить современные трактовки дебютов;

  • участвовать в квалификационных турнирах и командных соревнованиях;

  • познакомить с графиками проведения соревнований в г. Калтан и г. Новокузнецк и принять по возможности участие в них.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей 7-18 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.



Сроки реализации программы Программа рассчитана на три года обучения. Общая продолжительность

обучения составляет 576 часов, первый год обучения 144часа, второй и третий год по 216 часов.



Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий; беседа, рассказ преподавателя, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом).

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10-15 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.



Планируемые результаты после 1-го года обучения:

  1. Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах).

  2. Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества обучающихся.

  3. Корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.

  4. Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).

  5. Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.

Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным дисциплинам, особенно математического цикла.

Планируемые результаты после 2-го года обучения:

  1. Более глубокое изучение основ шахматной игры, повышение мастерства до уровня спортсменов 4,3 разрядов.

  2. Развитие комбинационного зрения.

  3. Формирование необходимых элементов умственной культуры, психических свойств и устойчивого характера подростков.

  4. Раскрытие творческих способностей, освоение позитивных форм самоутверждения обучающихся.

  5. Формирование навыков самодисциплины, самовоспитания.

Объективно независимые показатели достигнутых результатов – более глубокое изучение школьных предметов, повышение дисциплинированности и самоконтроля в процессе учебы в школе. Объем полученных по программе знаний достаточен для успешного участия в квалификационных турнирах и дальнейшего повышения мастерства путем самообразования.

Планируемые результаты после 3-го года обучения:

  1. Глубокое изучение теории шахматной игры и повышение игрового мастерства до уровня спортсменов 2 и 1 спортивных разрядов.

  2. Приобщение обучающихся к самостоятельной работе над шахматной литературой.

  3. Привлечение учащихся к шахматным соревнованиям, проводимых в шахматных клубах Москвы и командных соревнованиях детских коллективов по планам шахматной федерации.

Формы подведения итогов реализации программы

Отслеживание (проверка) перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются домашние задания. По мере накопления детьми знаний и опыта игры, преподавателем организуются сеансы одновременной игры как особая форма оценки результатов освоения материала.



Формами промежуточного и итогового контроля являются конкурсы среди учащихся на решение задач или нахождение комбинаций, шахматные турниры, квалификационные и командные соревнования.

Учебно – тематический план

1 год обучения

(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)


Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1. Объяснение игры

16

7

9

1.1. Шахматная доска, фигуры

2

1

1

1.2. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей , диагоналей

2

1

1

1.3. Шахматная нотация. Условные обозначения. Запись положения

2

1

1

1.4. Специфика действия фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня

2

1

1

1.5. Специфика действия пешек

4

1

3

1.6. Измерение ударной силы одиночных фигур и пешки в зависимости от их размещения на разных полях доски

2

1

1

1.7. Типовая и относительная ценность фигуры пешек. Размены

2

1

1

2. Цель игры. Способы ее завершения

24

6

18

2.1. Шах. Три способа защиты. Типовые матовые конструкции

4

1

3

2.2. Ничья. Пат. Типовые патовые конструкции

4

1

3

2.3. Вечный шах. Бешеные фигуры

4

1

3

2.4. Техника матования одиночного короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем и королем, ладьей и королем, двумя слонами и королем, слоном и конем с королем

12

3

9

3.Техника расчета в эндшпиле

12

6

6

3.1. Правила квадрата

2

1

1

3.2. Подсчет ходов или (полей)

2

1

1

3.3. Подсчет количества ударов

2

1

1

3.4.Блуждающий квадрат

2

1

1

3.5. Критические поля проходной пешки

2

1

1

3.6 .Критические поля блокированной пешки

2

1

1

4.Основные принципы разыгрывания дебюта

16

6

10

4.1. Три главных дебютных принципа

2

1

1

4.2. Центр

2

1

1

4.3. Мобилизация

2

1

1

4.4. Безопасность

2

1

1

4.5. Итальянская партия: стратегические идеи, типичные планы, тактические приемы

2

1

1

4.6. Анализ дебютных ошибок в коротких партиях

6

1

5

5.Тактика (первый уровень сложности)

36

18

18

5.1. Двойной удар. Возможные защиты

2

1

1

5.2. Связка. Возможные защиты от связки

2

1

1

5.3. Открытое нападение

2

1

1

5.4. Открытый шах. Двойной шах

2

1

1

5.5. Комбинация на завлечение

2

1

1

5.6. Блокировка

2

1

1

5.7. Спертый мат

2

1

1

5.8. Комбинация на отвлечение

2

1

1

5.9. Комбинация на освобождение поля

2

1

1

5.10. Комбинация на освобождение линии

2

1

1

5.11. Комбинация на уничтожение защитника

2

1

1

5.12. Перекрытие

2

1

1

5.13. Разрушения пешечного прикрытия короля

2

1

1

5.14. Промежуточный ход. Выигрыш темпа.

2

1

1

5.15.Рентген

2

1

1

5.16. Преследование

2

1

1

5.17. Ограничение материала

2

1

1

5.18. Игра на мат

2

1

1

6.Турниры. Подведение итогов обучения

40

2

38

6.1. Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку)

38

0

38

6.2. Подведение итогов обучения

2

2

0

ИТОГ О

144

45

99

Содержание

1. Объяснение игры

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Знакомство с названием фигур, с ходами фигур. Алфавит шахмат.



Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактические задания и игры.

2. Цель игры. Способы ее завершения

Способы защиты от шаха. Правила шахматной игры: мат в один ход, мат в два хода. Сравнительная ценность фигур. Техника матования: одиночного короля ферзем, ладьей, двумя ладьями, Ф+К, Л+К; мат двумя ладьями; мат ферзем и королем; мат ладьей и королем; двумя слонами; мат конем и слоном против короля. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.



Практика: Запись партий и позиций. Примеры на пат. Решение шахматных задач на мат в один ход, на мат в два хода. Игровая практика.

3.Техника расчета в эндшпиле

Основы эндшпиля. Определение эндшпиля. Изучение типовых позиций (ладейных, пешечных). Изучение правил: правила квадрата, блуждающего квадрата, критические поля проходной пешки, блокированной пешки. Матование.



Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика.

4.Основные принципы разыгрывания дебюта

Определение дебюта. Три главных принципа дебюта. Типичные комбинации в дебюте.



Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких фигур, рокировка короля. Игровая практика.

5.Тактика (первый уровень сложности)

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Изучение комбинаций: двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах, на завлечение на поле, на отвлечение, на блокировку, на спертый мат. Тема «рентгена». Сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Освобождение пространства.



Практика: развитие комбинационного зрения, решение многоходовых комбинаций. Игровая практика.

6.Турниры. Подведение итогов обучения

Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий.



следующая страница>


Образовательная программа по шахматам для детей 7 18 лет cрок реализации 3 года

Рф на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся»

414.35kb.

14 12 2014
3 стр.


Образовательная программа Рок-лаборатория Возраст детей: 12-18 лет Срок реализации: 3 года

Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра

429.99kb.

10 10 2014
2 стр.


Программа предназначена для детей 8-16 лет с ограниченными возможностями здоровья (дцп). Срок реализации 3 года
10.28kb.

14 12 2014
1 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей «Радиотехника» Возраст обучающихся 10-16 лет Срок реализации 3 года

Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к

283.94kb.

02 10 2014
1 стр.


Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство с тележурналистикой» для детей от 12 до 17 лет

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн

203.48kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа включает в себя пять разделов: «Вступление в мир дерева», «Объемная резьба»

Программа предназначена для детей и подростков 10-15 лет. Срок реализации 5 лет

7.68kb.

10 09 2014
1 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей «лидер» Возраст обучающихся 8-15 лет Срок реализации программы 2 года

Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, ког

995.3kb.

27 09 2014
5 стр.


Образовательная программа подготовки профессионалов-любителей радиосвязи для детей в возрасте от 10 до 17 лет
170.05kb.

02 10 2014
1 стр.