Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА КИРОВА»

Дополнительная образовательная программа

Рок-лаборатория

Возраст детей: 12-18 лет

Срок реализации: 3 года

Педагог дополнительного образования:

Чудинов Юрий Александрович

Высшая квалификационная категория


г. Киров

2000

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ



«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА КИРОВА»

ПАСПОРТ

образовательной программы

педагога дополнительного образования детей



Полное наименование программы

Дополнительная образовательная программа Рок-лаборатория


Автор (автор-составитель программы)

Автор: Чудинов Юрий Александрович,

педагог дополнительного образования детей, высшая кв. категория



Рецензент

Пульянов Д.В., преподаватель Кировского училища искусств.

Чащина С.В., ассистент кафедры культурологи ВГПУ




Целевые группы:

- возраст воспитанников

- количество детей в группе

1 год обучения

2 год обучения

3 и далее год обучения

Социальный статус

обучающихся


12-18 лет


5

5

5



Направленность программы:

социально-педагогическая;

физкультурно-спортивная;

научно-техническая;

культурологическая;

художественно-эстетическая.


Культурологическая



Срок реализации программы


3 года

Вид программы (типовая,

модифицированная, авторская)



Авторская


Уровень освоения программы

(общекультурный, углубленный,

профессионально ориентированный)


Общекультурный


Способ освоения содержания программы (репродуктивный, креативный, эвристический)

Креативный

Пояснительная записка


По мнению ведущих социологов, рок-музыка - это не только музыка, стихи, танцы, фестивальные столпотворения - это еще и способ философского осмысления бытия, ведущий к формированию системы взглядов, востребованный, прежде всего молодым поколением. Система эта и теперь находится в стадии развития, претерпевает многочисленные, трудно фиксируемые изменения, имеет многочисленные ответвления, не всегда прогрессивные, когда, к примеру, входит в соприкосновение с так называемыми "черными религиями". Поэтому на происходящие в ней изменения не следует закрывать глаза, как не следовало оголтело отрицать все, что касалось рок-музыки в недалеком прошлом. Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра.

Специфичным для рок-исполнителя является слабое или никакое знание нотной грамоты. Существует немало превосходных музыкантов, руководствующихся исключительно интуицией, прекрасным слухом и фанатичной преданностью делу. Бытует мнение, приписываемое на Западе Леонардо да Винчи что, все эти "черточки и крючочки" только мешают, не позволяя правильно, то есть вполне свободно извлекать звук. Законом для рок-исполнителя является игра по памяти: не только для сцены, но и для репетиции. По ходу создания композиции музыканты используют только то, что запомнилось, исповедуя, вероятно, принцип, который Микеланджело выразил примерно так: "Сбросьте статую с горы - что отвалится, то лишнее". Фиксируются только готовые композиции способом записи на магнитофон.

Многие с первых шагов являются авторами-исполнителями. Музыку других авторов они не хотят исполнять, либо "снимают" на слух, весьма приблизительно, без всякой системы. Песня, музыкальное сопровождение к ним формируется на репетициях, в ходе совместного музицирования, если и не стихийно, то под управлением лидера, которое носит рекомендательный характер и специфично для каждого отдельно взятого состава.

В рок-музыке мы имеем дело с коллективным творчеством, с необходимостью стимулировать выявление и закрепление отличительных особенностей, раскрытие и реализацию собственного "я" каждым в составе группы для целей создания и исполнения совместных композиций, имеющих определенную направленность, осуществляемых в рамках зтой направленности.

Ребята, создавая свои песни в составах групп, имеют разные "стартовые возможности". Это коллективное творчество, когда каждый вносит свою лепту и получает что-то для себя. В группе кто-то играет техничнее, кто-то едва научился играть. И тот, кто сделал первые шаги, будучи самоучкой, в составе группы осваивает игру на инструменте гораздо быстрее, чем если бы учился этому в музыкальной школе. Причина в способе закрепления навыков - через создание и исполнение новых композиций.

Наличие других групп обеспечивает здоровую конкуренцию, высвечивает отличительные особенности, помогает найти собственный стиль. Межвозрастное сотрудничество помогает увидеть себя со стороны, трезво оценить успехи и ошибки.

Трехлетний опыт работы по типовым программам для ВИА, адаптированным даже для целей подготовки музыкантов в рок-группах выявил много недостатков. Итогом обучения по схеме ВИА является аккомпанирующий состав, способный обеспечить полноценное оркестровое сопровождение для вокалиста-эстрадника. Рок-музыка исключает такой подход, поскольку в создание оркестровых партий участвуют все музыканты группы и деятельность педагога не редко носит характер консультаций, ориентирована на прецедент, либо - на создание такового. Прямой показ, обучение в традиционном ключе не сбрасывается со счетов, но используется лишь при наличии ситуационной востребованности. Такие ситуации, особенно в первый год обучения моделируются с учетом индивидуальных особенностей подростка. Рок-лаборатория в своей деятельности ориентирована на позитив. Это место, куда подросток приходит в пору осознания своего места в жизни, поиска решения, чем себя занять, где ему не навязывается какая-то точка зрения, а предоставляется возможность сделать выбор, проверить качество своих идей на практике - в музыке, сотрудничая со сверстниками в процессе создания и исполнения собственных оригинальных композиций. Рок-лаборатория объединяет ребят от 12 до 18 лет. Мы можем много говорить, учить, не менее важно дать проявить себя в деле, и рок-музыка для подростка - место, где это действительно возможно, ибо рок-культура сегодня - не только среда общения, но и своеобразный исследовательский полигон, где молодые люди могут заниматься моделированием будущего. Вот что, собственно, и определяет необходимость наличия молодежных рок-лабораторий. Нигде больше в наши дни подростки не могут получить возможность выйти со своим творчеством на контакт со сверстниками, наладить обратную связь, преодолеть разобщенность. Участие в деятельности лаборатории способствует формированию художественного вкуса, повышению интеллектуального уровня учащихся, развитию специальных навыков: не только в овладении инструментом, но и в пользовании электронной аппаратурой, звукотехникой, в композиционной деятельности, в общении со зрителем, слушателем в процессе репетиций, по ходу концертной деятельности.

Основная цель программы рок-лаборатории: обеспечить развитие личности учащегося, способствовать формированию позитивного взгляда на происходящее, поиску себя, своего места в жизни. Не многие станут профессиональными музыкантами, но музыка, песня - это возможность создать собственный параллельный мир, наличие которого стабилизирует человеческую личность, расширяет сознание, помогает оригинально мыслить в других областях, находить нестандартное решение ситуаций и задач.

Программа является результатом обширной педагогической деятельности, опыта работы по профилю в Одессе, Запорожье, Томске, Кирове с применением различных методов, средств, технологий, включая традиционные. Следствием учета многообразия ситуаций, выявления оптимальных подходов к их решению является адаптивность программы, ориентированность на требования времени, диктуемые не только стремительной изменчивостью действительности, но и находящейся с этим в неразрывной связи изменчивостью жанра рок-музыки. В настоящее время динамика изменчивости просчитывается. С определенной долей достоверности можно знать наперед, что будет востребовано в музыке в ближайшем будущем, каковы тенденции развития, на что следует делать ударение. Весьма показательно в частности то, что, имея в качестве толчкового импульса, побуждающего мотива западноевропейскую ориентацию, начинающие авторы-исполнители с первых шагов тяготеют к решению творческих задач в русле российской словесности. Тяга к русскому языку уже обуславливается не антимодой, а элементарной исчерпанностью возможностей английской речи в применении ее к рок-музыке, что отмечается во всем мире. В рок-искусство сегодня приходят те, кого музыка, песня интересует не для развлечения, а как способ познания мира, осознанности себя в этом мире. Создавая песни на родном языке, оформляя их в электричестве, с применением современных выразительных средств, подростки занимаются исследовательской деятельностью. Живой русский язык становится ритмообразующей основой их произведений. Это дает возможность вполне естественно, вне идеологий и религиозных доктрин, придать программе требуемую воспитательную значимость.

Таким образом воспитательные функции вытекают из самой идеи программы, заложены непосредственно в ее структуру, поскольку отправной точкой является раскрытие индивидуальности учащегося, его самореализация, самоопределение, фиксация собственного положения в пространстве, обретение способности к творческому сотрудничеству для целей создания общественно значимого продукта. Программа рассчитана на 3 года. Разумеется, ресурс программы этим не исчерпывается. Но дальнейшее сотрудничество подразумевает выход на следующий уровень, с формированием иных задач.

Задачи первого года обучения.
> Образование группы;

> Распределение функций внутри состава;

> Решение проблемы лидера;

> Оптимальная организация репетиционного пространства и времени;

> Спецификация схемы реализации замысла - учет индивидуальных особенностей музыкантов;

> Практика осуществления намерения - произвольное воплощение в песнях,

> Формирование базисной основы репертуара: первичный знаковый набор;

> Закрепление результатов: совместные репетиции, исполнение песен на публике.


Задачи второго года обучения.
> Обретение определенности в стиле: проект "кредо";

> Опыт применения нескольких механизмов оркестровки, выбор удобных схем;

> Изготовление версий отдельных композиций;

> Включение в программу песен других групп, близких по стилю;

> Смысловое обеспечение инструментала;

> Выработка способности словесно объяснять "происходящее" в музыке;

> Взаимодействие текста и музыкального сопровождения - варианты, поиск оптимального;

> Повышение требовательности в отношении ритмической слитности, прописанности партий, чтобы можно было работать в студии;

> Участие в фестивалях;

> Запись песен для итогового сборника.


Задачи третьего года обучения.
> Подготовка сольной программы;

> Опыт работы в других стилях;

> Начало самостоятельной концертной деятельности;

> Участие в фестивалях помимо рок-лаборатории с выездом в другие города;

> Выпуск сольного магнитоальбома;

> Обретение творческой самостоятельности.


Опыт совершенствования образовательной программы показал, что трехлетний цикл обучения является оптимальным для решения поставленных задач. Разумеется, обучение здесь в корне отличается от традиционного. В основе лежат идеи психолога и гуманиста Л.С. Выготского, получившие развитие в работах групп ученых под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Обучение должно вести, развивать, не давать определенную сумму знаний, а обеспечивать развитие личности. Не воспроизвести с возможной точностью мелодию, не заучить стандартный гармонический ход, а заново сконструировать и то и другое, самому открыть. То есть давать надо не правила, а систему теоретических знаний, именно, систему понятий, способствуя тому, чтобы эта система "работала": каждое открытие - "созданный велосипед" - закреплялось при создании очередной композиции, вело к настоящим открытиям, стимулировало дальнейший поиск, саморазвитие, самосовершенствование. Во время занятий участники рок-лаборатории повышают свой теоретический уровень, приобретают навыки игры на электромузыкальных инструментах, в обращении с концертной и студийной звукотехникой, учатся на основе внутригруппового сотрудничества осуществлять свои замыслы по созданию и исполнению на сцене песен и музыкальных композиций.

В лекционной части программа предлагает изучение теоретических основ рок-музыки, истории искусства, основных направлений философии, истории рок-музыки, знакомство с положением в ней в наши дни, перспективой на будущее, а также изучение искусства оркестровки - специфике рок-н-ролла, основных принципов межличностного сотрудничества в процессе создания и исполнения песен.

Разделы теоретического курса построены в соответствии с принципом тематического соответствия, в расчете на стартовые возможности начинающих, которые выявляются в ходе предварительного собеседования. Материал разделов объединен его отношением к рок-музыке, излагается под углом зрения востребованности и применимости на разных этапах становления личности - автора-исполнителя.

Практическая часть курса закрепляет и углубляет знания, полученные на лекциях, развивает умения и навыки фиксации и воплощения замысла, доведения его до стадии сообщения, пригодного для передачи слушателю - на сцене и в студии записи.

Основное внимание уделяется выявлению индивидуальных особенностей, закреплению способности к сопереживанию, сотворчеству с целью самореализации в составе группы, обретению творческой самостоятельности.

Индивидуальные занятия построены по принципу микроскопа: служат для того, чтобы разработать в деталях, углубленно рассмотреть вопросы, вызывающие узконаправленный интерес, решать сиюминутные проблемы.

Будучи ориентированными на прецедент, они, большей частью, не подлежат строгой регламентации, хотя в целом носят вполне стабильный характер и укладываются в устойчивые лимиты времени. Вплотную стыкуясь с практикой, они составляют часть репетиционного времени, а также носят характер консультаций, назначаемых педагогом и тематических бесед по просьбе учащихся. Занятия проводятся в форме лекций с последующим обсуждением на репетиции, практики проведения концертов, фестивалей, совместного целевого музицирования, а также в форме студийной работы, когда результаты фиксируются на магнитоносители.

В ходе лекций - бесед учащиеся получают так называемую избыточную информацию. Объем ее, не смотря на обширность, постоянно просеивается сквозь "сетку вопросов", возникающих по мере практической реализации замыслов учащихся - с учетом возрастных особенностей и логики их эволюции как музыкантов. Кроме того в спектре избыточной информации присутствуют сведения, нужда в которых только назревает - экстраполируемые, тенденциозные, а также разного рода параллелизмы. Эти сведения даются впрок, носят ориентирующий характер, способствуют расширению сознания, закреплению намерения, помогают "намеривать себя в будущее", строить далеко идущие планы. Объем избыточной, иначе говоря, дополнительной информации в тематической части не отражен ввиду необходимости в ситуационном варьировании,

ориентированности содержания сообщений на прецедент. Таким образом, обеспечивается динамизм в изложении материала, соотнесение элементов его с ситуацией, взаимодействие с изменяющейся действительностью. Модель построения программного материала - концентрическая. Концерты и фестивали имеют строгую периодичность.

Надо отметить, что каждый фестиваль - это не просто совместный концерт нескольких - от 5 до 20 - групп, подобно художественным выставкам и политическим мероприятиям, это тщательно продуманный акт массового духовного общения, когда каждый слушатель, не только музыканты, чувствует себя в центре чего-то нового, неизведанного.




Учебно-тематический план


Раздел и № темы

Лекционные занятая

Теоретическая подготовка в группах

Репетиции, работа в студии

Фестивали. Концерты

1

2

3

1

2

3

Раздел 1. 1.1.

1.2.


1.3.

Раздел 2. 2.1.

2.2.

Раздел 3. 3.1.



3.2.

Раздел 4. 4.1.

4.2.

4.3.


4.4.

4.5.


4.6.

4.7.


4.8.

Раздел 5.

Раздел 6.

Раздел 7.

Раздел 8.

Раздел 9.



Раздел 10. Раздел 11.

4

4

4

6

6

6

2

4

2

2

2

2

2

4

2

6

10

2

2


4

4

4

3

6

4

2

4

2

2

2

2

2

4

2

6

10

2

7


4

4

4

3

6

4

2

4

2

2

2

2

2

4

2

6

10

2

7


2

2

2

2

4

4

2

2

-

-

-

-

-

-

-

4

4

2

10


2

2

2

5

4

6

2

2

-

-

-

-

-

-

-

4

4

2

10


2

2

2

5

4

6

2

2

-

-

-

-

-

-

-

4

4

2

10



94 94 94

14 14 14



32 32 32

Всего

72

40

108

32

Общее количество часов на группу


252


Учебная программа / Содержание программы
Раздел 1. Теоретические основы рок-музыки.

1.1. Первичные понятия.

Отличительные особенности жанра. Ритмообразующая основа английской речи. ЭВМ и искусство. "Принцип телеграфа". Лингвистика и "рок". Русский язык с точки зрения статистического анализа - в поле крупнейших мировых языков. Проблемы восприятия. Преодоление ритмических несоответствий: почему хард-рок не возможен на русском языке. Понятия об оптимизации. Принцип разумной достаточности. Минимализм. Конкретное искусство. "Музыка тишины".

1.2. Синтез направлений в искусстве.

Цветомузыка. Системы Мусоргского, Скрябина, Римского-Корсакова, Чурлениса. Перевод с одного языка на другой: с языка музыки на язык живописи и обратно. Отличительные свойства физического и музыкального времени в изложении Стравинского. Синтез жанра в творчестве универсальных личностей. Леонардо да Винчи. Единство мира в призме универсализма. Некоторые законы творчества. Друзья и враги. Интуиция. Техницизм. Дилетантизм. Расширение сознания - в трактовке Николая и Елены Рерихов. Использование некоторых свойств: идеализация, гармония ошибок.

1.3. Математика и музыка.

Пифагоризм. Гармония целочисленных отношений. Пифагорова гамма. Математика колебания струны и тайны гармонии. "Гармония сфер". "Святые числа". От Одиссея Гомера до Постороннего Камю: история искусства в числах. "Игра в бисер" Германа Гессе и новый пифагоризм. Математический аппарат А.С. Пушкина. Цолькин: майя - прорицатели гармонии. "Числа судьбы". Циклы, нашедшие отражение в рок-искусстве.
Раздел 2. История искусства.

2.1. Математика исследует запутавшуюся историю.

Монолог, диалог, "любовный треугольник" в греческой трагедии. Феспис, Эсхил, Софокл, Еврипид. Система построения греческой трагедии - модель искусства последующих двух тысячелетий. Мифологизация искусства. Новая хронология - в изложении ученого-энциклопедиста Морозова Н.В. и академика Фоменко А.Т. Линии живописи, музыки, литературы: Джотто, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль; Гендель, Бах, Бетховен, Моцарт; Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов. Воздействие на современное искусство творчества Веласкеса, Эль Греко, Гойи, а также Иеронима Босха, Петера Брейгеля старшего. Особая роль музыки Нидерландов: Лассо и Жаннекн. Что объединяет творчество писателя По, композитора Айвза, комика Чаплина. Метаморфозы восприятия: изменение видения и оценки произведений искусства во времени.

2.2. История поэзии.

Значение поэтов, их личности, поэзии в становлении литературных языков, воздействие на речь разговорную, или обратная связь. Гомер - "воспитатель" Греции. Шекспир - легенда и реальность; язык оригинала и переложения. Вийон - язык "арго"; цикличность словоформ. Данте и Петрарка. Особенности итальянского языка: для поэзии. "Декамерон" Джованни Боккаччо: зарождение обрамления. Обрамление в поэмах Гомера. Прочие параллелизмы. Сервантес, Пушкин А.С, Федерико Гарсия Лорка. Суфии Ближнего Востока и Средней Азии: претензии на всеохват. Поэзия и мировосприятие. Отношение к музыке, песне. Восточная поэзия: Китай, Вьетнам, Корея, Япония - созерцательность как принцип жизни; влияние религий. Индийская поэзия. Характерные черты. Индия и Арабский Восток - взаимопроникновение, претензии и борьба. Тибет: брожение культур. Рерихи и "Агни-Йога" - с точки зрения поэзии. Поэзия народов центральной Америки. Краткий обзор скандинавской поэзии: язык гештальтов.

Раздел 3. Современное искусство.

3.1. Основные тенденции в искусстве 20 века.

Экзистенционализм. Сюрреализм. Психоанализ. Сведения о Камю, Сартре, Бунюэле, Дали и Джозефе Хеллере - в связи с романом последнего "Что случилось", а также о Кондинском и Пикассо - в связи с упоминанием об абстрактной живописи, поэзии. Самое оригинальное произведение живописи 20 века. Почему не имеет теории реализм. Жанр "фентези": от Говарда до Сапковского - метаморфозы "героя". Красный цвет в картинах Коро. Импрессионисты в живописи и музыке. Экспрессия Андрея Платонова. Эклектика Булгакова, Кафки и Маркеса. Миры Карлоса Кастанеды. Кинематограф: Висконти, Бунюэль, Антониони, Феллини и Бергман. Основополагающая роль Эйзенштейна. Особенности творчества А. Тарковского. Киноязык. Конфликт кадров. Законы монтажа. Полиэкран - фильм "Тысячи Христов". Параллель с творческими решениями в музыке Айвза. Теоретизацня искусства. Искусство и наркотики. Кризис жанров. Журнализм Хемингуэя. Трагичность судеб: Хемингуэй, Гоген, Ван Гог - диагностика века.

3.2. Массовое искусство.

Законы. Оригинальное и банальное: соотношение в массовом искусстве. От модели к серии. Серийная постановка рефлекса. Имитация. В системе вещей. Что такое "попса" по отношению к рок-культуре. "Селекционеры" в музыке. Шоу-бизнес и новые технологии. Цивилизация имитаторов.



следующая страница>


Образовательная программа Рок-лаборатория Возраст детей: 12-18 лет Срок реализации: 3 года

Ведь именно в рок-искусстве немалая часть молодежи видит и находит возможность для моделирования своих идей, ожидаемый отклик на свои проблемы. Несколько слов о специфике жанра

429.99kb.

10 10 2014
2 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей «Радиотехника» Возраст обучающихся 10-16 лет Срок реализации 3 года

Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к

283.94kb.

02 10 2014
1 стр.


Образовательная программа дополнительного образования детей «лидер» Возраст обучающихся 8-15 лет Срок реализации программы 2 года

Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, ког

995.3kb.

27 09 2014
5 стр.


Программа «патриот» Срок реализации программы: 5 лет Возраст учащихся: 1-11 классы
56.92kb.

25 09 2014
1 стр.


Программа предназначена для детей 8-16 лет с ограниченными возможностями здоровья (дцп). Срок реализации 3 года
10.28kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа включает в себя пять разделов: «Вступление в мир дерева», «Объемная резьба»

Программа предназначена для детей и подростков 10-15 лет. Срок реализации 5 лет

7.68kb.

10 09 2014
1 стр.


Образовательная программа по шахматам для детей 7 18 лет cрок реализации 3 года

Рф на 2004-2006 гг. В соответствии с данной программой в 2004 г было подготовлено методическое письмо «Об опыте шахматного образования обучающихся»

414.35kb.

14 12 2014
3 стр.


Пояснительная записка. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст – от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный

140.07kb.

16 12 2014
1 стр.